шариковый сферический однорядный подшипник качения

Классы МПК:F16C19/16 однорядные 
F16C23/08 самоустанавливающиеся 
F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-09-28
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Шариковый сферический однорядный подшипник качения содержит наружное (1) и внутреннее (2) кольца с дорожками качения и тела качения в виде шариков (3). Дорожка качения внутреннего кольца (2) выполнена со сферической поверхностью, при этом центр сферы находится на продольной оси симметрии подшипника и смещен вдоль нее относительно центра тяжести подшипника. Технический результат: повышение допустимого угла взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника. 1 ил. шариковый сферический однорядный подшипник качения, патент № 2405984

шариковый сферический однорядный подшипник качения, патент № 2405984

Формула изобретения

Шариковый сферический однорядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и тела качения в виде шариков, отличающийся тем, что дорожка качения внутреннего кольца выполнена со сферической поверхностью, при этом центр сферы находится на продольной оси симметрии подшипника и смещен вдоль нее относительно центра тяжести подшипника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен шариковый радиальный однорядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и тела качения в виде шариков (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989, с.2, тип. 0000).

Недостатком описанного подшипника является незначительный допустимый угол взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника и ограниченная область использования вследствие того, что подшипник предназначен в основном для восприятия радиальных нагрузок.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является шариковый радиально-упорный однорядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и тела качения в виде шариков. При этом наружное кольцо подшипника выполнено со скосом. Подшипник качения предназначен для восприятия радиальной и односторонней осевой нагрузки (ГОСТ 3395-89. Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения. - М.: Изд-во стандартов, 1989, с.37, тип. 36000).

Недостатком описанного подшипника является незначительный угол взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения допустимого угла взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника.

Для достижения указанного технического результата в шариковом сферическом однорядном подшипнике качения, содержащем наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и тела качения в виде шариков, дорожка качения внутреннего кольца выполнена со сферической поверхностью, при этом центр сферы находится на продольной оси симметрии подшипника и смещен вдоль нее относительно центра тяжести подшипника.

Повышение допустимого угла взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника обеспечивается вследствие того, что дорожка качения внутреннего кольца выполнена со сферической поверхностью, при этом центр сферы находится на продольной оси симметрии подшипника и смещен вдоль нее относительно центра тяжести подшипника.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен шариковый сферический однорядный подшипник качения, осевой разрез. Кроме того, на чертеже показано:

О - центр сферы сферической поверхности дорожки качения внутреннего кольца подшипника.

Шариковый сферический однорядный подшипник качения содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца с дорожками качения. Тела качения - в виде шариков 3. Дорожка качения внутреннего 2 кольца выполнена со сферической поверхностью, при этом центр сферы (О) находится на продольной оси симметрии подшипника и смещен вдоль нее относительно центра тяжести подшипника.

Шарики 3 расположены между наружным 1 и внутренним 2 кольцами. Для разделения шариков 3 в подшипнике может быть введен сепаратор (на чертеже не показан).

Шариковый сферический однорядный подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в машине, узле или устройстве, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении колец подшипника шарики 3 также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника. Взаимный перекос колец подшипника осуществляется за счет перемещения шариков 3 по дорожке качения внутреннего 2 кольца, выполненной со сферической поверхностью.

Выполнение дорожки качения внутреннего 2 кольца со сферической поверхностью, центр сферы (О) которой находится на продольной оси симметрии подшипника и смещен вдоль нее относительно центра тяжести подшипника, позволяет увеличить допустимый угол взаимного перекоса наружного 1 и внутреннего 2 колец подшипника, а смещение центра сферы (О) сферической поверхности дорожки качения внутреннего 2 кольца позволяет подшипнику воспринимать радиальную и одностороннюю осевую нагрузки. В процессе эксплуатации за счет взаимного осевого смещения колец подшипника устраняется зазор, вызванный износом его рабочих поверхностей.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет увеличить допустимый угол взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника.

Класс F16C19/16 однорядные 

сферический подшипник качения -  патент 2486381 (27.06.2013)
подшипник староверова -  патент 2479762 (20.04.2013)
шариковый сферический однорядный подшипник качения -  патент 2405983 (10.12.2010)
подшипник качения с масляным демпфированием -  патент 2319870 (20.03.2008)

Класс F16C23/08 самоустанавливающиеся 

Класс F16C33/58 поверхности качения; кольца подшипников качения 

Наверх