средство для защиты водителя от нападения

Классы МПК:B60N2/44 конструктивные элементы, не предусмотренные в других группах
B60R21/12 защищающие экипаж и пассажиров от нападения внутри или снаружи транспортного средства
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к области обеспечения безопасности при эксплуатации автотранспорта, а именно к средству для защиты водителя от нападения. Средство выполнено в виде укрепленного на спинке сиденья водителя механизма изоляции водителя от сидящего позади него пассажира. Механизм изоляции выполнен в виде электромеханического ударно-фиксирующего силового устройства. Силовое устройство размещено в глухом цилиндрическом отверстии на задней стороне спинки сиденья водителя и выполнено в виде витой конической пружины. Пружина обращена вершиной в сторону пассажира и зафиксирована в отверстии в сжатом состоянии с помощью плоского стержня-фиксатора. Стержень-фиксатор введен одним концом между витками в тело сжатой конической пружины вблизи ее вершины, а другим концом прикреплен к сердечнику электромагнита. Обмотка возбуждения электромагнита подключена к системе электропитания через упругую педаль, установленную в ногах у водителя. Глубина утопления педали определяет уровень сигнала в обмотке возбуждения электромагнита и глубину вытягивания стержня-фиксатора из тела конической пружины для обеспечения возможности наращивания усилия прижатия пассажира к спинке его сиденья ударно-фиксирующим силовым устройством. Достигается повышение эффективности защиты водителя от нападения. 2 ил. средство для защиты водителя от нападения, патент № 2402434

средство для защиты водителя от нападения, патент № 2402434 средство для защиты водителя от нападения, патент № 2402434

Формула изобретения

Средство для защиты водителя от нападения, выполненное в виде укрепленного на спинке сиденья водителя механизма изоляции водителя от сидящего позади него пассажира, отличающееся тем, что механизм изоляции выполнен в виде электромеханического ударно-фиксирующего силового устройства, размещенного в глухом цилиндрическом отверстии на задней стороне спинки сиденья водителя и выполненного в виде витой конической пружины, обращенной вершиной в сторону пассажира и зафиксированной в отверстии в сжатом состоянии с помощью плоского стержня-фиксатора, введенного одним концом между витков в тело сжатой конической пружины вблизи ее вершины, а другим концом прикрепленного к сердечнику электромагнита, обмотка возбуждения которого подключена к системе электропитания через упругую педаль, установленную в ногах у водителя, причем глубина утопления педали определяет уровень сигнала в обмотке возбуждения электромагнита и, соответственно, глубину вытягивания стержня-фиксатора из тела конической пружины для обеспечения возможности наращивания усилия прижатия пассажира к спинке его сиденья ударно-фиксирующим силовым устройством.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области обеспечения безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Известно устройство для фиксации пассажиров в кресле, содержащее дугу, охватывающую ветвями плечи пассажира, поперечный элемент, располагаемый над бедрами пассажира, а также снабженное регулируемыми упорами на спинке сиденья и ветвях дуги для исключения соударений лица пассажира с дугой / см., например, патент РФ на изобретение № 2236273, кл. A63G 7/00, 21/00, 2002 [1]/.

Известно также устройство, удерживающее пассажира с помощью специальных фиксирующих ремней со средствами крепления, а также крепежных лямок, выполненных в виде грудных и поясничных крепежных ремней, соединенных фиксирующим механизмом, и снабженное средством втягивания ремней в нерабочем состоянии / см. патент РФ на полезную модель № 75358, кл. B60R 22/00, 2008 [2]/.

Недостатками известных устройств является то, что, обеспечивая в некоторой степени защиту пассажиров от вибрационных и импульсных инерционных воздействий, они абсолютно не защищают водителя от нападения со стороны пассажиров. Особенно это относится к пассажиру, расположенному за спиной водителя вне поля его зрения и представляющему в данном плане максимальную опасность для водителя.

Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является средство для защиты водителя от нападения, выполненное в виде экрана из твердого плоского листового материала, снабженного средствами крепления к спинке сиденья водителя / см. патент РФ на полезную модель № 71602, кл. B60N 2/44, 2007 [3]/, и принятое за прототип.

Недостатками устройства-прототипа являются состояние дискомфорта, сообщаемое пассажирам при их изоляции от водителя экраном, решеткой и т.п., а главное низкая эффективность защиты водителя. Последнее обусловлено тем, что пассажир, увидев защитное устройство в виде экрана и имея запас времени в случае определенных намерений, продумывает другую схему нападения на водителя: либо в момент высадки и посадки в автомобиль, либо провоцируя водителя на временную остановку и т.п.

Целесообразным было создание скрытого в автотранспортном средстве от потенциального нападающего устройства защиты, которое, приводясь в действие водителем непосредственно в момент нападения, обеспечивало бы мгновенное силовое импульсное воздействие на нападающего, его удерживающую фиксацию и последующее силовое воздействие с нарастающей интенсивностью в случае продолжения попыток нападающего по освобождению.

Сущность изобретения заключается в создании электромеханического устройства для защиты водителя от нападения на него сзади, приводимого в действие водителем и обеспечивающего как импульсное ударное, так и статическое сдавливающее воздействие на нападающего.

Технический результат - увеличение эффективности защиты водителя от нападения, повышение комфортности при проезде пассажиров в автотранспорте.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном средстве для защиты водителя от нападения, выполненном в виде укрепленного на спинке сиденья водителя механизма изоляции водителя от сидящего позади него пассажира, особенность заключается в том, что механизм изоляции выполнен в виде электромеханического ударно-фиксирующего силового устройства, размещенного в глухом цилиндрическом отверстии на задней стороне спинки сиденья водителя и выполненного в виде витой конической пружины, обращенной вершиной в сторону пассажира и зафиксированной в отверстии в сжатом состоянии с помощью специального плоского стержня-фиксатора, введенного одним концом между витками в тело сжатой пружины, а другим концом прикрепленного к сердечнику электромагнита, обмотка возбуждения которого подключена к системе электропитания через упругую педаль, установленную в ногах у водителя, причем глубина утопления педали определяет уровень сигнала в обмотке возбуждения электромагнита и, соответственно, глубину внедрения стержня-фиксатора в тело пружины.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично на виде сбоку изображены сиденье водителя с предлагаемым устройством / в сработавшем состоянии / в контакте с задним пассажиром; на фиг.2 - предлагаемое устройство до срабатывания / в исходном состоянии / с продольным разрезом в увеличенном масштабе.

Средство для защиты водителя 1 от нападения / преимущественно со стороны пассажира 2 на сиденье 3 позади водителя, находящегося вне поля его зрения / выполнено в виде укрепленного на спинке 4 сиденья 5 водителя 1 механизма изоляции водителя 1от сидящего позади него пассажира 2, при этом механизм изоляции выполнен в виде электромеханического ударно-фиксирующего силового устройства, размещенного в глухом цилиндрическом отверстии 6 на задней стороне спинки 4 сиденья 5 водителя 1 и выполненного в виде витой конической пружины 7, обращенной вершиной в сторону пассажира 2 и прикрепленной основанием к дну глухого отверстия 6 / крепеж не показан /. Пружина 7 сдеформирована в отверстии 6 до исходного, полностью сжатого с натягом состоянии /см.фиг.2/ и зафиксирована в этом состоянии с помощью специального плоского стержня-фиксатора 8, введенного одним концом между витками в тело сжатой пружины 7 вблизи ее вершины, а другим концом прикрепленного к цилиндрическому сердечнику 9 электромагнита 10. Последний жестко установлен в полости 11 спинки 4 сиденья 5 водителя, закрываемой с задней стороны спинки 4 крышкой 12 и соединенной с глухим отверстием 6 сквозной прорезью 13 в его боковой стенке для свободного прохода плоского стержня-фиксатора 8. При этом обмотка возбуждения электромагнита 10 подключена к системе электропитания автомобиля через упругую подпружиненную педаль, расположенную на полу кузова под рулем в ногах у водителя /педаль не показана/, и замыкающую при нажатии на нее цепь питания обмотки возбуждения электромагнита 10. При увеличении усилия нажатия на педаль и, соответственно, при более глубоком ее утоплении уменьшается сопротивление реостата в цепи питания, соответственно, увеличивается ток в обмотке возбуждения электромагнита 10, и сердечник 9, все глубже втягиваясь внутрь катушки-электромагнита 10, все дальше вытягивает стержень-фиксатор 8 из тела пружины 7. Указанная выше схема автоматического регулирования упругим нажатием на педаль тока возбуждения в обмотках электромагнитов, двигателей и других элементов силового привода достаточно хорошо известна и отработана, поэтому заявитель специально на этом вопросе не останавливается. Снаружи к вершине пружины 7 прикреплена круглая металлическая пластинка 14, которая при полностью сжатой пружине 7 в ее исходном состоянии находится заподлицо с наружной кромкой глухого отверстия 6 и составляет единую плоскость с задней плоскостью спинки 4 сиденья 5.

Работа предложенного устройства осуществляется следующим образом.

В исходном состоянии вышеуказанная подпружиненная педаль в зоне расположения ног водителя не деформирована, обмотка возбуждения электромагнита 10 разомкнута, сердечник 10 значительно выступает из осевого отверстия электромагнита 10 /см. фиг.2/, стержень-фиксатор 8 глубоко введен в тело пружины 7, удерживая ее в полностью сжатом состоянии, при котором пластинка 14 находится в одной плоскости с задней плоскостью спинки 4 сиденья 5 водителя. При нападении пассажира 2 сзади на водителя 1, например с попыткой захвата сзади головы водителя, его удушения и т.п., водитель дотягивается ногой до педали и нажимает ее. При этом педаль мгновенно подключает обмотку возбуждения электромагнита 10 к цепи питания автомобиля, сердечник 9 скачком втягивается внутрь электромагнита 10 и частично вытягивает стержень-фиксатор 8 из тела пружины 7. В результате вся верхняя часть витков пружины с меньшим диаметром средство для защиты водителя от нападения, патент № 2402434 выстреливаетсредство для защиты водителя от нападения, патент № 2402434 вместе с пластинкой 14 из отверстия 6, ударяет пассажира 2 в грудь, отбрасывает его ударной нагрузкой к спинке заднего сиденья 3 и прижимает его к данной спинке /см.фиг.1/. При попытках пассажира в данной ситуации оказать физическое сопротивление /высвободиться, открыть дверь, достать оружие и т.п./ водитель глубже утапливает педаль, при этом стержень-фиксатор 8 полностью выходит из тела пружины 7, последняя полностью освобождается и сжимает пассажира 2 со значительным усилием, полностью подавляя всякие попытки сопротивления. Возможен вариант размещения предлагаемого средства также на соседнем с водителем сиденье с одновременным срабатыванием устройства фиксации на двух сиденьях. Усилие нажатия на педаль выбрано достаточным для предотвращения возможности случайного срабатывания средства для защиты. Также предусмотрен вариант с возможностью предварительного отключения средства защиты и с возможностью его включения с готовностью к работе в любой момент, например при посадке пассажиров, при подозрительном поведении пассажиров и т.п. Следует специально указать, что при наличии нескольких преступников в подавляющем числе случаев /об этом свидетельствует статистика преступлений на транспорте/ нападение на водителя начинается пассажиром сзади водителя. В этом случае неожиданное включение и срабатывание предлагаемого средства защиты позволит водителю ошеломить преступников и, например, выскочить из автомобиля.

Предлагаемое средство для защиты водителя отличается предельной эффективностью при сравнительной простоте конструкции и высокой надежности. Оно абсолютно не ухудшает эстетику салона, не вызывает состояние дискомфорта из-за наличия экранов, решеток и т.п., отделяющих водителя от пассажиров. По мнению заявителя, сам факт исходной изоляции водителя от пассажиров салона вызывает у последних чувство дискомфорта, некоторой тревоги, затрудняет общение, провоцирует у пассажиров, естественно, при наличии соответствующего умысла, к подготовке других вариантов нападения, последствий которых при отсутствии у водителя специальной подготовки очень трудно избежать. Последний факт особенно важен для такси, где общение водителя с пассажирами через экран или динамик вызывает резкий дискомфорт. Тем более, что экран должен быть достаточно прочным - в противном случае его наличие практически не повышает безопасность.

Класс B60N2/44 конструктивные элементы, не предусмотренные в других группах

транспортное средство с отражателем звуковых волн -  патент 2526116 (20.08.2014)
средство для защиты водителя от нападения -  патент 2472653 (20.01.2013)
устройство для защиты водителя от нападения хулиганов -  патент 2429983 (27.09.2011)
средство для защиты водителя от нападения -  патент 2397887 (27.08.2010)
усовершенствованная система сидений -  патент 2323106 (27.04.2008)
пассажирское сиденье с мягкой обивкой и ремнем безопасности -  патент 2268834 (27.01.2006)
пассажирское сиденье для пассажирских транспортных средств -  патент 2266223 (20.12.2005)
опора для пассажира автомобиля -  патент 2245261 (27.01.2005)
сиденье транспортного средства -  патент 2241611 (10.12.2004)
опора сиденья типа "консоль" для пассажирского транспортного средства -  патент 2197398 (27.01.2003)

Класс B60R21/12 защищающие экипаж и пассажиров от нападения внутри или снаружи транспортного средства

система предотвращения захвата террористами объектов с большим скоплением материальных и людских ресурсов -  патент 2503591 (10.01.2014)
антирикошетная и антиосколочная защита обитаемого или грузового отсека -  патент 2488765 (27.07.2013)
средство для защиты водителя от нападения -  патент 2472653 (20.01.2013)
устройство блокировки пассажира транспортного средства при угрозе его нападения на водителя -  патент 2465159 (27.10.2012)
устройство блокировки пассажира транспортного средства в аварийной ситуации и при угрозе его нападения на водителя -  патент 2463180 (10.10.2012)
мобильное устройство для защиты с трансформируемым защитным экраном -  патент 2447393 (10.04.2012)
устройство для защиты водителя от нападения хулиганов -  патент 2429983 (27.09.2011)
устройство для предотвращения захвата гражданского самолета -  патент 2350514 (27.03.2009)
устройство для предотвращения захвата гражданского самолета -  патент 2350513 (27.03.2009)
способ формирования легкой противорикошетной и противоосколочной защиты транспортного модуля и устройство для его осуществления -  патент 2295464 (20.03.2007)
Наверх