способ распределения энергии в автономной системе электроснабжения

Классы МПК:H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей
H02J7/34 параллельная работа в сетях с использованием как электрических аккумуляторов, так и других источников постоянного тока, например с целью обеспечения буферного режима
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственный центр "Полюс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения (СЭС) автономных объектов с использованием в качестве первичных источников энергии солнечных батарей, а в качестве накопителей энергии - аккумуляторных батарей. Технический результат - уменьшение размаха пульсации напряжения на дросселе стабилизатора напряжения и, следовательно, улучшение массогабаритных показателей СЭС. Сущность технического решения заключается в том, что входной вывод цепи диод - дроссель стабилизатора напряжения соединяют с потенциальной шиной аккумуляторной батареи, что обеспечивает при разомкнутом состоянии ключевого элемента стабилизатора напряжения дополнительную передачу энергии от потенциальной шины аккумуляторной батареи в потенциальную шину бортовых потребителей. 1 ил. способ распределения энергии в автономной системе электроснабжения, патент № 2402136

способ распределения энергии в автономной системе электроснабжения, патент № 2402136

Формула изобретения

Способ распределения энергии в автономной системе электроснабжения, состоящей из солнечной батареи, аккумуляторной батареи, бортовых потребителей, зарядного устройства, разрядного устройства и стабилизатора напряжения, содержащего ключевой элемент, дроссель и диод, заключающийся в том, что при замкнутом состоянии ключевого элемента по цепи ключевой элемент - дроссель энергию с потенциальной шины солнечной батареи передают на потенциальную шину бортовых потребителей и накапливают в дросселе, а при разомкнутом состоянии ключевого элемента по цепи диод - дроссель на потенциальную шину бортовых потребителей передают энергию, накопленную в дросселе, отличающийся тем, что при разомкнутом состоянии ключевого элемента на потенциальную шину бортовых потребителей по цепи диод - дроссель дополнительно передают энергию с потенциальной шины аккумуляторной батареи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам электроснабжения (СЭС) автономных объектов с использованием в качестве первичных источников энергии солнечных батарей, а в качестве накопителей энергии - аккумуляторных батарей.

Известен способ распределения энергии в автономной системе электроснабжения, состоящей из солнечной батареи, аккумуляторной батареи, бортовых потребителей, зарядного устройства, разрядного устройства и стабилизатора напряжения, содержащего ключевой элемент, дроссель и диод, заключающийся в том, что при замкнутом состоянии ключевого элемента, по цепи ключевой элемент - дроссель, энергию с потенциальной шины солнечной батареи передают на потенциальную шину бортовых потребителей и накапливают в дросселе, а при разомкнутом состоянии ключевого элемента, по цепи нулевая шина - диод - дроссель, на потенциальную шину бортовых потребителей передают энергию, накопленную в дросселе.

При наличии энергии в солнечной батарее стабилизатор напряжения стабилизирует на заданном уровне напряжение на потенциальной шине бортовых потребителей, осуществляя передачу энергии с потенциальной шины солнечной батареи на потенциальную шину бортовых потребителей. При этом размах пульсации напряжения на дросселе стабилизатора напряжения равен напряжению солнечной батареи.

Недостатком известного способа распределения энергии является большой размах пульсации напряжения на дросселе стабилизатора напряжения, что ухудшает массогабаритные показатели СЭС.

Предлагаемый способ распределения энергии решает задачу уменьшения размаха пульсации напряжения на дросселе стабилизатора напряжения и, следовательно, улучшает массогабаритные показатели СЭС.

Согласно предлагаемому способу преобразования энергии поставленная задача решается следующим образом.

В автономной системе электроснабжения, состоящей из солнечной батареи, аккумуляторной батареи, бортовых потребителей, зарядного устройства, разрядного устройства и стабилизатора напряжения, содержащего ключевой элемент, дроссель и диод, при замкнутом состоянии ключевого элемента, по цепи ключевой элемент - дроссель, энергию с потенциальной шины солнечной батареи передают на потенциальную шину бортовых потребителей и накапливают в дросселе, а при разомкнутом состоянии ключевого элемента, по цепи диод - дроссель, на потенциальную шину бортовых потребителей передают энергию, накопленную в дросселе, при этом согласно изобретению на потенциальную шину бортовых потребителей, по цепи диод - дроссель, дополнительно передают энергию с потенциальной шины аккумуляторной батареи.

Сущность технического решения заключается в том, что входной вывод цепи диод - дроссель стабилизатора напряжения соединяют с потенциальной шиной аккумуляторной батареи, что обеспечивает при разомкнутом состоянии ключевого элемента стабилизатора напряжения дополнительную передачу энергии от потенциальной шины аккумуляторной батареи в потенциальную шину бортовых потребителей.

На чертеже приведена схема СЭС, реализующая предложенный способ распределения энергии.

Схема СЭС, реализующая предложенный способ распределения энергии, содержит солнечную батарею 1, аккумуляторную батарею 2, бортовые потребители 3, зарядное устройство 4, разрядное устройство 5, стабилизатор напряжения 6 и три конденсатора 10-12. Входные выводы стабилизатора напряжения 6 и зарядного устройства 4 соединены с потенциальной шиной U СБ солнечной батареи 1, выходной вывод зарядного устройства 5, общий вывод стабилизатора напряжения 6 и входной вывод разрядного устройства 5 соединены с потенциальной шиной UАБ аккумуляторной батареи 2, выходные выводы стабилизатора напряжения 6 и разрядного устройства 5 соединены с потенциальной шиной UН бортовых потребителей 3, общие выводы зарядного устройства 4 и разрядного устройства 5 соединены с нулевой шиной U0 СЭС, выводы конденсатора 10 соединены с потенциальной шиной UСБ солнечной батареи 1 и с нулевой шиной U0 СЭС, выводы конденсатора 11 соединены с потенциальной шиной UАБ аккумуляторной батареи 2 и с нулевой шиной U0 СЭС, выводы конденсатора 12 соединены с потенциальной шиной U Н бортовых потребителей 3 и с нулевой шиной U0 СЭС.

Стабилизатор напряжения 6 и зарядное устройство 4 выполнены на базе понижающего преобразователя постоянного напряжения, а разрядное устройство 5 - на базе повышающего.

Стабилизатор напряжения 6 содержит ключевой элемент 7, диод 8 и дроссель 9, первый силовой вывод ключевого элемента 7 соединен с входным выводом стабилизатора напряжения 6, первый силовой вывод диода 8 соединен с общим выводом стабилизатора напряжения 6, второй силовой вывод ключевого элемента 7, второй силовой вывод диода 8 и первый силовой вывод дросселя 9 соединены между собой, второй силовой вывод дросселя 9 соединен с выходным выводом стабилизатора напряжения 6

При наличии энергии в солнечной батарее 1 стабилизатор напряжения 6 стабилизирует на заданном уровне напряжение на потенциальной шине UН бортовых потребителей 3, осуществляя передачу энергии с потенциальной шины UСБ солнечной батареи 1 на потенциальную шину UН бортовых потребителей 3 по цепи ключевой элемент 7 - дроссель 9 и накапливает энергию в дросселе 9 при замкнутом ключевом элементе 7, а при разомкнутом ключевом элементе 7, по цепи диод 8 - дроссель 9, на потенциальную шину UН бортовых потребителей 3 передают энергию с потенциальной шины UАБ аккумуляторной батареи 2 и энергию, накопленную в дросселе 9. При этом размах пульсации напряжения на дросселе 9 равен разнице между напряжением на потенциальной шине U АБ солнечной батареи 1 и напряжением на потенциальной шине UАБ аккумуляторной батареи 2. Зарядное устройство 4 управляет передачей энергии с потенциальной шины UСБ солнечной батареи 1 на потенциальную шину UАБ аккумуляторной батареи 2. Разность между количеством энергии, поступающим на потенциальную шину UАБ аккумуляторной батареи 2 через зарядное устройство 4, и количеством энергии, забираемым с потенциальной шины UАБ аккумуляторной батареи 2 через стабилизатор напряжения 6, определяет заряд или разряд аккумуляторной батареи 2.

Конденсатор 10 уменьшает пульсации напряжения на потенциальной шине UСБ солнечной батареи 1, конденсатор 11 уменьшает пульсации напряжения на потенциальной шине U АБ аккумуляторной батареи 2 и предотвращает ее циклирование, конденсатор 12 уменьшает пульсации напряжения на потенциальной шине UН бортовых потребителей 3.

При отсутствии энергии в солнечной батарее 1 разрядное устройство 5 стабилизирует на заданном уровне напряжение на потенциальной шине UН бортовых потребителей 3, осуществляя передачу энергии с потенциальной шины UАБ аккумуляторной батареи 2 на потенциальную шину UН бортовых потребителей 3.

Таким образом, дополнительная передача энергии с потенциальной шины UАБ аккумуляторной батареи 2 на потенциальную шину UН бортовых потребителей 3 при разомкнутом состоянии ключевого элемента 7, реализованная подключением общего вывода стабилизатора напряжения 4 к потенциальной шине UАБ аккумуляторной батареи 2, уменьшает размах пульсации напряжения на дросселе 9 стабилизатора напряжения 6 на величину, равную напряжению на потенциальной шине UАБ аккумуляторной батареи 2, что позволяет уменьшить массу СЭС в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варианты построения экстремальных шаговых регуляторов мощности солнечных батарей / Ю.А.Шиняков, К.Г.Гордеев, С.П.Черданцев, П.В.Обрусник // Труды ВНИИЭМ. М, 1997. Т.97. Электромеханические устройства космических аппаратов. С.83-92.

Класс H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей

усовершенствованная система аккумуляторных батарей -  патент 2526854 (27.08.2014)
устройство управления аккумуляторной батареей -  патент 2526849 (27.08.2014)
способ обнаружения извлечения аккумулятора -  патент 2526028 (20.08.2014)
автономное зарядное устройство -  патент 2525849 (20.08.2014)
экранированная система беспроводной многопозиционной зарядки мобильных устройств -  патент 2524920 (10.08.2014)
способ управления автономной системой электроснабжения геостационарного космического аппарата -  патент 2524696 (10.08.2014)
устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
блок энергоснабжения, сухопутное транспортное средство, станция замены и способ замены блока энергоснабжения, имеющегося на сухопутном транспортном средстве -  патент 2523719 (20.07.2014)
система подзарядки аккумулятора электрического беспилотного летательного аппарата -  патент 2523420 (20.07.2014)
способ использования шахтного транспортного средства, шахтное устройство, буровая установка для горных пород и шахтное транспортное средство -  патент 2522985 (20.07.2014)

Класс H02J7/34 параллельная работа в сетях с использованием как электрических аккумуляторов, так и других источников постоянного тока, например с целью обеспечения буферного режима

автономная система электроснабжения -  патент 2522728 (20.07.2014)
способ электропитания космического аппарата -  патент 2510116 (20.03.2014)
система бесперебойного электропитания, содержащая упрощенную схему индикации наличия напряжения -  патент 2504067 (10.01.2014)
способ питания нагрузки постоянным током в автономной системе электропитания искусственного спутника земли -  патент 2503112 (27.12.2013)
устройство сбалансированного стабилизированного питания потребителей большой мощности -  патент 2502172 (20.12.2013)
устройство и способ для формирования, накопления и передачи электрической энергии -  патент 2496208 (20.10.2013)
способ электропитания космического аппарата -  патент 2488933 (27.07.2013)
электрическая схема автотранспортного средства -  патент 2483412 (27.05.2013)
двунаправленный преобразователь постоянного тока в постоянный для управления накопителем энергии при отводе энергии -  патент 2476978 (27.02.2013)
способ управления автономной системой электропитания космического аппарата -  патент 2467449 (20.11.2012)
Наверх