авиационный реакционно-инерционный взрыватель

Классы МПК:F42C14/06 для авиационных бомб
F42C15/24 в которых взведение или переход в предохранительное положение осуществляется с помощью инерционных средств
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Базальт" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-06-05
публикация патента:

Изобретение относится к авиационным взрывателям. Взрыватель состоит из металлического корпуса 1 с расположенными в нем металлическим блоком взведения сегментной формы, состоящим из электровоспламенителя 2 и замедлителя 3, соединенных герметичной полостью, электрическим фильтром, размещенным в электроизоляционном корпусе сегментной формы 4, составным реакционным ударником, состоящим из штока 5, ударника 6 и поджимной гайки 7, инерционного ударника 8 с подпружиненным капсюлем-детонатором 9 и передаточным детонатором 10, подпружиненным накольником 11, втулки 12 с пиротехническим составом 13, бокобойной втулки 14, детонатора 15 и электрический жгут с контактным узлом 16. Взрыватель обеспечивает безопасность в условиях воздействия электромагнитных полей высокой мощности при корабельном базировании авиации, высокую надежность приведения в действие авиабомбы при снижении габаритов взрывателя и его безопасность при сбросе без подачи электрического импульса с носителя. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. авиационный реакционно-инерционный взрыватель, патент № 2399869

авиационный реакционно-инерционный взрыватель, патент № 2399869 авиационный реакционно-инерционный взрыватель, патент № 2399869

Формула изобретения

1. Авиационный реакционно-инерционный взрыватель, характеризующийся тем, что содержит металлический корпус с электрическим пусковым устройством, состоящим из токопроводящего жгута с контактным устройством, металлический блок взведения с электровоспламенителем и замедлителем, реакционный ударник, инерционный ударник с подпружиненным капсюлем-детонатором и передаточным детонатором, бокобойную втулку, подпружиненный накольник, основной детонатор и электрический фильтр в корпусе из электроизоляционного материала, соединяющий электровоспламенитель и токопроводящий жгут.

2. Авиационный реакционно-инерционный взрыватель по п.1, отличающийся тем, что реакционный ударник содержит шток, расположенный во втулке с пиротехническим составом, имеющий две части с различными диаметрами, при этом отношение меньшего диаметра к большему составляет не более 0,6, отношение длины части штока меньшего диаметра к этому диаметру составляет не менее 4, а реакционный ударник, установленный со стороны меньшего диаметра, частично входит в поджимную гайку.

3. Авиационный реакционно-инерционный взрыватель по п.1 или 2, отличающийся тем, что блок взведения имеет сегментную форму, электровоспламенитель и замедлитель расположены параллельно друг другу, а также параллельно реакционному ударнику и электрическому фильтру, размещенному в корпусе сегментной формы, при этом выход электровоспламенителя и вход замедлителя объединены общей герметичной полостью.

4. Авиационный реакционно-инерционный взрыватель по п.2, отличающийся тем, что инерционный ударник размещен в бокобойной втулке, имеющей внутреннюю полость в виде усеченных конусов, направленных меньшими основаниями навстречу друг другу, а передаточный детонатор установлен во внутренней полости в виде усеченного конуса со стороны основного детонатора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к техническим устройствам, обеспечивающим приведение в действие сбрасываемых авиационных бомб, в частности к авиационным взрывателям.

Известны реакционно-инерционные взрыватели, например головной ударный взрыватель РГМ (Третьяков Г.М. «Боеприпасы артиллерии». Военное издательство, 1947 год, стр.369), содержащий ударник реакционного (мгновенного) действия и ударник инерционного действия. Ударник реакционного действия закрыт съемным колпачком, обеспечивающим безопасность в эксплуатации и инерционное действие взрывателя при установленном колпачке. Недостатком такого технического решения является необходимость снимать колпачок при реакционном действии.

Аналогично решается задача обеспечения безопасности при сбросе на «Не взрыв» бомбы с установленным взрывателем, имеющим в своем составе колпачок с ветрянкой, который скручивается при сбросе «На взрыв» и остается на взрывателе при сбросе на «Не взрыв» за счет законтренной ветрянки («Авиационные боеприпасы»./Под редакцией В.А.Кузнецова, издание «ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского», 1968 год, стр.371). Недостатком такого технического решения является сложность конструкции с ветрянкой, отделение которой может представлять опасность для самолетов, и ограничивает режимы применения авиабомб.

В известных взрывателях, в том числе в указанном взрывателе РГМ реакционный ударник, воспламенитель, а затем и замедлитель располагаются последовательно для обеспечения функционирования системы ударник-воспламенитель-замедлитель за счет прямого воздействия ударника на капсюль-воспламенитель и последующего форса пламени от воспламенителя на замедлитель. Недостатком такого технического решения является увеличение длины взрывателя.

В известных взрывателях для обеспечения срабатывания при малых углах встречи с преградой применяются бокобойные инерционные механизмы. Такие механизмы, кроме инерционного ударника, дополнены инерционной шайбой, способной перемещаться в боковом направлении. Бокобойная шайба удерживается от перемещения лапками жесткого предохранителя («Авиационные боеприпасы»./Под редакцией В.А.Кузнецова, издание «ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского», 1968 год, стр.371). Недостатком такого технического решения является увеличение диаметра взрывателя на величину необходимого хода бокобойной шайбы и размера лапок жесткого предохранителя.

Известны авиационные взрыватели с электрическими пусковыми устройствами, состоящими из электровоспламенителя и токопроводящего жгута. При отделении бомбы от самолета в электровоспламенитель через токопроводящий жгут от самолетного источника питания подается импульс тока, который приводит к срабатыванию электровоспламенителя и запуску пиротехнического механизма дальнего взведения («Авиационные боеприпасы»./Под редакцией В.А.Кузнецова, издание «ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского», 1968 год, стр.382). Недостатком такого технического решения является малая безопасность взрывателя в условиях воздействия электромагнитных полей высокой мощности при корабельном базировании авиации вследствие возможного срабатывания электровоспламенителя от токов наводки.

Таким образом, несмотря на известные технические решения отдельных узлов взрывателей, из уровня техники неизвестен авиационный взрыватель, который бы обеспечивал требования по безопасности в условиях воздействия электромагнитных полей при корабельном базировании.

Задача, решаемая заявленным изобретением, заключается в разработке такого устройства, которое обеспечивает безопасность взрывателя при корабельном базировании авиации.

Технический результат заключается в снижении токов наводки за счет установки в металлический корпус взрывателя электрического фильтра в корпусе из электроизоляционного материала, соединяющего электровоспламенитель и токопроводящий жгут и обеспечивающего не срабатывание электровоспламенителя в случае воздействия электромагнитных полей при корабельном базировании авиации.

Технический результат достигается тем, что авиационный реакционно-инерционный взрыватель содержит металлический корпус с электрическим пусковым устройством, состоящим из токопроводящего жгута с контактным устройством, блок взведения с электровоспламенителем и замедлителем, реакционный ударник, инерционный ударник с подпружиненным капсюлем-детонатором и передаточным детонатором, бокобойную втулку, подпружиненный накольник, основной детонатор и электрический фильтр в корпусе из электроизоляционного материала, соединяющий электровоспламенитель и токопроводящий жгут. В качестве электроизоляционного материала может использоваться любой такой материал, известный из уровня техники, например стеклопластик, текстолит.

Реакционный ударник может содержать шток, расположенный во втулке с пиротехническим составом, имеющий две части с различными диаметрами, при этом отношение меньшего диаметра к большему составляет не более 0,6. Отношение длины части штока меньшего диаметра к этому диаметру составляет не менее 4, а реакционный ударник, установленный со стороны меньшего диаметра, входит в поджимную гайку. Использование такого составного реакционного ударника позволяет обеспечить безопасность взрывателя при сбросе на «Не взрыв». При сбросе на «Не взрыв» при соударении с грунтом (водой) под действием среды на ударник, происходит потеря устойчивости части штока с меньшим диаметром, в результате чего сокращается длина штока и ударник выходит из поджимной гайки, при этом за счет изгиба указанной части штока смещается центр давления на ударник и он разворачивается относительно штока, обеспечивая заклинивание штока.

Блок взведения может иметь сегментную форму, электровоспламенитель и замедлитель располагаться параллельно друг другу, а также параллельно реакционному ударнику и электрическому фильтру, размещенному в корпусе сегментной формы, при этом выход электровоспламенителя и вход замедлителя могут объединяться общей герметичной полостью. Это позволяет уменьшить длину взрывателя при обеспечении функционирования системы электровоспламенитель-замедлитель. Кроме того, электроизоляционный корпус электрического фильтра может быть выполнен сегментной формы, что также позволяет уменьшить длину взрывателя.

Инерционный ударник может быть размещен в бокобойной втулке, имеющей внутреннюю полость в виде усеченных конусов, направленных меньшими основаниями навстречу друг другу, а передаточный детонатор установлен во внутренней полости в виде усеченного конуса со стороны основного детонатора. Это позволяет уменьшить диаметр взрывателя при обеспечении его бокобойного действия. Установка передаточного детонатора в полости усеченного конуса позволяет, с одной стороны, обеспечить вращательно-поступательное движение инерционного ударника, обеспечивающего инерционное действие, а, с другой стороны, обеспечивает направленное действие импульсной нагрузки при срабатывании передаточного детонатора за счет отражения продуктов детонации и ударной волны от стенок усеченного конуса в сторону основного детонатора, что позволяет сократить объем (массу) передаточного детонатора, а следовательно, и взрывателя.

На фигуре 1 изображена конструкция взрывателя в продольном разрезе.

На фигуре 2 изображена конструкция взрывателя в поперечном разрезе, проведенном через герметичную полость блока взведения, соединяющую выход электровоспламенителя 2 и вход замедлителя 3.

Взрыватель состоит из корпуса 1 с расположенными в нем металлическим блоком взведения сегментной формы, состоящим из электровоспламенителя 2 и замедлителя 3, объединенных герметичной полостью, электрическим фильтром 4, размещенным в корпусе сегментной формы из электроизоляционного материала, составным реакционным ударником, состоящим из штока 5, ударника 6 и поджимной гайки 7, инерционного ударника 8 с подпружиненным капсюлем-детонатором 9 и передаточным детонатором 10, подпружиненного накольника 11, втулки 12 с пиротехническим составом 13, бокобойной втулки 14, детонатора 15 и электрического жгута с контактным узлом 16.

На фигуре 2 изображена конструкция взрывателя в поперечном разрезе, проведенном через герметичную полость блока взведения, соединяющую выход электровоспламенителя 2 и вход замедлителя 3.

В служебном положении взрыватель устанавливается в авиабомбу, а контактный узел 16 подключается к механизму подачи электрического импульса авиационного носителя.

При сбросе авиабомбы с носителя через контактный узел 16 электрический импульс, пройдя через фильтр, приводит в действие электровоспламенитель 2, образовавшиеся газы которого попадают в герметичную полость блока взведения и поджигают пиротехнический замедлитель 3, после выгорания замедлителя происходит воспламенение пиротехнического состава 13, после выгорания которого подпружиненный накольник 11 отодвигает втулку 12 в сторону штока 5, а подпружиненный капсюль-детонатор 9 становится под накольник. При соударении с текучей преградой (вода, снег, грунт) она действует на реакционный ударник, который через втулку 12 перемещает накольник 11 до внедрения в капсюль-детонатор 9, взрыв которого инициирует срабатывание передаточного детонатора 10, который вызывает детонацию основного детонатора 15. При соударении с прочной преградой (скала, замерзший грунт) инерционный ударник 8 перемещается в сторону накольника до внедрения его в капсюль-детонатор 9 с последующим срабатыванием взрывателя.

При сбросе авиабомбы с носителя без подачи электрического импульса не выгорает пиротехнический состав 13 во втулке 12 и не перемещается накольник 11, таким образом исключается возможность срабатывания инерционного ударника. Мощное воздействие текучей преграды на ударник 6 приводит к потере устойчивости части штока 5 с меньшим диаметром, в результате чего сокращается длина штока и ударник выходит из поджимной гайки, при этом за счет изгиба указанной части штока, смещается центр давления на ударник и он разворачивается относительно штока, обеспечивая заклинивание штока.

Заявленный взрыватель обеспечивает безопасность в условиях воздействия электромагнитных полей высокой мощности при корабельном базировании авиации, высокую надежность приведения в действие авиабомбы при снижении габаритов взрывателя и его безопасность при сбросе без подачи электрического импульса с носителя.

Класс F42C14/06 для авиационных бомб

Класс F42C15/24 в которых взведение или переход в предохранительное положение осуществляется с помощью инерционных средств

Наверх