распашной борт специального транспортного средства

Классы МПК:B62D33/03 с поворотом вниз
B60P1/00 Транспортные средства с устройствами для облегчения погрузки, разгрузки и укладки грузов
B60P3/37 платформы, располагаемые снаружи транспортных средств, например веранды
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-08-10
публикация патента:

Изобретение относится к средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ на транспорте, в частности военных и специальных транспортных средств. Распашной борт специального транспортного средства размещен на боковой стенке кузова-фургона специального транспортного средства и состоит из двух частей: верхней и нижней. Нижняя часть борта выполнена из двух внутренних (5, 6) и наружной (7) секций, связанных между собой с возможностью складывания. Нижняя часть борта связана с приводом поворота, состоящим из червячного редуктора 9 со штурвальным колесом (11), лебедки с тросом (14) и барабана с тросом. Оба троса соединены с симметрично установленными по краям наружной секции борта (7) двухзвенными складывающимися рычагами-кронштейнами (19), соединенными внутренними секциями (5, 6). Внутренние секции (5, 6) оснащены стойками (25) с регулируемыми по высоте опорами (26). Верхняя часть борта оснащена аналогичными фиксирующими складывающимися стойками. С наружной стороны верхней и нижней частей борта установлены запорные устройства. Изобретение повышает надежность и улучшает технико-эксплуатационные характеристики. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. распашной борт специального транспортного средства, патент № 2399537

распашной борт специального транспортного средства, патент № 2399537 распашной борт специального транспортного средства, патент № 2399537

Формула изобретения

1. Распашной борт специального транспортного средства, содержащий борт (платформу), установленный с возможностью поворота и фиксации в горизонтальном и вертикальном положении, привод поворота с механизмом перемещения, образованным рычагами, запорное устройство для фиксации в двух положениях, отличающийся тем, что борт состоит из двух частей: верхней и нижней, нижняя часть борта выполнена из двух внутренних и наружной секций с возможностью их складывания, привод поворота с механизмом перемещения в виде червячного редуктора, входной вал которого связан со штурвальным колесом, а на одном конце его двухстороннего выходного вала установлен барабан лебедки, в котором зафиксирован трос, другой конец выходного вала жестко связан с осью, на противоположном конце которой зафиксирован аналогичный барабан с тросом, оба троса зафиксированы в пазах направляющих роликов и соединены с симметрично установленными по краям наружной секции борта двухзвенными рычагами-кронштейнами, выполненными с возможностью складывания в шарнирном соединении, звено одного из рычагов-кронштейнов, связанное с тросом лебедки, посредством страховочного тросика соединено с углом первой внутренней секции, звенья обоих рычагов-кронштейнов, примыкающие непосредственно к наружной секции, в непосредственной близи от шарнирного соединения через фиксирующие складывающиеся стойки, выполненные в виде пневматических амортизаторов, соединены со второй внутренней секцией, верхняя часть борта оснащена аналогичными фиксирующими складывающимися стойками, с наружной стороны верхней и нижней частей борта установлены запорные устройства.

2. Распашной борт специального транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что внутренние секции нижней части борта оснащены стойками с регулируемыми по высоте опорами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ на транспорте, в частности к бортовым системам военных и специальных транспортных средств.

Известен подъемник на транспортном средстве (патент № 2148508, МПК В60Р 1/46, B61D 47/00, опубл. 10.05.2000 г.). Подъемник на транспортном средстве содержит каркас с подъемной платформой и привод подъема-опускания ее относительно каркаса. Каркас устройства выполнен в виде выдвижной П-образной рамы-каретки с продольными боковинами, относительно которых платформа фиксируется и к которым платформа подвешена через гибкие связи с отводными блоками. Концы гибких связей закреплены на поворотных барабанах, кинематически связанных с приводом подъема-опускания платформы через разъемные зубчатые передачи, а рама-каретка через направляющие подвижно закреплена на основании, на котором установлены привод подъема-опускания платформы и привод движения рамы-каретки. Подъемник может быть выполнен в виде отдельного монтажного блока, а П-образная рама-каретка может быть выполнена телескопической.

Недостатками устройства являются:

- высокие массогабаритные показатели;

- сложность конструкции.

Известен грузоподъемный борт транспортного средства (патент № 2173641, МПК В60Р 1/44, опубл. 20.09.2001 г.), принятый за прототип. Грузоподъемный борт транспортного средства содержит грузонесущую платформу (борт) с упорным рычагом, связанные с рамой транспортного средства двумя парами рычагов. Грузонесущая платформа установлена с возможностью поворота и фиксации вокруг оси шарнира ее соединения с упорным рычагом из горизонтального рабочего положения в вертикальное, при котором центр тяжести платформы смещен относительно оси ее поворота в направлении от кузова транспортного средства. Механизм перемещения платформы в вертикальной плоскости образован рычагами, приводом по меньшей мере одного из них и закрепленным на задней части транспортного средства роликом, взаимодействующим с кронштейном грузонесущей платформы, установленным на торце грузонесущей платформы с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной грузонесущей поверхности платформы, и фиксации по меньшей мере в двух положениях. Привод выполнен с возможностью изменения скорости поворота рычага при переводе платформы из вертикального в горизонтальное положение.

Недостатками прототипа являются:

- необходимость приложения высоких усилий при повороте бортовой системы;

- высокие габаритные показатели бортовой системы в походном положении;

- недостаточная плавность при работе механической передачи привода бортовой системы;

- сложность применения борта для крупногабаритных транспортных средств;

- сложность конструкции, вызывающая затруднения при эксплуатации и техническом обслуживании, и высокие массогабаритные показатели.

Предлагаемым изобретением решается задача по оптимизации конструкции, повышению надежности работы бортовой системы специального транспортного средства и улучшению его технике - эксплуатационных характеристик.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании компактного, простого в эксплуатации распашного борта крупногабаритного специального транспортного средства, в котором обеспечиваются невысокие усилия при открытии (закрытии), удобство погрузки (разгрузки) оборудования, минимальные габаритные размеры в походном положении.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом распашном борте специального транспортного средства, содержащем борт (платформу), установленный с возможностью поворота и фиксации в горизонтальном и вертикальном положении, привод поворота с механизмом перемещения, образованным рычагами, запорное устройство для фиксации в двух положениях, новым является то, что борт состоит из двух частей: верхней и нижней, нижняя часть борта выполнена из двух внутренних и наружной секций с возможностью их складывания, привод поворота с механизмом перемещения выполнен в виде червячного редуктора, входной вал которого связан со штурвальным колесом, а на одном конце его двухстороннего выходного вала установлен барабан лебедки, в котором зафиксирован трос, другой конец выходного вала жестко связан с осью, на противоположном конце которой зафиксирован аналогичный барабан с тросом, оба троса зафиксированы в пазах направляющих роликов и соединены с симметрично установленными по краям наружной секции борта двухзвенными рычагами-кронштейнами, выполненными с возможностью складывания в шарнирном соединении, звено одного из рычагов-кронштейнов, связанное с тросом лебедки, посредством страховочного тросика соединено с углом первой внутренней секции, звенья обоих рычагов-кронштейнов, примыкающие непосредственно к наружной секции, в непосредственной близости от шарнирного соединения через фиксирующие складывающие стойки, выполненные в виде пневматических амортизаторов, соединены со второй внутренней секцией, внутренние секции нижней части борта оснащены стойками с регулируемыми по высоте опорами, верхняя часть борта оснащена аналогичными фиксирующими складывающимися стойками, с наружной стороны верхней и нижней частей борта установлены запорные устройства.

Выполнение борта из двух частей: верхней и нижней, а нижней части борта - из двух внутренних и наружной секций с возможностью их складывания, позволяет:

- во-первых, обеспечить удобство погрузки (разгрузки) крупногабаритного спецоборудования, для перевозки которого предназначено специальное транспортное средство;

- во-вторых, обеспечить компактность борта в походном положении;

- в-третьих, обеспечить при погрузке (разгрузке), когда складывающая нижняя часть борта разложена, дополнительную опорную поверхность, облегчающую технологический процесс погрузки (разгрузки);

- в-четвертых, с наименьшими затратами механизировать процесс подъема и опускания борта.

Выполнение привода поворота с механизмом перемещения в виде червячного редуктора, входной вал которого связан со штурвальным колесом, а на одном конце его двухстороннего выходного вала установлен барабан лебедки, в котором зафиксирован трос, а другой конец выходного вала жестко связан с осью, на противоположном конце которой зафиксирован аналогичный барабан с тросом, позволяет:

- во-первых, снизить прилагаемое усилие, необходимое для открытия (закрытия) борта;

- во-вторых, обеспечить удобство при эксплуатации бортовой системы специального транспортного средства и повысит ее надежность;

- в-третьих, обеспечить плавность и относительную бесшумность приводного механизма в целом;

- в-четвертых, получить невысокие временные параметры при открытии (закрытии) борта, что имеет важное значение при выполнении задач экипажем специального транспортного средства.

Фиксация обоих тросов в пазах направляющих роликов и соединение их с симметрично установленными по краям наружной секции борта двухзвенными рычагами-кронштейнами, выполненными с возможностью складывания в шарнирном соединении, позволяет:

- во-первых, осуществить поворот нижнего борта на 180° при переводе его из вертикального верхнего положения в вертикальное нижнее положение;

- во-вторых, избежать большой длины рычагов;

- в-третьих, обеспечить компактное размещение рычагов-кронштейнов в крайних положениях;

- в-четвертых, обеспечить надежную фиксацию тросов и снизить сопротивление при их перемещении, увеличить срок службы.

Соединение звена одного из рычагов-кронштейнов, связанного с тросом лебедки, посредством страховочного тросика с углом первой внутренней секции позволяет:

- во-первых, обеспечить страховку внутренних секций нижнего борта при их раскладывании;

- во-вторых, повысить грузоподъемность внутренних секций.

Соединение звеньев обоих рычагов-кронштейнов, примыкающих непосредственно к наружной секции, в непосредственной близости от шарнирного соединения через фиксирующие складывающиеся стойки, выполненные в виде пневматических амортизаторов со второй внутренней секцией, позволяет:

- во-первых, уменьшить прилагаемые усилия при раскладывании (складывании) внутренних секций;

- во-вторых, обеспечить плавность процесса раскладывания (складывания);

- в-третьих, обеспечить плавную и надежную фиксацию внутренних секций, повысить их грузоподъемность.

Оснащение внутренних секций нижней части борта стойками с регулируемыми по высоте опорами позволяет:

- во-первых, обеспечить основную фиксацию нижней части борта в откинутом и полностью разложенном положении;

- во-вторых, отрегулировать необходимую высоту стойки, исходя из конкретных условий рельефа грунта.

Оснащение верхней части борта аналогичными фиксирующими складывающимися стойками обеспечивает ее легкое и плавное открывание (закрывание).

Установка с наружной стороны верхней и нижней частей борта запорных устройств обеспечивает надежную фиксацию распашного борта при транспортировании.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема размещения распашного борта на крупногабаритном специальном транспортном средстве; на фиг.2 - схема поэтапного функционирования нижней части распашного борта при откинутой его верхней части.

Распашной борт специального транспортного средства размещен на боковой стенке крупногабаритного кузова-фургона 1 специального транспортного средства 2 и состоит из двух частей: верхней 3 и нижней 4. Нижняя часть борта 4 выполнена из двух внутренних 5, 6 и наружной 7 секций, связанных между собой с возможностью складывания. Нижняя часть борта 4 связана с приводом поворота 8, состоящим из червячного редуктора 9, входной вал 10 которого связан со штурвальным колесом 11. На одном конце его двухстороннего выходного вала 12 установлен барабан лебедки 13, в котором жестко зафиксирован трос 14, установленный в пазе направляющего ролика 15. Другой конец выходного вала 12 жестко связан с осью 16, на противоположном конце которой зафиксирован аналогичный барабан 17 с тросом 18. Оба троса 14, 18 соединены с симметрично установленными по краям наружной секции борта 7 двухзвенными рычагами-кронштейнами 19, выполненными с возможностью складывания в шарнирном соединении 20. Звено 21 одного из рычагов-кронштейнов 19, связанное с тросом, посредством страховочного тросика 22 соединено с углом первой внутренней секции 5. Звенья 23 обоих рычагов-кронштейнов 19, примыкающие непосредственно к наружной секции 7, в непосредственной близи от шарнирного соединения 20 через фиксирующие складывающиеся стойки 24, выполненные в виде пневматических амортизаторов, соединены со второй внутренней секцией 6. Внутренние секции 5, 6 нижней части борта 4 оснащены стойками 25 с регулируемыми по высоте опорами 26. Верхняя часть борта 3 оснащена аналогичными фиксирующими складывающимися стойками 24. С наружной стороны верхней 3 и нижней частей 4 борта установлены запорные устройства 27.

Распашной борт специального транспортного средства работает следующим образом. Через распашной борт осуществляется доступ к спецоборудованию в кузов-фургон 1 специального транспортного средства 2. Для этого необходимо прежде расстопорить запорные устройства 27. Далее, вращая штурвальное колесо 11, необходимо опустить нижнюю часть борта 2 при сложенном положении секций 5, 6 и 7. При вращении штурвального колеса 11 движение передается через входной вал 10 червячного редуктора 9 барабанам лебедки 13, один из которых установлен непосредственно на одном плече двухстороннего выходного вала 12, а другой барабан 17 связан с другим плечом вала посредством оси 16. Троса 14, 18, закрепленные в барабанах 13 и 17, зафиксированные в направляющих роликах 15 и соединенные другим концом с двухзвенными рычагами-кронштейнами 19, поворачивают нижнюю часть борта, закрепленную шарнирно на обшивке кузова-фургона, до вертикального нижнего положения. Далее необходимо разложить внутренние секции 5, 6 в горизонтальное положение. Плавному и легкому раскладыванию секций 5, 6 способствуют пневматические амортизаторы 24, а страховочный тросик 22 препятствует их дальнейшему раскладыванию. После раскладывания секций 5, 6 необходимо отрегулировать высоту стоек 25 при помощи регулируемых опор 26. После этого необходимо поднять верхнюю часть 3 борта. Закрывание распашного борта осуществляется в обратном порядке.

Таким образом, в предлагаемом распашном борте специального транспортного средства решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании компактного, простого в эксплуатации распашного борта крупногабаритного специального транспортного средства, в котором обеспечиваются невысокие усилия при открытии (закрытии), удобство погрузки (разгрузки) оборудования, минимальные габаритные размеры в походном положении.

Класс B62D33/03 с поворотом вниз

саморазгружающийся вагон типа думпкар -  патент 2521074 (27.06.2014)
крытый вагон для перевозки автомобилей -  патент 2236966 (27.09.2004)
саморазгружающийся вагон -  патент 2217335 (27.11.2003)
кузов транспортного средства -  патент 2149115 (20.05.2000)
задний откидной борт транспортного средства типа пикап -  патент 2144878 (27.01.2000)
кабина транспортного средства -  патент 2043234 (10.09.1995)

Класс B60P1/00 Транспортные средства с устройствами для облегчения погрузки, разгрузки и укладки грузов

Класс B60P3/37 платформы, располагаемые снаружи транспортных средств, например веранды

Наверх