способ прогнозирования развития школьной дезадаптации

Классы МПК:A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Порецкова Галина Юрьевна (RU),
Печкуров Дмитрий Владимирович (RU),
Емелина Анна Александровна (RU),
Басис Людмила Борисовна (RU),
Тюмина Ирина Альбертовна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-03-30
публикация патента:

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и предназначено для прогнозирования школьной дезадаптации на начальном этапе обучения по сумме добавочных факторов социального и биологического риска. Способ включает анкетирование родителей и осмотр детей с анализом медицинских карт, выявляющие факторы, влияющие на развитие синдромов школьной дезадаптации, присвоением каждому соответствующего коэффициента, их суммированием: при сумме добавочных факторов риска более или равной 0,68 делается прогноз о возможной реализации у ребенка синдромов школьной дезадаптации на начальном этапе обучения и назначаются корригирующие мероприятия медицинского и психологического характера, при сумме добавочных факторов риска менее 0,68 делается прогноз о благоприятном течении школьной адаптации, эти дети подлежат стандартным методам наблюдения. Способ позволяет своевременно проводить профилактические мероприятия.

Формула изобретения

Способ прогнозирования развития школьной дезадаптации, включающий определение прогностических коэффициентов, отличающийся тем, что прогнозирование осуществляют в два этапа: на первом этапе до начала учебного года проводят анкетирование родителей; на втором этапе в начале учебного года осуществляют осмотр детей, выявляя наличие патологии органа зрения, ЛОР-органов, тубинфицирования; выявленным по результатом обоих этапов факторам социального и биологического риска присваивают следующие прогностические коэффициенты: неполная семья (НС) - 0,22; возраст матери (ВМ) к моменту рождения 18 и менее лет - 0,08; образование матери (ОМ) - среднее или среднеспециальное - 0,02; коммунальная квартира или общежитие (КК)- 0,31; авторитарные отношения в семье (АО) - 0,52; эмоциональные отношения в семье (ЭО) - 0,25; малоподвижный образ жизни ребенка (МП) - 0,24; наличие компьютера в комнате у ребенка (НК) - 0,05; наличие телевизора в комнате у ребенка (НТ) - 0,23; ребенок не посещал детский сад или посещал его не регулярно (ДС) - 0,04; наличие у ребенка болей различной локализации (НБ) - 0,20; нарушения аппетита и/или избирательное отношение к продуктам (НА) - 0,22; нарушения сна у ребенка (НС) - 0,20; нарушение речи (HP) - 0,14; нарушение зрения (НЗ) - 0,20; патология ЛОР-органов (ЛП) - 0,21; тубинфицирование и/или вираж туберкулиновой пробы (ТИ) - 0,14; и в том случае, если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИспособ прогнозирования развития школьной дезадаптации, патент № 2396904 0,68, то у ребенка прогнозируют развитие школьной дезадаптации, если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ<0,68, то у ребенка не прогнозируют развитие школьной дезадаптации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и может быть использовано для прогнозирования школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе как частное явление расстройства общей способности к психической адаптации в связи с патологическими факторами. На данный момент в системе школьного образования существует один документ, регулирующий вопросы школьной адаптации. Это Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Согласно ему оценка адаптации должна проводиться в конце первого учебного года, что приводит к запаздалой медико-педагогической коррекции (1).

Известен способ прогнозирования осложнения течения адаптации у детей при поступлении в дошкольные учреждения. Сущность данного метода: в дневной и ночной моче ребенка определяют соотношение альбуминов и глобулинов, и при величине разности между коэффициентами ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации. Недостатками способа являются: трудоемкость, необходимость исследования мочи дважды в сутки (2).

Известен способ доклинической диагностики нарушений состояния здоровья детей и подростков. У пациента в крови определяют содержание сульфгидрильных групп эритроцитов и уровень гемоглобина. При значении показателей Нв крови ниже 123 г/л и SH-групп ниже 2,6 ед. в младшем школьном возрасте диагностируют нарушение здоровья ребенка в доклинической стадии. Недостатками способа являются: инвазивность, невозможность многократного исследования, сопутствующие материальные затраты (3).

Наиболее близким способом по своей сущности к предлагаемому способу относится способ прогнозирования срыва адаптации к началу обучения в школе у 7-летних первоклассников посредством подсчета суммы диагностических коэффициентов - 21 фактора социального и биологического анамнеза по формализованной таблице, составленной с помощью последовательного анализа Вальда. При значении суммы диагностических коэффициентов более +13 делается прогноз о неблагоприятном течении адаптации. Недостатками прототипа являются возможность прогнозирования только выраженных невротических реакций, большая трудоемкость способа и низкая точность метода - 60% (4).

Предлагаемый способ лишен недостатков известных способов.

Целью изобретения является прогнозирование развития школьной дезадаптации у детей начальных классов в начале обучения.

Эта цель достигается тем, что прогнозирование осуществляют в два этапа, на первом этапе до начала учебного года проводят анкетирование родителей, в котором выявляют факторы социального и биологического риска и присваивают им прогностические коэффициенты; на втором этапе в начале учебного года осматривают детей (выявление жалоб, определение остроты зрения, осмотр ЛОР-органов (отоскопия, ларингоскопия, риноскопия), выявление дефектов речи) и анализируют данные медицинской карты, и устанавливают прогностические коэффициенты заболеваний ребенка, проводят суммирование коэффициентов первого и второго этапов, при сумме более или равной 0,68 делают прогноз о возможной реализации у ребенка синдромов школьной дезадаптации на начальном этапе обучения и назначают коррегирующие мероприятия медицинского и психологического характера, при сумме коэффициентов менее 0,68 делают прогноз о благоприятном течении школьной адаптации, эти дети подлежат стандартному ведению.

Сравнение предлагаемого способа с другими, известными в области медицины, показало его соответствие критериям изобретения.

Способ реализуется в два этапа следующим образом.

На первом этапе перед началом учебного года проводят анкетирование родителей, где предлагают им дома ответить на 13 вопросов социального и биологического характера:

1. Полная или неполная семья

2. Возраст матери к моменту рождения

3. Образование матери

4. Характеристика жилья

5. Тип взаимоотношений в семье

6. Характер образа жизни ребенка

7. Наличие компьютера в комнате у ребенка

8. Наличие телевизора в комнате у ребенка

9. Посещал ли ребенок детский сад

10. Регулярность посещения детского сада

11. Наличие у ребенка периодических болей

12. Наличие у ребенка нарушений сна

13. Наличие у ребенка нарушений аппетита

На втором этапе проводят осмотр детей, выявляя у них наличие жалоб, определяя у них остроту зрения с помощью таблицы Сивцева-Головина, наличие дефектов речи, осмотр ЛОР-органов (отоскопия, риноскопия и ларингоскопия) и анализируют медицинские карты с результатами пробы Манту.

На основании анализа данных обоих этапов каждому фактору присваивается определенный числовой коэффициент, подсчитанный по методике Флетчера, где на первом этапе:

НС - неполная семья - 0,22

КК - коммунальная квартира или общежитие - 0,31

AC - авторитарные отношения в семье - 0,52

ЭС - эмоциональные отношения в семье - 0,25

МП - малоподвижный образ жизни ребенка - 0,24

НК - наличие компьютера в комнате у ребенка - 0,05

НТ - наличие телевизора в комнате у ребенка - 0,23

ДС - не посещали детский сад или посещали его не регулярно - 0,04

НБ - наличие у ребенка болей различной локализации - 0,20

НА - нарушения аппетита и/или избирательное отношение к продуктам - 0,22

НС - нарушения сна у ребенка - 0,20

на втором этапе:

HP - нарушении речи - 0,14

НЗ - нарушение зрения - 0,20

ЛП - патология ЛОР-органов - 0,21

ТИ - тубинфицирование и/или вираж туберкулиновой пробы - 0,14.

Затем при наличии у ребенка данных факторов риска суммируют соответствующие коэффициенты. В ходе анализа данных был определен доверительный интервал и стандартное отклонение, в результате чего получено значение 0,68, являющееся прогностическим.

Если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИспособ прогнозирования развития школьной дезадаптации, патент № 2396904 0,68, то у ребенка прогнозируется развитие дезадаптации (если в сумме добавочных факторов риска преобладают социальные факторы, назначается комплекс мероприятий в соответствии с установленными факторами: устранение из комнаты ребенка видеотехники, проведение психокоррекционных занятий в семье, даются соответствующие рекомендации по режиму дня ребенка и организации его рабочего места; если в сумме преобладают неблагоприятные психологические факторы, проводятся психокорригирующие занятия с ребенком; при наличии соответствующих факторов медицинского риска, необходимы занятия с логопедом для коррекции речи, окулистом для улучшения зрения, иммуномодулирующие средства и витаминно-минеральные комплексы при патологии ЛОР-органов или вираже туберкулиновых проб в дополнение к традиционной терапии);

если НС+ВМ+ОМ+КК+АС+ЭС+МП+НК+НТ+ДС+НБ+НА+НС+НР+НЗ+ЛП+ТИ<0,68, то прогноз в отношении развития дезадаптации благоприятен.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Клинический пример 1

Вероника А., 6 лет 9 месяцев, по результатам анкетирования выявлены следующие факторы риска: наличие в комнате телевизора - 0,05, наличие в комнате компьютера - 0,23, наличие болей в животе - 0,20, беспокойный сон - 0,20. Сумма добавочных факторов риска на первом этапе 0,05+0,23+0,20+0,20=0,68

В ходе второго этапа обследования - осмотра ребенка и работы с медицинской картой - выставлен диагноз: здорова - коэффициент добавочного фактора риска - 0,00.

Общая сумма добавочных факторов риска составила 0,68, что позволяет сделать вывод о риске развития школьной дезадаптации у девочки.

Осмотр ребенка через 2 месяца после начала обучения выявил, что адаптационный потенциал (по методике Баевского P.M.), характеризующий напряжение адаптации, равен 2,59, при норме не выше 2,10. В течение первого полугодия она болела - пропущено 11 учебных дней. К тому же классный руководитель отметил, что она гиперактивна, импульсивна, часто конфликтует с другими детьми и невнимательна - это, в свою очередь, также свидетельствует о наличии у девочки школьной дезадаптации. Наш прогноз подтвердился (5).

Учитывая преобладание в сумме добавочных факторов риска факторов социального характера, необходимо обеспечить после проведенного прогнозирования выход педагога-психолога в семью для оптимизации бытовых условий (убрать телевизор и компьютер из комнаты ребенка, правильно организовать его рабочее место, дать рекомендации по режиму дня) и провести семейные психокоррекционные занятия.

Клинический пример 2

Дима П., 7 лет 1 месяц, по результатам первого этапа обследования были выявлены следующие факторы риска - плохой аппетит - 0,20, наличие телевизора в комнате - 0,05. Сумма добавочных факторов риска на первом этапе составила 0,20+0,05=0,25.

В ходе второго этапа выставлен диагноз: хронический тонзиллит - коэффициент добавочного фактора риска равен 0,21

Общая сумма добавочных факторов риска составила 0,25+0,21=0,46, что позволяет сделать нам прогноз об отсутствии в будущем риска развития школьной дезадаптации. Учитывая наличие у ребенка хронической соматической патологии, необходимо в дополнение к традиционному лечению рекомендовать курс иммуномодулирующих препаратов и витаминно-минеральных комплексов.

При осмотре мальчика через 2 месяца после начала обучения адаптационный потенциал (по методике Баевского P.M.) составил 1,79. В течение первых двух четвертей он ни разу не болел. В характеристике классного руководителя сказано, что он спокойный, внимательный, собранный. Признаков школьной дезадаптации не выявлено. Наш благоприятный прогноз подтвердился (5).

Клинический пример 3

Нами было осмотрено 56 детей. Сумма добавочных факторов риска способ прогнозирования развития школьной дезадаптации, патент № 2396904 0,68 отмечена у 28 детей. Из них напряжение адаптации (адаптационный потенциал способ прогнозирования развития школьной дезадаптации, патент № 2396904 2,11, частые ОРВИ, наличие в поведении признаков школьной дезадаптации) по прошествии 6 месяцев выявлено у 23 детей. Сумма добавочных факторов риска <0,68 была отмечена у 28, из них хорошая адаптация была выявлена у 20 детей. Чувствительность метода (6) составляет: 23/28*100%=83%.

Специфичность метода (6): 20/28*100%=71%.

Таким образом, дети, имеющие сумму добавочных факторов риска больше 0,68, входят в группу риска по развитию школьной адаптации, и уже на начальных этапах обучения необходимо проводить в их отношении корригирующие мероприятия.

Данный способ может применяться у детей младших школьных классов. Значительным преимуществом этого метода является простота использования, что позволяет возложить оба этапа исследования на классного руководителя. К тому же, проведение анкетирования до начала обучения позволяет своевременно выделить группу риска по развитию школьной адаптации и уже в первые дни обучения начать корригирующие мероприятия - провести консультации специалистов, составить план индивидуального обследования и наблюдения.

Используемые источники

1. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. N186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждения».

2. Патент RU 93026965 А, 6 G01N 33/68, 1995.11.20 Попова В.А, Погорелова Т.Н., Длужевская Т.С., Афонин А.С., Некрасова Л.И. Способ прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольные учреждения.

3. Патент RU 2161799 С2, 7 G01N 33/48, G01N 33/72 1998.05.26 Философова М.С., Шниткова Е.В. Способ доклинической диагностики нарушений состояния детей и подростков.

4. Жданова Л.А. Диагностика и прогнозирование клинико-функциональных отклонений у детей на первом году обучения в школе. - дисс. канд. мед. наук, Иваново, 1984.

5. Баевский P.M. Прогнозирование здоровья на грани нормы и патологии. - М., - 1979.

6. Р.Флетчер, С.Флетчер, Э.Вагнер. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. - пер. с англ. - М.: Медиа Сфера, 3-е изд., 2004.

Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов

способ оценки восприятия информации -  патент 2529482 (27.09.2014)
способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей -  патент 2529402 (27.09.2014)
способ лечения больных с синдромом диспепсии в сочетании с избыточной массой тела -  патент 2528641 (20.09.2014)
способ оценки зрительно-моторной реакции на движение объекта в пространстве -  патент 2525638 (20.08.2014)
способ диагностики ишемической болезни сердца методом стресс-эхокардиографии с комбинированной изометрической и психоэмоциональной нагрузкой -  патент 2525510 (20.08.2014)
способ коррекции ожирения абдоминального типа -  патент 2525007 (10.08.2014)
способ психологических исследований человека-оператора -  патент 2523684 (20.07.2014)
способ прогнозирования медико-социальной эффективности комплексного лечения больных артериальной гипертонией -  патент 2522389 (10.07.2014)
способ выявления профессиональной ориентации -  патент 2519774 (20.06.2014)
способ определения предрасположенности спортсмена к бильярдному спорту -  патент 2515851 (20.05.2014)
Наверх