динамометрический элемент

Классы МПК:G01M9/06 измерительные приспособления, специально предназначенные для аэродинамических испытаний
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Российская Федерация, от имени которой выступает государственный заказчик - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-20
публикация патента:

Изобретение относится к области аэромеханических измерений и может быть использовано для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов, судов, испытываемых в аэродинамических трубах, опытовых бассейнах и гидроканалах. Динамометрический элемент состоит из двух оснований - левого и правого, которые связаны между собой упругим шарниром, образованным двумя пакетами балок, и чувствительным элементом, расположенным между пакетами. Отличительной особенностью элемента являются балки пакетов упругого шарнира, выполненные переменными по длине таким образом, что количественные значения их длин изменяются по линейному закону в зависимости от расстояния балки до продольной оси упругого шарнира. Высоты балок также изменяются в зависимости от их длины. Причем отношение высот любых двух соседних балок равно отношению квадратов их длин. Технический результат заключается в расширении диапазона и повышении точности измерений. 4 ил., 3 табл. динамометрический элемент, патент № 2396533

динамометрический элемент, патент № 2396533 динамометрический элемент, патент № 2396533 динамометрический элемент, патент № 2396533 динамометрический элемент, патент № 2396533

Формула изобретения

Динамометрический элемент, состоящий из двух оснований - левого и правого, которые связаны между собой упругим шарниром, образованным двумя пакетами балок, параллельных или наклонных к продольной оси шарнира, и чувствительным элементом, расположенным между пакетами балок, отличающийся тем, что динамометрический элемент представляет собой цилиндрическое тело, при этом балки пакетов выполнены переменными по длине, а количественные значения длин изменяются по линейному закону в зависимости от расстояния i-й балки в пакете до продольной оси шарнира, причем отношение высот hi и hi-1 любых двух балок равно отношению квадрата их длин Li и Li-1, т.е. динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области аэромеханических измерений и может быть использовано для измерения составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов, судов, испытываемых в аэродинамических трубах, опытовых бассейнах и гидроканалах.

Область применения - авиация, космическая техника, судостроение.

Измерение составляющих векторов аэродинамической силы и момента, действующих на модели летательных аппаратов, является одной из основных задач экспериментальной аэродинамики.

Основным средством измерения, используемым для этой цели, являются многокомпонентные тензометрические весы (см. энциклопедия Авиация, научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 1994 г., стр.134 - Весы аэродинамические, стр.224 - Измерения аэродинамические).

По своей структуре тензометрические весы представляют стержневую конструкцию, состоящую из набора динамометрических элементов (ДЭ) для измерения продольной аэродинамической силы Х - (ДЭ X), нормальной силы Y - (ДЭ Y) и поперечной силы Z - (ДЭ Z); момента крена Мх - (ДЭ Мх), момента рыскания My - (ДЭ My) и момента тангажа Mz - (ДЭ Mz). Наиболее близко к предлагаемому изобретению являются тензометрические весы, описанные в журнале «Датчики и системы», № 3, 2004 г. (стр.3, рис.2, 3). В указанном источнике динамометрические элементы именуются чувствительными элементами.

Из всего многообразия динамометрических элементов можно выделить принятые за прототип типовые конструкции ДЭ Y и ДЭ Mz .

Аналогичные конструкции имеет другая пара элементов: ДЭ Z и ДЭ My. Их отличают лишь диапазоны измерений. Первая пара используется для измерения продольных характеристик летательного аппарата, а вторая - его боковых характеристик.

По этой причине будем рассматривать лишь первую пару ДЭ (см. «Измерительная техника» № 11 за 1979 г., стр.54, рис.4; Авт. свид. № 186730. Бюл. изобрет. 1966 г. № 9, стр.3).

Приведенные в указанных источниках ДЭ Mz, ДЭ Y состоят из наклонных к продольной оси либо параллельных балок, представляющих упругий шарнир, и расположенного между ними чувствительного элемента с наклеенными тензорезисторами, преобразующими деформации чувствительного элемента в электрический сигнал. Обычно упругий шарнир, для придания ему эластичности, состоит из нескольких балок. В начале координат, расположенном на расстоянии «l» от шарнира, действует сила Y и момент Mz.

Динамометрический элемент ДЭ Y имеет аналогичную конструкцию, что и ДЭ Mz, с той лишь разницей, что балки упругого шарнира параллельны продольной оси, что обеспечивает независимое от Mz измерение силы Y.

На упругий шарнир ДЭ Mz, кроме измеряемого момента Mz, действует неизмеряемый момент динамометрический элемент, патент № 2396533 а на упругий шарнир ДЭ Y, кроме измеряемой силы Y, действует неизмеряемый момент динамометрический элемент, патент № 2396533

Упругий шарнир должен удовлетворять, по крайней мере, двум противоречивым требованиям. С одной стороны, он должен передавать как можно большую долю измеряемых силы Y и момента Mz чувствительному элементу, а с другой - эффективно защищать его от действия неизмеряемого момента М. В первом случае балки упругого шарнира должны быть тонкими и эластичными, а во втором они должны иметь достаточную площадь поперечного сечения с тем, чтобы удерживать большой неизмеряемый момент М.

Основным недостатком известного конструктивного решения ДЭ Y; ДЭ Z; ДЭ My; ДЭ Mz являются слишком большие напряжения, возникающие в крайних балках упругих шарниров от действия неизмеряемого момента М.

Учитывая, что максимальные поперечные размеры ДЭ заданы для снижения напряжений, приходится увеличивать площадь балок упругого шарнира, снижая их эластичность и, как следствие, точность измерения, либо ограничивать максимальные диапазоны измеряемых векторов нагрузок, что приводит к сужению диапазона моделирования условий полета.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение диапазона измерения векторов нагрузок и повышение точности измерений.

Техническим результатом является снижение максимальных напряжений в опасных точках крайних балок упругих шарниров ДЭ Y; ДЭ Z; ДЭ My; ДЭ Mz до приемлемой (допустимой) величины при действии заданных максимальных векторов измеряемой нагрузки и обеспечение необходимого запаса прочности конструкции.

Снижение уровня напряжений в динамометрических элементах весов позволяет расширить диапазон и повысить точность измерений.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в динамометрическом элементе, состоящем из двух оснований - левого и правого, которые связаны между собой упругим шарниром, образованным двумя пакетами балок, параллельных или наклонных к продольной оси шарнира, и чувствительным элементом, расположенным между пакетами балок, балки выполнены переменными по длине, а количественные значения длин изменяются по линейному закону в зависимости от расстояния балки до продольной оси шарнира, причем отношение высот h i и hi-1 любых двух балок равно отношению квадратов их длин Li и Li-1, т.е. динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Для более подробного пояснения предлагаемого изобретения рассмотрим ДЭ Y - для измерения нормальной аэродинамической силы Y.

На фиг.1 показан чертеж ДЭ Y.

На фиг.2 показан чертеж прямоугольной балки, разрезанной на тонкие пластины переменной длины.

На фиг.3 показана i-я балка упругого шарнира, испытывающая S-образную деформацию.

Нв фиг.4 показан тензометрический мост, используемый в ДЭ Y.

ДЭ Y (фиг.1) представляет собой цилиндрическое тело диаметром Д, в котором сформирована система балок (1) переменной длины, являющаяся упругим шарниром, и чувствительный элемент (2).

Упругий шарнир (1) и чувствительный элемент (2) связывают между собой два основания - левое (3) и правое (4), изготовленные из одного куска металла методом электроэрозионной технологии. Сила Y приложена в начале координат НК, на расстоянии «l» от левого основании (3).

На вертикальных гранях чувствительного элемента (2) под углом 45° к оси наклеены четыре тензорезистора R1÷R4 .

На фиг.1 ДЭ Y приняты обозначения:

y1 - вертикальная координата i-й балки;

Li - длина, hi - высота, bi - ширина i-й балки;

динамометрический элемент, патент № 2396533 - щелевой зазор между балками;

y0 - расстояние меду осью ДЭ и нижней балкой;

динамометрический элемент, патент № 2396533 - угол наклона прямых, ограничивающих длины балок упругого шарнира;

i - порядковый номер, исчисляемый от первой верхней балки.

Устройство работает следующим образом.

Измеряемая сила Y через балки (1) упругого шарнира передается в определенной пропорции на чувствительный элемент (2), вызывая в нем касательные напряжения, под действием которых тензорезисторы R1, R3 получают положительные, а тензорезисторы R2, R4 - отрицательные приращения сопротивления, которые при помощи схемы тензометрического моста (фиг.2÷4) преобразуются в электрический сигнал.

Рассмотрим более подробно эффект снижения напряжения в балках упругого шарнира ДЭ Y.

Под действием неизмеряемого момента М=Yдинамометрический элемент, патент № 2396533 +Mz левое основание (3) ДЭ Y поворачивается относительно правого (4) на некоторый угол динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Момент Mi, действующий на каждую пару 1-х балок, расположенных симметрично относительно продольно оси упругого шарнира:

динамометрический элемент, патент № 2396533

где Сдинамометрический элемент, патент № 2396533 i - коэффициент угловой жесткости пары i-x балок

динамометрический элемент, патент № 2396533

Ii - момент инерции пары i-x балок;

Е - модуль Юнга.

Нормальное напряжение в i-й балке:

динамометрический элемент, патент № 2396533 ; динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Заменяя в (1) Сдинамометрический элемент, патент № 2396533 i его значением, с учетом Wi получим

динамометрический элемент, патент № 2396533

Непосредственно из фиг.1 следует

Li=2tgдинамометрический элемент, патент № 2396533 ·yi.

Подставляя Li в (2), получим

динамометрический элемент, патент № 2396533

Углы динамометрический элемент, патент № 2396533 и динамометрический элемент, патент № 2396533 , входящие в (3), не зависят от номера «i» балки. Следовательно, все балки упругого шарнира имеют одинаковое напряжение: динамометрический элемент, патент № 2396533 i=динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Для количественного определения динамометрический элемент, патент № 2396533 воспользуемся выражением

динамометрический элемент, патент № 2396533

Сдинамометрический элемент, патент № 2396533 - суммарный коэффициент угловой жесткости упругого шарнира

динамометрический элемент, патент № 2396533

n - количество пар балок упругого шарнира;

динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Момент инерции i-й пары балок

динамометрический элемент, патент № 2396533 ,

Si - площадь поперечного сечения i-й балки: Si=bi·hi.

Отношение:

динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Обычно динамометрический элемент, патент № 2396533 ; тогда динамометрический элемент, патент № 2396533 .

С достаточной степенью точности можно записать:

динамометрический элемент, патент № 2396533 и динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Тогда динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Нетрудно видеть, что

динамометрический элемент, патент № 2396533 ,

Уц; S - центр тяжести и площадь поперечного сечения балок, расположенных в вертикальной полуплоскости:

динамометрический элемент, патент № 2396533 .

В результате

динамометрический элемент, патент № 2396533

Подставляя (4) и (5) в (3), получим

динамометрический элемент, патент № 2396533

Знаменатель (6) можно рассматривать как некоторый Wэ эквивалентный момент сопротивления сечения

Wэ=2S·yц.

Для количественной характеристики полученного эффекта сравним Wэ с моментом сопротивления W сплошного сечения тех же размеров.

Предположим, что имеем балку (фиг.2) прямоугольного сечения высотой h и шириной b, находящуюся под действием момента М.

Поперечное сечение балки разрезано на n пар плоских пластин переменной длины с бесконечно малым щелевым зазором между пластинами:

динамометрический элемент, патент № 2396533 =динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Тогда

динамометрический элемент, патент № 2396533 ; динамометрический элемент, патент № 2396533 и

динамометрический элемент, патент № 2396533 вместо динамометрический элемент, патент № 2396533

Отношение динамометрический элемент, патент № 2396533

Таким образом, напряжение на внешних горизонтальных гранях балки оказывается в 1,5 раза меньше, чем у аналогичной балки сплошного сечения - несущая способность сечения увеличилась в 1,5 раза.

Для кругового сечения радиусом R будем иметь

динамометрический элемент, патент № 2396533 ; динамометрический элемент, патент № 2396533 и

динамометрический элемент, патент № 2396533 вместо динамометрический элемент, патент № 2396533

и динамометрический элемент, патент № 2396533

Несущая способность кругового сечения увеличилась практически в 1,7 раза.

Полученные результаты указывают на потенциальные возможности снижения напряжения в балках, длины Li которых изменяются линейно в зависимости от расстояния yi балки до продольной оси шарнира, т.е.

Li=2tgдинамометрический элемент, патент № 2396533 ·yi.

При этом, как следует из (6), конечный результат не зависит от угла наклона динамометрический элемент, патент № 2396533 линий, ограничивающих длины балок.

В динамометрических элементах весов потенциальные возможности, как правило, не реализуются, однако выигрыш в напряжении получается существенным и играет важную роль при проектировании весов.

В качестве примера рассмотрим два варианта ДЭ Y.

Первый вариант с постоянной длиной балок упругого шарнира, а второй - с переменной длиной.

В том и другом случаях высота h балок остается постоянной h=const.

Исходные данные:

Y=3760 кгс; Mz=736 кгс·м; l=1 м.

Геометрические данные сечения:

R=55 мм; динамометрический элемент, патент № 2396533 =3,5 мм; n=4; h=4 мм.

В результате расчетов получим

Первый вариант

Таблица 1
Li=const
i1 23 4
динамометрический элемент, патент № 2396533 72 60,749,5 38,2
y i мм48 40,5 3325,5
Wi мм 36,25·10 47,4·10 49,1·10 411,8·10 4

Второй вариант

Таблица 2
Li=var динамометрический элемент, патент № 2396533 =37,24°
i1 23 4
L i мм73,0 61,6 50,238,8

динамометрический элемент, патент № 2396533 yс=34,7 мм; S=1,18·103 мм 2; Wэ=8,2·104 мм3 .

Из сопоставления данных следует.

В первом случае (таблица 1) максимальное напряжение в крайней балке с номером i=1 достигает величины динамометрический элемент, патент № 2396533 а минимальное - в балке с номером i=4 равно динамометрический элемент, патент № 2396533 Имеет место естественное при изгибе линейное распределение напряжений.

Во втором случае (таблица 2) длина балок изменяется по линейному закону, а напряжение во всех балках остается постоянным и равным динамометрический элемент, патент № 2396533

Разница в напряжениях является существенной. Действительно для высокопрочной стали принятым допустимым напряжением динамометрический элемент, патент № 2396533 д является

динамометрический элемент, патент № 2396533

В первом случае для шарнира с постоянной длиной балок полученная цифра максимального напряжения является неприемлемой, а во втором случае с запасом укладывается в принятую норму.

Как отмечалось ранее, балки (1) упругого шарнира передают в определенной пропорции измеряемую силу Y к чувствительному элементу (2).

При этом сами балки подвергаются S-образной деформации.

На фиг.3 показана i-я балка с параметрами Li, bi , hi, yi, испытывающая S-образную деформацию.

Под действием силы Y все балки упругого шарнира, примыкающие к левому основанию (3), получают вертикальное смещение «y». При этом угол поворота динамометрический элемент, патент № 2396533 в корневых сечениях балок (в заделке) равен нулю.

На i-ю балку действуют сила Yi и момент Mi , в результате чего в корневых сечениях балки появляются напряжения ±динамометрический элемент, патент № 2396533 si. Эти напряжения суммируются с напряжениями от неизмеряемого момента М и в сумме определяют напряженное состояние балки.

Так же как и в предыдущем случае, напряжения от S-образной деформации балок будут минимальными, если они равномерно распределены между балками. Т.е. если выполняется условие

динамометрический элемент, патент № 2396533

где динамометрический элемент, патент № 2396533 s - некоторая постоянная величина напряжения, возникающая в любой балке независимо от ее номера.

Найдем параметры балок, при которых реализуется условие (7).

Для балки справедливы следующие соотношения:

Yi=Csi·y; динамометрический элемент, патент № 2396533 ; динамометрический элемент, патент № 2396533 динамометрический элемент, патент № 2396533 ,

Csi - коэффициент жесткости балки при S-образной деформации:

динамометрический элемент, патент № 2396533 .

В результате

динамометрический элемент, патент № 2396533

Как следует из (8), условие (7) реализуется при переменной высоте hi балок.

Возьмем отношение напряжений в двух соседних балках:

динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Полагая динамометрический элемент, патент № 2396533 , получим

динамометрический элемент, патент № 2396533 .

Следовательно, для выполнения условия (7) отношение высот hi и hi-1 любых двух балок должно быть равно отношению квадрата их длин Li и Li-1.

В качестве примера рассмотрим ДЭ Y с переменной высотой и переменной длиной балок.

Возьмем те же исходные данные, что и в предыдущем примере:

Y=3760 кгс; Mz=736 кгс·м.

Расчет по приведенным выше зависимостям дает:

Напряжение в балках от измеряемой силы Y:

динамометрический элемент, патент № 2396533

Напряжение в балках от неизмеряемого момента М:

динамометрический элемент, патент № 2396533

Максимальное напряжение в балках:

динамометрический элемент, патент № 2396533

Укладывается в допустимую норму.

Геометрические характеристики балок

Таблица 3
В=40,1°
i1 23 4
h i мм7,5 4,7 3,01,9
Li мм 77,9 61,749,3 39,3
b i мм45,8 77,6 91,198,7
yi 46,3 36,629,3 23,3

R=55 мм; y0=22,4 мм; yс=35,6 мм; S=1,1714·10 3 мм2.

Сигнальное касательное напряжение в балке чувствительного элемента и выходной сигнал тензометрического моста.

Геометрические данные балки (2) чувствительного элемента (фиг.1):

h 1=40 мм; b1=9 мм; динамометрический элемент, патент № 2396533

Сила Y1, приходящаяся на балку чувствительного элемента:

динамометрический элемент, патент № 2396533 ,

где Ci - коэффициент жесткости балки чувствительного элемента. Cs - суммарный коэффициент жесткости балок упругого шарнира.

В нашем случае:

динамометрический элемент, патент № 2396533 динамометрический элемент, патент № 2396533

и Yi=3,61·103 кгс, что составляет 96% от измеряемой силы.

Упругий шарнир эффективно передает измеряемую нагрузку к чувствительному элементу.

Среднее касательное напряжение в чувствительном элементе:

динамометрический элемент, патент № 2396533

Максимальное касательное напряжение на его оси:

динамометрический элемент, патент № 2396533

Максимальные деформации под тензорезисторами, наклеенными под углом 45° к оси чувствительного элемента:

динамометрический элемент, патент № 2396533

µ - коэффициент Пуассона:

µдинамометрический элемент, патент № 2396533 0,3.

На фиг.4 приведен тензометрический мост, составленный из тензорезисторов R1÷R 4.

Знаком + помечены тензорезисторы, получившие положительное приращение сопротивления, а знаком - отрицательное приращение.

Uп - напряжение питания моста:

Uп=9 В.

динамометрический элемент, патент № 2396533 U - приращение выходного напряжения моста от силы Y:

динамометрический элемент, патент № 2396533 U=Uп·Kдинамометрический элемент, патент № 2396533 =8,8·10-3 B.

K - коэффициент чувствительности тензорезистора:

K=2.

Обычно разрешающая способность тензометрической аппаратуры составляет величину: динамометрический элемент, патент № 2396533 динамометрический элемент, патент № 2396533 Uдинамометрический элемент, патент № 2396533 1·10-6 В.

Полученное значение сигнала соответствует N=8800 делениям шкалы. Для тензометрических весов это один из лучших показателей.

Класс G01M9/06 измерительные приспособления, специально предназначенные для аэродинамических испытаний

устройство для оценки аэродинамического коэффициента и устройство для обнаружения отказа/повреждения управляющей поверхности -  патент 2515947 (20.05.2014)
устройство и способ анализа измерений в аэродинамической трубе -  патент 2407998 (27.12.2010)
способ и устройство для повышения точности измерений в аэродинамической трубе, которые обеспечивают учет влияния подвесного устройства модели -  патент 2399895 (20.09.2010)
измерительная система для контроля технологических систем аэродинамической трубы -  патент 2374612 (27.11.2009)
устройство и способ для автоматического изготовления ленты с нитями визуализации воздушных потоков на аэродинамических поверхностях -  патент 2344398 (20.01.2009)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности объекта при ограниченном разрешении приемника изображений -  патент 2319970 (20.03.2008)
способ визуализации предельных линий тока и распределения напряжения трения на поверхности объекта в газе или жидкости -  патент 2306570 (20.09.2007)
способ определения аэродинамических сил в дозвуковых аэродинамических трубах -  патент 2300748 (10.06.2007)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности объекта -  патент 2297636 (20.04.2007)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности подвижного объекта -  патент 2297635 (20.04.2007)
Наверх