летучий ингибитор атмосферной коррозии

Классы МПК:C23F11/02 в воздухе или газах путем добавления парообразных ингибиторов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Учреждение Российской академии наук Институт физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-04-23
публикация патента:

Изобретение относится к области защиты черных и цветных металлов от атмосферной коррозии с помощью летучих ингибиторов коррозии - ЛИК. ЛИК содержит, мас.%: амин 25-70, гетероциклическое азотсодержащее соединение 25-70, кетон 1-25. Технический результат: разработка высокоэффективного ЛИК для защиты металлов, обеспечивающего длительную защиту при различных условиях эксплуатации защищаемого оборудования, в том числе и в условиях периодической конденсации влаги. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Летучий ингибитор коррозии на основе амина, отличающийся тем, что он дополнительно содержит гетероциклическое азотсодержащее соединение и кетон при следующем соотношении компонентов, мас.%:

амин25-70
гетероциклическое азотсодержащее соединение 25-70
кетон 1-25

2. Летучий ингибитор по п.1, отличающийся тем, что в качестве амина он содержит бензиламин или его производные - трибензиламин и диметилбензиламин.

3. Летучий ингибитор по п.1, отличающийся тем, что в качестве гетероциклического азотсодержащего соединения он содержит аминотриазол, толилтриазол или бензотриазол.

4. Летучий ингибитор по п.1, отличающийся тем, что в качестве кетона он содержит циклогексанон или бутанон.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике защиты черных и цветных металлов от атмосферной коррозии с помощью летучих ингибиторов коррозии (ЛИК).

Аналогами предлагаемого ингибитора являются амины, например бензиламин - ингибитор атмосферной коррозии черных металлов, никеля; однако этот ингибитор не защищает медь, алюминий, цинк, латунь и малоэффективен при конденсации влаги [А.Алцыбеева, С.Левин. Ингибиторы коррозии металлов. Химия. 1968].

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому ингибитору является ЛИК ИФХАН-1, 1-диэтиламино-2-метилбутанон-3 - универсальный летучий ингибитор атмосферной коррозии черных и цветных металлов [ГОСТ 9.014-78 - Временная противокоррозионная защита изделий]. Несмотря на все достоинства, прототип не обеспечивает эффективную защиту черных и цветных металлов в условиях периодической конденсации влаги.

Задачей настоящего изобретения является разработка высокоэффективного летучего ингибитора атмосферной коррозии для защиты черных и цветных металлов, обеспечивающего длительную защиту при различных условиях эксплуатации защищаемого оборудования, в том числе и в условиях периодической конденсации влаги.

Поставленная задача достигается тем, что ингибитор, содержащий амин, дополнительно содержит гетероциклическое азотсодержащее соединение (ГАС) и кетон, при следующем соотношении компонентов (мас.%):

амин25-70
гетероциклическое азотсодержащее соединение 25-70
кетон 1-25

Ниже приводится подробное описание изобретения, поясняющее его техническую сущность, а также примеры конкретных составов предлагаемого ингибитора.

Амины известны как ингибиторы коррозии черных металлов и лишь некоторые представители аминов оказывают незначительный ингибирующий эффект на коррозию цветных металлов.

В то же время ряд гетероциклических азотсодержащих соединений известны как ингибиторы коррозии цветных металлов, таких как медь, алюминий и его сплавы, цинк и др. Но не ингибируют коррозию черных металлов, что и было показано лабораторными испытаниями.

Кетоны, в частности циклогексанон, в свою очередь, известен как ингибитор коррозии меди в растворах щелочей и в растворах персульфата калия. Предполагается, что циклогексанон адсорбируется на поверхности меди.

При совместном введении в коррозионную среду амина, кетона и гетероциклического азотсодержащего соединения нами впервые было обнаружено не аддитивное, а значительное повышение эффективности защиты, свидетельствующее о существенном взаимном усилении действия всех компонентов.

Объяснить природу обнаруженного неаддитивного возрастания эффективности ингибирования при совместном введении в коррозионную среду указанных выше веществ в настоящее время не представляется возможным, поскольку для этого необходимо дальнейшее проведение фундаментальных общенаучных исследований.

Антикоррозионное действие ЛИК оценивали в условиях периодической интенсивной конденсации влаги.

Исследования проводили в отношении образцов стали Ст3; чугуна СЧ-18-20; меди М-1; цинка Ц0 и сплава алюминия Д16. Ячейка для испытаний представляла собой вакуумный эксикатор со встроенным теплообменником [Андреев Н.Н., Кузнецов Ю.И. // Коррозия: материалы, защита. - 2006. - № 8. - С.28-35]. Перед испытаниями плоские образцы металлов зачищали наждачной бумагой различной зернистости, обезжиривали ацетоном и помещали на теплообменник в эксикатор. На дно ячейки устанавливали стеклянный бюкс с 1 г ингибитора, в парах которого образцы экспонировали трое суток. Далее в ячейку помещали чашку Петри с 10 мл дистиллированной воды и ежедневно в течение 3 ч по шлангам, выведенным из крышки ячейки, пропускали через теплообменник холодную воду. Продолжительность опытов составляла 21 сутки. Об эффективности защиты судили по скорости коррозии, которые рассчитывали по формуле:

К=летучий ингибитор атмосферной коррозии, патент № 2388847 Р/(S·t), где

летучий ингибитор атмосферной коррозии, патент № 2388847 Р - массопотеря образца;

S - площадь образца;

t - продолжительность испытаний.

Ингибитор готовили посредством смешения амина, кетона и гетероциклического азотсодержащего соединения в весовых соотношениях, указанных в табл.1.

Таблица 1
Скорость коррозии К для Ст3
Соотношение компонентов (% вес.) Скорость коррозии К (г/м2cyтки)
0:0:0 50:25:25 69:30:1 60:25:15 30:45:25 25:70:5 20:80:0 80:20:0 70:0:30
Ингибитор
в отсутствие ингибитора30,3 ----- ---------- ---------- ----- ----------
БА:БТА:БН ----- 3,20,3 2,07 5,185,81 6,40,29 1,01
БА:БТА:ЦГН ----- 4,780,09 3,09 5,345,92 6,410,2 1,12
БА:ТТА:ЦГН ----- 5,150,24 2,84 5,85,34 6,770,25 0,83
ТБА:АТА:ЦГН ----- 6,010,27 2,99 5,435,81 5,980,31 0,94
ТБА:БТА:БН ----- 3,280,44 3,01 5,035,14 6,340,24 0,88
ТБА:ТТА:ЦГН ----- 6,110,11 3,55 5,76,03 6,810,18 0,92
ДМБА:АТА:БН ----- 4,280,36 2,96 5,495,64 6,130,28 1,09
ДМБА:БТА:ЦГН ----- 4,80,01 2,8 5,575,6 6,00,23 0,91
ДМБА:ТТА:ЦГН ----- 5,160,29 3,0 5,465,59 6,40,26 0,95
Скорость коррозии К для СЧ-18-20
Соотношение компонентов (% вес.) Скорость коррозии К (г/м2cyтки)
0:0:0 50:25:25 69:30:1 60:25:15 30:45:25 25:70:5 20:80:0 80:20:0 70:0:30
Ингибитор
в отсутствие ингибитора31,9 ----- ---------- ---------- ----- ----------
БА:БТА:БН ----- 6,20,01 3,27 5,137,15 7,951,1 2,77
БА:БТА:ЦГН ----- 6,160,02 2,91 5,986,74 8,011,66 2,93
БА:ТТА:ЦГН ----- 6,00,22 2,87 6,06,77 7,721,62 2,42
ТБА:АТА:ЦГН ----- 6,880,07 3,18 6,186,9 7,81,74 2,36
ТБА:БТА:БН ----- 5,90,08 3,14 5,927,44 7,941,83 2,75
ТБА:ТТА:ЦГН ----- 6,10,03 3,05 5,747,39 7,891,46 2,54
ДМБА:АТА:БН ----- 5,560,05 3,28 5,987,24 8,01,52 2,68
ДМБА:БТА:ЦГН ----- 6,40,03 3,3 5,967,1 7,851,4 2,8
ДМБА:ТТА:ЦГН ----- 6,570,09 3,31 5,867,11 7,881,49 2,89
Скорость коррозии К для M-1
Соотношение компонентов (% вес.) Скорость коррозии К (г/м2cyтки)
0:0:0 50:25:25 69:30:1 60:25:15 30:45:25 25:70:5 20:80:0 80:20:0 70:0:30
Ингибитор
в отсутствие ингибитора4,6 ----- ----- ---------- ----- ---------- -----
БА:БТА:БН----- 0,58 0,01 0,350,08 0,000,00 5,11,97
БА:БТА:ЦГН -----0,49 0,00 0,250,01 0,000,00 4,661,93
БА:ТТА:ЦГН -----0,51 0,02 0,290,06 0,000,00 4,621,42
ТБА:АТА:ЦГН -----0,04 0,00 0,170,09 0,000,00 3,740,36
ТБА:БТА:БН -----0,07 0,01 0,030,03 0,000,00 3,830,95
ТБА:ТТА:ЦГН -----0,09 0,00 0,0320,07 0,000,00 3,460,54
ДМБА:АТА:БН -----0,33 0,01 0,0410,14 0,000,00 4,521,28
ДМБА:БТА:ЦГН -----0,05 0,00 0,030,11 0,000,00 4,640,91
ДМБА:ТТА:ЦГН -----0,054 0,00 0,0330,12 0,000,00 4,490,99

Скорость коррозии К для Ц0
Соотношение компонентов (% вес.) Скорость коррозии К (г/м2cyтки)
0:0:0 50:25:25 69:30:1 60:25:15 30:45:25 25:70:5 20:80:0 80:20:0 70:0:30
Ингибитор
в отсутствие ингибитора27,4 ----- ---------- ----- ---------- ----- -----
БА:БТА:БН ----- 9,570,24 6,357,19 7,646,86 5,0111,07
БА:БТА:ЦГН -----9,49 0,26,55 8,017,95 6,914,25 10,93
БА:ТТА:ЦГН ----- 9,50,26 6,498,16 8,457,15 4,3211,42
ТБА:АТА:ЦГН -----8,44 0,35,87 7,098,01 6,284,76 10,66
ТБА:БТА:БН ----- 9,470,18 6,737,13 7,857,01 4,7310,95
ТБА:ТТА:ЦГН -----8,59 0,16,62 6,877,49 6,844,52 10,74
ДМБА:АТА:БН ----- 9,630,17 6,416,14 7,16,64 4,6211,98
ДМБА:БТА:ЦГН -----9,17 0,126,4 5,286,94 6,143,21 11,9
ДМБА:ТТА:ЦГН ----- 9,540,13 6,546,32 7,136,59 4,0810,79

Скорость коррозии К для Д16
Соотношение компонентов (% вес.) Скорость коррозии К (г/м2cyтки)
0:0:0 50:25:25 69:30:1 60:25:15 30:45:25 25:70:5 20:80:0 80:20:0 70:0:30
Ингибитор
в отсутствие ингибитора4,65 ----- ---------- ----- ---------- ----- -----
БА:БТА:БН ----- 2,670,14 3,553,09 2,612,73 3,215,77
БА:БТА:ЦГН -----2,49 0,123,51 3,012,58 2,913,75 5,63
БА:ТТА:ЦГН ----- 2,450,17 3,393,13 2,692,82 3,325,12
ТБА:АТА:ЦГН -----1,54 0,032,47 2,091,88 2,281,6 2,36
ТБА:БТА:БН ----- 1,470,01 2,712,03 1,872,01 1,232,35
ТБА:ТТА:ЦГН -----1,69 0,012,62 2,171,9 1,841,52 2,74
ДМБА:АТА:БН ----- 2,430,07 3,212,19 2,091,94 3,624,78
ДМБА:БТА:ЦГН -----2,1 0,003,0 2,21,9 1,813,2 4,0
ДМБА:ТТА:ЦГН ----- 2,340,11 3,342,22 2,131,89 3,84,59

Список сокращений в таблице 1:
БАбензиламин
ТБА трибензиламин
ДМБАдиметилбензиламин
АТА аминотриазол
ТТАтолилтриазол
БТА бензотриазол
ЦГНциклогексанон
БН бутанон

В табл.1 приведены результаты испытаний по сравнительной эффективности ингибиторов по отношению к черным (сталь Ст3 и чугун СЧ-18-20) и цветным (медь, цинк и сплав Д16) металлам и иллюстрирующие обнаруженный синергетический эффект.

Данные испытания показали, что оптимальным % весовым соотношением компонентов ингибитора является амин:ГАС:кетон (60:25:15), а наиболее эффективным по отношению как к черным, так и к цветным металлам является смесь амин:ГАС:кетон при следующем соотношении компонентов (%вес.) 69:30:1. Как видно из таблицы 1 при отклонении от вышепредложенного соотношения компонентов не происходит одновременной защиты как черных, так и цветных металлов.

Дальнейшие испытания предлагаемого ингибитора, аналога и прототипа проводились по уже описанной выше методике. Степень защиты, величины которых приводятся в таблице 2, рассчитывались по следующей формуле:

Z=(1-К12)·100%, где

K1 - скорость коррозии в присутствии ингибитора;

К2 - скорость коррозии в отсутствие его.

Значения K1 и К2 вычислялись аналогично предыдущему примеру.

Таблица 2
летучий ингибитор атмосферной коррозии, патент № 2388847 Степень защиты Z, %
МеталлСт3 СЧ-18-20М-1 Ц0 Д16
Предлагаемый состав99,96 99,9 10099,56 100
Аналог 65,7 58,60 044,27
Прототип 67,6874,3 69,678,87 77,3

Таким образом, как следует из результатов коррозионных испытаний, приведенных в табл.2, предлагаемый ингибитор превосходит ингибитор-аналог и ингибитор-прототип по своим защитным свойствам по отношению к черным и цветным металлам в условиях периодической конденсации влаги.

Все входящие в состав предлагаемого ингибитора вещества производятся промышленно и не являются дефицитными.

Использование предлагаемого ингибитора позволит существенно увеличить сроки службы металлического оборудования.

Класс C23F11/02 в воздухе или газах путем добавления парообразных ингибиторов 

жидкость для испытания нагреванием, содержащая парофазный замедлитель коррозии -  патент 2527494 (10.09.2014)
летучий ингибитор сероводородной коррозии стали -  патент 2460828 (10.09.2012)
летучий ингибитор атмосферной коррозии -  патент 2457283 (27.07.2012)
парофазные ингибиторы коррозии и способ их получения -  патент 2453632 (20.06.2012)
полимерное ингибированное изделие многоразового применения -  патент 2452794 (10.06.2012)
пассивация металла -  патент 2420451 (10.06.2011)
способ защиты от атмосферной коррозии при временном хранении и транспортировке металлических изделий -  патент 2391446 (10.06.2010)
ингибитор коррозии -  патент 2358037 (10.06.2009)
система защитного покрытия, содержащая ингибитор коррозии -  патент 2341376 (20.12.2008)
летучий ингибитор коррозии -  патент 2299270 (20.05.2007)
Наверх