подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки

Классы МПК:F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 
F16C32/04 с использованием магнитных или электрических опор
F16C39/06 магнитная 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Учреждение Российской Академии наук Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-26
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в металлургической, химической, энергетической и других отраслях промышленности в условиях повышенных температур. Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки содержит вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитопорошковой смазки и узел для рыхления смазки. На внутренней поверхности втулки по краям каждой полости со стороны вала выполнены прямолинейные скосы под углом к внутренней поверхности втулки, обеспечивающие доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом. Узел для рыхления смазки выполнен в виде расположенного в каждой полости втулки стержня, один конец каждого из которых жестко закреплен на поверхности втулки, а на свободном конце закреплены ребра для рыхления смазки. Наружная поверхность вала снабжена выступом с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободным концом каждого стержня узла для рыхления смазки. Технический результат: повышение ресурса подшипника и надежности его работы. 6 ил.

подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424

Формула изобретения

Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, содержащий вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитопорошковой смазки и узел для рыхления смазки, отличающийся тем, что на внутренней поверхности втулки по краям каждой полости со стороны вала выполнены прямолинейные скосы под углом к внутренней поверхности втулки, обеспечивающие доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом, а узел для рыхления смазки выполнен в виде расположенного в каждой полости втулки стержня, один конец каждого из которых жестко закреплен на поверхности втулки, а на свободном конце закреплены ребра для рыхления смазки, при этом наружная поверхность вала снабжена выступом с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободным концом каждого стержня узла для рыхления смазки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в металлургической, химической, энергетической и других отраслях промышленности в условиях повышенных температур.

Известна конструкция подшипника скольжения с магнитопорошковой системой смазки, содержащая вал из магнитопроводящего материала и диамагнитную втулку с полостями для магнитоактивной порошкообразной твердой смазки (Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Трушин В.В. «Подшипник скольжения с магнитным способом подачи твердой смазки» - Машиностроение, № 6, 1976 г.).

Недостатком данного подшипника скольжения является относительно низкий ресурс работы, обусловленный неустойчивым попаданием смазочного материала в зоны контакта трибосопряжения и недостаточная надежность работы после длительного перерыва его работы.

Наиболее близким техническим решением по совокупности существенных признаков является подшипник скольжения, представляющий собой опору скольжения и содержащий вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитоактивной порошковой смазки и узел для рыхления смазки (А.С. СССР № 1147106 по кл. F16C 17/18 от 22.11.1984 г.).

Недостатками данного подшипника являются относительно низкие ресурс его работы и надежность работы, обусловленные неустойчивой подачей смазочного материала в зону контакта, и недостаточная эффективность работы узла рыхления смазки, приводящая к потере подвижности магнитопорошковой твердой смазки после длительного перерыва работы подшипника.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении ресурса и надежности его работы.

Поставленная задача решается за счет того, что в подшипнике скольжения с магнитопорошковой системой смазки, содержащем вал из магнитопроводящего материала, диамагнитную втулку с полостями для магнитопорошковой смазки и узел для рыхления смазки, на внутренней поверхности втулки по краям каждой полости со стороны вала выполнены прямолинейные скосы под углом к внутренней поверхности втулки, обеспечивающие доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом, а узел для рыхления смазки выполнен в виде расположенного в каждой полости втулки стержня, один конец каждого из которых жестко закреплен на поверхности втулки, а на свободном конце закреплены ребра для рыхления смазки, при этом наружная поверхность вала снабжена выступом с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободным концом каждого стержня узла для рыхления смазки.

На фиг.1 представлен подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки (сечение В-В на фиг.1).

На фиг.2 - представлен подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки (сечение Г-Г на фиг.1).

На фиг.3 представлена рабочая поверхность вала.

На фиг.4 сечение А-А на фиг.3

На фиг.5 представлен узел для рыхления смазки.

На фиг.6 - узел Б на фиг.1.

Подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки содержит выполненные из диамагнитного материала втулку 1, крышки 2, вал 3, ось 4 и кольца 5 и 6. Внутри вала располагается постоянный магнит 7, штифты 8 из ферромагнитного материала. На внутренней поверхности втулки 1 выполнены полости 9 для закладки магнитопорошковой смазки, в каждой из которых размещен стержень 10 из диамагнитного материала, жестко закрепленный на внешней поверхности втулки, а на свободном конце стержня закреплены ребра 11, служащие для рыхления магнитопорошковой смазки. На наружной поверхности вала 3 выполнен выступ 12 с возможностью его взаимодействия при вращении вала со свободными концами стержней 10. На рабочей поверхности вала 3 выполнены наклонные канавки 13 и глухие отверстия 14, предназначенные для формирования неоднородного магнитного поля вблизи рабочей поверхности вала 3, способствующего удержанию магнитопорошковой смазки на поверхности вала и транспортировки ее в зону контакта вала и втулки.

На внутренней поверхности втулки 1 по краям полостей 9 выполнены прямолинейные скосы 15 под углом подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 подшипник скольжения с магнитопорошковой системой смазки, патент № 2385424 5-15° при начальном зазоре h=2-5 мм (фиг.6) к внутренней поверхности втулки, обеспечивающем доставку магнитопорошковой смазки в контакт между втулкой и валом.

Подшипник скольжения работает следующим образом. В полости 9 втулки 2 вводится магнитопорошковая смазка, после чего торцы подшипника закрываются крышками 2. При вращении вала магнитопорошковая смазка притягивается магнитным полем из полостей 9 к рабочим поверхностям вала 3 и транспортируется в зоны контакта вала с втулкой. Наличие скосов 15, выполненных под углом, обеспечивает доставку порошкообразной смазки в контакт между сопряженными валом и втулкой.

Одновременно при вращении вала выступ 12 последовательно механически взаимодействует с концами стержней 10, обеспечивая его вибрацию и поддерживая магнитопорошковую смазку в виде сыпучего состояния, сохраняя ее подвижность.

Повышение ресурса подшипника достигается реализацией внутри подшипника двух процессов - уменьшением толщины поверхностной смазочной пленки вследствие ее износа и восстановлением ее первоначальной толщины за счет непрерывной подачи смазки в контакт между сопряженными элементами подшипника скольжения.

Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2385424

patent-2385424.pdf

Класс F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 

подшипник турбокомпрессора -  патент 2500932 (10.12.2013)
блоки опорной втулки и подъемного механизма -  патент 2494954 (10.10.2013)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2494298 (27.09.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
трущаяся деталь в смазочной среде, работающая при контактном давлении, превышающем 200 мпа -  патент 2466307 (10.11.2012)
комбинированный способ смазки моторно-осевого подшипника и устройство для его реализации -  патент 2458265 (10.08.2012)

Класс F16C32/04 с использованием магнитных или электрических опор

Класс F16C39/06 магнитная 

способ управления компрессорным элементом в винтовом компрессоре -  патент 2529759 (27.09.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
подшипниковое устройство (варианты) и подшипниковый кронштейн с магнитным радиальным и поддерживающим подшипниками для вращающейся машины (варианты) -  патент 2499167 (20.11.2013)
радиальный подшипник на магнитной подвеске -  патент 2446324 (27.03.2012)
магнитный подшипник на высокотемпературных сверхпроводниках (варианты) -  патент 2413882 (10.03.2011)
способ герметизации зазора между двумя поверхностями из магнитопроводящего и немагнитного материала с помощью магнитной жидкости -  патент 2397380 (20.08.2010)
сверхпроводящий магнитный подшипник и способ его изготовления -  патент 2383791 (10.03.2010)
устройство электромагнитной разгрузки радиальных опор -  патент 2357121 (27.05.2009)
способ работы подшипникового узла и подшипниковый узел -  патент 2347960 (27.02.2009)
устройство подшипника скольжения из постоянных магнитов с вертикально расположенной несущей осью вращения -  патент 2328630 (10.07.2008)
Наверх