система автоматического управления угловым положением вертолета

Классы МПК:B64C13/16 действующие автоматически, например в зависимости от показаний прибора для измерения силы ветра 
B64C27/04 вертолеты 
G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Московский научно-производственный комплекс "Авионика" (ОАО МНПК "Авионика") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-15
публикация патента:

Заявляемое изобретение относится к системам автоматического управления полетом вертолета по крену и тангажу, использующим комбинированную систему управления КСУ, содержащую систему дистанционного управления СДУ и систему автоматического управления САУ. Система автоматического управления угловым положением вертолета содержит датчик угла, датчик положения ручки управления, датчик угловой скорости, последовательно соединенные первый сумматор, первый вход которого соединен с выходом датчика положения ручки управления, а второй вход соединен с выходом датчика угловой скорости, и привод, второй сумматор, последовательно соединенные третий сумматор, первый вход которого соединен с выходом датчика угла, четвертый сумматор, пятый сумматор и ограничитель, выход которого соединен со вторым входом привода. В систему дополнительно введены интегрирующее устройство, нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением, электронный автотриммер и запоминающее устройство, фиксирующее значение данного сигнала в момент включения режима «ручка-угол». Обеспечивается устойчивость по скорости вертолета, а также постоянство градиентов управления система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 , система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и максимальных значений углов крена и тангажа вертолета во всем диапазоне изменения скоростей полета. 1 ил. система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263

система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263

Формула изобретения

Система автоматического управления угловым положением вертолета, содержащая датчик угла, датчик положения ручки управления, датчик угловой скорости, последовательно соединенные первый сумматор, первый вход которого соединен с выходом датчика положения ручки управления, а второй вход соединен с выходом датчика угловой скорости, и привод, второй сумматор, последовательно соединенные третий сумматор, первый вход которого соединен с выходом датчика угла, четвертый сумматор, пятый сумматор и ограничитель, выход которого соединен со вторым входом привода, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены интегрирующее устройство, нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением, электронный автотриммер и запоминающее устройство, причем первый вход интегрирующего устройства соединен с выходом третьего сумматора, а выход со вторым входом четвертого сумматора, выход которого соединен через нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением со вторым входом интегрирующего устройства, а через электронный автотриммер с третьим входом интегрирующего устройства, выход электронного автотриммера соединен также со вторым входом пятого сумматора, кроме того, первый вход второго сумматора соединен с выходом датчика положения ручки управления, второй, инвертирующий, вход соединен с выходом запоминающего устройства, вход которого соединен с выходом датчика положения ручки, а выход второго сумматора соединен со вторым входом третьего сумматора и с третьим, инвертирующим, входом пятого сумматора.

Описание изобретения к патенту

Заявляемое изобретение относится к системам автоматического управления полетом вертолета, в частности к системам автоматического управления угловым положением вертолета по крену и тангажу, использующим комбинированную систему управления КСУ, содержащую систему дистанционного управления СДУ и систему автоматического управления САУ.

Известны системы автоматического управления угловым положением вертолета, описанные, в частности, в патентах: RU 2150137 С1, 27.05.2000; RU 2204504 C1, 20.05.2003; RU 2220073 C1, 27.12.2003; US 6128554 A от 03.10.2000 г., RU 2282562 C1, 27.08.2006, US 6128554 A, 03.10.2000 и в книге С.М.Федорова и др. Автоматизированное управление полетом воздушных судов. - М.: Транспорт, 1992, с.228, 229, 236, рис.12.2, 12.5, 12.10.

К недостаткам известных систем автоматического управления угловым положением вертолета следует отнести тот факт, что они не обеспечивают важнейших характеристик управляемости: устойчивости по скорости вертолета, постоянства градиентов система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 управления по крену и тангажу, а также максимальных располагаемых значений углов крена и тангажа в зависимости от скорости полета.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является система автоматического управления угловым положением вертолета, в частности по крену, представленная в книге С.М.Федорова и др. Автоматизированное управление полетом воздушных судов. - М.: Транспорт, 1992, с.236, рис.12.10.

Однако данной системе автоматического управления угловым положением вертолета присущи недостатки, описанные выше, не позволяющие обеспечить важнейших характеристик управляемости, а именно устойчивости по скорости вертолета, постоянства градиентов управления система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и максимальных располагаемых значений углов крена и тангажа во всем диапазоне изменения скоростей полета.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков и обеспечение устойчивости по скорости вертолета, а также постоянства градиентов управления система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и максимальных значений углов крена и тангажа вертолета во всем диапазоне изменения скоростей полета.

Поставленная цель достигается за счет того, что в систему автоматического управления угловым положением вертолета, содержащую датчик угла, датчик положения ручки управления, датчик угловой скорости, последовательно соединенные первый сумматор, первый вход которого соединен с выходом датчика положения ручки управления, а второй вход соединен с выходом датчика угловой скорости, и привод, второй сумматор, последовательно соединенные третий сумматор, первый вход которого соединен с выходом датчика угла, четвертый сумматор, пятый сумматор и ограничитель, выход которого соединен со вторым входом привода, дополнительно введены интегрирующее устройство, нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением, электронный автотриммер и запоминающее устройство, причем первый вход интегрирующего устройства соединен с выходом третьего сумматора, а выход - со вторым входом четвертого сумматора, выход которого соединен через нелинейный элемент с зоной нечувствительности и ограничением со вторым входом интегрирующего устройства, а через электронный автотриммер - с третьим входом интегрирующего устройства, выход электронного автотриммера соединен также со вторым входом пятого сумматора, кроме того, первый вход второго сумматора соединен с выходом датчика положения ручки управления, второй, инвертирующий, вход соединен с выходом запоминающего устройства, вход которого соединен с выходом датчика положения ручки, а выход второго сумматора соединен со вторым входом третьего сумматора и с третьим, инвертирующим, входом пятого сумматора.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором представлена блок-схема заявляемой системы автоматического управления угловым положением вертолета.

Система содержит датчик 1 угла (крена система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 или тангажа система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 ), датчик 2 положения ручки управления, датчик 3 угловой скорости (система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 или система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 ), первый сумматор 4, привод 5, второй сумматор 6, третий сумматор 7, четвертый сумматор 8, пятый сумматор 9, ограничитель 10, интегрирующее устройство 11, нелинейный элемент 12 с зоной нечувствительности и ограничением, электронный автотриммер 13 и запоминающее устройство 14.

При воздействии летчика на ручку управления на выходе датчика 2 положения ручки управления формируется сигнал ХР, поступающий на первый вход первого сумматора 4, на второй вход которого поступает демпфирующий сигнал с датчика 3 угловой скорости (система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 или система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 ). Суммарный сигнал с выхода первого сумматора 4, являющийся управляющим сигналом системы дистанционного управления СДУ, подают на первый вход привода 5. Сигнал с датчика 2 положения ручки подают также в систему автоматического управления САУ, а именно на первый вход второго сумматора 6 и через запоминающее устройство 14, фиксирующее значение данного сигнала в момент включения режима «ручка-угол», на второй, инвертирующий, вход данного сумматора.

Сигнал с выхода второго сумматора 6 подают на второй вход третьего сумматора 7, на первый вход которого поступает сигнал с датчика 1 угла (система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 или система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 ). Сигнал с выхода третьего сумматора 7 подают на первый вход четвертого сумматора 8 и через интегрирующее устройство 11 - на второй вход четвертого сумматора 8. Принимая во внимание, что КСУ состоит из высоконадежной, например, четырехкратно резервированной, СДУ и менее надежной, например, дублированной САУ, для обеспечения отказобезопасности управляющий сигнал с четвертого сумматора 8 динамически ограничивают с использованием нелинейного элемента 12 с зоной нечувствительности и ограничением, вход которого соединен с выходом четвертого сумматора 8, а выход - со вторым входом интегрирующего устройства 11.

В случае если величина входного сигнала нелинейного элемента 12 с зоной нечувствительности и ограничением по абсолютной величине больше зоны нечувствительности, на второй вход интегрирующего звена поступает сигнал, по которому на каждом шаге интегрирования на выходе интегрирующего устройства 11 выставляются начальные условия, ограничивающие величину сигнала четвертого сумматора 8. Отметим, что при изменении скорости полета изменяется балансировка органов управления вертолета, которая будет в данной системе осуществляться с использованием интегрирующего устройства 11, при этом, при ненулевых балансировочных значениях органов управления, в системе величины сигналов, соответствующие максимальным значениям положительных и отрицательных углов, будут не одинаковые. Для устранения данного недостатка в системе используется электронный автотриммер 13, который обнуляет поступающий на его вход сигнал четвертого сумматора 8. Электронный автотриммер может быть реализован, например, в виде интегрирующего устройства с импульсным регулированием скорости. Для того, чтобы электронный автотриммер 13 не влиял на динамические характеристики системы, сигнал по скорости перемещения с первого его выхода подают на третий вход интегрирующего устройства 12. Сигнал со второго выхода, осуществляющий перебалансировку вертолета и обнуление сигнала четвертого сумматора 8, подают на второй вход пятого сумматора 9. На первый вход данного сумматора подают сигнал с четвертого сумматора 8, а на третий, инвертирующий, вход подают сигнал рассогласования между текущим значением датчика 2 положения ручки управления и значением, соответствующим моменту включения режима управления угловым положением вертолета «ручка-угол». Данный сигнал компенсирует дополнительное относительно балансировочного значения перемещение органов управления от отклонения ручки управления в СДУ. Сигнал управления САУ с выхода пятого сумматора 9 через ограничитель 10 подают на второй вход привода и осуществляют автоматическое управление угловыми положениями вертолета.

Для реализации заявляемой системы автоматического управления угловым положением вертолета не требуется специального оборудования. В системе могут быть использованы стандартные датчики угловых скоростей, углов и положения ручки управления, выпускаемые промышленностью. Функции вычислителей (сумматоров, интегрирующего устройства и т.д.) могут быть реализованы с помощью БЦВМ.

Как показали результаты моделирования системы КСУ-А для вертолета «АНСАТ», при использовании данного технического решения обеспечивается устойчивость по скорости вертолета, а также постоянство градиентов управления система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и система автоматического управления угловым положением вертолета, патент № 2385263 и максимальных значений углов крена и тангажа вертолета во всем диапазоне изменения скоростей полета.

Таким образом, предлагаемая система автоматического управления угловым положением вертолета реализуема и применима для широкого класса вертолетов, в частности типа «АНСАТ».

Класс B64C13/16 действующие автоматически, например в зависимости от показаний прибора для измерения силы ветра 

устройство автоматического управления системой обеспечения большой подъемной силы самолета -  патент 2478520 (10.04.2013)
способ и устройство для управления перестановкой подвижного стабилизатора на летательном аппарате -  патент 2460670 (10.09.2012)
система автоматического управления самолетом при заходе на посадку -  патент 2449923 (10.05.2012)
способ автоматического управления самолетом при заходе на посадку -  патент 2449922 (10.05.2012)
способ и устройство снижения нагрузок на крыло летательного аппарата при его крене -  патент 2424947 (27.07.2011)
летательный аппарат -  патент 2391253 (10.06.2010)
способ автоматического управления угловым положением вертолета -  патент 2385264 (27.03.2010)
способ улучшения маневренных характеристик летательного аппарата в процессе осуществления заключительной фазы захода на посадку перед приземлением и последующего выравнивания (варианты) -  патент 2384874 (20.03.2010)
способ и устройство пилотирования летательного аппарата вокруг оси пилотирования -  патент 2382720 (27.02.2010)
способ и устройство для ослабления воздействий вертикальной турбулентности на летательном аппарате -  патент 2377159 (27.12.2009)

Класс B64C27/04 вертолеты 

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2517643 (27.05.2014)
способ компенсации реактивного момента несущего винта -  патент 2514010 (27.04.2014)
вертолет -  патент 2499736 (27.11.2013)
рулевой винт вертолета и вертолет, содержащий этот рулевой винт -  патент 2494013 (27.09.2013)
лопасть рулевого винта вертолета и рулевой винт вертолета -  патент 2494012 (27.09.2013)
богданова устройство для подъема и перемещения автомобиля или другого транспортного средства -  патент 2485016 (20.06.2013)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2482024 (20.05.2013)

Класс G05D1/08 управление пространственным положением объекта, например управление по крену, тангажу и(или) скольжению 

комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
система терморегулирования космического аппарата -  патент 2513321 (20.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку -  патент 2496131 (20.10.2013)
способ формирования цифроаналогового сигнала стабилизации углового положения летательного аппарата по курсу и устройство для его осуществления -  патент 2491602 (27.08.2013)
способ формирования цифроаналогового адаптивного сигнала управления летательным аппаратом с переменной структурой и устройство для его осуществления -  патент 2491601 (27.08.2013)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ формирования прогноза вектора скорости полета -  патент 2466911 (20.11.2012)
способ посадки самолета при боковом ветре и устройство для его осуществления -  патент 2466445 (10.11.2012)
Наверх