заборное устройство

Классы МПК:B64D37/08 внутренние перегородки 
B64D37/06 конструктивные модификации баков 
B64D37/22 обеспечивающие опорожнение топлива при любом положении бака 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-24
публикация патента:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях заборных устройств топливных баков, имеющих кольцевые днища, образованные, например, пересечением конического днища бака с камерой утопленного в баке двигателя или нишей, в которой размещен двигатель. Заборное устройство топливного бака с кольцевым днищем содержит вкладыш с переменным по высоте сечением, содержащий перегородки для разделения вкладыша на отсеки. В каждом отсеке размещены заборники топлива с трубопроводами для последовательного сообщения каждого заборника с полостью соседнего отсека. В отсеке с наименьшим сечением выполнено отверстие для сообщения вкладыша с полостью бака, а заборник последнего отсека соединен со сливным трубопроводом. Устройство позволяет уменьшить незабираемый остаток топлива в баке при наклоне бака и удерживает топливо при невесомости во время пауз в работе двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. заборное устройство, патент № 2384487

заборное устройство, патент № 2384487 заборное устройство, патент № 2384487 заборное устройство, патент № 2384487

Формула изобретения

1. Заборное устройство топливного бака с кольцевым днищем, содержащее кольцевую пластину, установленную над днищем бака, и сливной трубопровод, отличающееся тем, что оно снабжено желобом, выполненным эквидистантно днищу бака и образующим с кольцевой пластиной полый вкладыш с переменным по высоте сечением, содержащий перегородки для разделения вкладыша на отсеки, заборники топлива, размещенные в каждом отсеке, и трубопроводы для последовательного сообщения каждого заборника с полостью соседнего отсека, при этом в отсеке с наименьшим сечением выполнено отверстие для сообщения вкладыша с полостью бака, а заборник последнего отсека соединен со сливным трубопроводом.

2. Заборное устройство по п.1, отличающееся тем, что вкладыш выполнен разъемным.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции заборных устройств топливных баков, имеющих кольцевые днища, образованные, например, пересечением конического днища бака и камерой утопленного в баке двигателя или нишей, в которой этот двигатель размещен.

Известны заборные устройства для баков с кольцевыми днищами, включающие желоб, приваренный к днищу бака и сообщаемый с полостью бака через калиброванные отверстия, выполненные в днище, с целью обеспечения равномерного опускания уровня топлива в баке вплоть до прорыва газа в желоб, например, заборное устройство, использованное в баке разгонного блока по патенту России № 2156723, с приоритетом от 03 ноября 1999 г., заборное устройство в баках жидкостной ракетной двигательной установки по патенту России № 2187010 с приоритетом от 03 мая 2000 г.

Недостатком подобных заборных устройств является большой незабираемый остаток топлива для случаев, когда перед остановом двигателя вектор его тяги отклонен от продольной оси бака, при этом зеркало топлива также отклоняется от горизонтальной плоскости, перпендикулярной оси бака.

Известна конструкция топливного бака, выполненного в виде тора, или части тора, разделенного на отсеки, например, топливный бак по патенту США № 3903924, кл. МПК B64D 37/08, опубликованному 09 сентября 1975 г. Опорожнение бака достигается за счет перекачки топлива через отсеки. Недостатком такой конструкции является большой вес, если ее применить для цилиндрического бака, опорожняющегося в вертикальном положении и имеющего размещенный в нем двигатель.

За прототип настоящего изобретения принято кольцевое заборное устройство, описанное в книге Н.М.Беляева. Расчет пневмогидравлических систем ракет, М.: Машиностроение, 1983 г., и показанное на Рис.8.2ж, стр.115. Устройство содержит коллектор в нижней части бака, образованный днищем бака, соплом двигателя и кольцевой пластиной, установленной над ними и имеющей отверстия для сообщения с баком. К коллектору присоединен сливной трубопровод.

Недостатком описанного заборного устройства является большой незабираемый остаток топлива в случае, когда зеркало топлива установится под наклоном к коллектору в конце работы двигателя из-за возникновения эксцентриситета тяги после сброса полезных нагрузок. Наклон зеркала топлива может быть произвольным по отношению к плоскостям стабилизации.

Изобретение направлено на уменьшение незабираемого остатка топлива в баках с кольцевыми днищами.

Схема предлагаемого заборного устройства представлена на фиг.1, 2, 3. На фиг.1 показан вид сверху на заборное устройство, на фиг.2 заборное устройство изображено в развертке, а на фиг.3 показано сечение заборного устройства.

Топливный бак цилиндрической формы имеет коническое днище 1 и нишу 2 для размещения двигателя (не показан), которые образуют кольцевое днище. На днище установлен вкладыш, образованный желобом 3 и кольцевой пластиной 4. Желоб выполнен эквидистантно днищу бака, а вкладыш имеет переменное по высоте сечение. Перегородками 5 вкладыш разделен на отсеки. Внутри каждого отсека установлен заборник 6, выполненный в виде трубы 7 с перфорированными отверстиями 8 в нижней части трубы. Каждый заборник сообщен с полостью соседнего отсека трубопроводами 9. В отсеке с наименьшим сечением выполнено отверстие 10 для сообщения с полостью бака, а заборник соседнего с ним отсека соединен со сливным трубопроводом 11.

Во время работы двигателя топливо из бака поступает в первый отсек вкладыша через отверстие 10 и далее переливается через отсеки, и из последнего отсека забирается к сливному трубопроводу двигателя.

Уменьшение незабираемого остатка топлива в баке при наклоне зеркала топлива в конце работы двигателя достигается за счет того, что, во-первых вкладыш имеет переменное сечение по высоте, уменьшающейся в сторону расположения отверстия 10 для сообщения с баком, во-вторых, вкладыш разделен на отсеки и забор топлива производится из каждого отсека.

Для удобства монтажа вкладыш выполнен разъемным. При наличии на днище каких-либо перемычек или проходящих через него трубопроводов отсеки вкладыша могут быть расположены на некотором расстоянии друг от друга.

Важное преимущество предлагаемого заборного устройства проявляется при использовании его в баке разгонной ступени ракеты, когда в работе маршевого двигателя ступени имеются паузы, во время которых работают двигатели ориентации и компоненты топлива при их работе перемещаются в баке. Требуется применять специальные устройства для удержания топлива в зоне заборных устройств, например сетчатые разделители. В предлагаемом заборном устройстве топливо удерживается во вкладыше.

Проектные проработки предлагаемого заборного устройства для бака окислителя разгонной ступени показали, что при отклонении вектора тяги двигателя в конце работы на угол 4° от продольной оси ступени незабираемый остаток окислителя может быть уменьшен на 100 л по сравнению с прототипом.

Предлагаемое заборное устройство рекомендовано к внедрению. На него разрабатывается конструкторская документация.

Класс B64D37/08 внутренние перегородки 

Класс B64D37/06 конструктивные модификации баков 

ракета -  патент 2437804 (27.12.2011)
ракета -  патент 2437803 (27.12.2011)
топливный бак летательного аппарата -  патент 2390472 (27.05.2010)
топливная система летательного аппарата (варианты) -  патент 2385828 (10.04.2010)
устройство для слива жидкости -  патент 2383475 (10.03.2010)
беспилотный летательный аппарат -  патент 2375254 (10.12.2009)
топливный бак летательного аппарата -  патент 2350516 (27.03.2009)
гиперзвуковой самолет -  патент 2305056 (27.08.2007)
силовая обечайка изделий, работающих при криогенных температурах -  патент 2296911 (10.04.2007)
топливный бак -  патент 2293665 (20.02.2007)

Класс B64D37/22 обеспечивающие опорожнение топлива при любом положении бака 

Наверх