устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна

Классы МПК:F02B37/12 управление нагнетателями
G01M15/10 мониторинг выхлопных газов
F02B77/08 предохранительные, указательные или следящие устройства
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):ФГОУ Московская государственная академия водного транспорта (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-03-05
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике судовых дизелей. Изобретение позволяет упростить конструкцию и расширить диагностические возможности устройства. Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна включает в себя датчик давления наддува, давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива, расчетный блок и датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха. Информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора. 2 ил.

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553 устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553

Формула изобретения

Устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, включающее в себя датчик давления наддува, давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива, расчетный блок и датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха, причем информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области водного транспорта, в частности к диагностике судовых дизелей.

Известна электронная система контроля работы турбокомпрессора, позволяющая своевременно определять предстоящий переход компрессора в режим помпажа (заявка Германии № 10237416, МПК7 F02B 37/12. DaimlerChrysler AG, Fischle Michael, Springer Ulrich, Streu Daniel. № 10237416.3; Заявл. 16.08.2002; Опубл. 26.02.2004).

В качестве аналога также может быть назван способ определения помпажа компрессора в системе турбонаддува, предусматривающий анализ волновых явлений, отражающего наступление режима помпажа, обработку первичного сигнала с использованием фильтра для выделения волновых явлений, специфических для помпажа, сопоставление амплитуды обработанного сигнала с заданным граничным уровнем для суждения о наличии помпажа [1].

Основным недостатком этого способа является высокая стоимость приборов, используемых для анализа волновых явлений в компрессоре, что позволяет определить помпаж, когда он уже наступил. Кроме того, данный способ не позволяет определить запас по помпажу.

Предлагаемое устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна включает в себя помимо штатных измерительных приборов (датчик давления наддува, датчик давления на входе в компрессор, датчик температуры на входе в компрессор, датчик расхода топлива) датчик кислорода в отработавших газах дизеля, служащий для определения коэффициента избытка воздуха.

Информация от датчиков поступает в расчетный блок, в который предварительно должна быть загружена характеристика контролируемого компрессора (фиг.1). Запас по помпажу выражается в процентах и находится по формуле

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553

где устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553 kпр - приведенная степень повышения давления;

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553 kпомп - степень повышения давления на линии помпажа при неизменной частоте вращения турбокомпрессора;

Gпр - приведенный расход воздуха через компрессор;

Gпомп - расход воздуха через компрессор на линии помпажа при неизменной частоте вращения турбокомпрессора.

Приведенная степень повышения давления:

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553

где Pkc - давление наддувочного воздуха после компрессора;

Рd - давление воздуха на входе в компрессор;

Td - температура воздуха на входе в компрессор;

T d н - температура воздуха на входе в компрессор при нормальных условиях (Td н=293 К);

Приведенный расход воздуха через компрессор:

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553

где Gair - расход воздуха через компрессор;

Рd н - давление воздуха на входе в компрессор при нормальных условиях (Рd н =101325 Па).

Расход воздуха через компрессор:

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553

где устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553 1 - коэффициент избытка воздуха;

L0 - теоретическая масса воздуха, необходимая для сгорания 1 кг топлива (L0=14,3 кг/кг);

В - часовой расход топлива.

Коэффициент избытка воздуха:

устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553

где r02 - концентрация кислорода в отработавших газах дизеля;

rN2 - концентрация азота в отработавших газах дизеля (rN2 =0,79).

Определив приведенные расход воздуха и степень повышения давления в компрессоре, расчетный блок определяет точку, в которой в данный момент работает компрессор, достраивает эквидистантную кривую оборотов компрессора до линии помпажа и определяет запас по помпажу на данном режиме работы компрессора (фиг.2).

При значении запаса по помпажу меньше критического расчетный блок подает сигнал к исполнительным механизмам, предпринимающим действия к предотвращению помпажа. К таким действиям могут относиться уменьшение подачи топлива, изменение положения лопаток регулируемого соплового аппарата турбины и т.д.

В предлагаемом устройстве в отличие от предложенных ранее, в которых коэффициент избытка воздуха определяется по датчику расхода воздуха (перепад давления на мерной шайбе и т.п.), для диагностики дизеля с турбонаддувом используется устройство для определения запаса по помпажу судового четырехтактного   дизеля с турбонаддувом при измерениях на борту судна, патент № 2380553 - зонд, измеряющий концентрацию кислорода в отработавших газах дизеля.

Класс F02B37/12 управление нагнетателями

способ управления подачей сжатого воздуха двигателя внутреннего сгорания в процессе трогания с места -  патент 2482298 (20.05.2013)
способ управления подачей сжатого воздуха в двигатель внутреннего сгорания и коробкой переключения передач -  патент 2480603 (27.04.2013)
двигатель внутреннего сгорания с высокой ограничительной характеристикой и высокой скоростью приема нагрузки -  патент 2476697 (27.02.2013)
способ наполнения цилиндра двухтактного дизельного двигателя большой мощности с продольной продувкой наддувочным воздухом, а также двухтактный дизельный двигатель большой мощности с продольной продувкой -  патент 2454553 (27.06.2012)
способ управления переключением передач -  патент 2451799 (27.05.2012)
система турбонаддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания -  патент 2449139 (27.04.2012)
способ регулирования турбонаддува двс -  патент 2447305 (10.04.2012)
способ и устройство управления газообменом в дизеле с газотурбинным наддувом -  патент 2301899 (27.06.2007)
способ регулирования турбонаддува двс -  патент 2265736 (10.12.2005)
система настройки и регулирования давлений наддува двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом -  патент 2262607 (20.10.2005)

Класс G01M15/10 мониторинг выхлопных газов

Класс F02B77/08 предохранительные, указательные или следящие устройства

дизельный двигатель, деталь дизельного двигателя обеспечивающая заранее установленный предел прочности и способ предотвращения повреждения дизельного двигателя -  патент 2518747 (10.06.2014)
система контроля рабочих характеристик продувки и способ контроля технологического режима в процессе продувки большого двухтактного дизельного двигателя с прямоточной продувкой -  патент 2490487 (20.08.2013)
устройство для аварийной остановки двигателя внутреннего сгорания и моторного замедления транспортного средства -  патент 2289712 (20.12.2006)
устройство защиты двигателя внутреннего сгорания от абразивного износа -  патент 2258821 (20.08.2005)
устройство для определения характеристик, в частности, концентрации аэрозоля в закрытой камере рабочей машины -  патент 2171902 (10.08.2001)
механизм аварийной остановки двигателя -  патент 2150591 (10.06.2000)
устройство аварийной остановки двигателя по минимальному давлению масла -  патент 2135800 (27.08.1999)
сигнальное устройство для определения момента замены масляного фильтра -  патент 2103522 (27.01.1998)
способ контроля состояния катализатора, через который в направлении течения пропускают катализируемую жидкость, и катализатор -  патент 2094624 (27.10.1997)
устройство для защиты двигателя внутреннего сгорания от перегрева -  патент 2089741 (10.09.1997)
Наверх