цельнометаллический сайлентблок

Классы МПК:F16F1/38 с втулкой-прослойкой из эластичного материала между жесткой наружной втулкой и жесткой внутренней втулкой или пальцем 
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод" (ЗАО "УК "БМЗ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-09-25
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к упругим демпфирующим устройствам рычагов управления. Сайлентблок содержит две коаксиально расположенные металлические втулки и тросовый упругодемпфирующий элемент, выполненный в виде ансамбля тросовых колец. Кольца свиты из многожильной наружной пряди с винтовой упругой линией в форме пустотелых торов Мебиуса с пятью или шестью слоями навивки. Слои соприкасаются друг с другом по боковым поверхностям на среднем диаметре коаксиального зазора между металлическими втулками. Все замкнутые тросовые кольца установлены в коаксиальное пространство между втулками с радиальным натягом. На торцевых поверхностях каждой из металлических втулок выполнены по два выступа, спрессованных после установки тросовых колец по радиусным поверхностям, эквидистантным сечениям крайних тросовых колец. Достигается повышение демпфирующих характеристик, ресурса и несущей способности. 5 ил. цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543

цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543

Формула изобретения

Цельнометаллический сайлентблок, содержащий две коаксиально расположенные металлические втулки и тросовый упругодемпфирующий элемент, отличающийся тем, что упругодемпфирующий элемент выполнен в виде ансамбля тросовых колец, свитых из многожильной наружной пряди с винтовой упругой линией в форме пустотелых торов Мебиуса с пятью или шестью слоями навивки, соприкасающихся друг с другом по боковым поверхностям на среднем диаметре коаксиального зазора между металлическими втулками, при этом все замкнутые тросовые кольца установлены в коаксиальное пространство между втулками с оптимальным относительным радиальным натягом, равным:

цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 ,

где цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 - радиальный натяг в ансамбле замкнутых тросовых колец;

h=3d - коаксиальный зазор между металлическими втулками сайлентблока в ненагруженном состоянии;

d - диаметр одной винтовой тросовой пряди,

а на торцевых поверхностях каждой из металлических втулок выполнены по два выступа, опрессованных после установки тросовых колец по радиусным поверхностям, эквидистантным сечениям крайних тросовых колец.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к упругим демпфирующим устройствам рычагов управления, и может быть использовано для снижения ударных и вибрационных нагрузок агрегатов и оборудования в любой области техники.

Известны конструкции сайлентблоков, состоящих, как правило, из двух металлических втулок и упругой (чаще всего резиновой) вставки между ними. За счет упругой вставки происходит гашение колебаний и дребезжаний в соединениях деталей. При этом на сайлентблок приходится значительная доля ударных нагрузок, получаемых подвеской транспортного средства, компенсация значительных деформаций одновременно в различных плоскостях и направлениях. Сайлентблок обеспечивает не только угловую, но и радиальную и осевую податливости. Резиновый или полиуретановый упругие элементы сайлентблоков выполняются в виде цилиндрических конических или фигурных втулок, привулканизированных или приклеенных к металлическим втулкам (см. патенты США № 5033872, 5931597, 4386869, 5058867, 5813789, 5242228, 4447094, 6224046; патенты Германии № 10160990, 29834677, 19847842; патенты Великобритании № 2104590, 2112056; патенты Японии № 4025609, 4025610, 5810971; патенты Франции № 2510211, 2518674).

Недостатками перечисленных сайлентблоков являются: чувствительность упругодемпфирующих характеристик к изменению температуры, особенно в области отрицательных температур; недостаточный уровень демпфирования; быстрое старение упругого резинового элемента, сопровождающееся заменой всего сайлентблока.

Известен кольцевой упругофрикционный элемент, состоящий из двух коаксиально расположенных металлических втулок, между которыми установлен пакет предварительно прозигованного троса, изготовленного по способу, изложенному в авт.св. СССР № 2042064, МПК F16F 7/14. Этот элемент может быть использован в качестве упругодемпфирующей опоры (сайлентблока) в транспортном машиностроении при умеренных ударных нагрузках.

Недостатком этого упругофрикционного элемента является пониженный ресурс при интенсивной вибрации, сопровождающейся одновременными ударами большой силы.

Известен способ изготовления упругофрикционных элементов тросовых виброизоляторов, заключающийся в том, что упругий элемент выполняют из многожильной наружной пряди стандартного предварительно развитого на пряди троса с винтовой упругой линией, изгибают эту прядь в кольцо средним диаметром, равным потребной длине упругого элемента, производят многократную в пять или шесть слоев навивку пряди на упомянутое кольцо с укладкой витков свободного конца винтовой пряди эквидистантно первому и последующему слоям до полного заполнения винтового пространства замкнутого контура в виде тора Мебиуса (см. патент РФ № 2199683, МПК F16F 7/14).

Два последних из приведенных аналогов выбраны в качестве общего прототипа.

Техническим результатом, на достижение которого направлено заявляемое техническое решение, является конструкция с повышенными демпфирующими характеристиками, ресурсом, несущей способностью и характеристики которой не чувствительны к изменению температуры.

Технический результат достигается тем, что цельнометаллический сайлентблок, содержащий две коаксиально расположенные металлические втулки и тросовый упругодемпфирующий элемент, при этом упругодемпфирующий элемент выполнен в виде ансамбля тросовых колец, свитых из многожильной наружной пряди стандартного предварительно развитого на пряди троса с винтовой упругой линией в форме пустотелых торов Мебиуса с пятью или шестью слоями навивки, соприкасающихся друг с другом по боковым поверхностям на среднем диаметре коаксиального зазора между металлическими втулками, причем все замкнутые тросовые кольца установлены в коаксиальное пространство между втулками с оптимальным относительным радиальным натягом, равным:

цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543

где цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 - радиальный натяг в ансамбле замкнутых тросовых колец;

h=3d - коаксиальный зазор между металлическими втулками сайлентблока в ненагруженном состоянии;

d - диаметр одной винтовой тросовой пряди,

а на торцевых поверхностях каждой из металлических втулок выполнены по два выступа, опрессованных после установки тросовых колец по радиусным поверхностям, эквидистантным сечениям крайних тросовых колец.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 изображен внешний вид сайлентблока с частичным разрезом;

- на фиг.2 изображен вид части сайлентблока, поясняющий процедуру опрессовки торцевых выступов на втулках;

- на фиг.3 изображен внешний вид в изометрии одного витого тросового кольца из ансамбля колец;

- на фиг.4 изображен вид части сайлентблока, поясняющий процедуру установки оптимального натяга;

- на фиг.5 показана зависимость коэффициента поглощения цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 от относительного радиального натяга цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 при сборке сайлентблока.

Цельнометаллический сайлентблок (фиг.1) состоит из двух металлических втулок 1 и 2, расположенных соосно друг другу, в коаксиальное пространство между которыми установлен ансамбль тросовых колец 3, свитых в форме пустотелых торов Мебиуса с пятью или шестью слоями навивки и с полостью 4 внутри каждого тора. Тросовые кольца 3 установлены в коаксиальное пространство между втулками 1 и 2 плотно друг к другу и соприкасаются друг с другом по боковым поверхностям на среднем диаметре коаксиального зазора между втулками. На торцевых поверхностях каждой из металлических втулок 1 и 2 выполнены по два выступа 5 (фиг.1, 2), опрессованных после установки тросовых колец по радиусным поверхностям, эквидистантным сечениям тросовых колец. Со сторон, примыкающих к двум крайним кольцам 3 из ансамбля, выступы 5 имеют радиусные фаски 6 для обеспечения минимальной концентрации напряжений при деформации тросовых элементов. Особенностью колец 3, свитых в форме торов Мебиуса, является то, что каждое из них имеет лишь один стык пряди 7 (фиг.3). Для обеспечения максимальной эффективности демпфирования колебаний и ударных нагрузок при работе сайлентблока тросовые кольца 3 установлены в коаксиальное пространство втулками 1 и 2 с оптимальным относительным радиальным натягом (фиг.4, 5), равным:

цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543

где цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 - радиальный натяг в ансамбле замкнутых тросовых колец;

h=3d - коаксиальный зазор между металлическими втулками сайлентблока в ненагруженном состоянии;

d - диаметр одной винтовой тросовой пряди.

Указанный параметр относительного натяга цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 , обеспечивающий оптимальное значение коэффициента поглощения цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543 max (фиг.5), который определяется в виде:

цельнометаллический сайлентблок, патент № 2378543

где W - рассеянная в сайлентблоке циклическая энергия;

Р - потенциальная энергия упругой деформации,

получен авторами расчетным путем и подтвержден экспериментальными исследованиями опытного образца цельнометаллического сайлентблока.

По сравнению с резиновым сайлентблоком величина коэффициента поглощения минимум в 10 раз превышает величины коэффициентов поглощения аналогов.

Цельнометаллический сайлентблок работает следующим образом.

При действии радиальной нагрузки вибрационного или ударного характера тросовые кольца 3, свитые из винтообразной многослойной тросовой пряди, деформируются. При этом отдельные проволочки, проскальзывая друг относительно друга, рассеивают энергию в окружающее пространство и тем самым снижают нагрузку на транспортное средство, его агрегаты и узлы.

Класс F16F1/38 с втулкой-прослойкой из эластичного материала между жесткой наружной втулкой и жесткой внутренней втулкой или пальцем 

многоэлементный направляющий подшипник для применения в подшипниковом узле автомобиля -  патент 2528517 (20.09.2014)
воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
виброизолятор -  патент 2519584 (20.06.2014)
эластичная опора головки амортизационной стойки для автомобиля и способ регулирования напряжения сжатия в эластичном кольцевом теле опоры головки амортизационной стойки -  патент 2518937 (10.06.2014)
опора подвески транспортного средства -  патент 2516865 (20.05.2014)
виброизолирующая опора силового агрегата -  патент 2493452 (20.09.2013)
способ изготовления и сборки жестко-упругого держателя -  патент 2489620 (10.08.2013)
резинометаллический шарнир -  патент 2481503 (10.05.2013)
шарнирное и/или опорное устройство -  патент 2457957 (10.08.2012)
резино-металлический амортизатор с силовой арматурой, изменяющей геометрию -  патент 2442916 (20.02.2012)

Наверх