зубчатый редуктор

Классы МПК:F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них 
F16C25/06 подшипники качения 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-07-10
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит три ступени, составленные из зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены посредством подшипников (9-12) типа конически-роликовых однорядных в корпусе. Регулировочные гайки (14) с дистанционными шайбами (16) закреплены в крышках (15) корпуса (1) в торцах валов. Первая ступень выполнена конической, другие ступени - цилиндрическими с косозубым зацеплением. Вторая ступень содержит две регулировочные гайки (14). Третья ступень и вал колеса третьей ступени - по одной регулировочной гайке (14). Шаг резьбового соединения регулировочной гайки выбран эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1.5 мм. Изобретение позволяет повысить надежность работы редуктора в подшипниках, регулировать зазоры в подшипниках до оптимального, исключить интенсивный износ и разрушения оборудования за счет равномерного перераспределения переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении. 2 ил. зубчатый редуктор, патент № 2375622

зубчатый редуктор, патент № 2375622 зубчатый редуктор, патент № 2375622

Формула изобретения

Зубчатый редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения, отличающийся тем, что он дополнительно содержит регулировочные гайки с дистанционными шайбами, закрепленные в крышках корпуса в торцах валов, установленных в подшипниках типа конически-роликовых однорядных, при этом первая ступень выполнена конической, другие ступени - цилиндрическими с косозубым зацеплением, вторая ступень содержит две регулировочные гайки, а третья ступень и вал колеса третьей ступени - по одной регулировочной гайке, причем шаг резьбового соединения регулировочной гайки выбран эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1,5 мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах.

Известен редуктор, содержащий корпус с заполненным маслом картером, размещенные в корпусе валы и установленные на валах зацепляющие зубчатые колеса, одно из которых частично погружено в масло (А.с. СССР № 1714263, кл. F16H 57/04, опубл. 23.02.1992).

Известен вертикальный редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из цилиндрических зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения (Анфимов М.И. Редукторы. Конструкция и расчет. - М.: Машиностроение, 1973, с.157).

Наиболее близким к изобретению является вертикальный редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из цилиндрических зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения, торцы колес первой и третьей ступеней, обращенные к колесу второй ступени, размещены в одной плоскости (Патент РФ № 2250402, кл. F16H 57/04, опубл. 20.04.2005 г.).

Недостатками известных технических решений являются низкая надежность работы редуктора, необратимый износ подшипников редуктора из-за неравномерного распределения переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении и исключение возможности регулирования зазора в подшипниках.

Технический результат использования изобретения заключается в повышении надежности работы редуктора в подшипниках, возможности регулировки зазора в подшипниках до оптимального, исключении интенсивного износа, разрушения оборудования за счет равномерного перераспределения переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении.

Технический результат изобретения достигается тем, что зубчатый редуктор, содержащий корпус, три ступени, составленные из зубчатых колес, жестко связанных с валами, которые установлены в подшипниках в корпусе с возможностью вращения, дополнительно содержит регулировочные гайки с дистанционными шайбами, закрепленные в крышках корпуса в торцах валов, установленных в подшипниках типа конически-роликовых однорядных, при этом первая ступень выполнена конической, другие ступени - цилиндрическими с косозубым зацеплением, вторая ступень содержит две регулировочные гайки, а третья ступень и вал колеса третьей ступени - по одной регулировочной гайке, причем шаг резьбового соединения регулировочной гайки выбран эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1.5 мм.

Эмпирически установлено, что шаг резьбового соединения, отличный от примененного в заявляемом изобретении оптимально целесообразного, равного 1.5 мм, исключает возможность регулировки зазора в подшипниках до оптимального, приводит к неравномерному перераспределению переменных осевых нагрузок в зубчатом зацеплении и к интенсивному износу, разрушению оборудования.

На фиг.1 показан зубчатый редуктор, вид сверху (со снятой крышкой); на фиг.2 - то же, вид спереди.

Зубчатый редуктор содержит корпус 1, коническую вал-шестерню 2 первой ступени, колесо коническое зубчатое 3 первой ступени, цилиндрическую вал-шестерню 4 второй ступени, колесо зубчатое цилиндрическое косозубое 5 второй ступени, цилиндрическую вал-шестерню 6 третьей ступени, колесо зубчатое 7 третьей ступени, вал 8 колеса третьей ступени, колеса 3, 5 и 7 жестко связаны соответственно с валами 2, 4, 6. Валы-шестерни 2, 4, 6 и вал 8 установлены в корпусе 1 с возможностью вращения соответственно в подшипниках 9 и 10, 11, 12 и 13 типа конически-роликовых однорядных. В торцевых частях валов 4, 6 и 8 установлены регулировочные гайки 14 в крышках 15 корпуса 1 с дистанционными шайбами 16.

Устройство работает следующим образом.

При эксплуатации увеличивается зазор между роликами (не показаны) и беговыми дорожками (не показаны) наружных и внутренних обойм подшипников 11, 12 и 13, закручивая гайку 14 механическим воздействием на соответствующую дистанционную шайбу 16, уменьшается упомянутый выше зазор между роликами и беговыми дорожками наружных и внутренних обойм подшипников 11, 12 и 13.

Таким образом заявляемая конструкция, включающая конический 2 и цилиндрические валы-шестерни 4, 6 и вал 8, подшипники 9, 10, 11, 12 и 13 типа конически-роликовых однорядных, регулировочные гайки 14 в крышках 15 корпуса 1 с дистанционными шайбами 16 с шагом резьбового соединения, выбранным эмпирическим путем оптимально целесообразным, равным 1.5 мм, оптимально равномерно перераспределяет переменные осевые нагрузки в зубчатом зацеплении, исключает необратимый износ подшипников, обеспечивает возможность регулирования оптимального зазора в подшипниках, повышает надежность работы зубчатого редуктора.

Класс F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них 

хвостовой вал трансмиссии вертолета -  патент 2521059 (27.06.2014)
коробка скоростей автотракторной техники -  патент 2495304 (10.10.2013)
приводное устройство -  патент 2487453 (10.07.2013)
устройство вала и способ поддерживания вала -  патент 2478842 (10.04.2013)
модуль трансмиссии и сборочный узел трансмиссии -  патент 2454580 (27.06.2012)
механизм автоматического переключения передач -  патент 2450187 (10.05.2012)
зубчатая передача для защиты интегрированного максимального момента, шестеренчатая коробка передач, содержащая такую передачу, и газотурбинный двигатель -  патент 2418216 (10.05.2011)
редукторный привод с креплением приводного элемента на опорах без осевого люфта, прежде всего для перемещения подвижной детали в автомобиле -  патент 2404388 (20.11.2010)
конечная передача транспортного средства -  патент 2392519 (20.06.2010)
способ сборки шевронного зубчатого колеса -  патент 2379167 (20.01.2010)

Класс F16C25/06 подшипники качения 

Наверх