способ спасения людей самолета, разработанный бурковым л.н.

Классы МПК:B64D25/08 аварийные средства для покидания самолета
B64D25/12 катапультируемые капсулы 
Патентообладатель(и):Бурков Лев Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-08-25
публикация патента:

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности к способам спасения людей при безвыходной аварийной ситуации на самолете. Способ спасения людей самолета заключается в использовании парашютных систем. Самолет снабжают несколькими автономными самосрабатывающими отстреливающимися парашютными системами, а также одно-, и двух-, и трех-, и четырехместными блоками кресел. Блоки снабжены самозакрывающимися крышками. Парашютные системы располагают как на полу самолета вдоль бортов симметрично, так и на части блоков кресел и снабжают механизмами управления парашютами. Разделение самолета в воздухе осуществляют в определенной последовательности: сначала сливают топливные баки, затем отделяют крылья, после - всю крышу над креслами людей, а затем отстреливают парашютные системы, установленные вдоль бортов. Переднюю часть крышки одноместного кресла выполняют прозрачной, и кресло устанавливают шарнирно с возможностью поворота вокруг вертикальной оси симметрии не менее чем на 180° и перемещения вперед и назад, влево и вправо и снабжают механизмами управления парашютными системами. Достигается повышение вероятности спасения всех людей из самолета, упрощение системы жизнеобеспечения, уменьшение материалоемкости систем парашютирования и увеличение технологических возможностей.

Формула изобретения

Способ спасения людей самолета, заключающийся в использовании парашютных систем, отличающийся тем, что при изготовлении самолета его снабжают несколькими автономными самосрабатывающими отстреливающимися парашютными системами, а также одно- и двух- и трех- и четырехместными блоками кресел, которые снабжены самозакрывающимися крышками без образования полной герметичности, а указанные парашютные системы располагают как на полу самолета вдоль бортов симметрично с определенным шагом, так и на части блоков кресел и снабжают механизмами управления парашютами во время парашютирования с таким расчетом, чтобы обеспечить управление и достаточную подъемную силу парашютов для оставшейся части самолета и его плавное опускание на землю, чтобы при раскрытии парашютов они не мешали друг другу, причем разделение самолета в воздухе осуществляют в определенной последовательности: сначала открывают топливные баки так, чтобы обеспечить полное их очищение от горючего, затем отделяют крылья, через несколько секунд - всю крышу над креслами людей, а затем отстреливают парашютные системы, установленные вдоль бортов, при этом стены грузового отделения самолета обшивают материалом с малым удельным весом, например пенопластом, для обеспечения плавучести всей оставшейся части самолета, при этом переднюю часть крышки одноместного кресла для командира выполняют прозрачной и само кресло устанавливают шарнирно с возможностью поворота вокруг вертикальной оси симметрии не менее чем на 180° и перемещения вперед и назад, влево и вправо и снабжают механизмами управления бортовыми парашютными системами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам спасения людей самолета, попавшего в безвыходную аварийную ситуацию, и может быть использовано при создании новых систем.

Известен способ спасения людей самолета по патенту РФ № 2 320520, опубликованного 27.03.2008. Бюл. № 9, который состоит в том, что используют парашюты для блоков 3- или 4-местных кресел, причем при аварийной ситуации сначала происходит закрытие металлическими корпусами блоков кресел, после чего автоматически начинает подаваться воздух для дыхания. Далее происходит разделение самолета на части при помощи кумулятивных зарядов. Разделение происходит в определенной последовательности: сначала отделяют нос, фюзеляж, крылья и хвост, затем отделяется крыша и в последнюю очередь отделяются блоки кресел с людьми.

Однако этот способ имеет существенные недостатки: нет полной гарантии спасения всех людей, большая сложность и материалоемкость изготовления всех механизмов.

Для устранения указанных недостатков и расширения технологических возможностей способа предлагается новый способ, заключающийся в том, что при изготовлении самолета его снабжают несколькими автономными самосрабатывающими отстреливающимися парашютными системами, а также одно-, и двух-, и трех, и четырехместными блоками кресел, которые снабжают самозакрывающимися крышками без образования полной герметичности, а указанные паршютные системы располагают как на полу самолета вдоль бортов симметрично с определенным шагом, так и на части блоков кресел и снабжают механизмами управления парашютами во время парашютирования с таким расчетом, чтобы обеспечить управление и достаточную подъемную силу парашютов для оставшейся части самолета и его плавное опускание на землю, чтобы при раскрытии парашютов они не мешали друг другу, причем разделение самолета в воздухе осуществляют в определенной последовательности: сначала открывают топливные баки так, чтобы обеспечить полное их очищение от горючего, затем отделяют крылья, через несколько секунд - всю крышу над креслами людей, а затем отстреливают парашютные системы, установленные вдоль бортов, при этом стены грузового отделения самолета обшивают материалом с малым удельном весом, например пенопластом, для обеспечения плавучести всей оставшейся части самолета, при этом передняя часть крышки одноместного кресла для командира выполняют прозрачной и само кресло устанавливают шарнирно с возможностью поворота вокруг вертикальной оси симметрии не менее чем на 180° и перемещения вперед и назад, влево и вправо и снабжают механизмами управления бортовыми парашютными системами.

Новые существенные отличия:

- при изготовлении самолета его снабжают несколькими автономными самосрабатывающими отстреливающимися парашютными системами,

- самолет снабжают одно- и двух- и трех- и четырехместными блоками кресел, которые снабжены самозакрывающимися крышками без образования полной герметичности,

- парашютные системы располагают как на полу самолета вдоль бортов симметрично с определенным шагом, так и на части блоков кресел,

- снабжают системы парашютирования механизмами управления с таким расчетом, чтобы обеспечить управление и достаточную подъемную силу парашютов для оставшейся части самолета и его плавное опускание на землю, чтобы при раскрытии парашютов они не мешали друг другу,

- разделение самолета в воздухе осуществляется в определенной последовательности: сначала открывают топливные баки так, чтобы обеспечить полное их очищение от горючего, затем отделяют крылья, через несколько секунд - всю крышу над креслами, а затем отстреливают парашютные системы, установленные вдоль бортов,

- стены грузового отделения самолета обшивают материалом с малым удельным весом, например пенопластом, для обеспечения плавучести оставшейся части самолета,

- переднюю часть крышки кресла командира выполняют прозрачной и само кресло устанавливают шарнирно с возможностью поворота вокруг вертикальной оси симметрии не менее чем на 180° и перемещения вперед и назад, влево и вправо и снабжают механизмами управления бортовыми парашютными системами.

Перечисленные новые существенные признаки в совокупности с известными необходимы и достаточны для достижения технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты.

Технический результат достигается за счет того, что:

- при изготовлении самолета его снабжают несколькими автономными самосрабатывающими отстреливающимися парашютными системами для обеспечения равномерного распределения воздействия парашютных систем,

- расположение парашютных систем еще и на полу предназначено для выравнивания в полете оставшейся части самолета,

- снабжение самолета одно-, и двух-, и трех-, и четырехместными блоками кресел учитывает специфику самолета, одноместные кресла предназначены для командира и других членов экипажа, двуместные - для стюардесс, трех- и четырехместные - для пассажиров,

- выполнение всех кресел с крышками с неполной герметичностью необходимо для того, чтобы упростить саму систему, т.к. парашютируется весь оставшийся корпус самолета вместе со всеми креслами и уже нет необходимости в отделении кресел и снабжении их автономными системами воздухоподачи,

- определенный порядок разделения самолета в воздухе необходим для создания условий нормального парашютирования и предусмотрена возможность управления с кресла командира поведением парашютных систем, чтобы можно было каким-то образом посадить падающий корпус самолета наиболее удобно, например отойти от падения в воду или реку, если, конечно, заранее это будет замечено, а для этого и предусмотрены возможность перемещения кресла командира и прозрачная передняя часть его крышки.

Пример осуществления способа. Если возникнет безвыходная аварийная ситуация, например с ТУ-144, анапский рейс, когда действия экипажа не дают результата, то на критической высоте, например 3 тыс.м, приводят в действие аварийную систему: по заданному сигналу закрываются крышки всех кресел без полной герметичности, т.к. воздух будет свободно поступать и выходить из межкресельного пространства, обеспечивая свободное дыхание, затем открываются баки с горючим и после вытекания его отделяются крылья, а через несколько секунд отделяют все стенки и потолок над креслами, остается пол самолета, все кресла и вся нижняя часть, затем отстреливаются бортовые парашютные системы и часть парашютов над 3- или 4-местными креслами, а кресло командира снабжено прозрачной передней стенкой и внутри его кресла есть механизмы управления бортовыми парашютными системами для возможного управления падением оставшейся части самолета, чтобы не угодить на воду или какое-то неудобное место и, кроме того, кресло имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной оси симметрии и перемещаться вправо, влево, вперед и назад от установленного места.

Класс B64D25/08 аварийные средства для покидания самолета

герметичный эластичный материал -  патент 2443820 (27.02.2012)
устройство для аварийной эвакуации людей -  патент 2413653 (10.03.2011)
устройство аварийного спасения пассажиров -  патент 2403176 (10.11.2010)
спасательное самолетное кресло конструкции буркова л.н. -  патент 2384478 (20.03.2010)
способ аварийного спасения летчика -  патент 2382722 (27.02.2010)
система открытия аварийного выхода -  патент 2376206 (20.12.2009)
способ спасения людей самолета -  патент 2320520 (27.03.2008)
способ спасения пассажиров самолета, предложенного л.н. бурковым -  патент 2281886 (20.08.2006)
система управляемого снижения и посадки летательного аппарата в аварийной ситуации (варианты) -  патент 2263613 (10.11.2005)
спасательный модуль -  патент 2263612 (10.11.2005)

Класс B64D25/12 катапультируемые капсулы 

Наверх