топливная композиция

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
C10L1/226 содержащие по крайней мере одну азот-азотную связь, например азосоединения, азиды, гидразины
C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-09-03
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на углеводородной основе, включающая ароматический амин, которая отличается тем, что дополнительно содержит многофункциональную присадку, представляющую собой смесь полиизобутилен-моноамина, полиэфира и ингибитора коррозии, полиэтиленполиамины общей формулы H2N-(CH2-CH2-NH-)n H, где n=1-5, и растворитель при следующем соотношении компонентов, % мас: ароматический амин 0,6-1,6; многофункциональная присадка 0,03-0,07; полиэтиленполиамины 0,0001-0,004; растворитель 0,2-0,7; углеводородная основа - до 100. Причем растворитель выбран из группы 2-этилгексанол, толуол, ксилол. В качестве углеводородной основы топливная композиция содержит смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 25-220°С. Предлагаемая топливная композиция обладает высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами и готовится на основе продуктов промышленного производства. Использование изобретения позволит получать высококачественные топлива для автомобильных марок: АИ-92 (Регуляр-92), АИ-95 (Премиум-95), АИ-98 (СуперЕвро-98). 2 з.п. ф-лы, 5 табл.

Формула изобретения

1. Топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на углеводородной основе, включающая ароматический амин, отличающаяся тем, что дополнительно содержит многофункциональную присадку, представляющую собой смесь полиизобутилен-моноамина, полиэфира и ингибитора коррозии, полиэтиленполиамины общей формулы Н 2N-(СН2-СН2-NH-)nH, где n=1-5, и растворитель при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Ароматический амин 0,6-1,6
Многофункциональная присадка0,03-0,07
Полиэтиленполиамины 0,0001-0,004
Растворитель 0,2-0,7
Углеводородная основаДо 100

2. Топливная композиция по п.1, отличающаяся тем, что содержит растворитель, выбранный из группы: 2-этилгексанол, толуол, ксилол.

3. Топливная композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве углеводородной основы она содержит смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 25-220°С.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно к топливной композиции, предназначенной для двигателей внутреннего сгорания.

Известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания, которая содержит 2-54% мас. рафината бензольного или рафината бензольно-толуольного, 15-30% мас. толуола, 1-15% мас. широкой фракции легких углеводородов НК-70°С, 1-15% изопентана, 0,3-1,3% мас. монометиланилина и до 100% бензина каталитического риформинга. (Пат. РФ № 2198202, 2003 г.).

Недостатком известной композиции является использование в высоких концентрациях компонентов, содержащих ароматические углеводороды, концентрация которых в современных бензинах ограничивается.

Известна также топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания, которая включает 1-7% мас. гидростабилизированного бензина пиролиза, 26-45% мас. бензина каталитического крекинга и/или бензина прямой перегонки, 4-7% мас. пентан-амиленовой фракции, 0,3-1,3% мас. монометиланилина, 0,3-3,0% мас. метил-трет-бутилового эфира или его смеси с трет-бутиловым спиртом, до 20% мас. толуола и/или ксилола, до 5,5% мас. бензина замедленного коксования, остальное - бензина каталитического риформинга. (Пат. РФ № 2203310, 2003 г.).

Недостатком описанной композиции является использование в высоких концентрациях компонентов, содержащих ароматические углеводороды, и наличие нестабильных компонентов каталитических и термических процессов, которое создает проблемы с выполнением ограничений по содержанию в современных бензинах серы и приводит в сочетании с монометиланилином к повышенным отложениям на элементах впускной системы.

Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания, которая содержит 1-10% мас. этилового спирта, 1-5% мас. сивушного масла, 0,3-1,5% мас. присадки на основе ароматического амина, 0,001-0,1% мас. смеси пропоксилированного спирта легкого нейтрализованного дистиллята и нафталина или продукта взаимодействия высших карбоновых кислот С1030 полиалканоламинов или их алкилпроизводных и до 100% мас. углеводородной основы. Топливная композиция в качестве углеводородной основы содержит смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 25-220°С, а в качестве ароматического амина - монометиланилин или присадку АДА. (Пат. РФ № 2230775, 2004 г.).

Недостатком этой топливной композиции является наличие в ней этилового спирта (как правило, обводненного), который при добавлении к автомобильному бензину может привести к фазовой нестабильности, то есть расслоению при низких температурах. Добавление спирта приводит также к повышению коррозионной агрессивности бензоспиртовых смесей по отношению к металлам. Повышенная агрессивность и склонность к образованию отложений на элементах двигателя проявляется особенно при одновременном присутствии в топливной композиции этилового спирта и монометиланилина.

Задачей изобретения является разработка топливной композиции на основе продуктов промышленного производства, обладающей высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на углеводородной основе, включающая ароматический амин. Топливная композиция отличается тем, что дополнительно содержит многофункциональную присадку, представляющую собой смесь полиизобутилен-моноамина, полиэфира и ингибитора коррозии, полиэтиленполиамины общей формулы H 2N-(CH2-CH2-NH-)nH, где n=1-5, и растворитель при следующем соотношении компонентов, % мас.:

Ароматический амин 0,6-1,6
Многофункциональная присадка0,03-0,07
Полиэтиленполиамины 0,0001-0,004
Растворитель 0,2-0,7
Углеводородная основадо 100

Причем растворитель выбран из группы 2-этилгексанол, толуол, ксилол.

В качестве углеводородной основы топливная композиция содержит смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 25-220°С.

Предлагаемую топливную композицию готовят путем введения компонентов в углеводородную основу при перемешивании.

Для приготовления образцов топливной композиции были использованы следующие компоненты, которые являются продуктами промышленного производства.

В качестве ароматического амина в топливной композиции используют монометиланилин технический по ТУ 2471-248-05800142-2005 или добавку на его основе, например АДА-СУПЕР по СТО 11605031-011-2007.

В качестве многофункциональной присадки используют Керопур 3458 Н, выпускаемый фирмой БАСФ, и представляющий собой смесь полиизобутилен-моноамина, полиэфира и ингибитора коррозии.

Это прозрачная желтоватая вязкая жидкость, имеющая следующие характеристики:

плотность при 15°С, около 0,88 г/см3 ;

вязкость при 20°С, около 70 мм2 /с;

температура вспышки более 55°С.

Дает прозрачный раствор в органических растворителях, практически не растворима в воде.

В топливной композиции используют полиэтиленполиамины общей формулы H2N-(CH2 -CH2-NH-)nH, где n=1-5, мол. масса = 60-230, плотность d=0,95-l,05 г/см3 по ТУ 2413-357-00203447-99.

В качестве растворителя используют 2-этилгексанол по ГОСТ 26624-85 или толуол нефтяной по ГОСТ 14710-78, или ксилол нефтяной марки А по ГОСТ 9410-78 и др.

В качестве углеводородной основы используют смесь углеводородных фракций, выкипающих в интервале температур 25-220°С, содержащих в % мас.: стабильный бензин каталитического крекинга 10-80; рафинат 1-6; стабильный изомеризат 1-25; алкилат 1-20, метил-трет-бутиловый эфир до 15; стабильный катализат риформинга - до 100.

При приготовлении образцов предлагаемой топливной композиции в качестве углеводородной основы использовали, % мас.:

Образец 1

стабильный бензин каталитического крекинга - 80;

рафинат - 6;

стабильный изомеризат 1;

алкилат - 1;

метил-трет-бутиловый эфир - 1;

стабильный катализат риформинга - до 100.

Образец 2

стабильный бензин каталитического крекинга - 30;

рафинат - 1;

стабильный изомеризат 23;

алкилат - 4;

метил-трет-бутиловый эфир - 7;

стабильный катализат риформинга - до 100.

Образец 3

стабильный бензин каталитического крекинга - 10;

рафинат - 1;

стабильный изомеризат 18;

алкилат - 14;

метил-трет-бутиловый эфир - 15;

стабильный катализат риформинга - до 100.

Для иллюстрации существа изобретения было приготовлено 3 образца предлагаемой топливной композиции, состав которой приведен в таблице 1.

В таблице 2 приведены результаты сравнительных стендовых испытаний топливных композиций на двигателе ВАЗа (методика СТО АНН 40488460-001-2004).

Из данных, представленных в таблице 2, следует, что предлагаемые составы топливных композиций обеспечивают низкий уровень склонности бензинов к образованию отложений и превосходят этот показатель по сравнению с прототипом в ~ 6-10 раз.

Аналогичные данные получены при использовании в топливных композициях других растворителей - толуола или ксилола.

Физико-химические характеристики и результаты испытаний приготовленных образцов топливной композиции приведены в таблицах 3-5.

Следует отметить, что основная масса автомобильных бензинов вырабатывается в РФ по ГОСТ Р 51105-97, применение которых обеспечивает надежную эксплуатацию автомобилей с нормами по токсичности отработавших газов Евро-2. Топливные композиции - образец 1 и образец 2 - были испытаны на соответствие нормам этого стандарта (таблицы 3 и 4). Результаты испытаний показали соответствие топливной композиции - образец 1 - нормам бензина АИ-92 (Регуляр-92), а топливной композиции - образец 2 - нормам бензина АИ-95 (Премиум-95).

В последние годы наблюдается рост в автомобильном парке страны доли современных импортных машин, удовлетворяющих требованиям Евро-3, Евро-4. Эксплуатация современных иномарок требует применения соответствующих топлив. В 2005 г. ОАО «ВНИИНП» разработаны технические условия ТУ 38.401-58-350-2005 на бензины для автомобилей класса Евро-4. Топливная композиция - образец 3 - была испытана на соответствие нормам этого стандарта (таблица 5) и показала полное соответствие неэтилированному бензину АИ-98 (СуперЕвро-98).

Таким образом, предлагаемая топливная композиция обладает высокими антидетонационными, моющими и антикоррозионными свойствами и готовится на основе продуктов промышленного производства. Использование изобретения позволит получать высококачественные топлива для автомобильных марок: АИ-92 (Регуляр-92), АИ-95 (Премиум-95), АИ-98 (СуперЕвро-98).

Таблица 1
Состав образцов предлагаемой топливной композиции
№ п/п Наименование компонентов Содержание компонентов, % мас.
Образец 1Образец 2Образец 3
1 монометиланилин 1,61,0 -
топливная композиция, патент № 2374303 АДА-супер - -0.6
2 Керопур 3458 Н0,07 0,06 0,03
3 полиэтиленполиамины 0,004 0,0010.0001
4 2-этилгексанол0,2 0,4 0,7
5 углеводородная основа до 100 до 100до 100

Таблица 2
Результаты сравнительных стендовых испытаний топливных композиций на двигателе ВАЗа (методика СТО АНН 40488460-001-2004)
Образование отложений на двигателе ВАЗа Углеводородная основа Топливная композиция Прототип Пат. РФ № 2230775

Топливо АИ-92 с присадками (содер. спирта 10% мас., ММА 1,3% мас.)
Образец 1Образец 2Образец 3 Образец 1 Образец 2Образец 3
Образование отложений на двигателе ВАЗа 4352 4515 1310 97

Таблица 3
Результаты испытаний топливной композиции № 1 на соответствие нормам бензина Регуляр-92 по ГОСТ Р51105-97 класс 2
№ п/пНаименование показателейНорма фактически Метод испытания
1Октановое число, не менеетопливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
по исследовательскому методу 92,092,6 ГОСТ 511
по моторному методу 83,083,6 ГОСТ 8226
2Концентрация свинца, мг на 1 дм3 бензина, не более 5*отс ГОСТ 28828
3Плотность при 15°С, кг/м3 725-780740 ГОСТ Р 510693900
4 Массовая доля серы, %, не более 0,0150*0,0035 ASTM D2622
5 Индукционный период бензина, мин, не менее 360Более 360 ГОСТ 4039
6 Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензина, не более 51,5 ГОСТ 1567
7Коррозионное воздействие на медную пластину (3 ч при 50°С), единицы по шкале Класс 1 Класс 1ГОСТ 6321
8 Внешний видПрозрачный, чистыйПрозрачный, чистыйвизуально
9 Объемная доля ароматических углеводородов, % 42*28 ASTM D1319
10Объемная доля бензола, %, не более 3,0*0,6
11 Давление насыщенных паров (ДНП), кПа 45-8052 ГОСТ 1756
12Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре: топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 ГОСТ 2177
топливная композиция, патент № 2374303 70°С 15-45 23топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 100°С 40-70 52топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 180°С, не менее85 91 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 Конец кипения бензина, °С, не выше 215198 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 Остаток в колбе, % об., не более 21,2 топливная композиция, патент № 2374303
13Индекс испаряемости (ИПП)1000 681ГОСТ Р 51105 п.7.4
*Дополнительные региональные требования Москвы ( № 952-ПП от 28.12.2004 г)

Таблица 4
Результаты испытаний топливной композиции № 2 на соответствие нормам бензина Премиум-95 по ГОСТ Р51105-97 класс 2
№ п/пНаименование показателейНорма фактически Метод испытания
1Октановое число, не менее топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
по исследовательскому методу 95,095,4 ГОСТ 511
по моторному методу 85,086,1 ГОСТ 8226
2Концентрация свинца, мг на 1 дм3 бензина, не более 5*отс ГОСТ 28828
3Плотность при 15°С, кг/м3 725-780735 ГОСТ Р 510693900
4 Массовая доля серы, %, не более 0,0150*0,0019 ASTM D2622
5 Индукционный период бензина, мин, не менее 360Более 360 ГОСТ 4039
6 Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензина, не более 51,6 ГОСТ 1567
7Коррозионное воздействие на медную пластину (3 ч при 50°С), единицы по шкале Класс 1 Класс 1ГОСТ 6321
8 Внешний видПрозрачный, чистыйПрозрачный, чистыйвизуально
9 Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более 42*27 ASTM D1319
10Объемная доля бензола, %, не более 3,0*0,7
11 Давление насыщенных паров (ДНП), кПа 45-8057 ГОСТ 1756
12Фракционный состав: объемная доля испарившегося бензина, %, при температуре: топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 ГОСТ 2177
топливная композиция, патент № 2374303 70°С 15-45 41топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 100°С 40-70 60топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 180°С, не менее85 95 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 Конец кипения бензина, °С, не выше 215197 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 Остаток в колбе, % об., не более 21,3 топливная композиция, патент № 2374303
13Индекс испаряемости (ИПП)1000 857ГОСТ Р 51105 п.7.4
*Дополнительные региональные требования Москвы ( № 952-ПП от 28.12.2004 г)

Таблица 5
Результаты испытаний топливной композиции № 3 на соответствие нормам бензина неэтилированного бензина СуперЕвро-98 класс В ТУ 38.401-58-350-2005
№ п/п Наименование показателя Ед. измерения Значения
Нормы для класса В по ТУ Фактически
топливная композиция, патент № 2374303 Октановое число: топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
1- по исследовательскому методутопливная композиция, патент № 2374303 Не менее 98,098,8
топливная композиция, патент № 2374303 - по моторному методутопливная композиция, патент № 2374303 Не менее 8889
2 Концентрация свинца мг/дм3 Не более 5отс
3 Плотность при 15°С кг/м3 720-775743
4 Концентрация серы мг/кгНе более 50 10
5Устойчивость к окислению мин Не менее 360Более 360
6 Концентрация смол, мг/100 см3 Не более 5 1,4
топливная композиция, патент № 2374303 промытых растворителем, топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 мг на 100 см 3 бензинатопливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
7Коррозия медной пластинкиединицы Класс 1 Класс 1
топливная композиция, патент № 2374303 (3 ч при 50°С) по шкале топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
8Внешний вид топливная композиция, патент № 2374303 Прозрачный и светлыйПрозрачный и светлый
9Объемная доля % топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 углеводородов топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 - олефиновых, топливная композиция, патент № 2374303 Не более 18,02
топливная композиция, патент № 2374303 - ароматических топливная композиция, патент № 2374303 Не более 35,026
10 Объемная доля бензола %Не более 1,0 0,7
11Массовая доля кислорода % Не более 2,72,7
12 Объемная доля оксигенатов %Не более топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 - метанола топливная композиция, патент № 2374303 3 0
топливная композиция, патент № 2374303 - этанола топливная композиция, патент № 2374303 5 0
топливная композиция, патент № 2374303 - изопропилового спиртатопливная композиция, патент № 2374303 10 0
топливная композиция, патент № 2374303 - изобутилового спиртатопливная композиция, патент № 2374303 10 0
топливная композиция, патент № 2374303 - трет-бутилового спиртатопливная композиция, патент № 2374303 7 0
топливная композиция, патент № 2374303 - эфиров (С 5 и выше)топливная композиция, патент № 2374303 15 15
топливная композиция, патент № 2374303 - других оксигенатов топливная композиция, патент № 2374303 10 0
13 Давление насыщенных паров кПа 45,0-70,056
14 Фракционный состав: топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 - Объемная доля испарившегося бензина, при температуре %топливная композиция, патент № 2374303 топливная композиция, патент № 2374303
топливная композиция, патент № 2374303 - 70°С(И70) топливная композиция, патент № 2374303 22,0-48,0 30
топливная композиция, патент № 2374303 100°С (И100)топливная композиция, патент № 2374303 46,0-71,0 49
топливная композиция, патент № 2374303 150°С(И150) топливная композиция, патент № 2374303 Не менее 75,089
топливная композиция, патент № 2374303 90% перегоняется при температуре, °С,Не выше 190153
топливная композиция, патент № 2374303 - конец кипения °С Не выше 210197
топливная композиция, патент № 2374303 - остаток в колбе, % (по объему), %Не более 2 1,2
15Максимальный индекс паровой пробки (ИПП) ИПП=10ДНП+7(И70) топливная композиция, патент № 2374303 Не нормируется 860

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)

Класс C10L1/226 содержащие по крайней мере одну азот-азотную связь, например азосоединения, азиды, гидразины

Класс C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь

Наверх