тормозное колесо шасси самолета

Классы МПК:B64C25/02 шасси 
B60B25/08 сплошные ребордные кольца; расположение углублений (выточек), дающих возможность ребордному кольцу скользить по ободу 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое Акционерное общество Таганрогский Авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-01-31
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации, в частности к тормозным колесам шасси самолета. Колесо состоит из корпуса с бортами, удерживающими шину, тормоза, закрепленного в корпусе. На корпусе колеса закреплены предохранительные реборды, установленные с минимальным зазором от бортов колес. Технический результат направлен на повышение безопасности эксплуатации оборудования, установленного на опорах и в нишах шасси. 5 ил. тормозное колесо шасси самолета, патент № 2374134

тормозное колесо шасси самолета, патент № 2374134 тормозное колесо шасси самолета, патент № 2374134 тормозное колесо шасси самолета, патент № 2374134 тормозное колесо шасси самолета, патент № 2374134 тормозное колесо шасси самолета, патент № 2374134

Формула изобретения

Тормозное колесо шасси самолета, состоящее из корпуса колеса с бортами, удерживающими шину, тормоза, закрепленного в корпусе, отличающееся тем, что на корпусе колеса закреплены предохранительные реборды, установленные с минимальным зазором от бортов колес.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к взлетно-посадочным устройствам самолета, в частности к устройствам для защиты бортов корпуса колеса от разрушения.

Известно тормозное колесо самолета (1), состоящее из тормоза 1, корпуса колеса 2 и съемной реборды 3 с элементами ее фиксации (см. фиг.1).

Недостатком этого колеса является возможное в эксплуатации разрушение борта или реборды, удерживающих шину, что может привести к повреждению конструкции самолета, оборудования, установленного на опорах или в нишах шасси. В случае разрушения борта колеса осколки приобретают значительную кинетическую энергию за счет давления сжатого газа в шине. Согласно норм (см. п. JAR25.729(f), TGM 25/8) должна рассматриваться скорость вылета осколков 100 м/с, и зона возможного разлета осколков распределяется в коническом объеме для выпущенного положения шасси (см. фиг.4) или цилиндрическом объеме для убранного положения шасси (см. фиг.5). Для обеспечения безопасности эксплуатации самолета, согласно требованиям норм, отказ оборудования, установленного в зоне возможного разлета не должен приводить к катастрофической ситуации при его поражении осколками. Поскольку масса и кинетическая энергия осколков значительна, и оборудование не выдержит подобного воздействия, для обеспечения безопасности эксплуатации должны быть выполнены специальные мероприятия: или на конструкции планера устанавливаются специальные энергогасящие устройства, или оборудование должно быть размещено вне зоны возможного поражения, т.е. применена нерациональная его компоновка (иногда установка оборудования в другом месте невозможна по условиям его функционирования), или оно должно быть дублировано таким образом, чтобы дублирующие элементы не были размещены в зоне возможного поражения. Выполнение любого из этих мероприятий требует увеличения массы самолета.

Наиболее близким по технической сущности является тормозное колесо самолета (2), выбранное за прототип, состоящее из тормоза и двух корпусов, соединенных между собой болтовыми соединениями (см. фиг.2).

Данное колесо обладает аналогичными недостатками.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение безопасности эксплуатации оборудования, установленного на опорах и в нишах шасси, повышение отказобезопасности самолета, снижение массы самолета.

Это достигается тем, что на корпусе колеса закреплены предохранительные реборды, установленные с минимальным зазором от бортов колес, препятствующие разлету осколков бортов колеса в случае их разрушения.

Таким образом, заявляемая конструкция тормозного колеса шасси самолета соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где

- на фиг.1 - показан общий вид аналога;

- на фиг.2 - показан общий вид прототипа;

- на фиг.3 - показано предлагаемое тормозное колесо;

- на фиг.4 - показана зона разлета осколков в выпущенном положении шасси;

- на фиг.5 - показана зона разлета осколков в убранном положении шасси.

Тормозное колесо состоит из корпуса колеса с бортами 1, удерживающими шину 2, тормоза 3 и предохранительных реборд 4, закрепленных на корпусе колеса 1.

Примеры конкретного выполнения: корпус колеса может иметь как съемные реборды, так и выполняться из двух цельных корпусов, соединенных между собой.

Работа заявляемого колеса осуществляется следующим образом.

В случае разрушения борта колеса осколок упирается в предохранительную реборду, которая препятствует его дальнейшему разлету. При этом давление сжатого газа в шине реализуется статической нагрузкой на предохранительную реборду, осколок борта колеса удерживается предохранительной ребордой и не приобретает кинетической энергии, следовательно, его воздействие на реборду будет существенно меньше в сравнении с воздействием того же осколка, разогнанного до скорости 100 м/с, на энергогасящее устройство. Кроме этого конструкция колеса рассчитана на восприятие больших нагрузок и не требует существенных усилений по сравнению с типовой самолетной конструкцией. Благодаря тому, что устраняется сама причина возможного разлета осколков, достигается существенное повышение безопасности эксплуатации оборудования, установленного на опорах и в нишах шасси, повышение отказобезопасности самолета, а также снижение массы самолета за счет отсутствия необходимости установки энергогасящих устройств на конструкции планера самолета с необходимыми усилениями или применения нерациональной компоновки оборудования самолетных систем (вне зоны возможного поражения) или его дублирования.

Предлагаемое изобретение находится на стадии эскизных проработок.

Источники информации

1. Каталог «Авиационные колеса», издание второе, ОАО АК «Рубин», 2003 г., с.66.

2. Каталог «Авиационные колеса», издание второе, ОАО АК «Рубин», 2003 г., с.52.

Класс B64C25/02 шасси 

способ изготовления рычага для шарнирной конструкции, такого как балансир в конструкции шасси летательного аппарата -  патент 2521644 (10.07.2014)
способ соединения конструкционного элемента из композитного материала с трубой -  патент 2489258 (10.08.2013)
шасси для посадки при боковом ветре (варианты) -  патент 2471675 (10.01.2013)
шарнирно-неподвижная опора (варианты), способ ее изготовления, способ измерения нагрузок, летательный аппарат и способы модернизации и оценки эксплуатационных характеристик летательного аппарата или его составляющей части -  патент 2455556 (10.07.2012)
шасси самолета -  патент 2433065 (10.11.2011)
шасси (варианты) -  патент 2356794 (27.05.2009)
шасси широкофюзеляжного самолета -  патент 2247678 (10.03.2005)
многоопорное шасси летательного аппарата -  патент 2245822 (10.02.2005)

Класс B60B25/08 сплошные ребордные кольца; расположение углублений (выточек), дающих возможность ребордному кольцу скользить по ободу 

Наверх