звукопоглощающее устройство рельсового пути

Классы МПК:E01B19/00 Защита верхнего строения пути от запыливания, от воздействия ветра, солнца, мороза и от коррозии; средства для уменьшения шума
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-08
публикация патента:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям устройств, защищающих жизнедеятельность человека от воздействия транспортного шума. Звукопоглощающее устройство рельсового пути содержит упругую прокладку, предназначенную для накрытия сверху головки рельса, металлическую накладку с поперечным профилем, повторяющим средней своей частью очертания этой головки, а по краям снабженную отверстиями под болты, связующими накладку с элементом крепления устройства на рельсе. Элемент крепления устройства выполнен в виде перевернутой П-образной скобы, предназначенной для охвата подошвы рельса снизу. Участок скобы, предназначенный для непосредственного контакта с нижней и боковыми поверхностями подошвы, помещен в муфту из упругого материала. Техническим результатом является повышение эффективности работы звукопоглощающего устройства рельсового пути за счет устранения дополнительного источника звука в месте его крепления на рельсе и снижение материалоемкости изделия. 2 ил. звукопоглощающее устройство рельсового пути, патент № 2369677

звукопоглощающее устройство рельсового пути, патент № 2369677 звукопоглощающее устройство рельсового пути, патент № 2369677

Формула изобретения

Звукопоглощающее устройство рельсового пути, содержащее упругую прокладку, предназначенную для накрытия сверху головки рельса, металлическую накладку с поперечным профилем, повторяющим средней своей частью очертания этой головки, а по краям снабженную отверстиями под болты, связующие накладку с элементом крепления устройства на рельсе, отличающееся тем, что накладка и элемент крепления устройства снабжены проушинами, расположенными так, что выполненные в них отверстия под болты соосны друг с другом, сам элемент крепления устройства между проушинами имеет форму перевернутой П-образной скобы, предназначенной для охвата подошвы рельса снизу, участок скобы, предназначенный для непосредственного контакта с нижней и боковыми поверхностями подошвы, помещен в муфту из упругого материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к конструкциям устройств, защищающих жизнедеятельность человека от воздействия транспортного шума.

Известна конструкция звукопоглощающего устройства рельсового пути (DE 2002 10215255, E01B 19/00, 07.04.2002), содержащая упругие прокладки и накладки, поглощающие энергию акустических колебаний рельса, и прижимные скобы, удерживающие эти накладки в пазухах рельса плотно прижатыми к его поверхности. Недостаток конструкции заключается в ее сравнительно невысокой эффективности, так как главным источником колебаний является зона контакта колеса с рельсом, и акустические волны распространяются не только вниз в сторону упругих накладок и прокладок, но и вверх, где воздушная среда разносит их на большие расстояния.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является конструкция устройства для защиты от колесного шума (SE 2000 200003770, E01B 19/00, 18.10.2000), содержащая упругую прокладку, предназначенную для накрытия сверху головки рельса, металлическую накладку с поперечным профилем, повторяющим средней своей частью очертания этой головки, а по краям снабженную отверстиями под болты, связующие накладку с элементом, крепления устройства на рельсе.

В этой конструкции расположение упругой прокладки, которая является гасителем колебаний, в непосредственной близости от точки контакта колеса с рельсом - главного источника волн, гарантирует максимальный эффект поглощения энергии колебаний, в том числе частот звукового спектра.

Недостаток конструкции выражается в несовершенстве крепления устройства на рельсе, которое из-за наличия конструктивных зазоров между уголками, рельсом и соединительным болтом и отсутствия упругих прокладок в этих зазорах само становится причиной дополнительного шума в результате ударно-вибрационного взаимодействия металлических деталей между собой. Другим недостатком является неоправданно завышенная материалоемкость устройства. Более половины его массы составляют два уголка, предназначенные для размещения под головками по всей длине пути, и сплошные полки по сторонам металлических накладок, накрывающих головки рельсов.

Задача изобретения - повышение эффективности работы звукопоглощающего устройства рельсового пути за счет устранения дополнительного источника звука в месте его крепления на рельсе и снижение материалоемкости изделия.

Технический результат достигается тем, что в звукопоглощающем устройстве рельсового пути, содержащем упругую прокладку, предназначенную для накрытия сверху головки рельса, металлическую накладку с поперечным профилем, повторяющим средней своей частью очертания этой головки, а по краям снабженную отверстиями под болты, связующие накладку с элементом, крепления устройства на рельсе, накладка и элемент крепления устройства снабжены проушинами, расположенными так, что выполненные в них отверстия под болты соосны друг с другом, сам элемент крепления устройства между проушинами имеет форму перевернутой П-образной скобы, предназначенной для охвата подошвы рельса снизу, участок скобы, предназначенный для непосредственного контакта с нижней и боковыми поверхностями подошвы, помещен в муфту из упругого материала.

Сущность технического решения раскрывается с помощью чертежей, на которых показаны предлагаемое устройство и схема его установки:

фиг.1 - поперечное сечение рельса;

фиг.2 - вид сбоку.

Звукопоглощающее устройство рельсового пути, содержащее упругую прокладку 1, предназначенную для накрытия сверху головки 2 рельса 3, металлическую накладку 4 с поперечным профилем, повторяющим средней своей частью 5 очертания 6 головки 2 рельса 3, а по краям снабженную отверстиями 7 под болты 8, связующие накладку 4 с элементом 9 крепления устройства на рельсе 3. Накладка 4 и элемент 9 крепления устройства снабжены проушинами 10 и 11, расположенными так, что выполненные в них отверстия под болты 8 соосны друг с другом, сам элемент 9 крепления устройства между проушинами 11 имеет форму перевернутой П-образной скобы, предназначенной для охвата подошвы 12 рельса 3 снизу, участок 13 (показан пунктиром) элемента 9, предназначенный для непосредственного контакта с нижней и боковыми поверхностями (соответственно 14 и 15) подошвы 12 рельса 3, помещен в муфту 16 из упругого материала, например технической резины.

Устройство работает следующим образом.

При качении колеса по рельсу 3 в зону 17 взаимодействия колеса с рельсом попадают металлическая накладка 4, упругая прокладка 1 и головка 2 рельса 3. Плотный контакт упругой прокладки 1 одновременно с металлической накладкой 4 и головкой 2 рельса 3 смягчает условия взаимодействия их металлических поверхностей и, поглощая энергию колебаний, неизбежно возникающих в зоне 17 взаимодействия «колесо-рельс», предотвращает активное распространение звуковых волн в окружающей среде. Тот факт, что крепление самого устройства на рельсе осуществляется через упругие слои прокладки 1 и стенки муфты 16, исключает всякую возможность непосредственного ударно-вибрационного взаимодействия металлических частей пути и звукопоглощающего устройства. Таким образом, сама конструкция элемента 9 крепления устройства исключает появления каких-либо дополнительных источников звука, что и требовалось обеспечить в процессе разработки предлагаемой конструкции.

На фиг.2 показано, что крепление устройства на рельсе 5 обеспечивается в отдельных сечениях между шпалами 18. При этом отпадает необходимость в уголках и горизонтальных полках по двум сторонам накладки 4, распространяющихся на всю длину пути, как это имеет место в конструкции прототипа, что гарантирует существенное (примерно вдвое) снижение материалоемкости устройства.

Нам не известно технических решений, которые обеспечивают повышение эффективности работы звукопоглощающего устройства по снижению уровня транспортного шума и сокращение материалоемкости устройства посредством отличительных признаков, приведенных в формуле предлагаемого изобретения.

Класс E01B19/00 Защита верхнего строения пути от запыливания, от воздействия ветра, солнца, мороза и от коррозии; средства для уменьшения шума

устройство для обогрева стрелочного перевода -  патент 2499861 (27.11.2013)
укрытие рельсового пути -  патент 2480553 (27.04.2013)
способ определения механических напряжений в рельсовой плети и устройство для его осуществления -  патент 2478153 (27.03.2013)
способ снижения шума колесных пар рельсового транспорта о стыки рельс -  патент 2434987 (27.11.2011)
устройство для защиты изоляционных стыков рельсов от скопления металлической стружки -  патент 2389843 (20.05.2010)
шумозащитный рельсовый путь -  патент 2369678 (10.10.2009)
демпфирующий железнодорожный путь -  патент 2349699 (20.03.2009)
звукопоглощающий штучный элемент производственного помещения -  патент 2348751 (10.03.2009)
звукопоглощающее акустическое ограждение производственного помещения -  патент 2348750 (10.03.2009)
настил для рельсового пути -  патент 2280119 (20.07.2006)
Наверх