подшипник скольжения, смазываемый собственным расплавом

Классы МПК:F16C17/04 упорные 
F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Ахвердиев Камил Самедович (RU),
Колобов Игорь Анатольевич (RU),
Мукутадзе Мурман Александрович (RU),
Муленко Ольга Вениаминовна (RU),
Копотун Елена Александровна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-04-12
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник скольжения содержит систему с ползуном из материала с высокой температурой плавления и с расплавляющейся направляющей. Причем на одной из контактирующих поверхностей нанесен пористый слой. Технический результат: повышение несущей способности, которая сочетается с достаточно низким коэффициентом трения. 1 ил. подшипник скольжения, смазываемый собственным расплавом, патент № 2368820

подшипник скольжения, смазываемый собственным расплавом, патент № 2368820

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий систему с ползуном из материала с высокой температурой плавления и с расплавляющейся направляющей, отличающийся тем, что на одной из контактирующих поверхностей нанесен пористый слой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения.

Замечательная особенность смазки плавлением состоит в том, что смазочное вещество образуется в области контакта поверхностей двух твердых тел именно там, где оно требуется. Поэтому если физические и рабочие условия таковы, что плавлением доставляется достаточное количество смазки, то механические и конструктивные способности, связанные с подачей смазки в обычных системах, здесь отсутствуют. Причинами спонтанного образования смазки путем плавления считается «фрикционный» нагрев.

Известно, что при скольжении одного тела по поверхности другого с большой скоростью на поверхности контакта возникает макроскопическая неустойчивость давления и температуры. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в определенных точках возникает высокое контактное давление, а в прилегающих зонах - низкое давление. В зонах повышенного давления происходит фрикционный нагрев, что приводит к оплавлению контактирующих поверхностей, имеющих низкую температуру плавления. Имеется множество систем, в которых жидкая пленка, возникающая в результате плавления одной из поверхностей, обеспечивает режим гидродинамической смазки. Одними из таких систем являются известные системы, исследованные в работе [1]. Одна из них - система с ползуном из материала с высокой температурой плавления и с расплавляющейся направляющей (см. чертеж). В этом случае ползун оставляет за собой расплавленную выемку в направляющей. Вторая - направляющая из материала с высокой температурой плавления и ползун, который плавится и опускается относительно направляющей.

Представляет значительный интерес случай, когда в рассматриваемых системах процесс смазки является самоподдерживающимся. Такой режим может быть достигнут при создании дополнительной смазывающей пленки на одной из контактирующих поверхностей. Дополнительная пленка в заявляемом подшипнике может быть создана нанесением на одной из этих поверхностей пористого слоя.

Анализ этих систем по методике, предложенной в работе [1], представляет, что в этих системах повышенная несущая способность либо с плавлением ползуна, либо с плавлением направляющей сочетается с достаточно низкими трением и процесс смазки в этих системах является самоподдерживающим.

Источники информации

1. Уилсон. Р. Смазка с расплавом // Проблемы трения и смазки: Труды американского общества инженеров-механиков. - 1998, № 1, 19-24.

Класс F16C17/04 упорные 

газотурбинный двигатель -  патент 2529294 (27.09.2014)
упорный подшипниковый узел -  патент 2529070 (27.09.2014)
газодинамический подшипник -  патент 2496032 (20.10.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2472045 (10.01.2013)
турбокомпрессор -  патент 2469213 (10.12.2012)
турбодетандер -  патент 2468310 (27.11.2012)
гидростатический подшипник -  патент 2463493 (10.10.2012)
ось машины -  патент 2462624 (27.09.2012)
упорный подшипниковый узел -  патент 2449184 (27.04.2012)

Класс F16C33/14 специальные способы изготовления; приработка 

триботехническая композиция для металлических узлов трения -  патент 2527243 (27.08.2014)
способ изготовления колодок подпятника и подшипника скольжения -  патент 2492369 (10.09.2013)
способ изготовления вкладыша подшипника -  патент 2462625 (27.09.2012)
элемент скольжения и способ его получения -  патент 2456486 (20.07.2012)
способ формирования безызносных пар трения и устройство для его осуществления -  патент 2428597 (10.09.2011)
элемент прирабатываемого уплотнения турбины -  патент 2424874 (27.07.2011)
подшипник скольжения, способ изготовления, а также применение такого подшипника скольжения -  патент 2415314 (27.03.2011)
самосмазывающаяся направляющая деталь для шарниров и подшипников -  патент 2405985 (10.12.2010)
способ изготовления колодки упорного подшипника скольжения -  патент 2395731 (27.07.2010)
подшипник скольжения между двумя деталями, перемещающимися относительно друг друга -  патент 2395017 (20.07.2010)
Наверх