адаптивное устройство координированного управления летательным аппаратом

Классы МПК:G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП "МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-28
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах автоматического управления летательными аппаратами с реализацией режимов координированных разворотов. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение динамической точности управления. Для достижения данного результата устройство управления содержит датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, датчик угла курса, датчик угловой скорости по курсу, датчик скоростного напора, первый и второй суммирующие усилители, задатчик сигнала управления по курсу, первый и второй блоки вычитания, инвертирующий усилитель, функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением и нелинейный элемент с ограничением. 1 ил.

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

Формула изобретения

Адаптивное устройство координированного управления летательным аппаратом, содержащее инвертирующий усилитель, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, последовательно соединенные датчик угла крена и второй блок вычитания, выход которого соединен с первым суммирующим усилителем, датчик угла курса, выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания, отличающееся тем, что оно содержит последовательно соединенные датчик скоростного напора и функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением, второй вход которого соединен с выходом инвертирующего усилителя, а выход - со вторым входом второго блока вычитания, нелинейный элемент с ограничением, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя, а выход является выходом устройства, при этом выход второго суммирующего усилителя соединен со входом инвертирующего усилителя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с реализацией режимов координированных разворотов.

Известны устройства управления для систем, в которых каналы управления креном и курсом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатками такой реализации являются ограниченность возможностей управления и невысокая динамическая точность.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство координированного управления летательным аппаратом, содержащее инвертирующий усилитель, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, последовательно соединенные датчик угла крена и второй блок вычитания, выход которого соединен с первым суммирующим усилителем, датчик угла курса, выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания [2].

Недостатками известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая динамическая точность управления в нестационарных условиях применения летательного аппарата - при переменной скорости и высоте его полета.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и повышение динамической точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность достижения максимальной интенсивности управления и увеличение динамической точности при изменяющихся скорости и высоте полета летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство координированного управления летательным аппаратом, содержащее инвертирующий усилитель, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, последовательно соединенные датчик угла крена и второй блок вычитания, выход которого соединен с первым суммирующим усилителем, датчик угла курса, выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания, дополнительно введены последовательно соединенные датчик скоростного напора и функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением, второй вход которого соединен с выходом инвертирующего усилителя, а выход - со вторым входом второго блока вычитания, нелинейный элемент с ограничением, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя, а выход является выходом устройства, при этом выход второго суммирующего усилителя соединен со входом инвертирующего усилителя.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка угла курса посредством маневров по крену при изменяющихся условиях полета летательного аппарата по скорости и высоте.

На чертеже представлена структурная схема адаптивного устройства координированного управления летательным аппаратом.

Адаптивное устройство координированного управления летательным аппаратом содержит инвертирующий усилитель 1 (ИУ), последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену 2 (ДУСКр) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу 4 (ЗСУКур), первый блок вычитания 5 (1БВ) и второй суммирующий усилитель 6 (2СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу 7 (ДУСКур), последовательно соединенные датчик угла крена 8 (ДУКр) и второй блок вычитания 9 (2БВ), выход которого соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя 3, датчик угла курса 10 (ДУКур), выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания 5. Кроме того, устройство содержит последовательно соединенные датчик скоростного напора 11 (ДСН) и функциональный нелинейный элемент с управляемым ограничением 12 (ФНЭУО), второй вход которого соединен с выходом инвертирующего усилителя 1, а выход - со вторым входом второго блока вычитания 9, нелинейный элемент с ограничением 13 (НЭСО), вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя 3, а выход является выходом устройства, при этом выход второго суммирующего усилителя 6 соединен со входом инвертирующего усилителя 1.

Адаптивное устройство координированного управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах курса адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 и крена адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 формируются соответственно блоками 4, 5, 6, 7, 10 канала курса и 1, 2, 3, 9 канала крена:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

где K1адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 , K2адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - сигнал рассогласования по курсу на выходе первого блока вычитания 5;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - сигнал датчика угла курса 10;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 зад. - задающий сигнал по курсу на выходе задатчика сигнала управления по курсу 4;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 у - сигнал датчика угловой скорости по курсу 7;

К1адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 , К2адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока вычитания 9;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - сигнал датчика угла крена 8;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр - управляющий сигнал по крену на выходе функционального нелинейного элемента с управляемым ограничением 12;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 х - сигнал датчика угловой скорости по крену 2.

При этом сигнал адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр формируется специальным каналом координированного управления, подключенным входом по сигналу адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 к выходу второго суммирующего усилителя 6, а выходом - ко входу второго блока вычитания 9. Этот канал содержит последовательно соединенные блоки 1 и 12. Формирование сигнала адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр по сигналу курса адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 позволяет в целом достичь требуемых демпфирующих свойств процессов движения по крену.

Адаптивное устройство координированного управления работает в режиме стабилизации и управления значений адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 зад. через канал крена. А именно, при отработке больших сигналов адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 зад канал курса формирует сигнал адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 , а канал крена - в режиме координированного управления с отработкой сигнала адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр.адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 0 и с инвертированием и ограничением сигнала адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 .

Инвертирующий усилитель 1 этого канала устройства позволяет реализовать сам принцип координированного управления благодаря инвертизации входного сигнала и выбрать оптимальное значение степени усиления. Функциональный нелинейный элемент с ограничением 12 обеспечивает требуемое ограничение сигнала адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр. для канала крена в соответствии с техническими ограничениями на летательный аппарат по углу крена и в прямо пропорциональной зависимости от скоростного напора q, поступающего от датчика 11. Нелинейный элемент с ограничением 13 обеспечивает выполнение ограничения сигнала канала крена адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 для подачи на рулевые приводы летательного аппарата по крену.

Действительно, в соответствии, например, с [3] угол курса адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 летательного аппарата в координированном движении связан с углом крена адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 интегральной зависимостью:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

где коэффициент Кадаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 имеет вид:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

где g - ускорение свободного падения;

m - масса летательного аппарата;

s - характерная площадь летательного аппарата;

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 - угол тангажа;

q - скоростной напор.

Таким образом, уравнение (6) можно записать:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

где адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 .

Тогда уравнение (5) примет вид:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

Приняв с точностью до динамики адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр, получим:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

Изменение высоты и скорости определяется для данного анализа и построения устройства управления величиной скоростного напора q.

Для сохранения стабильности соотношения:

адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993

вводится в блоке 12 прямо пропорциональное изменение уровня ограничения адаптивное устройство координированного управления летательным   аппаратом, патент № 2367993 упр в функции от q.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [4, 5].

Таким образом, предложенное устройство управления позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить динамическую точность управления.

Источники информации

1. И.А.Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987, с.174.

2. Патент РФ № 2237269, от 03.04.2003 г., G05D 1/08.

3. В.А.Боднер. Теория автоматического управления полетом. М.: Наука, 1964, с.113÷117 и с.42.

4. В.Б.Смолов. Функциональные преобразователи информации. Л.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.22, 41.

5. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики. М.: Машиностроение, 1981, с.107, 126.

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх