надувная моторная лодка

Классы МПК:B63B7/08 надувные
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мухаметшин Наиль Абдуллович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-14
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к надувным моторным лодкам для прогулок и отдыха на воде. Надувная моторная лодка содержит U-образный корпус, образованный надувными баллонами, тканевое днище, приподнятую носовую часть и консольные кормовые оконечности. Кормовые оконечности выполнены обтекаемой формы: в плане - параболической, на виде сбоку они имеют обтекаемую форму усеченных конусов со смещенными вершинами конусов вниз до уровня совмещения образующей конуса с нижней частью баллонов. Обтекаемая форма оконечностей образована путем пересечения под острым углом баллона с частью цилиндрической поверхности баллона такого же радиуса и частью эллиптической поверхности. Моторная лодка имеет эластичные косынки, каждая из которых присоединена к транцу и к баллону, и брызгозащитное эластичное полотнище, прикрепленное к носовой части лодки и к пневмобалке. Под эластичным полотнищем установлен съемный жесткий элемент, один конец которого расположен в носовой части лодки, а другой - на пневмобалке. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. надувная моторная лодка, патент № 2360824

надувная моторная лодка, патент № 2360824 надувная моторная лодка, патент № 2360824

Формула изобретения

1. Надувная моторная лодка, содержащая U-образный корпус, образованный надувными баллонами, с тканевым днищем, приподнятой носовой частью и консольными кормовыми оконечностями, отличающаяся тем, что кормовые оконечности выполнены обтекаемой формы: в плане - параболической, а на виде сбоку - обтекаемую форму усеченных конусов со смещенными вершинами конусов вниз до уровня совмещения образующей конуса с нижней частью баллонов, обтекаемая форма оконечностей образована путем пересечения под острым углом баллона с частью цилиндрической поверхности баллона такого же радиуса и частью эллиптической поверхности.

2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена эластичными косынками, каждая из которых присоединена к транцу и к баллону лодки, при этом свободная кромка косынки выполнена вогнутой.

3. Лодка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что она снабжена брызгозащитным эластичным полотнищем, прикрепленным к носовой части лодки и к пневмобалке, при этом под эластичным полотнищем установлен съемный жесткий элемент, один конец которого расположен в носовой части лодки, а другой - на пневмобалке, с образованием жесткого аэродинамического обтекателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к надувным моторным лодкам для прогулок и отдыха на воде.

Известна надувная моторная лодка, содержащая U-образный корпус с тканевым днищем и приподнятой носовой частью, образованный надувными баллонами с консольными кормовыми оконечностями, соединенными транцем и выступающими за транец, причем оконечности выполнены конической формы. Лодка снабжена укрепленным в носовой части лодки эластичным брызгозащитным козырьком и стойкой (бимсом) для натяжения последнего [Королев А.Н., Жохов В.П. Надувные лодки. - Л.: Судостроение, 1989, стр.77-78, рис.2.69].

Недостаток этой лодки - низкие мореходные качества лодки вследствие того, что при глиссировании возникает возможность ее опрокидывания из-за недостаточности обратного опрокидывающего момента, создаваемого гидравлической силой сопротивления консольных оконечностей.

Наиболее близкой к заявляемому объекту является надувная моторная лодка, содержащая U-образный корпус с тканевым днищем и приподнятой носовой частью, образованный надувными баллонами с консольными кормовыми оконечностями, имеющими форму усеченных конусов, брызгозащитный козырек в виде эластичного полотнища, прикрепленного к пневмобалке и носовой части лодки [Королев А.Н., Жохов В.П. Надувные лодки. - Л.: Судостроение, 1989, стр.255, рис.5.27].

Недостаток лодки - низкие мореходные качества из-за длительного выхода на глиссирование и возможности опрокидывания лодки вследствие недостаточности обратного опрокидывающего момента лодки.

Изобретение направлено на повышение мореходных качеств лодки за счет уменьшения времени выхода на глиссирование, обеспечения аэродинамического обтекания и уменьшения возможности опрокидывания лодки.

Это достигается тем, что в надувной моторной лодке, содержащей U-образный корпус, образованный надувными баллонами, с тканевым днищем, приподнятой носовой частью и консольными кормовыми оконечностями, согласно изобретению кормовые оконечности выполнены обтекаемой формы: в плане - параболической, а на виде сбоку - обтекаемой формы усеченных конусов со смещенными вершинами конусов вниз до уровня совмещения образующей конуса с нижней частью баллонов, обтекаемая форма оконечностей образована путем пересечения под острым углом баллона с частью цилиндрической поверхности баллона такого же радиуса и частью эллиптической поверхности.

Лодка снабжена двумя эластичными косынками, каждая из которых присоединена на уровне днища лодки к транцу и к баллонам лодки, при этом свободная кромка косынки выполнена вогнутой.

Кроме того, носовая часть лодки снабжена брызгозащитным эластичным полотнищем, опирающимся на пневмобалку, и установленным между носовым баллоном и пневмобалкой под эластичным полотнищем съемным жестким элементом с образованием жесткого аэродинамического обтекателя.

На фиг.1 изображен общий вид лодки, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху.

Надувная моторная лодка содержит U-образный корпус, образованный надувными баллонами, с тканевым днищем, с приподнятой носовой частью 1 и консольными кормовыми оконечностями обтекаемой формы, соединенными транцем 2 и выступающими за транец, причем в плане оконечности имеют параболическую форму, а на виде сбоку - обтекаемую форму усеченных конусов со смещенными вершинами вниз до уровня совмещения образующих конуса с нижней частью баллонов. Указанная обтекаемая форма каждой оконечности образована при пересечении под острым углом баллона 3 с частью цилиндрической поверхности 4 такого же радиуса, как баллон, и частью эллиптической поверхности 5.

Лодка снабжена двумя эластичными косынками 6, прикрепленными к транцу и баллонам лодки на уровне днища лодки, при этом свободная кромка косынки выполнена вогнутой.

Кроме того, лодка снабжена пневмобалкой 7 (пневмобалка может быть выполнена съемной), расположенной поперек лодки в носовой части и прикрепленной к бортам лодки (баллонам), и брызгозащитным эластичным полотнищем 8, прикрепленным к носовой части лодки и к пневмобалке, например, при помощи карабинов. Под полотнищем установлен съемный жесткий элемент 9, один конец которого опирается на носовую часть лодки, а другой - на пневмобалку.

При таком конструктивном исполнении брызгозащитного эластичного полотнища носовая часть лодки в рабочем положении приобретает форму жесткого аэродинамического обтекателя.

Перед спуском на воду лодку надувают, закрепляют пневмобалку 7 (если она выполнена съемной), устанавливают между пневмобалкой и носовым баллоном лодки жесткий элемент 9, прикрепляют к носовой части лодки (например, пристегивают с помощью карабинов) брызгозащитное эластичное полотнище 8 и надувают пневмобалку до рабочего давления, при этом полотнище 8 натягивается и принимает проектное жестко фиксированное положение с формой и функцией аэродинамического обтекателя.

Выполнение кормовых оконечностей обтекаемой формы: в плане - параболической, а на виде сбоку - конической формы со смещенной вершиной конусов до уровня совмещения образующей конуса с нижней частью баллонов позволит по сравнению с прототипом увеличить гидродинамическую силу сопротивления, препятствующую подъему носовой части лодки и ее опрокидыванию.

Наличие эластичных косынок между транцем и баллонами лодки обеспечит создание в динамике дополнительного обратного опрокидывающего момента, что значительно снизит время выхода лодки на глиссирование и вероятность опрокидывания лодки. Кроме того, эластичные косынки будут способствовать сглаживанию турбулентных потоков воды от транца к баллонам, что уменьшит вероятность забрызгивания лодки при поворотах.

Носовая часть лодки, выполненная в форме аэродинамического обтекателя, обеспечит создание при движении лодки на глиссировании аэродинамической силы, прижимающей нос лодки к воде и, тем самым, стабилизирующей вертикальное "рыскание" лодки.

Таким образом, использование предлагаемой лодки позволит по сравнению с лодкой по прототипу повысить мореходные качества. (Лодка по прототипу имеет длительный выход на глиссирование и возможность опрокидывания из-за недостаточности обратного опрокидывающего момента. Эластичное полотнище этой лодки выполняет лишь функцию защиты от брызг.)

Класс B63B7/08 надувные

Наверх