водометный движитель

Классы МПК:B63H11/08 вращающегося типа 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Пестов Сергей Владимирович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-04-12
публикация патента:

Изобретение относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к водометным судовым движителям. Водометный движитель с консольно расположенным импеллером выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения. Модуль состоит из герметичного корпуса, например трубы, с расположенным в нем приводным валом с подшипниками. При этом корпус пересекает стенку водоводного канала по посадке с зазором, а другим концом соединен через пилоны с обечайкой импеллера, сопряженной с задним срезом водоводного канала по посадке с зазором. Сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками. Повышается технологичность в производстве и эксплуатации за счет выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу. 1 ил. водометный движитель, патент № 2357891

водометный движитель, патент № 2357891

Формула изобретения

Водометный движитель, с консольно расположенным импеллером, отличающийся тем, что он выполнен в виде съемного конструктивно завершенного модуля, представляющего собой тело вращения и состоящего из герметичного корпуса, например трубы, с расположенным в нем приводным валом с подшипниками, при этом корпус пересекает стенку водоводного канала по посадке с зазором, а другим концом соединен через пилоны с обечайкой импеллера, сопряженной с задним срезом водоводного канала по посадке с зазором, а сопло сопрягается с задним срезом обечайки импеллера по посадке с зазором и фиксируется замками.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое устройство относится к средствам создания тяги для движения судна, в частности к водометным судовым движителям.

Известны водометные движители в виде приводимого во вращение импеллера (рабочего колеса осевого насоса), установленного в водоводном канале корпуса на валу, опирающемся на подшипники, размещенные возле торцов трубообразного кожуха, охватывающего вал, фиг.1 прототипа [1].

В данной конструкции импеллер установлен на приводном валу ротора консольно, а подшипники ротора размещены в кожухе перед ним по ходу движения водного потока, при этом осевой насос является частью водовода. Водоводный канал, расположенный в корпусе судна, выполняет одновременно роль статора импеллера. Трубообразный кожух, в котором расположен приводной вал с подшипниками, в двух разнесенных местах жестко закреплен на водоводе.

Недостатком такой конструкции является ее низкая технологичность в изготовлении, техническом обслуживании и ремонте.

Восстановление радиального зазора между импеллером и статором, являющимся частью судна, крайне затруднительно. Осмотр импеллера и очистка рабочей зоны осевого насоса осложнены в связи с их труднодоступностью.

Технической задачей создания предлагаемой конструкции водометного движителя является повышение технологичности в производстве и в эксплуатации путем выделения осевого насоса во взаимозаменяемую конструктивно завершенную сборочную единицу, представляющую собой тело вращения. Легкосъемное сопло обеспечивает простоту доступа к импеллеру при необходимости его осмотра или замены без демонтажа всего насоса.

Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемом движителе узел осевого насоса сопрягается с водоводом корпуса судна по двум цилиндрическим посадочным местам с зазором, впереди пересекая стенку водовода, а в задней части сопрягаясь с задним срезом водовода.

Осевой насос состоит из приводного вала, вращающегося на подшипниках в герметичном цилиндрическом корпусе, прикрепленном через пилоны (являющиеся одновременно лопатками направляющего аппарата) к обечайке импеллера.

Импеллер закреплен на заднем конце вала консольно.

На прилагаемом чертеже представлен общий вид предложенного водометного движителя, прикрепленного к водоводному каналу 1 корпуса судна. Осевой насос состоит из импеллера 2, установленного на приводном валу 3, который посредством подшипниковых опор 4 установлен в цилиндрическом корпусе 5, опирающемся одним концом на водовод через цилиндрическую посадку с зазором и уплотнением, а другим концом соединен через пилоны 6 с обечайкой 7, прикрепленной через цилиндрическую посадку к заднему срезу водоводного канала 1. К обечайке 7, снабженной опорным установочным буртиком 8, крепится съемное сопло 9 с помощью быстроразъемных замков 10.

Работа устройства осуществляется путем прокачки водного потока через водоводный канал 1 корпуса судна в сопло 9 с помощью импеллера 2 насоса, вращаемого валом 3 от силовой судовой установки.

Таким образом, в данной конструкции водометного движителя достигнуто разделение его на осевой насос, являющийся взаимозаменяемой законченной конструктивной единицей, требующей повышенной точности обработки, подвергающейся в процессе эксплуатации износу и поломкам, и водоводный канал - габаритный, изготовленный заодно с корпусом судна элемент.

Так как осевой насос состоит из деталей - элементарных тел вращения, простых в обработке, легко достигается высокая точность и чистота обработки, минимальный вес и эстетичный внешний вид изделия.

Источники информации

1. А.с. СССР № 451575, М., кл. В63Н 11/08, 1974 г.

Класс B63H11/08 вращающегося типа 

центробежное тяговое устройство -  патент 2455525 (10.07.2012)
водометный движитель -  патент 2455191 (10.07.2012)
инерционный двигатель богданова -  патент 2449170 (27.04.2012)
водометный движитель -  патент 2427498 (27.08.2011)
скоростное глиссирующее судно -  патент 2387569 (27.04.2010)
судовой движитель -  патент 2381953 (20.02.2010)
способ преобразования центробежной силы в силу тяги -  патент 2381952 (20.02.2010)
судно на воздушной каверне с водометным движителем -  патент 2381131 (10.02.2010)
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна -  патент 2360832 (10.07.2009)
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя -  патент 2330785 (10.08.2008)
Наверх