моющая присадка к моторному топливу и моторное топливо, ее содержащее

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь
C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество Фирма "Автоконинвест" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-02-22
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении. Моющая присадка содержит, мас.%: продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С620 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно 70-80 и минеральное масло до 100. Моторное топливо содержит вышеуказанную присадку в количестве 2,0-10,0 мас.%. Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 2-х лет. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Моющая присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт и минеральное масло, отличающаяся тем, что в качестве азотсодержащего продукта она содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С620 в мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Продукт конденсации борной кислоты, моющая присадка к моторному топливу и моторное топливо, ее содержащее, патент № 2355735
диэтаноламина и смеси жирных кислот моющая присадка к моторному топливу и моторное топливо, ее содержащее, патент № 2355735
в мольном соотношении 1:3:0,8 70-80
Минеральное маслоДо 100

2. Моторное топливо, содержащее моющую присадку, отличающееся тем, что в качестве моющей присадки оно содержит присадку по п.1 в количестве 2,0-10,0 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных баках транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.

Известна детергентная присадка к моторному топливу, которая является продуктом взаимодействия смеси эфиров жирных кислот С620 или C 8-C16 и моно- или ди-(гидроксилгидрокарбил)амина в мольном соотношении 1:1. В качестве кислотного компонента используют кокосовое, пальмовое, оливковое масло и т.д. Данную присадку вводят в топливо в количестве 0,02-0,2 мас.% (Патент US 4729769, кл. C10L 1/22, 08.03.1988).

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является моющая присадка к автомобильным бензинам, содержащая 40-60 мас.% продукта взаимодействия дистиллированного талового масла и/или фракции жирных кислот талового масла с диэтаноламином в их молярном соотношении 3:1 соответственно, не более 30 мас.% алкилбензолов и до 100 минерального масла. Присадка используется в составе автомобильных бензинов в концентрации 0,03-0,2 мас.% (Патент RU 2235119 С1, кл. C10L 1/22, 27.08.2004).

Недостатком данных присадок является их относительно низкая защитная эффективность, поэтому введение их в моторное топливо не может предотвратить развитие коррозионных процессов в топливных баках автомобильной техники при хранении.

Задачей изобретения является создание присадки к моторному топливу, обладающей одновременно высокими моющими и антикоррозионными свойствами, и топливного состава, содержащего эту присадку.

Для решения поставленной задачи моющая присадка к моторному топливу, включающая азотсодержащий продукт и минеральное масло, в качестве азотсодержащего продукта содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С620 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот при мольном соотношении 1:3:0,8 70-80
Минеральное масло до 100

Предлагается также моторное топливо, содержащее вышеуказанную присадку в количестве 2,0-10,0 мас.%.

Отличительной особенностью предложенной присадки является то, что использование в ней в качестве активной основы продукта конденсации борной кислоты, диэтаноламина и смеси жирных кислот в соотношении 1:3:0,8 при заявленном соотношении компонентов обеспечивает высокие моющие и противокоррозионные свойства моторного топлива.

Минеральное масло выполняет в составе предлагаемой присадки роль растворителя, снижающего вязкость присадки.

Проведение процесса конденсации борной кислоты с диэтаноламином и смесью жирных кислот фракции С620 при других мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, не позволяет получить продукт, растворимый в моторном топливе.

В качестве источника смеси жирных кислот при получении продукта конденсации используют растительное масло (подсолнечное, кокосовое, льняное, соевое и т.д.).

В качестве минерального масла - индустриальное масло И-20 А, И-12 А (ГОСТ 20799) или веретенное масло АУ (ТУ 38.101-12-58).

В качестве моторного топлива в топливном составе могут быть использованы автомобильные бензины и дизельные топлива любых марок.

Способ получения активной основы присадки заключается в следующем.

В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают растительное масло и диэтаноламин (ДЭА). Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг HCl/г. Мольное соотношение борная кислота-диэтаноламин-растительное масло составляет 1:3:0,8.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при температуре 40-60°С при постоянном перемешивании. Полученную присадку вводят в моторное топливо в количестве 2,0-10,0 мас.%, после чего смесь перемешивают в течение 20-30 мин.

Конкретные составы образцов предлагаемой присадки приведены в табл.1.

Результаты испытаний образцов топливных составов, содержащих заявленную присадку, приведены в табл.2.

Определение моющей эффективности присадки проводили на моторной установке ИТ по методу, включенному в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, путем определения времени смывания опытными топливными составами загрязнения, специально сформированного на сетчатом элементе. Чем меньше показатель времени полного смывания - тем больше моющая эффективность топлива с присадкой.

Противокоррозионную эффективность приготовленных образцов топливных составов с заявленной присадкой оценивали по ГОСТ 18597.

Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 2-х лет.

Таблица 1
Составы образцов предлагаемой присадки к моторному топливу
Наименование компонентов Содержание компонентов в составах, мас.%
Пример 1Пример 2Пример 3 Пример 4Пример 5
Продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и смеси предельных и непредельных жирных кислот фракции С620 в соотношении 1:3:0,870 7580 6981
Минеральное масло 30 2520 3119

Таблица 2
Результаты испытаний образцов моторного топлива, содержащих предлагаемую присадку
Показатели Моторное топливо с заявленной присадкой по примерам Бензин с присадкой по прототипу Базовое топливо
12 34 5
Концентрация присадки в моторном топливе, мас.% 10,06,0 2,011,0 1,00,1 -
Моющие свойства: время смывания отложений, мин, не более 60,0 13,913,5 12,314,0 15,025,1 55
Антикоррозионные свойства: коррозионная активность топлива в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 0,2 0,30,5 0,41,0 2,54,8-7,2

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)

Класс C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь

Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина -  патент 2486231 (27.06.2013)
антидымная присадка -  патент 2472847 (20.01.2013)
антидымная присадка -  патент 2472844 (20.01.2013)
композиции смазочного масла и топливные композиции -  патент 2431637 (20.10.2011)
многофункциональная присадка к бензину -  патент 2427614 (27.08.2011)
присадка к топливу и смазочным материалам, содержащая борные эфиры алкилгидроксикарбоновых кислот -  патент 2395513 (27.07.2010)
способ работы кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей и топливная композиция для них -  патент 2386845 (20.04.2010)
топливная композиция, содержащая железо и марганец, для уменьшения засорения свечи зажигания -  патент 2355737 (20.05.2009)
присадка к моторному топливу, топливная композиция -  патент 2355736 (20.05.2009)
Наверх