присадка к моторному топливу

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь
C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное учреждение "21 Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-02-22
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении. Присадка к моторному топливу содержит, мас.%: АКОР-1 30-40, продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С620 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно 40-60 и бензотриазол 10-20. Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 3-х лет. 2 табл.

Формула изобретения

Присадка к моторному топливу, включающая АКОР-1, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С620 в мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

АКОР-130-40
Продукт конденсации борной кислоты,присадка к моторному топливу, патент № 2355734
диэтаноламина и триглицеридовприсадка к моторному топливу, патент № 2355734
жирных кислот С620 в мольном присадка к моторному топливу, патент № 2355734
соотношении 1:3:0,840-60
Бензотриазол 10-20

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составам моюще-антикоррозионных присадок к моторному топливу для автомобильной техники, а именно - автомобильным бензинам и дизельному топливу, и может быть использовано для снижения отложений в топливных системах транспортных средств и защиты их от коррозии при хранении.

Известна детергентная присадка к моторному топливу, представляющая собой продукт конденсации диэтаноламина (ДЭА) и эфиров (триглицеридов) жирных кислот С 620 в мольном соотношении 1:1. В качестве триглицеридов жирных кислот используется растительное масло (кокосовое, пальмовое, оливковое и т.д). Данную присадку вводят в топливо в количестве 0,02-0,2 мас.% (Патент US 4729769, кл. C10L 1/22, 08.03.1988).

Недостатком указанной присадки является относительно низкая защитная эффективность, поэтому введение ее в моторное топливо не может предотвратить развитие коррозионных процессов в топливных системах автомобильной техники при хранении.

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антикоррозионная присадка АКОР-1, состоящая из нитрованного базового масла марки М-8, М-11, АС-9,5 и 10% технической стеариновой кислоты, обработанных гидроксидом кальция. Данная присадка применяется в основном для приготовления рабоче-консервационных составов, 5-10 мас.% присадки добавляют к моторным и трансмиссионным маслам, 3,5 мас.% - к дизельному топливу (Вигдорович В.И., Цыганкова Л.Е. и др. Научные основы, практика создания и номенклатура антикоррозионных консервационных материалов. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.В.Державина, 2001. - С 32).

Недостатком данной присадки является ее высокая зольность (более 3,5%), что значительно ухудшает функциональные свойства моторных топлив, а также приводит к увеличению количества отложений на поверхностях деталей топливной системы двигателя.

Задачей изобретения является создание присадки к моторному топливу, обладающей одновременно высокими моющими и антикоррозионными свойствами.

Для решения поставленной задачи присадка к моторному топливу, включающая АКОР-1, дополнительно содержит продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина и триглицеридов жирных кислот С620 при мольном соотношении 1:3:0,8 соответственно и бензотриазол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

АКОР-130-40
Продукт конденсации борной кислоты, диэтаноламина присадка к моторному топливу, патент № 2355734
и триглицеридов жирных кислот в присадка к моторному топливу, патент № 2355734
мольном соотношении 1:3:0,8 40-60
Бензотриазол 10-20

Отличительной особенностью предложенной присадки является то, что при сочетании вышеуказанного продукта конденсации, АКОР-1 и бензотриазола возникает синергетический эффект усиления моющих, защитных и водовытесняющих свойств присадки. В связи с этим, введение ее в моторное топливо позволяет надежно защитить детали топливной системы автомобильной техники, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозии при длительном хранении, а также значительно снизить количество отложений в топливной системе двигателя.

При других соотношениях компонентов присадки, кроме заявленных, не удается достичь синергетического эффекта усиления моющих, защитных и водовытесняющих свойств топливной композиции.

Проведение процесса конденсации борной кислоты, ДЭА и триглицеридов жирных кислот при других мольных соотношениях реагентов, кроме заявленных, не позволяет получить присадку, растворимую в моторном топливе.

В качестве триглицеридов жирных кислот С620 при получении продукта конденсации используют растительное масло (подсолнечное, льняное, соевое, кокосовое и другие).

Бензотриазол - 1, 2, 3 формулы C6H5N 3 (ТУ 6-09-1291-87) представляет собой белый кристаллический порошок с розовым, кремовым или желтоватым оттенком, температура плавления 96-99°С, массовая доля летучих веществ не более 0,15%.

Заявленную присадку вводят в автомобильные бензины и дизельные топлива любых марок в количестве 1-7 мас.%.

Способ получения продукта конденсации заключается в следующем.

В реактор, снабженный мешалкой, насадкой Дина-Старка, обратным холодильником и термометром, загружают растительное масло и ДЭА. Реакционную массу нагревают при перемешивании до 90-100°С, после чего вводят борную кислоту и поднимают температуру реакционной смеси до 180-200°С, выдерживая ее при этой температуре в течение 2,0-2,5 ч до образования однородной массы с аминным числом 60-80 мг HCl/г. Мольное соотношение борная кислота:диэтаноламин:растительное масло составляет 1:3:0,8.

Процесс получения АКОР-1 (ГОСТ 15171-78) состоит из стадий нитрования масла М-8 или М-11 60%-ной или 98%-ной азотной кислотой, смешения со стеариновой кислотой, нейтрализации смеси гидроксидом кальция, сушки и центрифугирования присадки.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения продукта конденсации с АКОР-1 при температуре 50-60°С при постоянном перемешивании в течение 20-30 мин, после этого вводят бензотриазол и полученную смесь перемешивают еще 20-30 мин до получения однородной массы.

Технология приготовления топливной композиции заключается в следующем.

В моторное топливо в количестве 93-99 мас.% вводят 1-7 мас.% полученной присадки. Смесь перемешивают в течение 30-40.

Конкретные составы образцов предлагаемой присадки приведены в табл.1.

Результаты испытаний образцов топливной композиции, содержащих заявленную присадку и присадку по прототипу, приведены в табл.2.

Определение моющей эффективности присадки проводили на моторной установке ИТ по методу, включенному в комплекс методов квалификационной оценки автомобильных бензинов, путем определения времени смывания опытными топливными составами загрязнения, специально сформированного на сетчатом элементе. Чем меньше показатель времени полного смывания, - тем больше моющая эффективность топлива с присадкой.

Противокоррозионную эффективность приготовленных образцов топливных композиций с заявленной присадкой оценивали по ГОСТ 18597.

Содержание фактических смол в моторном топливе (автомобильном бензине, дизельном топливе и т.д.) является одной из характеристик склонности топлив к образованию отложений на поверхностях деталей систем топливоподачи двигателя. Концентрацию фактических смол (по Бударову) определяли по ГОСТ 8489-85.

Общее содержание серы характеризует суммарное количество всех сернистых соединений в топливе, которые при сгорании образуют кислородные соединения серы, вызывающие коррозию и способствующие образованию отложений и износу двигателя. Массовую долю серы в топливе с присадкой определяли по ГОСТ 19121-73.

Зольность присадки определяли по ГОСТ 12417-94.

Использование предложенной присадки позволяет получить моторное топливо с высокими моющими и противокоррозионными свойствами и увеличить срок хранения автомобильной техники до 3-х лет.

Таблица 1
Составы образцов предлагаемой присадки к моторному топливу
Наименование компонентов Содержание компонентов в составах, мас.%
Пример 1Пример 2Пример 3 Пример 4Пример 5
АКОР-1 30 3540 2941
Продукт конденсации борной кислоты, ДЭА и триглицеридов жирных кислот С620 в соотношении 1:3:0,8 6050 4062 38
Бензотриазол 10 1520 921

Таблица 2.
Результаты испытаний образцов топлива, содержащих предлагаемую присадку
Показатели Моторное топливо с заявленной присадкой по примерам Дизельное топливо с АКОР-1 по прототипу Базовое дизельное топливо
12 34 5
Аи-92 Аи-92 ДТДТ Аи-92
Концентрация присадки в моторном топливе, мас.% 1,03,5 7,00,5 8,03,5 -
Моющие свойства: время смывания отложений, мин, не более 60,0 10,011,1 11,614,7 11,226,1 57
Антикоррозионные свойства: коррозионная активность топлива в условиях конденсации воды: изменение массы стальной пластины, г/м2 0 00 1,00 2,54,8-7,2
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 82300 51083 620720 14
Массовая доля серы, %0,022 0,025 0,0270,020 0,028 0,0450,028
Зольность, % 0,5 1,01,5 0,42,0 3,7-

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)

Класс C10L1/222 содержащие по крайней мере одну углерод-азотную простую связь

Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина -  патент 2486231 (27.06.2013)
антидымная присадка -  патент 2472847 (20.01.2013)
антидымная присадка -  патент 2472844 (20.01.2013)
композиции смазочного масла и топливные композиции -  патент 2431637 (20.10.2011)
многофункциональная присадка к бензину -  патент 2427614 (27.08.2011)
присадка к топливу и смазочным материалам, содержащая борные эфиры алкилгидроксикарбоновых кислот -  патент 2395513 (27.07.2010)
способ работы кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей и топливная композиция для них -  патент 2386845 (20.04.2010)
топливная композиция, содержащая железо и марганец, для уменьшения засорения свечи зажигания -  патент 2355737 (20.05.2009)
присадка к моторному топливу, топливная композиция -  патент 2355736 (20.05.2009)
Наверх