клапан запорно-регулирующий

Классы МПК:F16K3/26 с каналами для прохода жидкости или газа, расположенными в запорных элементах 
F16K39/02 для подъемных клапанов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "НПО "Промавтоматика" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-08-07
публикация патента:

Изобретение относится к трубопроводной арматуре. В корпусе клапана размещены два затвора. Первый затвор - разгрузочный - выполнен в виде штока с уплотнительной поверхностью и буртом. Он расположен соосно внутри второго - запорно-регулирующего затвора (в сборе) с уплотнительным элементом, с глухим разгрузочным отверстием, уплотнительной поверхностью и трубчатой частью с радиальными отверстиями. Причем радиальные отверстия в трубчатой части запорно-регулирующего затвора, расположенной до уплотнительной поверхности по ходу потока среды, по размеру и количеству идентичны отверстиям в трубчатой части седла, расположенным за уплотнительным элементом по ходу потока среды, также выполненным радиальными. Наружный диаметр запорно-регулирующего затвора за уплотнительной поверхностью выполнен ступенчатым. Ступень меньшего диаметра расположена со стороны уплотнительной поверхности с образованием полости с трубчатой частью седла. Эта полость через канал сообщается с разгрузочным отверстием, выполненным глухим. Полость над ступенью большего диаметра через отверстие в запорно-регулирующем затворе сообщается с входным каналом. Запорно-регулирующий затвор обеспечивает одновременное открытие или перекрытие радиальных отверстий в седле и затворе. Изобретение позволяет повысить надежность и увеличить долговечность работы клапана. 1 ил. клапан запорно-регулирующий, патент № 2354876

клапан запорно-регулирующий, патент № 2354876

Формула изобретения

Клапан запорно-регулирующий, в корпусе которого с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные со штоком, перемещаемым приводом, причем первый затвор, разгрузочный, расположен соосно внутри второго, запорно-регулирующего затвора и в крайнем нижнем положении взаимодействует с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие в запорно-регулирующем затворе, который выполнен с уплотнительной поверхностью и размещен в седле с уплотнительным элементом, выполненном трубчатым с отверстиями, при этом внутренний диаметр трубчатой части седла сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора, причем последний установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента, при этом запорно-регулирующий затвор выполнен трубчатым с радиальными отверстиями, через которые входной канал соединяется с выходным при открытом запорно-регулирующем затворе, отличающийся тем, что радиальные отверстия в трубчатой части запорно-регулирующего затвора, расположенной до уплотнительной поверхности по ходу потока среды, по размеру и количеству идентичны отверстиям в трубчатой части седла, расположенным за уплотнительным элементом по ходу потока среды, также выполненным радиальными, при этом наружный диаметр запорно-регулирующего затвора за уплотнительной поверхностью выполнен ступенчатым, причем ступень меньшего диаметра расположена со стороны уплотнительной поверхности с образованием полости с трубчатой частью седла, которая через канал сообщается с разгрузочным отверстием, выполненным глухим, а полость над ступенью большего диаметра через отверстие в запорно-регулирующем затворе сообщается с входным каналом, при этом запорно-регулирующий затвор обеспечивает одновременное открытие (перекрытие) радиальных отверстий в седле и затворе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, а именно к отключающим устройствам с запорным элементом, совершающим скользящее движение вдоль седловой поверхности, имеющей форму поверхности тел вращения, и может быть использовано для установки на газовых скважинах для перекрытия и регулирования расхода газа.

Известен клапан запорно-регулирующий, в корпусе которого с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные со штоком, перемещаемым приводом, при этом первый затвор, запорный, выполнен в виде штока со ступенчатым поршнем с отверстиями и уплотнительной поверхностью, а второй, запорно-регулирующий затвор, выполнен в виде охватывающей поршень ступенчатой втулки-плунжера с уплотнительной поверхностью, установленной с возможностью осевого перемещения и фиксации ее в крайних положениях, причем запорно-регулирующий затвор расположен соосно в седле с уплотнительной поверхностью и уплотнительным элементом, выполненном трубчатым с отверстиями, расположенными после уплотнительного элемента и уплотнительной поверхности по ходу потока среды, причем внутренний диаметр трубчатой части седла после уплотнительной поверхности сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора, при этом последний установлен с возможностью осевого перемещения ступенчатым поршнем штока вдоль трубчатой части седла от уплотнительной поверхности, причем в крайнем нижнем положении ступенчатый поршень штока своей уплотнительной поверхностью взаимодействует с уплотнительным элементом, а ступенчатая втулка-плунжер своей уплотнительной поверхностью - с уплотнительной поверхностью седла (патент РФ № 2267682, МПК F16K 3/24, 47/04, 17.05.2004).

Недостатком известного клапана является невозможность его использования при больших перепадах давления, когда одноступенчатое дросселирование регулируемого потока приводит к быстрому эрозионному износу седла и регулирующего органа.

Известен клапан запорно-регулирующий, содержащий корпус с входным и выходным каналами, в котором размещены два затвора: регулирующий, соединенный со штоком, перемещаемым приводом, и запорный, связанный со штоком, при этом клапан снабжен дополнительным затвором, седло которого закреплено в нижней части корпуса соосно со штоком, а запорный затвор выполнен тарельчатым, размещен на полом удлинении штока ниже регулирующего затвора по ходу потока среды и его седло закреплено в корпусе соосно со штоком, причем в полом удлинении штока выполнены радиальные отверстия, расположенные над тарельчатым затвором, при этом регулирующий затвор выполнен многоступенчатым, а его ступени связаны со штоком с возможностью синхронного открытия всех седел затвора при перемещении штока (патент РФ № 2162179, 7 МПК F16K 1/44, 22.05.2000).

Недостатком известного клапана является сложность конструкции, снижающая надежность его работы.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков, выбранным в качестве прототипа, является клапан запорно-регулирующий, в корпусе которого с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные со штоком, перемещаемым приводом, причем первый затвор, разгрузочный, выполнен в виде охватывающей шток ступенчатой втулки-плунжера, установленной с возможностью осевого перемещения и фиксации ее в крайних положениях, а разгрузочный затвор расположен соосно внутри второго, запорно-регулирующего, затвора и в крайнем нижнем положении взаимодействует с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие в запорно-регулирующем затворе, который выполнен с уплотнительной поверхностью и размещен в седле с уплотнительным элементом, выполненном трубчатым с косыми отверстиями, расположенными до уплотнительного элемента по ходу потока среды, при этом внутренний диаметр трубчатой части седла до уплотнительного элемента сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора, причем последний установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента, при этом запорно-регулирующий затвор за уплотнительной поверхностью выполнен трубчатым с радиальными отверстиями, через которые входной канал соединяется с выходным при открытом запорно-регулирующем затворе (патент РФ № 2250407, 7 МПК F16K 39/02, 1/54, 04.06.2003).

Недостатком известного клапана является сложность конструкции, снижающая надежность его работы.

Задача, достигаемая изобретением, состоит в том, чтобы создать такое техническое решение, при использовании которого повышалась надежность и увеличивалась долговечность работы клапана.

Для достижения названного технического результата в корпусе клапана запорно-регулирующего с входным и выходным каналами размещены два затвора, связанные со штоком, перемещаемым приводом, причем первый затвор, разгрузочный, расположен соосно внутри второго, запорно-регулирующего, затвора и в крайнем нижнем положении взаимодействует с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие в запорно-регулирующем затворе, который выполнен с уплотнительной поверхностью и размещен в седле с уплотнительным элементом, выполненном трубчатым с отверстиями, при этом внутренний диаметр трубчатой части седла сопрягается с наружным диаметром запорно-регулирующего затвора, причем последний установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента, при этом запорно-регулирующий затвор выполнен трубчатым с радиальными отверстиями, через которые входной канал соединяется с выходным при открытом запорно-регулирующем затворе.

Заявляемый клапан запорно-регулирующий отличается от прототипа тем, что радиальные отверстия в трубчатой части запорно-регулирующего затвора, расположенной до уплотнительной поверхности по ходу потока среды, по размеру и количеству идентичны отверстиям в трубчатой части седла, расположенным за уплотнительным элементом по ходу потока среды, также выполненным радиальными, при этом наружный диаметр запорно-регулирующего затвора за уплотнительной поверхностью выполнен ступенчатым, причем ступень меньшего диаметра расположена со стороны уплотнительной поверхности с образованием полости с трубчатой частью седла, которая через канал сообщается с разгрузочным отверстием, выполненным глухим, а полость над ступенью большего диаметра через отверстие в запорно-регулирующем затворе сообщается с входным каналом, при этом запорно-регулирующий затвор обеспечивает одновременное открытие (перекрытие) радиальных отверстий в седле и затворе.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен продольный разрез клапана в закрытом положении.

Клапан содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 каналами. В корпусе размещены два затвора, связанные со штоком 4, перемещаемым приводом 5.

Первый затвор, разгрузочный, выполнен в виде штока 6 с уплотнительной поверхностью 7 и буртом 8 и расположен соосно внутри второго, запорно-регулирующего, затвора 9 (в сборе) с уплотнительным элементом 10, разгрузочным отверстием 11, выполненным глухим, уплотнительной поверхностью 12 и трубчатой частью 13 с радиальными отверстиями 14, расположенной до уплотнительной поверхности по ходу потока транспортируемой среды. В крайнем нижнем положении шток взаимодействует своей уплотнительной поверхностью с уплотнительным элементом и перекрывает разгрузочное отверстие, а в крайнем верхнем положении буртом прижимает запорно-регулирующий затвор к корпусу.

Запорно-регулирующий затвор размещен в седле 15 с уплотнительным элементом 16 и трубчатой частью 17 с радиальными отверстиями 18, по размеру и количеству идентичными отверстиям в трубчатой части запорно-регулирующего затвора и расположенными за уплотнительным элементом по ходу потока транспортируемой среды. Наружный диаметр запорно-регулирующего затвора за уплотнительной поверхностью выполнен ступенчатым, причем ступень 19 меньшего диаметра расположена со стороны уплотнительной поверхности с образованием полости 20 с трубчатой частью седла, которая через канал 21 сообщается с разгрузочным отверстием, а полость 22 над ступенью 23 большего диаметра через отверстие 24 в запорно-регулирующем затворе сообщается с входным каналом. Внутренний диаметр трубчатой части седла после уплотнительного элемента и наружный диаметр ступени большего диаметра запорно-регулирующего затвора выполнены сопрягаемыми. Запорно-регулирующий затвор установлен с возможностью осевого перемещения штоком через разгрузочный затвор вдоль трубчатой части седла от уплотнительного элемента, при этом он обеспечивает одновременное открытие (перекрытие) радиальных отверстий в седле и затворе. В крайнем нижнем положении он взаимодействует своей уплотнительной поверхностью с уплотнительным элементом седла и отделяет выходной от входного канала клапана.

Клапан работает следующим образом. В исходном положении (закрыто) шток 6 находится в крайнем нижнем положении и своей уплотнительной поверхностью 7 прижимается к уплотнительному элементу 10 запорно-регулирующего затвора 9, герметично перекрывая разгрузочное отверстие 11.

Запорно-регулирующий затвор 9 под действием давления транспортируемой среды своей уплотнительной поверхностью 12 прижимается к уплотнительному элементу 16 седла 15, герметично перекрывая поток транспортируемой среды из входного канала 2 в выходной 3.

При необходимости открытия клапана и регулирования расхода транспортируемой среды подают соответствующий сигнал на привод 5, шток 4 которого перемещает шток 6 с уплотнительной поверхностью 7 вверх от уплотнительного элемента 10 запорно-регулирующего затвора 9, открывая разгрузочное отверстие 11. Среда из входного канала 2 через отверстие 24, полость 22, разгрузочное отверстие 11 и канал 21 поступает в полость 20, выравнивая давление над и под запорно-регулирующим затвором 9, для разгрузки уплотнительного элемента 16 седла 15 и запорно-регулирующего затвора 9 перед его открытием. При дальнейшем движении шток 6 буртом 8 упирается в запорно-регулирующий затвор 9 (в сборе) и перемещает его вдоль трубчатой части 17 седла 15 от уплотнительного элемента 16, открывая проход транспортируемой среде из входного канала 2 через радиальные отверстия 14, полость 20 и далее через радиальные отверстия 18 трубчатой части 17 седла 15 в выходной канал 3. Регулирование расхода транспортируемой среды осуществляется перемещением штока 4 до необходимого положения и его остановкой. Каждому положению штока 4 соответствует определенное положение запорно-регулирующего затвора 9, обеспечивающее соответствующий расход транспортируемой среды через радиальные отверстия 14 и 18, при этом перепад давления поровну распределяется между обеими ступенями регулирования по всему ходу запорно-регулирующего затвора 9.

При необходимости перекрытия потока транспортируемой среды подают соответствующий сигнал на привод 5, шток 4 которого перемещает шток 6 вниз к уплотнительному элементу 10 запорно-регулирующего затвора 9, закрывая уплотнительной поверхностью 7 разгрузочное отверстие 11 и перемещая запорно-регулирующий затвор 9 к уплотнительному элементу 16 седла 15. Совместное перемещение штока 6 и запорно-регулирующего затвора 9 продолжается до тех пор, пока запорно-регулирующий затвор 9 своей уплотнительной поверхностью 12 достигнет уплотнительного элемента 16 седла 15, герметично перекрывая его, а шток 6 своей уплотнительной поверхностью 7 опустится на уплотнительный элемент 10, герметично перекрывая разгрузочное отверстие 11 запорно-регулирующего затвора 9. Данное положение штока 6 соответствует крайнему нижнему положению штока 4 и выключенному приводу.

Благодаря тому что при открытии запорно-регулирующего затвора уплотнительный элемент седла находится в разгруженном состоянии, т.е. перепад давления на нем отсутствует, повышается надежность и увеличивается долговечность работы клапана.

Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2354876

patent-2354876.pdf

Класс F16K3/26 с каналами для прохода жидкости или газа, расположенными в запорных элементах 

запорно-регулирующий клапан -  патент 2460924 (10.09.2012)
регулятор текучей среды и колпачок для такого регулятора -  патент 2457381 (27.07.2012)
устройство для создания переменного сингулярного перепада давления на трубопроводе, перемещающем текучую среду, или для уплотнения верхнего или нижнего по потоку конца этого трубопровода -  патент 2440529 (20.01.2012)
клапан регулировки расхода -  патент 2413892 (10.03.2011)
поршневой насос с пневмораспределителем, упором и тарельчатыми клапанами -  патент 2403441 (10.11.2010)
взрывопреграждающее устройство -  патент 2379568 (20.01.2010)
дроссель -  патент 2375630 (10.12.2009)
клапан запорно-регулирующий -  патент 2338942 (20.11.2008)
вкладыш для динамического управления потоком -  патент 2297569 (20.04.2007)
клапан запорно-регулирующий -  патент 2282772 (27.08.2006)

Класс F16K39/02 для подъемных клапанов 

сборная головка клапана, съемная в полевых условиях -  патент 2525987 (20.08.2014)
трубопроводная арматура со съемными внутренними исполнительными механизмами -  патент 2521695 (10.07.2014)
орган управления расходом текучей среды, предназначенный для применения в трубопроводной арматуре -  патент 2521426 (27.06.2014)
вентиль -  патент 2520792 (27.06.2014)
орган управления расходом текучей среды, предназначенный для применения в трубопроводной арматуре -  патент 2519290 (10.06.2014)
рагруженный клапан -  патент 2516994 (27.05.2014)
орган управления расходом текучей среды, предназначенный для применения в трубопроводной арматуре -  патент 2508490 (27.02.2014)
устройство для запирания и отпирания потока текучей среды, а также соответствующий способ -  патент 2473829 (27.01.2013)
вентиль высокого давления -  патент 2449196 (27.04.2012)
уплотнительный узел устройства регулирования давления текучей среды -  патент 2408811 (10.01.2011)
Наверх