охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя

Классы МПК:F01D5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-08-29
публикация патента:

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к охлаждаемым турбинам газотурбинных двигателей. Охлаждаемая турбина содержит диск рабочего колеса с выступами, соединенный с выступами дополнительного диска посредством штифтов, установленных в отверстия этих выступов. Дополнительный диск образует с диском безлопаточный диффузор, вход которого сообщен с выходом соплового аппарата закрутки, а выход - с каналами для подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам, расположенными в дисках под лопатками. Дополнительный диск выполнен со съемной крышкой, соединенной с диском над каналами замковым поворотным соединением байонетного типа, при котором одна деталь с прорезью насаживается на другую деталь с соответствующим выступом и поворачивается так, чтобы выступ стопорил деталь. Замковая часть рабочих лопаток выполнена с дополнительными выступами, которые размещены в пазах, образовавшихся в результате байонетного соединения. В крышке выполнена кольцевая канавка, в которой размещен уплотнительный элемент, выполненный, например, в виде проволочек. Изобретение позволяет обеспечить взаимную центровку этих дисков относительно друг друга, что повышает надежность работы двигателя. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, патент № 2353777

охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, патент № 2353777 охлаждаемая турбина газотурбинного двигателя, патент № 2353777

Формула изобретения

1. Охлаждаемая турбина ГТД, содержащая рабочее колесо с диском, выполненным с выступами, лопатками и расположенными между диском и лопатками каналами для подвода охлаждающего воздуха, сопловой аппарат закрутки и дополнительный диск с выступами, соединенными с выступами диска рабочего колеса, и с крышкой, соединенной с диском рабочего колеса над каналами для подачи охлаждающего воздуха, образующий вместе с диском рабочего колеса безлопаточный диффузор, вход в который сообщен с выходными каналами аппарата закрутки, а выход - с каналами подвода охлаждающего воздуха, отличающаяся тем, что выступы дополнительного диска и выступы диска рабочего колеса выполнены со сквозными отверстиями и соединены между собой посредством установленных в эти отверстия штифтов, лопатки выполнены с дополнительными фиксирующими выступами на хвостовиках, а крышка дополнительного диска выполнена съемной и соединена с диском рабочего колеса поворотным замковым соединением байонетного типа, причем в образовавшихся в результате этого соединения пазах размещены дополнительные фиксирующие выступы хвостовика лопатки.

2. Охлаждаемая турбина ГТД по п.1, отличающаяся тем, что на крышке со стороны диска рабочего колеса выполнена кольцевая канавка с размещенным в ней уплотнительным элементом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, а именно к охлаждаемым турбинам газотурбинных двигателей (ГТД).

Известна охлаждаемая турбина ГТД, содержащая рабочее колесо с диском, лопатками и выполненными в диске каналами подвода охлаждающего воздуха, сопловой аппарат закрутки и дополнительный диск, соединенный с диском рабочего колеса и образующий с ним безлопаточный диффузор, вход в который сообщен с выходными каналами аппарата закрутки, а выход - с каналами подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам (Патент РФ № 2196233, F01D 5/08, 2003 г.).

Недостатком этого устройства является то, что каналы для подвода охлаждающего воздуха к лопаткам рабочего колеса выполнены в виде отверстий в диске, и при малых размерах двигателя диаметр этих отверстий тоже мал, что создает концентрацию напряжений по местам их расположения.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является охлаждаемая турбина ГТД, содержащая рабочее колесо с диском, лопатками и расположенными между диском и лопатками каналами для подвода охлаждающего воздуха, сопловой аппарат закрутки и дополнительный диск с выступами, соединенными с выступами диска рабочего колеса, и с крышкой, соединенной с диском рабочего колеса над каналами подвода охлаждающего воздуха, образующий вместе с диском безлопаточный диффузор, вход в который сообщен с выходными каналами аппарата закрутки, а выход - с каналами подвода охлаждающего воздуха (Европейский патент ЕР № 0222676 В1, F01D 5/08, 1987 г.).

Недостатком этого устройства является то, что фланцы дополнительного диска соединены с фланцами диска рабочего колеса подвижным замковым соединением баянетного типа. При таком соединении на определенных режимах работы двигателя образуются зазоры (например, в случае его останова, когда диск - горячий, а благодаря охлаждающему воздуху, поступающему из аппарата закрутки, дополнительный диск быстро охлаждается), что приводит к расцентровке соединения и дисбалансу в работе устройства, снижая надежность его работы.

Задачей, на решение которой направлено заявленное решение, является создание надежного соединения диска рабочего колеса с дополнительным диском, которое наряду с обеспечением подвода охлаждающего воздуха в каналы, расположенные между диском рабочего колеса и лопатками, обеспечивало бы взаимную центровку этих дисков относительно друг друга.

Задача решается тем, что в охлаждаемой турбине ГТД, содержащей рабочее колесо с диском, выполненным с выступами, лопатками и расположенными между диском и лопатками каналами для подвода охлаждающего воздуха, сопловой аппарат закрутки и дополнительный диск с выступами, соединенными с выступами диска рабочего колеса, и с крышкой, соединенной с диском рабочего колеса над каналами для подвода охлаждающего воздуха, образующий вместе с диском рабочего колеса безлопаточный диффузор, вход в который сообщен с выходными каналами аппарата закрутки, а выход - с каналами для подвода охлаждающего воздуха, выступы дополнительного диска и выступы диска рабочего колеса выполнены со сквозными отверстиями и соединены между собой посредством установленных в эти отверстия штифтов, лопатки выполнены с дополнительными фиксирующими выступами на замковой части, а крышка дополнительного диска выполнена съемной и соединена с диском рабочего колеса поворотным замковым соединением байонетного типа, причем в образовавшихся в результате этого соединения пазах размещены дополнительные фиксирующие выступы хвостовика лопатки.

Кроме того, на крышке со стороны диска рабочего колеса выполнена кольцевая канавка с размещенным в ней уплотнительным элементом.

Соединение диска рабочего колеса с дополнительным диском посредством штифтов, установленных в сквозные отверстия их выступов, позволяет в процессе работы двигателя обеспечить центровку дополнительного диска относительно диска рабочего колеса за счет возможности его перемещения вдоль штифтов в радиальном направлении.

Выполнение дополнительного диска со съемной крышкой позволяет произвести монтаж заявленного устройства и обеспечить надежную фиксацию штифта на месте.

Соединение крышки дополнительного диска с диском рабочего колеса посредством соединения байонетного типа и размещение в образовавшихся в результате этого соединения пазах дополнительных фиксирующих выступов хвостовика лопатки позволяет обеспечить быстрое и надежное соединение, фиксированное от проворота дополнительными выступами хвостовиков лопаток.

Выполнение на крышке со стороны диска рабочего колеса кольцевой канавки с размещенным в ней уплотнительным элементом позволяет уменьшить утечки воздуха, поступающего в каналы для подвода охлаждающего воздуха.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен продольный разрез охлаждаемой турбины; на фиг.2 - разрез рабочего колеса турбины в изометрии.

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с диском 1, выполненным с выступами 2, рабочими лопатками 3 и каналами 4 для подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам 3, выполненными в дисках 1 под лопатками 3, сопловой аппарат закрутки 5 и дополнительный диск 6 с выступами 7. Выступы 2 диска 1 и выступы 7 дополнительного диска 6 соединены между собой посредством штифтов 8, установленных в выполненные в этих выступах отверстия. Дополнительный диск 6 образует с диском 1 безлопаточный диффузор, вход 9 которого сообщен с выходом соплового аппарата закрутки 5, а выход - с каналами 4 для подвода охлаждающего воздуха.

Дополнительный диск 6 выполнен со съемной крышкой 10, соединенной с диском над каналами 4 замковым поворотным соединением байонетного типа, при котором одна деталь с прорезью насаживается на другую деталь с соответствующим выступом и поворачивается так, чтобы выступ стопорил деталь. Замковая часть лопаток 3 выполнена с дополнительными выступами 11, которые размещены в пазах, образовавшихся в результате байонетного соединения.

В крышке 10 выполнена кольцевая канавка, в которой размещен уплотнительный элемент 12, выполненный, например, в виде проволочек.

Сборка соединения осуществляется следующим образом.

К диску 1 рабочего колеса подстыковывается дополнительный диск 6, на выступах обоих дисков совмещаются отверстия, в которые вставляются штифты 8. Штифты 8 закрываются крышкой 10, которая соединяется с диском 6 байонетным соединением, для чего выступы 13 крышки 10 заводятся в пространства (прорези), расположенные между парами выступов 14 на диске 1, и поворачиваются так, что выступы 13 зацепляются за выступы 14, а в образовавшиеся в результате совмещения между собой прорезей пазы вставляются дополнительные фиксирующие выступы 11 лопаток 3, запирая, таким образом, соединение.

Устройство работает следующим образом.

Воздух из выходных каналов соплового аппарата закрутки 5, закрученный в направлении вращения рабочего колеса, выбрасывается в безлопаточный диффузор 9, образованный дисками 1 и 6, который обеспечивает равенство скоростей воздуха и вращающегося диска 1. Из диффузора 9 воздух, проходя через пространство между выступами дисков 1 и 6, направляется в каналы 4 для подвода охлаждающего воздуха к рабочим лопаткам 3.

Во время работы двигателя при рассогласовывании температур диска 1 рабочего колеса и дополнительного диска 6 центровка диска 6 относительно диска 1 осуществляется за счет его перемещения по штифтам 8 в радиальном направлении.

Для обеспечения монтажа радиальных штифтов 8 дополнительный диск 6 выполнен со съемной кольцевой крышкой 10, в кольцевой канавке которой для уплотнения воздуха, поступающего в каналы 4, размещен уплотнительный элемент 12.

Фиксация дополнительного диска 6 в окружном направлении осуществляется штифтами 8, которые удерживаются на месте крышкой 10. Крышка 10, в свою очередь, удерживается от проворота дополнительными выступами 11 лопаток 3.

Изобретение позволяет наряду с обеспечением подвода охлаждающего воздуха в каналы, расположенные между диском рабочего колеса и лопатками, обеспечить взаимную центровку этих дисков относительно друг друга, что повышает надежность работы двигателя.

Класс F01D5/00 Рабочие лопатки; элементы, на которых закрепляются лопатки

рабочее колесо компрессора турбомашины -  патент 2529279 (27.09.2014)
рабочая лопатка турбины газотурбинного двигателя -  патент 2529273 (27.09.2014)
лопатка осевого компрессора -  патент 2529272 (27.09.2014)
ротор осевой газовой турбины -  патент 2529271 (27.09.2014)
лопатка турбины -  патент 2528781 (20.09.2014)
турбина низкого давления газотурбинного двигателя, диск и конусная цапфа турбины низкого давления, газотурбинный двигатель -  патент 2528751 (20.09.2014)
способ приваривания лопаток к барабану осевого компрессора сваркой трением и соответствующее устройство -  патент 2528543 (20.09.2014)
вкладыш для изменения сквозного отверстия в рабочем колесе ротора паровой турбины и способ его установки -  патент 2527804 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
усиленная прокладка лопатки вентилятора -  патент 2526607 (27.08.2014)
Наверх