способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей к применению при отрицательных температурах

Классы МПК:C10L1/00 Жидкое углеродсодержащее топливо
C10L7/00 Топливо, полученное отверждением жидкого топлива
G01N25/00 Исследование или анализ материалов с помощью тепловых средств
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Литвиненко Анатолий Николаевич (RU),
Файзуллин Радик Рамзиевич (RU),
Магадеева Эльвира Рамизовна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-24
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии применительно к подготовке дизельных топлив и/или их смесей к применению в холодное время года. Способ включает определение характерных показателей качества исходных товарных летних видов дизельных топлив и/или их смесей, приготовление раствора депрессора в дизельном топливе, и/или керосине, и/или другом растворителе, компаундирование топлива и раствора депрессора, повторное определение характерных показателей качества подготовленных к применению топлив с последующим сравнением характерных показателей качества и оценкой низкотемпературной прокачиваемости подготовленных к применению топлив, причем в качестве характерных показателей качества исходных товарных летних дизельных топлив и/или их смесей используют температуру застывания, для определения которой предварительно определяют фракционный состав, из данных которого для определения температуры застывания используют температуру выкипания 96% фракции дизельного топлива и формулу:

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;

Т 96% - температура выкипания 96% фракции, °С

0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты,

определяют концентрацию депрессорной присадки в дизельном топливе перед компаундированием топлива и раствора депрессора по формулам:

при Т96%=348способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 352°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при T96%=353способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 357°C

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=358способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 360°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз=х - температура застывания ДТ, °С,

КДП - концентрация ДП, %,

Т96% - температура выкипания 96% фракции, вводят в исходные летние виды дизельных топлив и/или их смесей депрессорную присадку концентрацией 0,018способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,022% (мас.) от предварительно приготовленного 1% раствора депрессора в дизельном топливе, и/или керосине, и/или другом растворителе и после их компаундирования повторно определяют температуру застывания стандартным (или любым другим известным) способом подготовленных к применению топлив и/или их смесей. Достигается ускорение и удешевление процесса. 2 з.п. ф-лы, 9 табл.

Формула изобретения

1. Способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей к применению при отрицательных температурах, включающий определение характерных показателей качества исходных товарных летних видов дизельных топлив и/или их смесей, приготовление раствора депрессора в дизельном топливе, и/или керосине, и/или другом растворителе, компаудирование топлива и раствора депрессора, повторное определение характерных показателей качества подготовленных к применению топлив с последующим сравнением характерных показателей качества и оценкой низкотемпературной прокачиваемости подготовленных к применению топлив, отличающийся тем, что в качестве характерных показателей качества исходных товарных летних дизельных топлив и/или их смесей используют температуру застывания, для определения которой предварительно определяют фракционный состав, из данных которого для определения температуры застывания используют температуру выкипания 96%-ной фракции дизельного топлива и формулу:

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °С;

Т96% - температура выкипания 96%-ной фракции, °С;

0,87; 321,7-эмпирические коэффициенты,

определяют концентрацию депрессорной присадки (ДП) в дизельном топливе (ДТ) перед компаудированием топлива и раствора депрессора по формулам:

при Т 96%=348способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 352°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=353способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 357°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=358способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 360°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз=х - температура застывания ДТ, °С,

КДП - концентрация ДП, %,

Т96% - температура выкипания 96%-ной фракции,

вводят в исходные летние виды дизельных топлив и/или их смесей депрессорную присадку концентрацией 0,018способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,022 мас.% от предварительно приготовленного 1%-ного раствора депрессора в дизельном топливе, и/или керосине, и/или другом растворителе, и после их компаудирования повторно определяют температуру застывания стандартным (или любым другим известным) способом подготовленных к применению топлив и/или их смесей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при охлаждении исходных топлив и/или их смесей до температуры, равной или ниже температуры помутнения, в них добавляют 8способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 10% керосина и/или другого растворителя, после чего компаудируют полученную смесь с раствором депрессора.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что перед компаудированием исходные летние виды дизельных топлив и/или их смесей нагревают до температуры 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С, а 1%-ный раствор депрессора нагревают до температуры 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 50°С.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, а именно к способам подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей, а также смесей летних и зимних видов топлив и смесей дизельных топлив с авиакеросинами и т.д. к применению во время перевода техники и в процессе ее эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

Предлагаемое изобретение может быть использовано в местах применения топлива на технике, а также на автозаправочных станциях (АЗС) и в организациях нефтепродуктообеспечения.

Известно [1способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 18], что прямогонные дизельные топлива (ДТ) примерно на 95% состоят из углеводородов перерабатываемой нефти с температурами кипения, находящимися в пределах 150способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 400°С выкипания ДТ. Прямогонные ДТ относятся к летним видам, имеющим ограничения в применении по низкотемпературным свойствам (характеристикам).

Для получения зимних видов ДТ с улучшенными низкотемпературными характеристиками используется много способов, принципиально различающихся между собой, таких как [1,7способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 14,18]:

- облегчение фракционного состава,

- процессы карбамидной и цеолитовой депарафинизаций,

- процессы гидрокрекинга, гидрокрекинга-гидроизомеризации,

- компаундирование с более низкозастывающими продуктами.

Общим недостатком данных способов является использование дорогостоящих установок, применимых только в условиях нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), при этом выход зимнего ДТ составляет меньше половины от исходного сырья.

С целью расширения ассортимента выпускаемых зимних ДТ применяются специально синтезированные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства ДТ. Данный способ перспективный и экономически выгодный, поскольку при его применении первоначальный продукт полностью применяется по прямому назначению.

Введение депрессорных присадок (ДП) может осуществляться как в условиях НПЗ, так и непосредственно на местах применения ДТ, а также на АЗС и в организациях нефтепродуктообеспечения.

В качестве ДП к ДТ запатентовано множество продуктов различного строения, но наиболее эффективны сополимеры этилена с винилацетатом, содержащие 30способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 40% звеньев винилацетата и имеющие молекулярную массу порядка 1400способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 2300. Введение уже небольших количеств (от 0,01 мас.%) ДП (депрессора) в летние ДТ в большинстве случаев способствует резкому снижению температуры их застывания [2способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 5,19].

Эффективность действия депрессоров зависит от концентрации, содержания, строения и молекулярной массы высокоплавких углеводородов (н-алканов выше С19 ), находящихся в топливе.

Известно, что низкотемпературные свойства ДТ связаны с фракционным составом [3], т.е. зависят от длины цепи н-парафинов и, соответственно от пределов их выкипания.

Механизм действия ДП зависит как от химического строения самих присадок, так и от углеводородного состава ДТ. Особенности механизма действия ДП определяют и условия введения их в топливо. Поскольку они не могут растворять уже образовавшиеся кристаллы парафинов, их надо вводить в топливо до его помутнения, при этом рекомендуется нагрев топлива до 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С. Рабочие концентрации депрессоров, рекомендуемые производителем, составляют 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05%) (мас.) [2].

В таблице 1 указаны некоторые используемые в настоящее время ДП и концентрации их применения.

Таблица 1
Варианты изготовления ДТ с ДП на отечественных НПЗ
Год выпуска Образцы зимних ДТ, допущенных к Применению на технике
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 Марка ДТ Состав ДТ
2001 ДЗп-25 ТУ 38.101889-00 Гидроочищенное ДТ с прямогонной и гидроочищенной керосиновой фракцией с добавлением депрессорно-диспергирующей присадки «Keroflux ES 3520» до 0,035%
2002ДЗп -25 ТУ 38.401-58-36-01 Гидроочищенное дизельное и реактивные топлива с добавлением депрессорно-деспергирующей присадки «Dodiflow V 4741» до 0,05%
2003ДЗП ДЗП минус 25 ТУ 38.101889-00 Гидроочищенное ДТ летнее, прямогонная и гидроочищенная керосиновая фракция с добавлением депрессорно-диспергирующей присадки «Keroflux ES 3566» до 0,035%

Депрессор, поступающий в торговую сеть, представляет собою очень вязкий продукт. Из-за высокой вязкости эта форма неудобна для использования в местах применения топлива на технике, а также на АЗС и в организациях нефтепродуктообеспечения. Поэтому заранее приготавливают 10способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 15% растворы депрессора в ДТ, керосине, толуоле или другом подходящем растворителе [2].

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению является способ топливоподготовки [2], выбранный в качестве прототипа.

Способ топливоподготовки включает контроль характерных показателей качества исходных товарных летних видов ДТ и/или их смесей, приготовление раствора депрессора в дизельном топливе, и/или керосине, и/или другом растворителе, компаундирование топлива и раствора депрессора, повторное определение характерных показателей качества подготовленных к применению топлив с последующим сравнением характерных показателей качества, оценкой низкотемпературной прокачиваемости подготовленных к применению топлив, и принятием решения о применении подготовленного топлива при отрицательных температурах.

Следует отметить, что в операциях «определение характерных показателей качества исходных товарных топливспособ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 » и «повторное определение характерных показателей качества подготовленных к применению топлив» предусматривают, как правило, определение температуры помутнения (Тп ), предельной температуры фильтруемости (ПТФ) и температуры застывания (Тз) [2, 6, 15, 16].

Температура помутнения - температура, при которой из топлива в условиях отрицательных температур начинают выпадать первые кристаллы парафина.

Предельная температура фильтруемости - температура, при которой топливо после охлаждения в определенных условиях еще способно проходить через фильтр с установленной скоростью.

Температура застывания - температура, при которой топливо полностью теряет подвижность вследствие образования структурной кристаллической решетки из кристаллов парафина [3].

Температура помутнения и температура застывания используются, в основном, для характеристики низкотемпературных свойств ДТ, не содержащих ДП. Показатель ПТФ наиболее объективно характеризует допустимую температуру применения ДТ с ДП в объектах техники.

Недостатками способа-прототипа являются долговременность подбора необходимой концентрации депрессорных присадок для введения в летние дизельные топлива и их смеси, дороговизна способа за счет привлечения для достижения результата больших материальных и людских ресурсов, а также нерационального (большого) расхода ДП за счет неоправданно завышенных концентраций ДП в ДТ, рекомендуемых производителем для получения топлив с зимними характеристиками [2].

Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени и удешевления способа (процесса) подготовки летних видов ДТ и/или их смесей к применению при отрицательных температурах.

Решение указанной задачи достигается способом подготовки летних видов ДТ и/или их смесей к применению при отрицательных температурах, включающим определение характерных показателей качества исходных товарных летних видов ДТ и/или их смесей, приготовление раствора депрессора в ДТ и/или другом растворителе, компаундирование топлива и раствора депрессора, повторное определение характерных показателей качества подготовленных к применению топлив с последующим сравнением характерных показателей качества и оценкой низкотемпературной прокачиваемости подготовленных к применению топлив.

При этом в качестве характерных показателей качества исходных товарных ДТ и/или их смесей используют температуру застывания, для определения которой предварительно определяют фракционный состав, из данных которого для определения температуры застывания используют температуру выкипания 96% фракции исходного дизельного топлива и формулу:

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °C;

Т 96% - температура выкипания 96% фракции, °C;

0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.

Определяют концентрацию ДП в ДТ перед компаундированием топлива и раствора депрессора по формулам:

при Т96%=348способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 352°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=353способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 357°C

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=358способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 360°C;

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз - температура застывания ДТ, °С

Кдп - концентрация ДП, %.

Вводят в исходные летние виды ДТ и/или их смесей ДП концентрацией 0,018способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,022% (мас.), от предварительно приготовленного 1%) раствора депрессора в ДТ, и/или керосине, и/или другом растворителе. После их компаундирования повторно определяют температуру застывания стандартным либо другим известным способом.

При охлаждении исходных топлив и/или их смесей до температуры, равной или ниже температуры помутнения, в них добавляют 8способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 10% керосина и/или другого растворителя, после чего компаундируют полученную смесь с раствором депрессора. Перед компаундированием исходные ДТ нагревают до температуры 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С, а 1% раствор депрессора нагревают до температуры 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 50°С.

Доказательство существенных отличий

1) В качестве характерных показателей качества предлагаемого способа является определение температуры застывания.

2) Для определения температуры застывания (Тз) предварительно определяют фракционный состав, из данных которого для определения температуры застывания (Тз) используют температуру выкипания 96% фракции.

Известно [5], что основную массу парафинов в товарных дизельных топливах составляют парафины C8способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 C11, но они в малой степени ухудшают низкотемпературные свойства топлива. Основную роль в ухудшении низкотемпературных свойств ДТ играют парафины С19способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 С25, причем чтобы иметь температуру помутнения минус 5°С необходимо их содержание не более 4%. Установлено, что эти парафины (С19способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 С25) сосредоточены в высококипящих фракциях, так как температуры их кипения составляют от 317°С до 394°С. Поэтому температура выкипания 96% фракции указывает на содержание в топливе тех или иных высокоплавких углеводородов либо их изомеров.

3) Используя показания температуры выкипания 96% фракции определяют температуру застывания у летних видов ДТ по формуле:

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз - температура застывания летнего вида дизельного топлива, °C;

Т 96% - температура выкипания 96% фракции, °C;

0,87; 321,7 - эмпирические коэффициенты.

4) Определяют необходимую концентрацию ДП в ДТ перед компаундированием топлива и раствора депрессора по формулам:

при Т 96%=348способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 352°С

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=353способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 357°C

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

при Т96%=358способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 360°C;

способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

где Тз - температура застывания ДТ, °С,

Кдп - концентрация ДП, %.

5) Вводят в исходные летние виды ДТ и/или их смесей ДП в концентрациях 0,018способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,022% (мас.). Результаты введения ДП в ДТ отражены в таблицах 2, 3.

6) Предварительно подготавливают 1% раствор депрессора в дизельном топливе, и/или керосине, и/или другом растворителе. Так как депрессор представляет собою сильно вязкий продукт, растворитель подогревают до 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 50°С для лучшего смешения с полимером. В местах непосредственного применения топлива с ДП удобной является именно 1% концентрация депрессора в растворителе (в отличие от 10способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 15% концентрации, применяемой на НПЗ для приготовления топлива с ДП в больших объемах).

7) Повторно определяют температуру застывания подготовленных к применению топлив стандартным или любым другим известным способом, например [21].

8) При охлаждении исходных топлив и/или их смесей до температуры, равной или ниже температуры помутнения, в них добавляют 8способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 10%) керосина и/или другого растворителя, после чего компаундируют полученную смесь с раствором депрессора.

Введение ДП в охлажденное (либо застывшее) топливо неэффективно, т.к. депрессор лишь на некоторое время предотвращает образование пространственного каркаса из н-парафинов, а не разрушает уже сформировавшуюся кристаллическую решетку. Задачу введения ДП в охлажденное топливо решает добавление в ДТ до 10способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 15%) низкозастывающего компонента, например, керосина. Добавление бензина негативно сказывается на качестве ДТ (повышается пожароопасность, снижается цетановое число) [19].

9) Перед компаундированием исходные летние виды дизельных топлив и/или их смесей нагревают до температуры 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С.

Особенности механизма действия ДП таковы, что они эффективны лишь при введении в топливо до начала образования кристаллов парафинов. Поскольку ДП не могут растворить уже образовавшиеся кристаллы парафинов, их надо вводить до помутнения топлива, при этом рекомендуется термообработка топлива до 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С. Рекомендуемые температуры введения депрессора в топливо отражены в таблице 7.

Таким образом, признаки, указанные в формуле изобретения, являются существенными для решения задачи предлагаемого изобретения.

В таблицах 2 и 3 отражены изменения температуры застывания (Т з) и предельной температуры фильтруемости (ПТФ) у топлив, имеющих различные температуры выкипания 96% фракции, при введении в них широко применяемых ДП Dodiflow 4271, Keroflux ES 6100. Причем на образцы 5 и 6 ДП не оказала влияния, т.к. образец не соответствовал показателям качества по ГОСТ 305-82.

Таблица 2
Влияние концентраций товарных ДП на Тз ДТ
№ п/пМарка ДТТн.к. способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 * Тк.к.способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 ** Тзспособ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 *** Содержание присадки в мас.%
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0 0,010,012 0,0140,016 0,018 0,0200,022
Dodiflow 4271способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
1Л-0,2-62 ГОСТ 305-82172 358 -8-25 -27,5-31 -35-37,5 -40-45
2 187356 -14-26 -30-32,5 -37,5-40 -45-48
3 180352 -16-26 -29-34 -37-41 -46-46
4 192348 -20-28 -31-35 -41-45 -48-51
5 108379 -2-2 -2-2 -2-2 -2-2
6 115381 -12-12 -12-12 -12-12 -12-2
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Keroflux ES 6100
1Л-0,2-62 ГОСТ 305-82172 358 -8-27 -33,5-36,5 -39,5 -41-42 -46
2 187 356-14 -28-35 -38,5-42 -44-45 -45
3 180 352-16 -29-37 -39-42 -45-46 -48
4 192 348-20 -31-37 -41-45 -47,5-50 -55
5 108 379-2 -2-2 -2-2 -2-2 -2
6 115 381-12 -12-12 -12-12 -12-12 -12
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Примечание: Тн.к.способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 * - температура начала кипения;
Тк.к.способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 ** - температура конца кипения;
Тзспособ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 *** - температура застывания.

Таблица 3
Влияние концентраций товарных ДП на ПТФ ДТ
№ п/пМарка ДТТн.к. способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 * Тк.к.способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 ** ПГФ*** Содержание присадки в мас.%
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0 0,010,012 0,0140,016 0,018 0,020,022
Dodiflow 4271
1Л-0,2-62 ГОСТ 305-82172 358 -6-16 -17,5-23 -26-29 -33-36
2 187356 -10-19 -22-24 -27-32 -36-37
3 180352 -12-19 -23-27 -30-34 -37-37
4 192348 -15-22 -26-35 -37-41 -41-41
5 108379 +1+1 +1+1 +1+1 +1+1
6 115381 -9-9 -9-9 -9-9 -9-9
Keroflux ES 6100
1Л-0,2-62 ГОСТ 305-82172 358 -6-19 -24-26 -31-33 -35-37
2 187356 -10-20 -27-30 -33-36 -38-38
3 180352 -12-22 -30-32 -35-36 -39-39
4 192348 -15-19 -23-28 -39-43 -43-43
5 108379 +1+1 +1+1 +1+1 +1+1
6 115381 -9-9 -9-9 -9-9 -9-9
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Примечание: Тн.к.способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 * - температура начала кипения;
Тк.к.способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 ** - температура конца кипения;
ПТФ*** - предельная температура фильтруемости.

Поскольку в исследованных образцах низкотемпературные показатели двух введенных присадок отличались в пределах сходимости, то для полученных показателей ввели средние величины.

В таблице 4 представлены средние значения температур застывания исследуемых образцов при введении ДП в различных концентрациях.

Таблица 4
Средние значения температур застывания в образцах, имеющих различные пределы выкипания 96% фракции при введении в них ДП
№ п/пМарка ДТТемпературный предел выкипания 96% фракции, °С Температура застывания, °С Концентрация ДП
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0 0,010,012 0,0140,016 0,018 0,0200,022
1 Л-0,2-62348-352 -18 -22-35 -38-41 -44-46 -50
2 353-357 -13-29 -32,5-35 -38,5-42 -45-46
3 358-360-8 -25-28 -32-35 -38-42 -45

В таблице 5 представлены результаты определения концентрации ДП в исследуемых образцах экспериментальным способом (путем подбора) и предлагаемым расчетным способом на основании располагаемых данных по температуре застывания.

Таблица 5
Результаты определения концентрации депрессорной присадки в исследуемых образцах стандартным (экспериментальным) и расчетным методами.
способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Экспериментальный метод Разница Расчетный метод
% присадкиТ застывания результатов% присадки Тзастывания
Образец 1 Л-0,2-62 ГОСТ 305-82 (Т96%=348°С)
0 -200 0-20
0,010 -280,0014 0,0086 -28
0,012 -35 -0,00070,0127 -35
0,014-37 00,014 -37
0,016 -41 00,016 -41
0,018 -45 00,018 -45
0,020 -48 0,00020,0198 -48
Образец 2 Л-0,2-62 ГОСТ 305-82 (Т96%=355°С)
0 -130 0-13
0,010 -260,0006 0,0094 -26
0,012 -30 0,00030,0117 -30
0,014-35 -0,00050,0145 -35
0,016-38 -0,00040,0164 -38
0,018-41 0,00160,0196 -41
0,020-45 0,00010,0199 -45
Образец 3 Л-0,2-62 ГОСТ 305-82 (Т96%=360°С)
0 -80 0-8
0,010 -220,0009 0,0091 -22
0,012 -28 0,00050,0115 -28
0,014-33 -0,00030,0143 -33
0,016-36,5 -0,0002 0,0162-37
0,018 -38 0,00110,0169 -38
0,020-42 0,00040,0196 -42
0,022-45 0,00050,0215 -45

Как упоминалось ранее, из трех основных показателей низкотемпературной прокачиваемости показатель ПТФ наиболее объективно характеризует допустимую температуру применения ДТ с ДП в объектах техники. Но рассчитывать уравнения регрессии для данного показателя было бы нецелесообразно, т.к. лабораторные методы испытания искажают реальное поведение топлива в условиях низких температур. Способ [6], определяющий ПТФ, создает постепенное понижение температуры в течение определенного времени. Реально температура окружающего воздуха может измениться в пределах 20°С за 6способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 8 часов. Из практики следует, что ПТФ в реальных условиях на 7способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 9°С отличается от температуры застывания топлива. Таким образом, зная температуру застывания топлива, можно без труда предсказать и ПТФ.

В настоящее время НПЗ выпускают ДТ с ДП, такими как ДЗп минус 25, ДИТО-ЭЗ п минус 25 и др., ограничивающими их применение до температуры минус 20°С [3]. Применение данных топлив связано с риском отказов техники, т.к. все чаще происходят температурные аномалии. Температура окружающей среды в течение суток может изменяться в достаточно широком диапазоне. Поэтому введение в топливо определенных концентраций ДП, соответствующих окружающей температуре, позволит избежать возможных отказов техники.

В таблице 6 предложены сравнительные данные о концентрациях ДП, вводимых в ДТ, предложенным способом и рекомендуемые производителем.

Исходя из анализа экспериментальных данных, предлагается следующая схема введения ДП в ДТ:

- для 96% фракции, выкипающей в пределах 348способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 352°С - 0,018% (мас.);

- для 96% фракции, выкипающей в пределах 353способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 356°С - 0,02% (мас.);

- для 96% фракции, выкипающей в пределах 357способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 360°С - 0,022% (мас.).

В предложенных концентрациях достигается максимальная температура застывания топлив с ДП - минус 45°С. Введение в топливо концентраций, выше указанных, экономически нецелесообразно, т.к. депрессор действует в определенных пределах.

Таким образом, предложенные математические модели положены в основу способа топливоподготовки летних видов ДТ и/или их смесей к применению при отрицательных температурах.

В основу расчета экономической эффективности при использовании разработанного способа топливоподготовки положены критерии минимума временных и материальных затрат, возникающих при эксплуатации оборудования и аппаратуры, использовании дорогостоящих реактивов и электроэнергии, а также использование людских ресурсов. Для сравнения указанных характеристик был выбран стандартный способ определения температуры застывания ДТ [16]. В таблице 7 отражены сравнительные характеристики временных и материальных затрат при использовании стандартной методики и предложенного способа.

Таблица 6
Сравнительная таблица применяемых концентраций ДП при производстве зимних ДТ и концентраций предлагаемым способом
Марка ДТТ н.к.Т 96%T пТз Концентрация присадки, рекомендуемая производителем, % [2] ТзПТФ Концентрация присадки предложенным способом, % ПТФТз Примечание
1 23 45 67 89 1011 12
Л-0,2-62 192 347-5 -200,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,018-41 -48способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-62170 348 -3-18 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,018-40 -46способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,5-40180 349 -6-18 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,018-41 -47способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-40172 350 -4-16 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,018-39 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-62170 351 -5-17 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,018-39 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,5-40187 352 -7-17 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,018-34 -43способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,5-40171 353 -6-15 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,020-38 -47способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-62177 354 -3-14 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,020-37 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-62184 355 -3-15 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,020-36 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,5-62171 356 -3-13 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,020-36 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-40182 357 -4-12 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,022-36 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-62167 358 -5-10 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,022-36 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,2-40170 359 -2-8 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,022-35 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
Л-0,5-62177 360 -2-11 0,03способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 0,05-35 -25 0,022-35 -45способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617

Таблица 7
Сравнительная характеристика параметров определения концентрации ДП стандартным и предложенным способами
Показатели способа топливоподготовки Стандартный метод Предложенный способ
Время на подбор концентрации ДП для одного образца (мин) с учетом подготовки аппаратуры 960210
количество определений 1способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 62
разница 750
Стоимость материальных затрат потраченных на подбор концентрации ДП для одного образца* (руб) 20120,6
разница 180,4
* - цены указаны по состоянию на июнь 2007 года.

В таблице 8 указаны особенности ввода депрессорных присадок в дизельное топливо.

Таблица 8
Особенности ввода депрессорной присадки в дизельное топливо
Температура, °С
смешения топлива с присадкой застывания топлива предельной фильтруемости топлива
5-25 -14
20 -30 -20
40 -36 -24

Пример конкретного исполнения:

1. Отбирают пробу дизельного топлива (100 см3) (ГОСТ 305-82). Пробы образцов 1способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 6 представлены в таблицах 2,3.

2. Определяются характерные показатели качества пробы топлива, а именно температура застывания, температура выкипания 96% фракции (из паспорта качества на топливо). В случае топливоподготовки смесей (либо при отсутствии паспорта на топливо) производится определение фракционного состава [20], в т.ч. определяется температура выкипания 96% фракции.

3. Приготавливается концентрированный 1% раствор ДП, причем растворитель подогревается до температуры 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 50°С.

4. Рассчитывается температура застывания при помощи математической модели (1).

5. По предложенным математическим моделям (2, 3, 4) подбирается необходимая концентрация ДП, соответствующая температуре застывания в определенных климатических условиях.

6. Компаундирование летних видов ДТ и/или их смесей с 1% концентрированным раствором ДП осуществляется перекачкой на «кольцо». Температура исходных летних видов ДТ и/или их смесей должна составлять 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С. В случае охлаждения исходного топлива до температуры помутнения и ниже, в него добавляют 8способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 10% керосина и/или другого растворителя, после чего компаундируют смесь с депрессором в рассчитанных концентрациях.

7. Подготовленное к применению топливо повторно определяют на температуру застывания стандартным (или любым другим известным) методом.

8. Оценивают полученные результаты и принимают решение о применении топлива в условиях отрицательных температур.

В таблице 9 приведены сравнительные данные по производимым операциям в способе-прототипе и предлагаемом способе.

Таблица 9
Сравнительные данные по основным операциям, производимым предложенным способом и способом-прототипом.
ОперацииПрототип [2]Предложенный способ
1. Определение характерных показателей: способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
а) температуры застывания, помутнения; ++
б) ПТФ; +-
в) фракционный состав, именно показатель температуры выкипания 96% фракции. -+
2. Приготовление раствора депрессора в ДТ, и/или керосине, и/или другом растворителе: способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
а) 10способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 15% раствор; +-
б) 1% раствор. - +
3. Определение температуры застывания по ГОСТ 20287. +-
4. Определение температуры застывания по формуле. -+
5. Повторное определение характерных показателей. ++
6. Определение необходимой концентрации ДП:способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617
- подбором;+ -
- по формуле.- +
7. Нагрев исходных топлив до 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 60°С ++
8. При охлаждении топлива до температуры, равной или ниже температуры помутнения, добавляют 8способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 10% керосина и/или другого растворителя. -+
9. Нагрев концентрированного раствора депрессора до 40способ подготовки летних видов дизельных топлив и/или их смесей   к применению при отрицательных температурах, патент № 2352617 50°С. -+
Характеристика методик определенияСложная, требует больших материальных и людских затрат, длительное время подбора концентраций, согласование необходимых концентраций ДП в вышестоящих организациях Простая, может использоваться в местах применения ДТ, не требует больших материальных затрат и специальных навыков персонала.

Таким образом, данный способ может быть использован для принятия оперативного решения о применении летних видов ДТ в условиях отрицательных температур. Предложенная эмпирическая формула позволяет на основании располагаемых данных быстро и с достаточно высокой точностью определить концентрации ДП, необходимые для подготовки летних видов ДТ к применению в условиях отрицательных температур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуреев А.А., Азев B.C., Камфер Г.М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М.:Химия, 1993. - 336 с.

2. Данилов A.M. Присадки и добавки. М.: Химия, 1996. 244 с. - прототип.

3. Сафонов А.С., Ушаков А.И., Орешенков А.В. Качество автомобильных топлив. СПб.: НПИКЦ, 2006. - 394 с.

4. Саблина З.А., Гуреев А.А. Присадки к моторным топливам. М.: Химия, 1977. 256 с.

5. Энглин Б.А. Применение жидких топлив при низких температурах. М.: Химия, 1980. - 207 с.

6. ГОСТ 22254-92 «Метод определения предельной фильтруемости на холодном фильтре».

7. Митусова Т.Н. Разработка и внедрение дизельных, печных, судовых и котельных топлив с депрессорными присадками. Диссертация на соискание уч. Ст. доктора техн. наук. - М.: ВНИИ НП, 1992-339 с.

8. Митусова Т.Н., Зубова М.А., Прибыткова Н.М., Костюковская М.Б., Петрашко Л.А. Топлива и присадки к ним. Сборник трудов ВНИИ НП. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1990, вып.61, с.37-44.

9. Усачев В.В. Карбамидная депарафинизация. - М.: Химия, 1967, 235 с.

10. Клименок Б.В., Игнатов И.М. Известия ВУЗ «Нефть и газ», 1959, № 1, с.63-68.

11. Мартыненко А.Г. Производство и применение жидких парафинов. - М.: Химия, 272 с.

12. Радченко Е.Д., Мелик-Ахназаров Т.Х., Каминский Э.Ф., Курганов В.М. Нефтехимия, 1982, т.XXII, № 3, с.291-302.

13. Лазьян Н.Г. Труды ЦНИИТЭНефтехим,1978, вып.28, с.41-44.

14. Нефедов Б.К., Алексеева Т.В. Химия и технология топлив и масел, 1982, № 4, с.14-16.

15. ГОСТ 5066-91 «Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации».

16. ГОСТ 20287-91 «Методы определения температур текучести и застывания».

17. Donnely S.P., Yreen Y.P. Oil and Gas, 1980, № 43, p.77-81.

18. Нормы расхода горючего, масел, смазок и спец.жидкостей при эксплуатации и ремонте вооружения и наземной военной техники армии и флота (для автомобильной и инженерной техники). Приказ МО РФ № 65, книга 2, ч.1, с.65.

19. Тертерян Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990 г., 237 с.

20. ГОСТ 2177-99 «Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава».

21. Авторское свидетельство № 1723508 (СССР). Способ определения температуры застывания дизельного топлива. / Авзалов А.Ф., Литвиненко А.Н., Маньшев Д.А. - Опубл. в Б.И. № 12, 1992.

Класс C10L1/00 Жидкое углеродсодержащее топливо

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
усовершенствование, относящееся к топливу -  патент 2529426 (27.09.2014)
нанокомпонентная энергетическая добавка и жидкое углеводородное топливо -  патент 2529035 (27.09.2014)
комплексный способ производства метилового эфира ятрофы и сопутствующих продуктов -  патент 2528387 (20.09.2014)
способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способ растворения угля, биомассы и других твердых органических материалов в перегретой воде -  патент 2526254 (20.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)

Класс C10L7/00 Топливо, полученное отверждением жидкого топлива

Класс G01N25/00 Исследование или анализ материалов с помощью тепловых средств

калориметр переменной температуры (варианты) -  патент 2529664 (27.09.2014)
способ выявления массовой скорости выгорания древесины в перекрытии здания -  патент 2529651 (27.09.2014)
способ определения коэффициента теплового объемного расширения жидкости -  патент 2529455 (27.09.2014)
способ определения теплозащитных свойств материалов и пакетов одежды -  патент 2527314 (27.08.2014)
способ измерения теплопроводности и теплового сопротивления строительной конструкции -  патент 2527128 (27.08.2014)
способ определения степени повреждения силосного корпуса элеватора из сборного железобетона -  патент 2525313 (10.08.2014)
способ определения теплоты адсорбции и теплоты смачивания поверхности и измерительная ячейка калориметра -  патент 2524414 (27.07.2014)
способ измерения тепловых эффектов дифференциальным модуляционным сканирующим калориметром и калориметр для его осуществления -  патент 2523760 (20.07.2014)
способ определения удельной теплоемкости материалов -  патент 2523090 (20.07.2014)
способ определения влагоемкости твердых гигроскопичных объектов -  патент 2522754 (20.07.2014)
Наверх