способ определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения

Классы МПК:G01M13/04 испытание подшипников 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-11-28
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения. Технический результат направлен на повышение точности определения базовой статистической грузоподъемности шарикового подшипника качения. Предлагаемый способ определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения заключается в том, что в подшипнике измеряют диаметр ролика D w и длину L контакта ролика и дорожки качения, измеряют число рядов i и число z роликов в одном ряду, измеряют номинальный угол способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 контакта подшипника, а затем определяют базовую статическую грузоподъемность роликового подшипника качения, при этом измеряют радиусы кривизны дорожек качения колец подшипника (или деталей, их заменяющих) и определяют с учетом диаметра ролика наименьший приведенный радиус кривизны Rпр.мин в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника, определяют наименьшее значение пластической твердости НДмин материала дорожки качения кольца подшипника, измеряют предельную равномерную деформацию способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 p материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости, определяют наименьшее значение показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации по формуле способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 . 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения, заключающийся в том, что в подшипнике измеряют диаметр ролика Dw и длину L контакта ролика и дорожки качения, измеряют число рядов i и число z роликов в одном ряду, измеряют номинальный угол способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 контакта подшипника, а затем определяют базовую статическую грузоподъемность роликового подшипника качения, отличающийся тем, что измеряют радиусы кривизны дорожек качения колец подшипника и определяют с учетом диаметра ролика наименьший приведенный радиус кривизны Rпр,мин в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника, определяют наименьшее значение пластической твердости НДмин материала дорожки качения кольца подшипника, измеряют предельную равномерную деформацию способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости, определяют наименьшее значение показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации по формуле

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ,

по которому с учетом упругих констант материалов ролика и кольца подшипника, для которого значение показателя сопротивления материала контактной упругопластической деформации наименьшее, определяют наибольшую допускаемую нагрузку на ролик

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ,

где П - наименьшее значение показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации;

Rпр,мин - наименьший приведенный радиус кривизны в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника;

НДмин - наименьшее значение пластической твердости материала дорожки качения кольца подшипника;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р - предельная равномерная деформация материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости;

Рдоп - наибольшая допускаемая нагрузка на ролик;

L - длина контакта ролика и дорожки качения;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 1,2 и Е1,2 - соответственно коэффициент Пуассона и модуль нормальной упругости (индексы 1 и 2 относятся к материалам ролика и кольца подшипника).

2. Способ определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения по п.1, отличающийся тем, что для радиальных и радиально-упорных подшипников базовую статическую грузоподъемность определяют по формуле

С 0=0,2Рдопizcosспособ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ,

где С0 - базовая статическая грузоподъемность роликового подшипника качения;

i - число рядов роликов в подшипнике;

z - число роликов в одном ряду;

0,2 - коэффициент, соответствующий распределению нагрузки между роликами при нормальном зазоре в подшипнике.

3. Способ определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения по п.1, отличающийся тем, что для упорных и упорно-радиальных подшипников базовую статическую грузоподъемность определяют по формуле

Содоп zsinспособ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ,

где С0 - базовая статическая грузоподъемность роликового подшипника качения;

z - число роликов в одном ряду;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 - номинальный угол контакта подшипника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения.

Известен способ определения нагрузок на подшипник качения (по а.с. №1636705, G01M 13/04, опубл. 23.03.91. Бюл. № 11), заключающийся в том, что измеряют амплитуды составляющих спектра деформаций в точках, расположенных в зоне торцов невращающегося кольца подшипника, на частотах вращения второго кольца и на частотах перекатывания шариков по невращающемуся кольцу при действии на подшипник осевой и радиальных сил, пары сил при прекосе колец подшипника, при этом с целью повышения точности определения нагрузки на подшипник при перекосе его внутреннего кольца, измеряют амплитуды спектра деформаций для четырех пар точек, равномерно расположенных по окружности невращающегося кольца, сравнивают значения амплитуд в точках в двух перпендикулярных плоскостях и выбирают для измерений пары точек в плоскости, где получены большие значения амплитуд, после чего определяют разности и суммы амплитуд, составляющих спектра с частотой перекатывания шариков по невращающемуся кольцу для диаметрально противоположных пар точек и по величине и знаку суммы разностей амплитуд определяют величину и знак осевой силы. По величине и знаку разности разностей амплитуд определяют величину и знак момента пары сил при перекосе колец подшипника, по величине и знаку разности сумм амплитуд определяют величину и знак радиальной невращающейся силы, а величину вращающейся радиальной силы определяют по сумме двух наибольших значений амплитуд составляющих спектра с частотой вращения второго кольца.

Недостатком данного способа является то, что он не позволяет определить допустимую статическую нагрузку на подшипник, которой является базовая статическая грузоподъемность роликового подшипника. Это ограничивает применение описанного способа при подборе роликовых подшипников качения.

Наиболее близким по технической сущности является способ определения базовой статической грузоподъемности подшипников качения (по ГОСТ 18854-94 «Подшипники качения. Статическая грузоподъемность». Введен в действие с 01.01.1997 г.), заключающийся в том, что в подшипнике с определенными упругими константами способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 и Е материалов деталей измеряют диаметр ролика D w и длину L контакта ролика и дорожки качения, измеряют число рядов i и число z роликов в одном ряду, измеряют номинальный угол способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 контакта подшипника, а базовую статическую грузоподъемность роликового подшипника качения определяют по формулам

- для радиальных и радиально-упорных подшипников

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

- для упорных и упорно-радиальных подшипников

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

где De - диаметр ролика;

Dp - диаметр окружности набора роликов;

i - число рядов роликов в подшипнике;

z - число роликов в одном ряду;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 - номинальный угол контакта подшипника.

Принципиальный недостаток данного способа заключается в том, что он не позволяет определять базовую статическую грузоподъемность роликовых подшипников в общем случае для различных твердостей (если она отличается от твердости, принятой в ГОСТ 18854-94) и химического состава материалов деталей подшипника, произвольных размеров, конструкции, а также формы контактирующих поверхностей, в частности, дорожек качения. Как указано в ГОСТ 18854-94 на стр. 2, этот способ справедлив только в диапазоне размеров стандартных подшипников, которые изготовлены из высококачественной, закаленной стали в условиях хорошо налаженного производства, имеют обычную конструкцию и формы контактных поверхностей; этот способ не распространяется на конструкции подшипников, в которых тела качения работают непосредственно на поверхности вала или корпуса, если эта поверхность не является эквивалентной во всех отношениях поверхностям подшипника с наружным или внутренним кольцами. Таким образом, известные способы имеют низкий технический уровень, поскольку не позволяют определять базовую статическую грузоподъемность роликовых подшипников качения, если их размеры, форма контактных поверхностей, материал деталей и его твердость отличаются от предусмотренных для стандартных подшипников. Следует подчеркнуть, что необходимость использования нестандартных подшипников качения (а следовательно, и необходимость определения их базовой статической грузоподъемности) возникает достаточно часто, например, при проектировании опорно-поворотных устройств крупногабаритных машин.

В этой связи важнейшей задачей является создание нового универсального способа определения базовой статической грузоподъемности подшипников качения, который был бы справедлив как для стандартных подшипников, так и для подшипников с произвольным сочетанием конструкции и размеров деталей подшипников, твердости их материалов, формы и размеров контактных поверхностей, на основе измерения фактических радиусов кривизны контактных поверхностей деталей, пластической твердости и предельной равномерной деформации менее прочного из материалов колец подшипника (или деталей, их заменяющих), определения наименьшего значения показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации, что позволяет определить новые взаимосвязи этих параметров через наибольшую допускаемую нагрузку на ролик, определить базовую статическую грузоподъемность подшипника.

Технический результат - повышение точности определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения.

Указанный технический результат заключается в том, что в подшипнике измеряют диаметр ролика D w и длину L контакта ролика и дорожки качения, измеряют число рядов i и число z роликов в одном ряду, измеряют номинальный угол способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 контакта подшипника, а затем определяют базовую статическую грузоподъемность роликового подшипника качения, при этом измеряют радиусы кривизны дорожек качения колец подшипника (или деталей, их заменяющих) и определяют с учетом диаметра ролика наименьший приведенный радиус кривизны Rпр.мин в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника, определяют наименьшее значение пластической твердости НДмин материала дорожки качения кольца подшипника, измеряют предельную равномерную деформацию способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости, определяют наименьшее значение показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации по формуле

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

по которому с учетом упругих констант материалов ролика и кольца подшипника, для которого значение показателя сопротивления материала контактной упругопластической деформации наименьшее, определяют наибольшую допускаемую нагрузку на ролик

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ,

где П - наименьшее значение показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации;

Rпр.мин - наименьший приведенный радиус кривизны в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника;

НДмин - наименьшее значение пластической твердости материала дорожки качения кольца подшипника;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р - предельная равномерная деформация материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости;

Рдоп - наибольшая допускаемая нагрузка на ролик;

L - длина контакта ролика и дорожки качения;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 1,2 и Е1,2 - соответственно коэффициент Пуассона и модуль нормальной упругости (индексы 1 и 2 относятся к материалам ролика и кольца подшипника).

Затем определяют базовую статическую грузоподъемность для радиальных и радиально-упорных подшипников по формуле

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

где С0 - базовая статическая грузоподъемность роликового подшипника качения;

i - число рядов роликов в подшипнике;

z - число роликов в одном ряду;

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 - номинальный угол контакта подшипника,

0,2 - коэффициент, соответствующий распределению нагрузки между роликами при нормальном зазоре в подшипнике;

а для упорных и упорно-радиальных подшипников - по формуле

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

где С0 - базовая статическая грузоподъемность роликового подшипника качения;

z - число роликов в одном ряду;

а - номинальный угол контакта подшипника.

Существенным отличием предлагаемого способа является то, что измеряют радиусы кривизны дорожек качения колец подшипника (или деталей, их заменяющих) в сечениях двумя плоскостями главных кривизн и определяют с учетом диаметра ролика наименьший приведенный радиус кривизны Rпр.мин в контакте ролика и дорожки качения кольца подшипника. Это позволяет при определении показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации учесть фактические размеры площадки контакта и найти наименьшее значение указанного показателя.

Существенным отличием предлагаемого способа является то, что определяют значение пластической твердости материала дорожки качения каждого кольца подшипника и находят меньшее её значение НДмин. Это позволяет определить то из колец подшипника, у которого показатель сопротивления материала кольца подшипника контактной упругопластической деформации наименьший, то есть определить то кольцо подшипника, которое ограничивает нагрузочную способность подшипника в целом.

Существенным отличием предлагаемого способа является и то, что измеряют предельную равномерную деформацию способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости. Это позволяет точнее определить величину показателя сопротивления материала контактной упругопластической деформации благодаря тому, что использование способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р дает возможность перейти от линейного напряженного состояния, которое имеет место при одноосном растяжении образца, изготовленного из материала кольца подшипника, к объемному напряженному состоянию материала кольца подшипника, которое характерно для силового контакта ролика подшипника с дорожкой качения кольца подшипника.

Новым является и впервые предложенный авторами параметр - показатель П сопротивления материала кольца подшипника контактной упругопластической деформации, который позволяет комплексно оценить сопротивление материала кольца подшипника контактной упругопластической деформации с учетом геометрических размеров ролика и дорожки качения кольца подшипника Rпр.мин , прочностных (НДмин) и пластических (способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р) свойств материала кольца подшипника, имеющего наименьшую контактную прочность.

Совокупность отличительных признаков предлагаемого способа и новые взаимосвязи, установленные авторами между ними, позволили предложить новую зависимость для определения наибольшей допускаемой нагрузки на ролик подшипника. Это позволяет учесть при определении базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения одновременно упругие константы материалов ролика и кольца подшипника, а также прочностные и пластические свойства материала кольца подшипника, имеющего наименьшую контактную прочность, что позволяет повысить точность определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения.

Способ определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения реализуется следующим образом.

Измеряют диаметр Dw=2R w ролика подшипника и радиусы кривизны дорожек качения колец подшипника (или деталей, их заменяющих) в сечениях двумя плоскостями главных кривизн.

Определяют наименьший приведенный радиус кривизны Rпр.мин в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника по формуле

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

для второго или, что то же самое, для наружного кольца подшипника в последнюю формулу вместо R 1,2 подставляют R2,2; знаки «+» и «-» относятся соответственно к случаям контакта ролика подшипника с дорожкой качения кольца подшипника, сечение которой в данной плоскости главной кривизны ограничено выпуклым или вогнутым контурами; R1,2 - радиус кривизны дорожки качения первого (внутреннего) кольца подшипника в сечениях двумя плоскостями главных кривизн; R2,2 - радиус кривизны дорожки качения второго (наружного) кольца подшипника в сечениях двумя плоскостями главных кривизн.

Определяют значение пластической твердости материала дорожки качения первого (внутреннего) кольца подшипника НД1, второго (наружного) кольца подшипника НД2 и находят меньшее её значение НДмин. Определение пластической твердости НД, материала колец подшипника выполняют по ГОСТ 18835-73 «Металлы. Метод определения измерения пластической твердости»; эта методика описана также в книге («Инженерные расчеты упругопластической контактной деформации», авторы: М.С.Дрозд, М.М.Матлин, Ю.И.Сидякин - М.: Машиностроение, 1986. - 224 с. на стр.16-19). Дополнительно укажем, что твердость НД можно определить путем непосредственного измерения других чисел твердости, например, твердости по Роквеллу HRCЭ, которую обычно используют при контроле деталей подшипника, с последующим пересчетом по формуле

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

Измеряют предельную равномерную деформацию способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости. Для нахождения способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р из материала кольца подшипника изготавливают образец в соответствии с ГОСТ 1497-84 «Металлы. Метод испытания на растяжение» и проводят его испытание на растяжение. Предельную равномерную деформацию способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р материала определяют в результате испытания на растяжение по формуле (см. книгу «Инженерные расчеты упругопластической контактной деформации», авторы: М.С.Дрозд, М.М.Матлин, Ю.И.Сидякин - М.: Машиностроение, 1986. - 224 с., на стр.109)

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

где способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р=1-(d0/d p)2 - предельное равномерное сужение; d0 и dp - диаметры образца до испытания на растяжение и на участке равномерной деформации.

По измеренным величинам Rпр.мин, НД мин и способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 р определяют по формуле (3) наименьшее значение показателя П сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации, который в комплексе учитывает все указанные выше величины,

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

Измеряют упругие константы ролика (Е 1 и способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 1) каждого кольца (или детали его заменяющего) подшипника (Е2 и способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 2). Если материалы указанных деталей известны заранее, то модуль нормальной упругости Е можно определить по («Справочнику по машиностроительным материалам» в 4-х т. / Под ред. Г.И.Погодина-Алексеева, - М.: Машиностроение, 1959), а коэффициент Пуассона способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 - по справочной таблице, приведенной, например, в книге (М.П.Марковец «Определение механических свойств металла по твердости». - М.: Машиностроение, 1979. - 191 с, на стр.38, табл. 6).

Вычисляют значения коэффициентов k1 и k2 по формулам

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 и способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 .

Определяют с учетом упругих констант (E 1,2 и способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 1,2, входящих в коэффициенты k 1 и k2) материалов ролика и кольца подшипника, для которого значение показателя П сопротивления материала контактной упругопластической деформации наименьшее, наибольшую допускаемую нагрузку Pдоп на ролик по формуле (4)

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

Измеряют число рядов i и число z роликов в одном ряду.

Измеряют номинальный угол способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 контакта подшипника.

С учетом Рдоп определяют базовую статическую грузоподъемность роликового подшипника качения по формулам (5) и (6)

- для радиальных и радиально-упорных подшипников

C0=0,2Р допizcosспособ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 ,

- для упорных и упорно-радиальных подшипников

C0=0,2Рдопizsinспособ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 .

Пример. Проведена экспериментальная проверка предложенного способа.

Определение базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения выполнили как для стандартных подшипников качения (которые согласно ГОСТ 18854-94 изготовлены из высококачественной, закаленной стали в условиях хорошо налаженного производства, имеют обычную конструкцию и формы контактных поверхностей), так и для подшипников, твердость материала и формы контактных поверхностей которых отличаются от стандартных.

В таблице 1 приведены основные размеры и физико-механические свойства ряда исследованных стандартных и нестандартных подшипников. В таблице 2 представлены значения базовой статической грузоподъемности различных роликовых подшипников качения. Экспериментальные значения С 0,э определяли с помощью прибора для измерения контактных деформаций, конструкция которого аналогична конструкции прибора ПКД-5, описанного в книге (Демкина Н.Б., Рыжова Э.В. «Качество поверхности и контакт деталей машин». - М.: Машиностроение, 1981. - 244 с, на с.214, рис.5.2). При этом исходили из того, что согласно ГОСТ 18854-94 (см. стр.3) базовая статическая грузоподъемность - это такая нагрузка на подшипник, при которой общая остаточная деформация в центре контакта наиболее нагруженного ролика с дорожкой качения приблизительно равна 0,0001 диаметра тела качения (то есть равна 0,0001 Dw). Величину остаточной деформации в указанном приборе измеряли оптикатором с ценой деления 0,2 мкм. Таким образом, экспериментально находили наибольшую допускаемую нагрузку Рдоп на ролик, при которой величина остаточной деформации составляет 0,0001 его диаметра; затем по формуле (5) или (6) вычисляли С 0,э.

Как видно из таблицы 2, погрешность определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения по сравнению с экспериментом составляет:

- у предлагаемого способа не более 3,6-12% для стандартных радиальных и радиально-упорных подшипников, 0,89-1,64% для стандартных упорно-радиальных и упорных подшипников; для нестандартных радиальных и радиально-упорных подшипников погрешность предлагаемого способа не превышает 4,3%, а для нестандартных упорно-радиальных и упорных подшипников и для нестандартных подшипников не превышает 3,0%;

- у способа-прототипа погрешность для стандартных подшипников указанных типов составляет 0,89-9,8%, а для нестандартных подшипников достигает расчета по способу-прототипу, завышает статическую грузоподъемность подшипника от 2,33 раза (см. подшипник № 7 в табл. 2) до 90,8 раз (см. подшипник № 10 в табл. 2). При этом, как видно из таблицы 2, погрешность способа-прототипа особенно существенно возрастает с уменьшением твердости материала колец подшипника. Таким образом, способ-прототип не пригоден для определения статической грузоподъемности роликовых подшипников с параметрами, отличными от стандартных подшипников.

способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919 способ определения базовой статической грузоподъемности роликового   подшипника качения, патент № 2350919

Использование предлагаемого способа по сравнению с известными обеспечивает следующие преимущества.

Способ обладает достаточно высокой точностью: погрешность определения базовой статической грузоподъемности роликового подшипника качения не превышает 4,26%.

В связи с этим предлагаемый способ позволяет повысить точность определения базовой статической грузоподъемности нестандартных роликовых подшипников качения и тем самым повысить точность, надежность подшипниковых узлов, а значит и качество машины в целом.

Предлагаемый способ является универсальным, поскольку пригоден для определения базовой статической грузоподъемности как стандартных, так и нестандартных роликовых подшипников качения с произвольным сочетанием размеров и физико-механических свойств материалов деталей.

Таким образом, способ, воплощающий заявленное изобретение, предусматривает измерение радиусов кривизны дорожек качения колец подшипника (или деталей, их заменяющих) в сечениях двумя плоскостями главных кривизн, определение наименьшего приведенного радиуса кривизны в контакте ролика и дорожек качения колец подшипника, определение наименьшего значения пластической твердости материала дорожки качения кольца подшипника, измерение предельной равномерной деформации материала дорожки качения кольца подшипника, имеющего наименьшее значение пластической твердости, определение наименьшего значения показателя сопротивления материала колец подшипника контактной упругопластической деформации, по которому с учетом упругих констант материалов ролика и кольца подшипника (для которого значение показателя сопротивления материала контактной упругопластической деформации наименьшее) определяют наибольшую допускаемую нагрузку на ролик, по которой судят о базовой статической грузоподъемности роликовых подшипников качения, предназначен для использования в промышленности для определения одной из важнейших характеристик подшипника - базовой статической грузоподъемности, которая используется для определения нагрузочной способности подшипника.

Класс G01M13/04 испытание подшипников 

система и способ для определения состояния подшипника -  патент 2529644 (27.09.2014)
способ обнаружения структурного дефекта в механическом узле, содержащем вращающийся элемент -  патент 2527673 (10.09.2014)
модуль подшипника с сенсорным устройством -  патент 2526319 (20.08.2014)
способ безразборной диагностики степени износа коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517968 (10.06.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации -  патент 2514119 (27.04.2014)
способ и система контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы -  патент 2512610 (10.04.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
способ входного контроля подшипников -  патент 2495393 (10.10.2013)
Наверх