фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы

Классы МПК:B64C1/06 каркасы; стрингеры; лонжероны 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральная компания "Финансово-промышленной группы "Российский авиационный консорциум" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-14
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике. Обшивка фюзеляжа соединена со стрингерным набором и шпангоутами эллиптической формы, которые с верхними и нижними балками-стенками образуют прямоугольную форменную конструкцию с отношением высоты к ширине не менее 1:2 в поперечном сечении и 2:1 в продольном направлении. Верхний и нижний пояса шпангоутов соединены стойками-стяжками, равными высоте кабины. Изобретение направлено на повышение прочности и жесткости. 4 ил. фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, патент № 2349497

фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, патент № 2349497 фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, патент № 2349497 фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, патент № 2349497 фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, патент № 2349497

Формула изобретения

Фюзеляж самолета интегральной или несущей схемы, содержащий обшивку, стрингерный набор и шпангоуты, отличающийся тем, что обшивка фюзеляжа соединена со стрингерным набором и шпангоутами эллиптической формы, которые с верхними и нижними балками-стенками образуют прямоугольную ферменную конструкцию с отношением высоты к ширине не менее 1:2 в поперечном сечении и 2:1 в продольном направлении, при этом верхний и нижний поясы шпангоутов соединены стойками-стяжками, равными высоте кабины, при этом количество стоек-стяжек выбирается из условия их предельно-допускаемых нагрузок на растяжение.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для проектирования интегральных конструкций самолетов разного типа и назначения.

Известны схемы интегральных самолетов, в которых применена единая конструкция фюзеляжа и крыла, которая всеми элементами воспринимает основные нагрузки. На практике интегральная конструкция применяется на самолетах, выполненных по схеме «летающее крыло», или для многорежимных боевых самолетов: отечественного Ту-160 или американского В-1, которые выбраны в качестве прототипа предлагаемого решения (см. энциклопедию «Авиация» (под редакцией Г.П.Свищева, издательство «Российские энциклопедии», М., 1988 г.); В.Г.Ригмант «Самолеты ОКБ А.Н.Туполева», - М.: Русавиа, 2001 г., стр.244-249). Часто применяются также самолеты с некруглым, обычно эллиптическим фюзеляжем (International Patent Classification Number PCT/US97/07636, publication number WO 97/43176, 13 мая 1996 г.).

Основной конструктивной особенностью таких схем является то, что в таких компоновках применяются некруглые формы поперечного сечения фюзеляжа. Это ограничивает применение балочных конструкций, т.е жестких замкнутых оболочек, которые имеют подкрепление в виде каркаса, состоящего из продольных (стрингеры) и поперечных (шпангоуты) силовых элементов.

Необходимы новые смешанные схемы, которые могут обеспечить достаточную прочность и жесткость при наименьших затратах массы особенно в условиях новых требований по более высокому перепаду давлений в кабине для обеспечения земных условий на всех высотах и режимах полета.

Для решения этой задачи обшивка фюзеляжа соединена со стрингерным набором и шпангоутами эллиптической формы, которые с долевыми балками-стенками образуют прямоугольную форменную конструкцию с отношением высоты к ширине не менее 1:2 в поперечном сечении и 2:1 в продольном направлении, при этом верхний и нижний пояса шпангоутов соединены стойками-стяжками, равными высоте кабины, количество которых выбирается из условия предельно допустимых нагрузок на растяжение.

Сущность изобретения поясняется иллюстрациями.

На фиг.1 показана общая схема предлагаемого фюзеляжа; на фиг.2 - схема крепления стрингеров к обшивке; на фиг.3 - типовые эпюры перерезывающих сил; на фиг.4 - типовая эпюра моментов.

Основная конструкция фюзеляжа (фиг.1 и 2) состоит из шпангоутов эллиптической формы 1, верхних 2 и нижних балок-стенок 3, стоек-стяжек 4, обшивки 5, стрингерного набора 6.

Нагрузка передается через обшивку 5 и стрингерный набор 6 к шпангоутам 1.

В отличие от обычных конструкций с фюзеляжем круглого сечения, в которых все элементы работают на цепные напряжения, шпангоуты эллиптической формы работают в основном на изгиб (определяющие нагрузки создает избыточное давление в салоне самолета). Для уменьшения нагрузок и снижения веса образована прямоугольная пространственная конструкция из шпангоутов 1, верхних 2 и нижних балок 3. Стойки-стяжки 4 воспринимают нагрузку на растяжение.

Опыт проектирования показал (фиг.3 и 4), что предлагаемая конструкция предоставляет огромные возможности для оптимизации. Расчеты показали, что можно сделать конструкцию очень близкую по массе круглому фюзеляжу равной вместимости. В металлическом исполнении хорошие массовые характеристики можно получить применяя алюминиевые сплавы для обшивки, балок и шпангоутов. Титановые сплавы целесообразно применить для стоек-стяжек.

Класс B64C1/06 каркасы; стрингеры; лонжероны 

воздушное судно, включающее поперечные балки пола с подшипниками, содержащими эластичный материал, для соединения поперечной балки пола с опорой -  патент 2528074 (10.09.2014)
опорная стойка для конструктивного элемента воздушного судна, изготовленная при помощи процесса избирательного лазерного плавления -  патент 2513082 (20.04.2014)
устройство для соединения двух криволинейных шпангоутов воздушного или космического судна -  патент 2507112 (20.02.2014)
тормозное устройство -  патент 2506470 (10.02.2014)
единая конструкция летательного аппарата из композитного материала -  патент 2505453 (27.01.2014)
стойкий к прожогу фюзеляж воздушного судна -  патент 2502634 (27.12.2013)
устройство и способ для изготовления элемента жесткости с наклонным участком -  патент 2499728 (27.11.2013)
сегмент оболочки для изготовления секции отсека фюзеляжа самолета -  патент 2494007 (27.09.2013)
стрингер (варианты), способ создания модели стрингера, способ изготовления стрингера, авиакосмическое устройство (варианты), летательный аппарат (варианты) и компьютер -  патент 2492107 (10.09.2013)
авиакосмическое устройство и летательный аппарат, удлиненный элемент конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата, способ создания модели удлиненного элемента конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата и способ изготовления удлиненного элемента конструкции авиакосмического устройства или летательного аппарата, и компьютер -  патент 2486102 (27.06.2013)
Наверх