гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии в океане на подвижном объекте

Классы МПК:G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):ФГУП Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт Минобороны России (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-07-02
публикация патента:

Изобретение относится к области морской геодезии и может быть использовано для определения уклонения отвесной линии (УОЛ) в океане на подвижном объекте в целях навигационно-гидрографического обеспечения его навигационного комплекса. Целью изобретения является повышение точности определения УОЛ на подвижном объекте и расширение функциональных возможностей способа за счет определения составляющих УОЛ по меридиану и первому вертикалу. Для достижения данной цели в рассматриваемом изобретении измеряют ускорения силы тяжести четырьмя гравиметрическими приборами, перемещают на объекте в горизонте навстречу друг другу два гравиметрических прибора по заданному направлению и два гравиметрических прибора по направлению, перпендикулярному заданному направлению, при этом производят отсчеты значений ускорения силы тяжести в моменты их встречи на траверзе, и определяют абсолютную скорость подвижного объекта, скорость движения в горизонте гравиметрических приборов относительно подвижного объекта, истинный курс, широту, угол дрейфа (сноса) объекта, радиус кривизны траектории перемещения акселерометров и расстояние по вертикали от гравиметрических приборов до поверхности акватории, и по полученным данным определяют вычислительным путем искомые значения составляющих УОЛ в меридиане и в первом вертикале. 3 ил. гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Формула изобретения

Гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии на подвижном объекте в океане, включающий измерения ускорений гравиметрическими приборами, например акселерометрами с вертикальной осью чувствительности на объекте, и по полученным данным производят вычисление искомых значений составляющих уклонения отвесной линии в меридиане и в первом вертикале, отличающийся тем, что измеряют ускорения силы тяжести четырьмя гравиметрическими приборами, перемещают на объекте в горизонте навстречу друг другу два гравиметрических прибора по заданному направлению и два гравиметрических прибора по направлению, перпендикулярному заданному направлению, при этом производят отсчеты значений ускорений силы тяжести в моменты их встречи на траверзе, определяют абсолютную скорость объекта, линейную скорость движения гравиметрических приборов относительно движущегося объекта, истинный курс, широту, угол дрейфа (сноса) объекта, радиус кривизны траектории перемещения гравиметрических приборов и расстояния по вертикали от гравиметрических приборов до поверхности геоида.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области морской геодезии, а именно к гравиметрическим способам определения уклонения отвесной линии (УОЛ) в океане, и может быть использовано для определения УОЛ на подвижном объекте вдоль траектории его движения в целях навигационно-гидрографического обеспечения навигационного комплекса подвижного объекта.

Известен гравиметрический способ определения УОЛ в океане, включающий измерение на объекте вторых производных гравитационного потенциала по ортогональным осям гравитационными градиентометрами и по результатам измерений вычисление значений составляющих УОЛ в меридиане и в первом вертикале [1].

Данный гравиметрический способ определения УОЛ в океане имеет недостаточно высокую точность, так как при его использовании имеют место систематические и медленно меняющиеся погрешности измерений вторых производных гравитационного потенциала, которые невозможно определить, а следовательно, и учесть на объекте.

Погрешность определения УОЛ (гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 u) в угловых секундах этим способом вычисляется по формуле

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 w - систематическая погрешность определения второй производной гравитационного потенциала в Этвеше, достигающая у современных гравитационных градиентометров 1 этвеш;

S - пройденное объектом расстояние от исходной до текущей точек.

Результаты расчетов по формуле (1) при гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 w=1 этвеш приведены в табл.1.

Таблица 1
ПогрешностьРасстояние S, тыс.км
1,01,5 2,02,53,0
гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 u, угл.с2,1 3,24,2 5,26,3

Допустимая предельная погрешность (с вероятностью Р=0,997) определения уклонения отвесной линии (УОЛ) в океане не должна превышать 1-2 угл.с. Следовательно, данный способ не позволяет определить УОЛ в отдаленных районах Мирового океана с требуемой точностью.

Кроме того, этот способ весьма сложен, так как для его реализации необходимо иметь высокоточные гравитационные градиентометры, предназначенные для использования на подвижном основании, создание которых у нас и за рубежом является сложной научно-технической проблемой.

Известен гравиметрический способ определения УОЛ в океане, наиболее близкий по технической сущности с заявленным, включающий измерение силы тяжести гравиметром на объекте вдоль траектории его движения, вычисление по результатам измерений только продольной составляющей УОЛ (составляющей вдоль траектории движения объекта).

Однако данный гравиметрический способ определения УОЛ в океане имеет недостаточно высокую точность, так как при его использовании погрешность определения продольной составляющей УОЛ достигает 11 угл.с [1]. При этом данный способ не обеспечивает определение составляющих УОЛ в меридиане и в первом вертикале на объекте вдоль траектории его движения, а следовательно, не позволяет определять информацию об УОЛ, необходимую для обеспечения использования бортовых навигационных комплексов [1].

Целью предлагаемого изобретения является повышение точности определения составляющих УОЛ в меридиане и в первом вертикале на подвижном объекте и расширение функциональных возможностей путем определения составляющих УОЛ в меридиане и в первом вертикале на объекте.

Указанная цель достигается за счет того, что в известном гравиметрическом способе определения УОЛ в океане, включающем измерение ускорения гравиметрическим прибором (акселерометром с вертикальной осью чувствительности или трехкомпонентным акселерометром на объекте) и вычисление по полученным данным искомых составляющих УОЛ в меридиане и в первом вертикале, измеряют ускорения силы тяжести движущимися на объекте в горизонте навстречу друг другу двумя гравиметрическими приборами по направлению, перпендикулярному заданному направлению, определяют абсолютную скорость объекта, линейную скорость движения гравиметрических приборов относительно движущегося объекта, истинный курс, геодезическую широту, угол дрейфа (сноса) объекта, радиус кривизны траектории перемещения гравиметрических приборов и расстояния по вертикали от гравиметрических приборов до поверхности геоида.

На фиг.1 схематически изображен предлагаемый гравиметрический способ определения УОЛ на подвижном объекте.

Формулы для вычисления составляющих УОЛ в меридиане (гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 ) и в первом вертикале (гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 ) можно вывести следующим образом.

Известно [2], что при движении гравиметрического прибора по геоиду эффект Этвеша определяется совместными действиями двух ускорений:

- кориолисова ускорения гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , возникающего вследствие движения гравиметрического прибора по вращающейся поверхности;

- центробежного ускорения гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 .

Кориолисово ускорение равно [3]:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - угловая скорость вращения Земли;

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - скорость движения гравиметрического прибора относительно Земли.

Пусть объект с гравиметрическим прибором движется со скоростью гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 в направлении х, которое задается азимутом гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 в астрономической системе координат (см. фиг.2).

Гравиметрический прибор перемещается по объекту в горизонтальной плоскости с относительной скоростью гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 . Угол между векторами гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 равен гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 . В этом случае имеем

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

На чувствительный элемент гравиметрического прибора действует проекция кориолисового ускорения на направление отвесной линии Wkz.

Если ввести систему плоских прямоугольных координат гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 Огравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 так, чтобы ось гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 была касательной к меридиану и направлена на север, а ось гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 была касательна к первому вертикалу и направлена на восток, то будем иметь

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - проекции угловой скорости вращения Земли на оси гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 соответственно.

При этом

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - астрономическая широта места объекта.

Подставив формулы (5) в выражение (4), после преобразования получим

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Предположим, что первоначально гравиметрический прибор находится на объекте в точке О, которая является началом системы плоских прямоугольных координат XOY, связанной с объектом. Через бесконечно малый промежуток времени гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 t указанная система координат займет положение X 1O1Y1, а гравиметрический прибор переместится из точки О в точку Р.

Спроектируем скорость гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 на оси Х и Y. Проекция этой скорости на ось Y не вызывает центробежного ускорения, которое будет зависеть от скорости гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , равной сумме скорости гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и проекции скорости гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 на ось X.

При перемещении гравиметрического прибора из точки О в точку Р скорость гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , оставаясь постоянной по модулю, повернется на угол гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и будет соответствовать вектору гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 . Тогда из треугольника PMN найдем модуль гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 приращения скорости

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - угол между нормалями к дуге OO'.

Рассматривая сектор COO', получим

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где Rг - кривизны геоида в точке О;

h - расстояние по вертикали от гравиметрического прибора до поверхности геоида (при нахождении прибора над поверхностью геоида h имеет знак «+», при нахождении прибора под поверхностью геоида h имеет знак «-»).

Центробежное ускорение равно

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Подставим формулу (7) в равенство (9) с учетом выражения (8) и, разложив синус малого угла в степенной ряд, после преобразования получим

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Тогда поправка гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 gэ будет равна

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Известно [4], что при движении гравиметрических приборов навстречу друг другу на движущемся объекте ускорения гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , измеренные соответственно первым и вторым приборами в момент их встречи на траверзе, можно вычислить по формулам

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - значение ускорения при отсутствии скорости движения гравиметрических приборов и объекта;

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 gэ1 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 gэ2 - поправки за эффект Этвеша к измеренным значениям гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 соответственно.

С учетом формулы (11) формулы (12) примут вид

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 g1 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 п2 - скорость движения 1 и 2 гравиметрических приборов относительно объекта соответственно;

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - абсолютная скорость объекта.

Разность (гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 ) значений гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 будет иметь вид

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Известно [2], что астрономическая широта гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и азимут гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 можно вычислить по формулам

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где В и А - геодезические широта и азимут диаметральной плоскости соответственно.

Подставляя (15) в (14), получим

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Так как в новом способе (см. фиг.1) перемещают на объекте в горизонте навстречу друг дугу два гравиметрических прибора в направлении ВО, составляющем угол гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 1 с диаметральной плоскостью (ДП) объекта, а два гравиметрических прибора - в направлении ГО, составляющем угол гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 2 с ДП, отличающемся от направления ВО на известный угол гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , то в моменты нахождения на траверзе гравиметрических приборов, движущихся навстречу друг другу по направлению ВО один со скоростью гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 п1 и второй со скоростью гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 п2, то по их отсчетам получим разность гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , а по отсчетам движущихся навстречу друг другу гравиметрических приборов по направлению ГО (один со скоростью гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 3 и второй со скоростью гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 u) - разность гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 .

Значения гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 с учетом формулы (16) можно вычислить следующим образом:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Если учесть, что радиус кривизны траектории гиростабилизированной платформы навигационного комплекса подвижного объекта равен радиусу кривизны геоида, поскольку стабилизация данной платформы происходит за счет влияния ускорения силы тяжести Земли, то значение Rг, исходя из физики, можно вычислить по следующим формулам:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 zi, гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 xi, гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 yi - вертикальная и горизонтальные составляющие вектора абсолютной скорости подвижного объекта в моменты времени ti и ti+1 в точках траектории движения данной гиростабилизированной платформы;

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 i - угол между вектором абсолютной скорости движущегося объекта и плоскостью горизонта.

Обозначим:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где h1 и h 2 - расстояния по вертикальной оси гравиметрических приборов, движущихся по направлениям ВО и ГО, до поверхности геоида.

Из фиг.1 видно, что азимут А вектора абсолютной скорости объекта будет равен

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где ПК и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 - истинный курс и угол дрейфа (сноса) объекта соответственно.

Учитывая, что значения гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 не превышают 60 угл. секунд, можно использовать следующие приближенные равенства:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

С учетом (20), (21) и (22) система уравнений (17) будет иметь следующий вид:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Решая систему (23) относительно гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , получим формулы для определения составляющих уклонения отвесной линии (УОЛ) в меридиане и в первом вертикале вида:

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

Произведенный анализ уровня техники позволил установить: аналоги, характеризующиеся совокупностью признаков, тождественных всем признакам заявленного технического решения, отсутствуют. Это указывает на соответствие заявленного способа условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений в данной и смежных областях техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного способа, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

Для реализации данного способа определения УОЛ можно предложить навигационный комплекс, функциональная схема которого показана на фиг.3. Навигационный комплекс включает бортовой вычислитель 1, магнитный датчик направления (МДН) 2, блок датчиков углов крена (БДУК) 3, блок датчиков углов тангажа (БДТ) 4, блок датчиков углов атаки (БДУА) 5, блок датчиков углов скольжения (БДУС) 6, приемоиндикатор спутниковой навигационной системы (ПИ СНС) 7, блок датчиков линейных ускорений (БДЛУ) 8, блок датчиков угловых скоростей (БДУС) 9, пульт управления 10, косвенная стабилизированная платформа (КСП) 11, на которой установлены три моментных электродвигателя (МЭД) 12, 13, 14 с сервоприводом, два трехкомпонентных акселерометра (ТКА) 15, 16 с механизмом перемещения акселерометров (МПА) 17,19 в горизонтальной плоскости относительно друг друга, измеритель линейной скорости (ИЛС) перемещения трехкомпонентных акселерометров 18, измеритель скорости объекта 19 и гирокомпас 20, содержащий косвенную стабилизированную платформу (КСП) 21, на которой установлены три моментных электродвигателя (МЭД) 22, 23, 24 с сервоприводом, четыре акселерометра с вертикальной осью чувствительности (АВОЧ) 25, 26, 27, 28 с механизмом их перемещения (МПА) 29 в горизонте первой пары акселерометров 25, 26 навстречу друг другу по заданному направлению и второй пары акселерометров 27, 28 навстречу друг другу по направлению, перпендикулярному заданному направлению перемещения первой пары акселерометров (АВОИ) 25, 26 измерителем 30 линейной скорости (ИЛС) перемещения акселерометров 25, 26, 27, 28, относительно подвижного объекта регистратором 31 моментов (РМВ) двух акселерометров на траверзе первой и второй пары функционально связанных с блоком управления и с бортовым вычислителем 1.

Косвенная стабилизированная платформа 21 выполнена с тремя кардановыми рамками, на которых установлены три моментовых электродвигателя 22, 23, 24 с сервоприводом, выполненные в виде редуктора. Механизм 29 перемещения в горизонте первой пары акселерометров 25, 26 по параллельным направлениям навстречу друг другу по заданному направлению и второй пары акселерометров 27, 28 по параллельным направлениям навстречу друг другу по направлению, перпендикулярному заданному направлению перемещения первой пары акселерометров 25, 26, состоит из двигателя, редуктора, червячных передач.

Механизм 29 может быть также выполнен в виде закрепленных на стабилизированной в горизонте платформе двух маятниковых штативов, к которым подвешены по два маятника. К каждому маятнику прикреплен акселерометр с вертикальной осью чувствительности. Для обеспечения незатухающих колебаний маятники должны колебаться в вакуумном колпаке или под воздействием внешней силы, например, наведенного магнитного поля, которое возможно наводить с помощью электромагнита.

Механизм 29 может быть также выполнен в виде эскалатора с бесконечной лентой, на которой закреплены акселерометры.

Измеритель 30 линейной скорости движения акселерометров относительно подвижного объекта может быть выполнен в виде интерферометрического датчика, а также может быть использован тахометр типа АДТ-20-50, соединенный своим выходом с бортовым вычислителем 1.

Регистратор моментов 31 встречи акселерометров на траверзе может состоять из фотоприемника и направленного источника света, которые расположены соответственно на одном и втором акселерометре в первой и второй пары, выход которого соединен с входом бортового вычислителя 1.

Определение составляющих УОЛ в меридиане (гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 ) и в первом вертикале (гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 ) заключается в измерении суммарных ускорений акселерометрами 25, 26, 27, 28 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 в момент их встречи при взаимном перемещении акселерометров 25, 26 по параллельным направлениям, перпендикулярным направлениям перемещения акселерометров 25, 26. При этом определяется разность отсчетов гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 в соответствии с уравнением, связывающим скорости гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 подвижного объекта относительно Земли, линейную скорость перемещения акселерометров 25, 26, 27, 28 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 соответственно, радиус кривизны траектории движения стабилизированной платформы подвижного объекта Rп, угловую скорость вращения Земли гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 через параметры, определяющие взаимную ориентацию систем отсчета, в которых измеряется ускорение и совершается перемещение подвижного объекта.

Для определения составляющих гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 УОЛ необходимо иметь как минимум два подобных уравнения, которые можно получить, используя, например, первую и вторую пары акселерометров с вертикальной осью чувствительности, которых перемещают по заданным и взаимно перпендикулярным направлениям, ориентированным относительно диаметральной плоскости подвижного объекта. При этом два акселерометра первой пары и второй пары перемещают по параллельным направлениям навстречу друг другу. И фиксируют моменты встречи данных акселерометров первой и второй пар.

При идентичности параметров акселерометров 25, 26 и 27, 28 появляется возможность исключать из полученных уравнений ускорения, вызываемые одинаковыми силами. Вследствие синхронности и независимости измерений исключаются и другие одинаковые систематические погрешности для первой и второй пар акселерометров, чем обеспечивается повышение точности выработки составляющих гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 УОЛ, что, в свою очередь, позволяет осуществлять коррекцию истинного курса и счислимых географических координат, вырабатываемых навигационным комплексом подвижного объекта.

В бортовом вычислителе 1 искомые значения гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 УОЛ определяются путем совместного решения уравнений вида (24).

СКП определения составляющих гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 УОЛ заявляемым гравиметрическим способом в океане и устройством для его осуществления можно вычислить по формулам

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009

где гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , mгравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , mгравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , и mh - погрешности определения значений гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , Rг и h соответственно.

Например, когда гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 1=гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 2=гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 =500 км/ч; гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 1=0°, гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 2=90°, ИК+гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 =90°; В=45°; гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 (погрешность измерения ускорения современными акселерометрами); гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 =20 уз; mгравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 0,1 уз; mгравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 =0,01 уз; m=1 км; m h=1% от h (современный инерциальный навигационный комплекс обеспечивает определение гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , Rг, гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 , h с указанными погрешностями), то погрешность определения составляющих гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 и гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии   в океане на подвижном объекте, патент № 2348009 УОЛ при осреднении их значений не превысит 1 угл.с.

Таким образом, использование предложенного гравиметрического способа определения УОЛ в океане по сравнению с прототипом обеспечивает значительное (на порядок) повышение точности определения УОЛ на подвижном объекте и позволяет определить на объекте впервые в мировой практике составляющие УОЛ в меридиане и первом вертикале.

Источники информации

1. Материалы по морской навигации, гидрологии и океанографии. // Записки по гидрографии. Л.: ГУНиО МО РФ, 1976, №196. - С.78-83.

2. Иванов Б.Е. Эффект Этвеща при движении по поверхности геоида. - В сб.: Вопросы теории и методики гравитационных измерений на движущемся основании. - М.: Ин-т физики Земли, Пензенский политехнический ин-т, 1976. - С.60-63.

3. Корн г., Корн Т. Справочник по математике для научных сотрудников и инженеров. - М.: Наука, 1968. - 832 с.

4. Сажина Н.Б. Грушинская H.. Гравитационная разведка. - М.: Недра, 1966. - 263 с.

Класс G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 

способ повышения точности бесплатформенной инерциальной системы ориентации на основе трехосных волоконно-оптических гироскопов с одним общим источником излучения -  патент 2502048 (20.12.2013)
бесплатформенная инерциальная курсовертикаль на чувствительных элементах средней точности -  патент 2487318 (10.07.2013)
блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса -  патент 2467288 (20.11.2012)
способ определения местоположения наземных подвижных объектов -  патент 2445576 (20.03.2012)
способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира -  патент 2367909 (20.09.2009)
способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем спутниковых радионавигационных систем -  патент 2361231 (10.07.2009)
навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд -  патент 2321828 (10.04.2008)
способ выставки осей подвижного объекта -  патент 2320963 (27.03.2008)
способ определения навигационных параметров летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2313067 (20.12.2007)
бесплатформенная система ориентации -  патент 2282199 (20.08.2006)
Наверх