способ выработки навигационных параметров

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-08-08
публикация патента:

Изобретение относится к обеспечению навигацией движущихся объектов. Целью изобретения является повышение точностных характеристик вырабатываемых навигационных параметров. Технический эффект достигается тем, что автономно вырабатывают обобщенные координаты системы путем сравнения одноименной информации, вырабатываемой инерциальной системой с линейной коррекцией, и, используя автономно выработанные обобщенные координаты, находят оценки погрешностей выходных параметров, в частности, курса объекта. 2 ил. способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

Формула изобретения

Способ выработки навигационных параметров, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, оси чувствительности которых связаны с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопа или датчиков абсолютной угловой скорости, или включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, измерение сигналов гироскопов или датчиков абсолютной угловой скорости, оси чувствительности которых направлены по осям приборного трехгранника, аналитическое решение задачи ориентации путем моделирования работы инерциальной системы, выработку навигационных параметров, отличающийся тем, что сравнивают одноименные сигналы, вырабатываемые инерциальной системой с линейной коррекцией с двумя идентичными гироплатформами или сравнивают одноименные сигналы, вырабатываемые инерциальной системой с линейной коррекцией и другой инерциальной системой, например, инерциальной системой с интегральной коррекцией, на основании указанных сравнений автономно определяют обобщенные координаты системы, используя которые находят оценки погрешностей выходных параметров, в частности курса объекта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации морских, воздушных и наземных объектов.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, оси чувствительности которых связаны с гироплатформой, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопа или датчиков абсолютной угловой скорости [1] или включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, измерение сигналов гироскопов или датчиков абсолютной угловой скорости, оси чувствительности которых направлены по осям приборного трехгранника, аналитическое решение задачи ориентации путем моделирования работы инерциальной системы [2], выработку навигационных параметров.

Недостатком известных способов являются ограниченные возможности точностных характеристик.

Целью изобретения является повышение точностных характеристик способа.

Технический эффект достигается тем, что автономно вырабатывают обобщенные координаты системы путем сравнения одноименной информации, вырабатываемой инерциальной системой с линейной коррекцией и, используя автономно выработанные обобщенные координаты, находят оценки погрешностей выходных параметров, в частности, курса объекта.

В качестве примера рассмотрим инерциальную систему с линейной коррекцией с двумя идентичными гироплатформами в карданных подвесах, у которых скоростная девиация способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 связана со значением горизонтальной составляющей абсолютной угловой скорости способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 для одной гироплатформы зависимостью способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 а для другой гироплатформы зависимостью способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

где n1; n2 - параметры системы;

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 0 - частота Шулера.

На фиг.1 представлена структурная схема системы с одной гироплатформой, где приняты следующие обозначения:

1 - гироплатформа в карданном подвесе, наружная ось которого перпендикулярна плоскости основания;

2 - блок управления гироплатформой и выработки навигационных параметров;

3 - блок управления двигателями стабилизации;

4 - трехстепенной гироскоп;

5, 6 - датчики момента гироскопа;

7, 8 - датчики углов гироскопа;

9, 10, 11 - акселерометры;

12, 13, 14 - двигатели стабилизации;

15 - датчик курса объекта;

16 - стабилизированная в плоскости горизонта платформа инерциальной системы, например, с интегральной коррекцией (ИС);

17, 18 - датчики углов карданного подвеса.

Система содержит гироплатформу 1, блок управления гироплатформой и выработки навигационных параметров 2, на гироплатформе 1 расположен трехстепенной гироскоп 4 с датчиками моментов 5, 6 и датчиками углов 7, 8, акселерометры 9, 10 и 11, оси чувствительности которых ортогональны, выходы акселерометров 9, 10, 11 соединены с блоком управления гироплатформой и выработки выходных параметров 2, выходы которого соединены с датчиками момента гироскопа 5, 6, входы блока управления двигателями стабилизации 3 соединены с выходами датчиков углов 7, 8 гироскопа 4, выходы блока управления двигателями стабилизации 3 соединены с соответствующими двигателями стабилизации.

Гироскопическая навигационная система функционирует следующим образом. Гироплатформа 1 с помощью двигателей стабилизации по сигналам рассогласования датчиков углов гироскопа 7, 8 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 4. Кожух гироскопа 4 вместе с гироплатформой 1 приводится в положение, наклоненное по отношению к плоскости горизонта на заданный угол скоростной девиации, и удерживается в этом положении с помощью моментов, накладываемых через датчики момента гироскопа 5, 6 по сигналам, специально вырабатываемые в блоке управления гироплатформой 2. Двигатель 12 может работать как следящий двигатель по соответствующим сигналам, вырабатываемым самой инерциальной системой с линейной коррекцией или по сигналу инерциальной системы с интегральной коррекцией 16 или по сигналу от внешних курсоуказателей.

За исходную систему координат примем сопровождающий трехгранник Дарбу E0 N0способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 0 (фиг.2). Ось ON 0 направлена по компасному меридиану на север. Ось Оспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 0 - по вертикали вверх. Тогда проекции абсолютной угловой скорости трехгранника E0 N0способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 0 на его оси будут 0; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ; r. К Проекции ускорения вершины трехгранника E 0N0способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 0 на его оси суть -способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ; -rV; g, где g - ускорение силы тяжести.

С гироплатформами свяжем правые системы координат E1N 1способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и E2N 2способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2.

Системы координат Е 1N1способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и Е2N 2способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 получим из системы координат E 0N0способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 0 последовательными поворотами:

1) вокруг оси ОЕ0 на углы способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 соответственно,

2) вокруг осей ON1 и ON2 на углы способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 соответственно,

3) дополнительно системы координат E1N1 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и E2N 2способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 поворачиваются вокруг осей Oспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и Oспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 соответственно на углы способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 K1cosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 K2cosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2.

Проекции абсолютной угловой скорости трехгранников E1N 1способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и E2N 2способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 на их оси будут:

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

где способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 p1; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 р2; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 q1; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 q2 - дрейфы гироскопов.

Проекции кажущегося ускорения вершины трехгранников E1 N1способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1 и Е2N 2способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 на их оси будут:

W E1=-способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 -(rVsinспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1-gcosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1)способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1+способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WE1

WN1 =-(rVcosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1-gsinспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1)+способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WN1

Wспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1=-gcosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1+rVsinспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1+способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 Wспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

WN2=-(rVcosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2-gsinспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2)+способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WN2

Wспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2=-gcosспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2+rVsinспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2+способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 Wспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2

где способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WE1; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WN1; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 Wспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WE2; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 WN2; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 Wспособ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2 - погрешности соответствующих акселерометров. Полагаем n1=-n2=n, тогда:

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 .

Выражения для управляющих сигналов гироскопов 1 и 2 определим следующие:

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

где

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

Тогда уравнения движения (функционирования) двух гиромаятников будут:

QE1= способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 E1упр; - способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 E2= способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 Е2упр;

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 N1= способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 N1упр; - способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 N2= способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 N2упр.

Введем обозначения

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

где способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ; способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 - обобщенные координаты системы;

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 характеризует погрешность выработки способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ;

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 характеризует погрешность выработки гироплатформами плоскости горизонта;

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 характеризует ошибку выработки компасного курса способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 для любого заданного параметра "n",

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240

способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 - наблюдаемая обобщенная координата.

В бесплатформенном варианте ИНС при аналитическом решении задачи ориентации замер (способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2-способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1), также как и замер (способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2-способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1), обеспечивается путем оценки отклонения приборной вертикали каждой модели гироплатформы инерциальной системы с линейной коррекцией от направления геоцентрической вертикали инерциальной системы с интегральной коррекцией 16 в виде углов способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 .

Можно показать, что по оценкам углов способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 2-способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ис и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 1-способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ис, а также по показаниям акселерометров WE1, WE2 и W Euc возможно обеспечить замер наблюдаемых обобщенных координат способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 и способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ис, где способ выработки навигационных параметров, патент № 2346240 ис - ошибка стабилизации гирогоризонта инерциальной системы с интегральной коррекцией, W Еис - показание соответствующего акселерометра инерциальной системы с интегральной коррекцией.

Источники информации

1. В.А.Беленький - Патент РФ №2000544.

2. А.В.Репников, Г.П.Сачков, А.И.Черноморский - «Гироскопические системы».

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх