литая асфальтобетонная смесь для устройства покрытия тротуара моста
Классы МПК: | C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек |
Автор(ы): | Илюшкин Владимир Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Автогрейд" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-02-26 публикация патента:
20.12.2008 |
Изобретение относится к области строительства, а именно к составам литых асфальтобетонных смесей, используемых в гражданском, дорожном, аэродромном, гидротехническом и других видах строительства. Технический результат: создание покрытия, сохраняющего высокие эксплуатационные характеристики в течение длительного периода и удовлетворяющего всем требованиям, которые предъявляются к устройствам покрытий мостовых сооружений. Смесь для литого асфальта для устройства дорожного покрытия тротуара моста содержит минеральные компоненты - щебень, песок, минеральный порошок и вяжущее. Она также содержит дополнительный минеральный компонент - песок из отсевов дробления горных пород, в качестве вяжущего используют полимерно-битумное вяжущее состава, мас.%: битум «БНД 90/130» - 87-91%, стирол-бутадиен-стирольный блок-сополимер «Кратон Д-1101 CM» - 9-13%, при следующем соотношении компонентов, мас.%: щебень - 8-12, песок из отсевов дробления - 35-42, песок - 14-19, минеральный порошок - 19-26, указанное полимерно-битумное вяжущее - 9-15. 3 табл., 2 ил.
Формула изобретения
Смесь для литого асфальта для устройства дорожного покрытия тротуара моста, содержащая минеральные компоненты - щебень, песок, минеральный порошок и вяжущее, отличающаяся тем, что содержит дополнительный минеральный компонент - песок из отсевов дробления горных пород, в качестве вяжущего используют полимерно-битумное вяжущее состава, мас.%:
битум «БНД90/130» | 87-91 |
стирол-бутадиен-стирольный блок-сополимер | |
«Кратон Д-1101СМ» | 9-13 |
при следующем соотношении компонентов, мас.%:
щебень | 8-12 |
песок из отсевов дробления | 35-42 |
песок | 14-19 |
минеральный порошок | 19-26 |
указанное полимерно-битумное вяжущее | 9-15 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства, а именно к составам литых асфальтобетонных смесей, используемых в гражданском, дорожном, аэродромном, гидротехническом и других видах строительства. Литая асфальтобетонная смесь может быть использована преимущественно для устройства верхнего слоя дорожной одежды тротуаров мостов и путепроводов.
Известны составы асфальтобетона, применяемого при устройстве транспортных сооружений - автомагистралей, шоссе, городских или проселочных автодорог, аэродромов, причалов, подъездных путей, стояночных площадок, городских площадей, тротуаров, путепроводов, мостов и/или тоннелей. Во всех составах содержится битум или полимерно-битумное вяжущее, щебень, минеральный порошок и песок [патенты на изобретение РФ №2011727, 2135671, 2119465].
Однако составы асфальтобетона, приведенные в патентах, не обеспечивают литую структуру смеси.
Известна также асфальтобетонная смесь, приготовленная смешением при 140-160°С щебня, песка, минерального порошка, битума и полимерной добавки. При этом минерального порошка берут первоначально 8-10 мас.%. После перемешивания и охлаждения до 30-40°С в смесь добавляют 1-4 мас.% минерального порошка асфальтобетонной смеси и к полученному концентрату добавляют предварительно приготовленную полимерную добавку в количестве 1-2% от веса асфальтобетонной смеси. Полимерная добавка состоит из минерального масла и полимера, в качестве которого используют дивинилстирольный термопласт или хлорпреновый каучук, катионного или анионоактивного поверхностно-активного вещества, битума при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 10-15, полимер 2-4, ПАВ 0,5-1, минеральное масло - остальное до 100 [патент на изобретение РФ №2154039, МПК С04В 26/26].
Однако параметры получаемой смеси не соответствуют требованиям, предъявляемым к дорожному покрытию мостов: прочности, трещиностойкости, сдвигоустойчивости, абсолютной водонепроницаемости.
Известна также асфальтобетонная смесь, приготовленная из следующих компонентов, %: щебень фракции 5-15 гранитный - 14, песок природный - 69, минеральный порошок - 17, битум от массы минеральных материалов - 5, сера в порошкообразном состоянии от массы минеральных материалов - 5 [патент на изобретение РФ №2197445, МПК С04В 26/26].
Однако при применении серы в составе асфальтобетонных смесей для дорожной одежды происходит выделение сероводорода на разных стадиях технологического процесса, что оказывает отрицательное действие на состав атмосферы рабочей зоны, здоровье персонала и окружающую среду. Кроме того, сера не является идеальным модификатором для битума.
Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является смесь для литого асфальта, предназначенная для текущего ремонта дорожных покрытий, в том числе, ямочного, для заделки разрушений у люков колодцев и для устройства покрытий вдоль трамвайных путей. Даная смесь содержит, %: щебень 41-48; песок 17-29; минеральный порошок 10-22 и битум 8,9-11. Количество битума в каждой конкретной смеси рассчитывают по определенной формуле [патент на изобретение РФ №2062762, МПК С04В 26/26, С04В 111/20].
Однако соотношение минеральных компонентов в данной смеси подобрано исключительно для ямочного ремонта или работ на небольших площадях, и смесь не пригодна для устройства дорожного полотна большой протяженности. Применение битума марки БНД 40/60 в данной смеси не обеспечивает требуемой трещиностойкости дорожного покрытия в зимний период. Отсутствие промежуточной фракции каменного материала не позволяет получить равномерный и прочный скелет покрытия, что ухудшает эксплуатационные характеристики.
Задачей изобретения является создание смеси для устройства покрытия, обладающего трещиностойкостью в зимний период и высокой сдвигоустойчивостью и прочностью в условиях летней эксплуатации.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в создании покрытия, сохраняющего высокие эксплуатационные характеристики в течение длительного периода и удовлетворяющего всем требованиям, которые предъявляются к устройствам покрытий мостовых сооружений.
Поставленная задача решается тем, что смесь для литого асфальта для устройства дорожного покрытия тротуара моста, содержащая минеральные компоненты - щебень, песок, минеральный порошок и вяжущее - битум, согласно предлагаемому решению содержит дополнительный минеральный компонент - песок из отсевов дробления горных пород, в качестве вяжущего используют полимерно-битумное вяжущее, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
щебень - 8-12,
песок из отсевов дробления - 35-42,
песок - 14-19,
минеральный порошок - 19-26,
полимерно-битумное вяжущее - 9-15.
Кроме того, количество минеральных компонентов из интервала выбранных значений определяют методом построения предельных кривых и кривой рассева минеральных компонентов на ситах с фиксированными размерами отверстий, мм: 20, 16, 12, 8, 5,6, 4, 2, 1, 0,5, 0,25, 0,125, 0,063.
В полимерно-битумном вяжущем используют компоненты при следующем соотношении, мас.%: битум «БНД 90/130» - 87-91%, стирол-бутадиен-стирольный блок-сополимер «Кратон Д-1101 CM» - 9-13%.
Предлагаемое решение поясняется фиг.1 и фиг.2, на которых обозначены: 1, 3 - предельные графики, 2 - график зависимости итогового количества компонентов от фракции.
Литая асфальтобетонная смесь включает полимерно-битумное вяжущее, минеральные компоненты - щебень с крупностью фракций 5-20 мм, песок из отсевов дробления с крупностью фракций 0,01-5 мм, песок речной и минеральный порошок при вышеуказанном соотношении.
Литую асфальтобетонную смесь для устройства дорожного покрытия тротуара моста приготавливают следующим образом. В асфальтосмеситель циклического действия помещают перечисленные компоненты и перемешивают их при температуре 180°С в течение 2,5 минут. После перемешивания смесь загружают в Кохер, поднимают температуру до 210°С и транспортируют к месту укладки. Укладку производят при рабочей температуре смеси 180-210°С. Максимальное время нахождения смеси в Кохере при рабочей температуре - не более 48 часов. При этом смесь периодически перемешивают для предотвращения расслаивания и местного перегрева.
При изготовлении полимерно-битумного вяжущего используют битум и полимер. Использование битума ««БНД 90/130» по ГОСТ 22245-90 в качестве исходного материала обусловлено его доступностью, относительно низкой вязкостью, позволяющей обеспечить наилучшее растворение полимера, и другими его параметрами. В качестве полимера выбран стирол-бутадиен-стирольный блок-сополимер «Кратон Д-1101 СМ» фирмы Шелл. Полимерно-битумное вяжущее получают путем растворения полимера в битуме в следующем процентном соотношении по массе: битум «БНД 90/130» - 87-91%, стирол-бутадиен-стирольный блок-сополимер «Кратон Д-1101 СМ» - 9-13%.
Количество минеральных компонентов в смеси может быть подобрано по методу построения предельных кривых, в соответствии с которым определяют гранулометрический состав каждого исходного минерального компонента, для чего производят их рассев на ситах с отверстиями, размеры которых составляют следующие величины, мм: 20, 16, 12, 8, 5,6, 4, 2, 1, 0,5, 0,25, 0,125, 0,063.
На основании полученных результатов строят график зависимости итогового количества компонентов от фракции (кривая 2 на фиг.1, 2) и предельные графики (кривые 1, 3 на фиг.1, 2), установленные Стандартом предприятия. Если полученный график проходит плавно между предельными, считают подбор минеральных составляющих законченным. Если полученный график пересекает предельные кривые 1 и 3, то изменяют соотношение между составляющими материалами.
Пример 1. Изготовлено 6 смесей с различным количеством компонентов, приведенным в таблице 1. Количество компонентов приведено к 100%. Вяжущее принимают сверх 100%, в качестве вяжущего применено полимерно-битумное вяжущее марки ПБВ 100.
Таблица 1 | |||||||
№ смеси | Содержание компонентов, % от массы | Результаты испытаний | |||||
Сдвигоустойчивость по штампу при 25°С, мм | |||||||
Минеральный порошок | Песок | Отсев дробления | Щебень | Полимерно-битумное вяжущее | Фактически | По норме | |
1 | 25 | 19 | 42 | 14 | 10 | 2,74 | 2-12 |
2 | 25 | 20 | 45 | 10 | 12 | 5,84 | |
3 | 25 | 19 | 44 | 12 | 14 | 7,07 | |
4 | 25 | 19 | 44 | 12 | 16 | 9,02 | |
5 | 25 | 19 | 44 | 12 | 18 | 11,10 | |
6 | 25 | 19 | 44 | 12 | 20 | 13,00 |
Из таблицы видно, что составы смесей №1-5 обеспечивают параметр, определяющий качество и свойства получаемой литой асфальтобетонной смеси - сдвигоустойчивость по штампу при 25°С.Для литых асфальтобетонных смесей он должен находиться в пределах 2-12 мм. Состав №6 имеет сдвигоустойчивость по штампу 13 мм, что превышает норму. Состав асфальтобетона из смеси №6 не удовлетворяет требуемым свойствам.
Пример 2. Заявляемым способом была изготовлена смесь с количеством щебня - 12 мас.%, песка из отсевов дробления - 44 мас.%, песка - 19 мас.%, минерального порошка - 25 мас.%. Количество компонентов приведено к 100%. Вяжущее принимают сверх 100%. При переводе количества минеральных компонентов и вяжущего к 100% количество компонентов принято: щебень - 10 мас.%, песок из отсевов дробления - 39 мас.%, песок - 17 мас.%, минеральный порошок - 22 мас.%. При этом количество минеральных компонентов определенной фракции (указанной в таблице 2) обеспечило состав смеси, удовлетворяющей всем предъявляемым требованиям.
Таблица 2 | |||||||||||||
Наименование материалов | % | Полные проходы, % по массе, на ситах с отверстиями | |||||||||||
20 | 16 | 12 | 8 | 5,6 | 4 | 2 | 1 | 0,5 | 0,25 | 0,125 | 0,063 | ||
Щебень Орский 5/20 | 12 | 12 | 12 | 7,4 | 3,1 | 1,1 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Отсев Павловский | 44 | 44 | 44 | 43,6 | 43,5 | 43,2 | 41,1 | 30,3 | 22,2 | 16,3 | 12,0 | 8,8 | 6,5 |
Песок | 19 | 19 | 19 | 19 | 18,9 | 18,9 | 18,9 | 18,8 | 17,8 | 6,1 | 0,2 | 0,2 | 0,0 |
Мин. порошок | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 24,9 | 24,8 | 20,1 |
Итого | 100 | 100 | 95,0 | 90,5 | 88,2 | 85,1 | 74,2 | 65,0 | 47 | 37,1 | 33,8 | 26,5 |
Для данного состава график (фиг.1) зависимости количества минеральных компонентов от их фракции 2 не пересекает предельные графики 1 и 3. Верхний и нижний графики отражают зависимость максимального и минимального количества минерального материала от заданной фракции. Средний график - фактический результат, полученный при испытании указанных материалов в заданных соотношениях при рассеве, указанном в таблице 2. Параметры предлагаемой литой асфальтобетонной смеси удовлетворяют предъявляемым требованиям.
При изготовлении предлагаемой литой асфальтобетонной смеси использован кубовидный щебень фракции 5-20 мм по ГОСТ 8269-87, песок из отсевов дробления по ГОСТ 8736-93, песок речной Мкр 1,2 по ГОСТ 8736-93, порошок минеральный по ГОСТ Р 52129-2003 и полимерно-битумное вяжущее (состоящее из стирол-бутадиен-стирольного полимера Кратон Д-1101 - 9 мас.% и битума «БНД 90/130» по ГОСТ 22245-90 - 91 мас.%). Перемешивание компонентов проводили в течение 2,5 минут при температуре 180°С, смесь укладывали при температуре 210°С. Полученный слой из литой асфальтобетонной смеси обладает высокой прочностью, сдвигоустойчивостью, трещиностойкостью и водонепроницаемостью. Кроме того, за счет использования минеральных компонентов с различными фракциями образовался более прочный скелет слоя.
Пример 3. Изготовлена литая асфальтобетонная смесь, содержащая минеральные компоненты, количество которых (приведено к 100%) указано в таблице 3.
Таблица 3 | |||||||||||||
Наименование материалов | % | Полные проходы, % по массе, на ситах с отверстиями | |||||||||||
20 | 16 | 12 | 8 | 5,6 | 4 | 2 | 1 | 0,5 | 0,25 | 0,125 | 0,063 | ||
Щебень Орский 5/20 | 20 | 20 | 20 | 12,3 | 5,2 | 1,9 | 0,2 | 0,08 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Отсев Павловский | 36 | 36 | 36 | 35,7 | 35,5 | 35,3 | 33,6 | 24,8 | 18,2 | 13,4 | 9,8 | 7,2 | 5,2 |
Песок | 24 | 24 | 24 | 24 | 23,9 | 23,9 | 23,9 | 23,7 | 22,5 | 7,7 | 0,3 | 0,3 | 0,02 |
Мин. порошок | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 19,9 | 16,0 |
Итого | 100 | 100 | 92 | 84,7 | 81,1 | 77,7 | 68,7 | 60,6 | 41 | 30,1 | 27,4 | 21,4 |
Для данного состава график (фиг.2) зависимости фракции минеральных компонентов от их количества 2 пересекает нижний 1 предельный график.
Параметры предлагаемой литой асфальтобетонной смеси не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к дорожным покрытиям: трещиностойкости, сдвигоустойчивости и др.
Литые асфальтобетонные смеси, приготовленные с использованием полимерно-битумного вяжущего, обладают высоким сопротивлением к упругим деформациям и усталостным проявлениям. Это обеспечивает долговечность покрытия. Кроме того, предлагаемая смесь обладает высокой подвижностью при температуре укладки и способна после распределения в полотне дорожного покрытия самовыравниваться и после остывания естественным образом формироваться в эластичный монолит повышенной плотности.
Класс C04B26/26 битуминозные материалы, например деготь, пек