система отопления и вентиляции вагона метро

Классы МПК:B61D27/00 Отопление, охлаждение, вентиляция и кондиционирование воздуха
B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное Государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" (RU),
Общество с ограниченной ответственностью "Яуза-Моторс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-17
публикация патента:

Изобретение относится к транспорту, в частности к системам отопления и вентиляции вагонов метро. Система отопления и вентиляции содержит воздуховоды, распределительный блок, заслонку, ось, фильтр, вентилятор, нагревательные элементы. Фильтр размещен в цилиндрическом корпусе, на входе фильтра смонтирован приемный патрубок. Нагревательные элементы выполнены кольцевыми, оребренными и тандемно расположены в цилиндрическом аэродинамическом насадке. Во входной части распределительного блока размещена профильная заслонка с возможностью поворота вокруг оси. Распределительный блок снабжен продольными выходными патрубками и расположен над дверным проемом, а вертикальные воздуховоды - симметрично по обеим сторонам дверного проема. В нижней части салона размещены горизонтальные воздуховоды, в передних стенках которых выполнены продольные окна под углом 31-41°, а задние стенки выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения воздуховода составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения. Технический результат заключается в обеспечении комфортных условий пребывания пассажиров в вагоне метро. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. система отопления и вентиляции вагона метро, патент № 2341391

система отопления и вентиляции вагона метро, патент № 2341391 система отопления и вентиляции вагона метро, патент № 2341391 система отопления и вентиляции вагона метро, патент № 2341391

Формула изобретения

1. Система отопления и вентиляции вагона метро, включающая воздуховоды, распределительный блок, заслонку, ось, фильтр, вентилятор, нагревательные элементы, отличающаяся тем, что фильтр размещен в цилиндрическом корпусе, на входе фильтра смонтирован приемный патрубок, нагревательные элементы выполнены кольцевыми, оребренными и тандемно расположены в цилиндрическом аэродинамическом насадке, во входной части распределительного блока размещена профильная заслонка с возможностью поворота вокруг оси, при этом распределительный блок снабжен продольными выходными патрубками и расположен над дверным проемом, а вертикальные воздуховоды - симметрично по обеим сторонам дверного проема, в нижней части салона размещены горизонтальные воздуховоды, в передних стенках которых выполнены продольные окна под углом 31-41°, а задние стенки выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения воздуховода составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что нагревательные элементы расположены в цилиндрическом аэродинамическом насадке группами на равных расстояниях между собой.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что расстояние между оребренной поверхностью нагревательных элементов и внутренней поверхностью цилиндрического аэродинамического насадка составляет не менее 0,1 его внутреннего диаметра.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что цилиндрический корпус выполнен с возможностью размещения двух фильтров, снабжен двумя приемными патрубками и разделен воздухонепроницаемой перегородкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам вентиляции и подогрева воздуха вагонов метро.

Известно устройство подачи приточного воздуха и забора рециркуляционного воздуха в пассажирском железнодорожном вагоне с системой кондиционирования, содержащее климатическую установку (включающую фильтр, вентилятор, нагревательные элементы) с напорным воздуховодом, связанные с последним воздуховоды, расположенные вдоль вагона и линии рециркуляции, сообщенные с входом климатической установки, и снабженное воздухораспределителем, воздуховоды выполнены допускающими изменения направления движения воздуха по ним в зависимости от режима вентиляции, причем один воздуховод выполнен в виде верхнего воздуховода, сообщенного с верхним уровнем вагона, а другой - в виде боковых коробов, сообщенных с нижним уровнем вагона, при этом к воздухораспределителю подключены напорный воздуховод климатической установки, верхний воздуховод, боковые короба и линии рециркуляции, а воздухораспределитель выполнен с возможностью синхронного изменения направления движения воздуха по воздуховодам при изменении режима вентиляции, воздухораспределитель выполнен в виде корпуса и установленной внутри него на поворотной оси заслонки, имеющей два фиксированных положения, причем корпус представляет собой полый параллелепипед, поворотная ось установлена в противоположных стенках параллелепипеда, вторая пара противоположных сторон параллелепипеда сообщена соответственно с напорным воздуховодом климатической установки и линиями рециркуляции, а третья пара противоположных сторон сообщена соответственно с верхним воздуховодом и боковыми коробами (см. патент РФ № 2254252, опубл. 20.06.2005, БИ № 17), принятый авторами за прототип.

Такая конструкция устройства позволяет осуществлять подачу приточного воздуха и забора рециркуляционного воздуха в пассажирском вагоне железнодорожного транспорта, в том числе циркуляции воздуха в полуоткрытых купе салонных вагонов.

Однако такая конструкция устройства малоэффективна при функционировании в зимне-летних условиях эксплуатации вагонов метро, имеющих большое количество широких, часто открывающихся дверей для выхода и входа пассажиров, и не обеспечивает требуемую циркуляцию воздуха при полной загрузке салона.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства подачи приточного воздуха и забора рециркуляционного воздуха в пассажирском вагоне, принятого авторами за прототип, относится то, что циркуляция воздуха обеспечивается в полуоткрытых купе салонных вагонов пассажирского железнодорожного транспорта, при этом, как показывает практика, не обеспечивается эффективное функционирование в зимне-летних условиях эксплуатации (не выполняются санитарные нормы) вагонов метро, имеющих большое количество широких, часто открывающихся дверей для выхода и входа пассажиров, и не обеспечивается требуемая циркуляция воздуха при полной загрузке салона.

Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) является подача приточного воздуха и забора рециркуляционного воздуха в пассажирском вагоне железнодорожного транспорта, в том числе циркуляции воздуха в полуоткрытых купе салонных вагонов без обеспечения эффективного функционирования в зимне-летних условиях эксплуатации вагонов метро, имеющих большое количество широких дверных проемов, часто открывающихся дверей для входа и выхода пассажиров, требуемой циркуляции воздуха при полной загрузке салона.

Общими признаками с предлагаемой авторами системой отопления и вентиляции вагона метро являются воздуховоды, распределительный блок, заслонка, ось, фильтр, вентилятор, нагревательные элементы.

В отличие от прототипа, в предлагаемой авторами системе отопления и вентиляции вагона метро фильтр размещен в цилиндрическом корпусе, на входе фильтра смонтирован приемный патрубок, нагревательные элементы выполнены кольцевыми, оребренными и тандемно расположены в цилиндрических аэродинамических насадках, во входной части распределительного блока размещена профильная заслонка с возможностью поворота вокруг оси, при этом распределительный блок снабжен продольными выходными патрубками и расположен над дверным проемом, а вертикальные воздуховоды - симметрично по обеим сторонам дверного проема, в нижней части салона размещены горизонтальные воздуховоды, в передних стенках которых выполнены продольные окна под углом 31-41°, а задние стенки выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения воздуховода составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения.

В частных случаях, то есть в конкретных формах выполнения, изобретение характеризуется следующими признаками:

- нагревательные элементы расположены в цилиндрических аэродинамических насадках группами на равных расстояниях между собой,

- расстояние между оребренной поверхностью нагревательных элементов и внутренней поверхностью аэродинамического насадка составляет не менее 0,1 его внутреннего диаметра,

- корпус выполнен с возможностью размещения двух фильтров, снабжен двумя приемными патрубками и разделен воздухонепроницаемой перегородкой.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявленного технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение эффективного функционирования в зимне-летних условиях эксплуатации вагонов метро, имеющих большое количество широких дверных проемов, часто открывающихся дверей для входа и выхода пассажиров, требуемой циркуляции воздуха при полной загрузке салона.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известной системе отопления и вентиляции, содержащей воздуховоды, распределительный блок, заслонку, ось, фильтр, вентилятор, нагревательные элементы, особенность заключается в том, что фильтр размещен в цилиндрическом корпусе, на входе фильтра смонтирован приемный патрубок, нагревательные элементы выполнены кольцевыми, оребренными и тандемно расположены в цилиндрическом аэродинамическом насадке, во входной части распределительного блока размещена профильная заслонка с возможностью поворота вокруг оси, при этом распределительный блок снабжен продольными выходными патрубками и расположен над дверным проемом, а вертикальные воздуховоды - симметрично по обеим сторонам дверного проема, в нижней части салона размещены горизонтальные воздуховоды, в передних стенках которых выполнены продольные окна под углом 31-41°, а задние стенки выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения воздуховода составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяет, в частности, за счет

установки приемного патрубка на входе фильтра направить поток воздуха в фильтр и создать равномерное поле скоростей на его поверхности,

размещения фильтра в цилиндрическом корпусе упростить конструкцию устройства, обеспечить требуемые характеристики воздушного потока,

выполнения нагревательных элементов кольцевыми, оребренными и тандемного расположения в цилиндрических аэродинамических насадках значительно повысить теплоотдачу системы подогрева и обеспечить быстрое регулирование температуры в салоне вагона метро,

размещения во входной части распределительного блока профильной заслонки с возможностью поворота вокруг оси обеспечить требуемое распределение потока воздуха по продольным выходным патрубкам и вертикальным воздуховодам,

снабжения распределительного блока продольными выходными патрубками и расположения над дверным проемом, а вертикальных воздуховодов - симметрично по обеим сторонам дверных проемов обеспечить требуемое распределение потока воздуха по салону вагона, сократить протяженность воздуховодов и повысить плотность компоновки системы отопления и вентиляции вагона,

размещения в нижней части салона горизонтальных воздуховодов, в передних стенках которых выполнены продольные окна под углом 31-41°, а задние стенки выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения воздуховода составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения, обеспечить требуемое распределение потока воздуха по салону вагона.

Признаки, характеризующие изобретение в конкретных формах выполнения, позволяют, в частности, за счет

расположения нагревательных элементов в цилиндрических аэродинамических насадках группами на равных расстояниях между собой обеспечить равномерность температурного поля в зоне нагрева и повысить удобство при ремонте и обслуживании системы отопления и вентиляции,

выбора расстояния между оребренной поверхностью нагревательных элементов и внутренней поверхностью аэродинамического насадка, составляющего не менее 0,1 его внутреннего диаметра, снизить температуру нагрева поверхности аэродинамического насадка и соответственно потери тепла, тем самым повысить скорость нагрева воздуха и обеспечить быстрое регулирование температуры в салоне вагона метро,

выполнения корпуса с возможностью размещения двух фильтров, снабжения двумя приемными патрубками и разделения воздухонепроницаемой перегородкой сократить протяженность воздуховодов и повысить плотность компоновки системы отопления и вентиляции вагона.

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях и не известны из уровня техники в процессе проведения патентных исследований, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «новизна».

Исследуя уровень техники в ходе проведения патентного поиска по всем видам сведений, доступных в странах бывшего СССР и зарубежных странах, обнаружено, что предлагаемое техническое решение явным образом не следует из известного на сегодня уровня техники, следовательно, можно сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения заключается в том, что система отопления и вентиляции вагона метро, содержащая воздуховоды, распределительный блок, заслонку, ось, фильтр, вентилятор, нагревательные элементы, в отличие от прототипа, согласно изобретению на входе фильтра смонтирован приемный патрубок, фильтр размещен в цилиндрическом корпусе, нагревательные элементы выполнены кольцевыми, оребренными и тандемно расположены в цилиндрических аэродинамических насадках, во входной части распределительного блока размещена профильная заслонка с возможностью поворота вокруг оси, при этом распределительный блок снабжен продольными выходными патрубками и расположен над дверным проемом, а вертикальные воздуховоды - симметрично по обеим сторонам дверного проема, в нижней части салона размещены горизонтальные воздуховоды, в передних стенках которых выполнены продольные окна под углом 31-41°, а задние стенки выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения воздуховода составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид системы отопления и вентиляции вагона метро, на фиг.2 - схема расположения нагревательных элементов, на фиг.3 - горизонтальный воздуховод, виды сверху и сбоку.

Предлагаемая система отопления и вентиляции вагона метро содержит приемный патрубок 1, фильтр 2, размещенный в цилиндрическом корпусе 3, вентилятор 4, нагревательные элементы 5, нагревательные элементы 5 выполнены кольцевыми, оребренными и тандемно расположены в цилиндрическом аэродинамическом насадке 6, распределительный блок 7, профильную заслонку 8, ось 9, вертикальные 10 и горизонтальные 11 воздуховоды, распределительный блок 7 снабжен продольными выходными патрубками 12, переходниками 13 и расположен над дверным проемом Дп, вертикальные воздуховоды 10 - симметрично по обеим сторонам дверного проема Д п, в нижней части салона размещены горизонтальные воздуховоды 11, в передних стенках 14 которых выполнены продольные окна 15 под углом 31-41°, а задние стенки 16 выполнены под углом так, что отношение площади торцевого сечения S т воздуховода 11 составляет 0,2-0,35 площади его входного поперечного сечения Sп.

В частных случаях, то есть в конкретных формах исполнения системы отопления и вентиляции вагона метро, нагревательные элементы 5 расположены в цилиндрическом аэродинамическом насадке 6 группами на равных расстояниях L между собой, расстояние l между оребренной поверхностью нагревательных элементов 5 и внутренней поверхностью цилиндрического аэродинамического насадка 6 выбрано не менее 0,1 его внутреннего диаметра d, корпус выполнен с возможностью размещения двух фильтров 2, снабжен двумя приемными патрубками 1 и разделен воздухонепроницаемой перегородкой 17.

Вышеописанное устройство работает следующим образом.

Наружный воздух подают через приемный патрубок 1 в фильтр 2, размещенный в цилиндрическом корпусе 3, очищенный воздух вентилятором 4 через аэродинамический насадок 6 подают далее в распределительный блок 7, затем поток воздуха в режиме "Вентиляция" направляют посредством профильной заслонки 8 на оси 9 на продольные выходные патрубки 12. При работе системы в режиме "Отопление" включают нагревательные элементы 5, размещенные в аэродинамическом насадке 6, наружный воздух подают через приемный патрубок 1 в фильтр 2, размещенный в цилиндрическом корпусе 3, очищенный воздух вентилятором 4 подают через аэродинамический насадок 6, в котором воздух нагревают кольцевыми, оребренными, тандемно расположенными нагревательными элементами 5, и затем теплый воздух направляют посредством профильной заслонки 8 на оси 9 через распределительный блок 7 на вертикальные воздуховоды 10 и расположенные в нижней части салона вагона сопряженные с ними горизонтальные воздуховоды 11 через продольные окна 15 в передних стенках 14 в салон вагона под углом 31-41°.

Выполнение системы отопления и вентиляции вагона метро в соответствии с изобретением позволяет обеспечить эффективное функционирование в зимне-летних условиях эксплуатации вагонов метро, имеющих большое количество широких дверных проемов, часто открывающихся дверей для входа и выхода пассажиров, требуемую циркуляцию воздуха при полной загрузке салона. Таким образом, предлагаемое техническое решение может быть использовано при разработке систем отопления и вентиляции современных вагонов метро, обеспечивая комфортные условия пребывания пассажиров в салоне вагона.

Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов, выполненных в соответствии с изобретением.

В настоящее время разработана конструкторская документация и намечено серийное производство.

Класс B61D27/00 Отопление, охлаждение, вентиляция и кондиционирование воздуха

нагревательное устройство для рельсовых транспортных средств -  патент 2499709 (27.11.2013)
упругая подвеска (варианты) и способ монтажа упругой подвески компрессорного агрегата климатической установки пассажирского вагона -  патент 2482991 (27.05.2013)
система отопления, вентиляции и кондиционирования кабины машиниста рельсового транспортного средства -  патент 2481981 (20.05.2013)
устройство для вентиляции вагонов -  патент 2480362 (27.04.2013)
пассажирский вагон -  патент 2465160 (27.10.2012)
устройство для предварительной очистки воздуха для кондиционера рельсового транспортного средства -  патент 2455181 (10.07.2012)
установка для обеззараживания воздуха в вагонах метрополитена -  патент 2445122 (20.03.2012)
способ оценки комфортности рабочей зоны по параметрам микроклимата -  патент 2442934 (20.02.2012)

способ кондиционирования воздуха двухэтажного вагона с системой кондиционирования -  патент 2413641 (10.03.2011)
воздухозаборник для системы кондиционирования рельсового транспортного средства и оборудованное воздухозаборником рельсовое транспортное средство -  патент 2409490 (20.01.2011)

Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства

устройство для поддержания необходимой температуры батареи в транспортном средстве -  патент 2529068 (27.09.2014)
малогабаритный термоэлектрический кондиционер -  патент 2529045 (27.09.2014)
теплообменник для мобильного отопительного устройства автомобиля -  патент 2523866 (27.07.2014)
способ обогрева салона транспортного средства через лобовое, заднее и боковые стекла -  патент 2523361 (20.07.2014)
система кондиционирования воздуха транспортного средства -  патент 2521897 (10.07.2014)
испарительный узел, в частности отопителя транспортного средства -  патент 2521069 (27.06.2014)
воздуховыпускное устройство -  патент 2518092 (10.06.2014)
контур кондиционирования автотранспортного средства, содержащий расширительную камеру -  патент 2517933 (10.06.2014)
система кондиционирования с одним расширительным клапаном -  патент 2516912 (20.05.2014)
нагревательный прибор для автомобиля -  патент 2514944 (10.05.2014)
Наверх