топливо для спортивных автомобилей

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/16 углеводороды 
C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/223 содержащие по крайней мере одну аминогруппу, связанную с ароматическим атомом углерода
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (RU),
Открытое акционерное общество "Пушкинский завод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-04-11
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности. Сущность: топливо содержит в мас.%: 1-35 изооктана, 0,05-0,5 масла моторного для двухтактных двигателей, 10-30 высокооктанового оксигената, 10-45 ароматических углеводородов, до 25 изомеризата, до 10 алкилата и до 100 мас.% бензина каталитического риформинга. В качестве ароматических углеводородов топливо предпочтительно содержит фракцию ароматических углеводородов С 79, в качестве высокооктанового оксигената - диалкиловый эфир C5 6 или его смесь с алифатическими спиртами C 1-C5. Топливо также содержит масло моторное для двухтактных двигателей с вязкостью не более 11 мм 2/с при 100°С. В отдельных случаях топливо может содержать до 1,5 мас.%. N-метиланилина. Технический результат - повышение антидетонационной стойкости без применения свинцовых и других металлсодержащих присадок, повышение скорости и чистоты горения и снижение образования отложений в цилиндропоршневой группе и на свечах зажигания. 4 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Топливо для спортивных автомобилей, включающее бензин каталитического риформинга, высокооктановый оксигенат, ароматические углеводороды, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит изооктан и масло моторное для двухтактных двигателей и, при необходимости, алкилат и изомеризат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

изооктан1-35
масло моторное для двухтактных двигателей 0,05-0,5
высокооктановый оксигенат10-30
ароматические углеводороды10-45
изомеризатдо 25
алкилатдо 10
бензин каталитического риформинга до 100.

2. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве масла моторного для двухтактных двигателей содержит масло с вязкостью при 100°С не более 11 мм 2/с.

3. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве высокооктанового оксигената содержит диалкиловый эфир С 56 или его смесь с алифатическими спиртами С15.

4. Топливо по п.1, отличающееся тем, что в качестве ароматических углеводородов содержит фракцию ароматических углеводородов С 79.

5. Топливо по п.1, отличающееся тем, что содержит N-метиланилин до 1,5 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, конкретно к составу бензина, предназначенного для использования в качестве топлива в спортивных автомобилях.

Двигатель спортивного автомобиля работает в форсированном режиме, поэтому к топливу, используемому в таком автомобиле, предъявляются жесткие требования по детонационной стойкости, ее равномерному распределению по фракциям, фракционному составу топлива и плотности. Неправильный подбор топлива может быстро вывести из строя дорогостоящую спортивную технику. Применяемое топливо, его качество и состав являются прямым показателем уровня развития нефтеперерабатывающей отрасли страны и уровня соответствия мировым стандартам качества.

Для повышения детонационной стойкости автомобильного топлива в его состав вводят различные октаноповышающие добавки. Так, например, известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе углеводородного топлива, содержащая 0-6,0 мас.% метил-трет-бутилового эфира, 0-0,55 мас.% N-метиланилина и 0,001-0,018 мас.% топливо для спортивных автомобилей, патент № 2337128 -гидроксипропилферроцена. (Патент РФ №2061736, C10L 1/18, 1996 г.)

Недостатком этой топливной композиции является относительно невысокая антидетонационная стойкость, октановое число не выше 98.

Известен неэтилированный авиационный бензин с октановым числом не менее 130 (сортность на богатой смеси), содержащий 85-92 об.% алкилата, 4-10 об.% диалкилового эфира С56, 0-10 об.% углеводорода, сужающего пределы выкипания бензина, например, толуола, и 66-158 мг/л метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца.

(Патент ЕПВ №0609089, C10L 1/06, 1996 г.)

Однако большое количество входящего в состав этого бензина марганца (>66 мг/л) приводит к образованию отложений продуктов окисления марганца на свечах зажигания и «отравляет» каталитический конвертер (нейтрализатор) выхлопных газов, которым снабжены современные автомобили.

Известна топливная композиция с октановым числом не менее 98, содержащая не менее 30 об.% изооктана или триптана, 5-40 об.% изопентана, 0,1-3 об.% бутана, 5-30 об.% толуола и 0-15 об.% метил-трет-бутилового эфира.

(Заявка РСТ №98/22556, C10L 1/06, 1997 г.)

Однако входящие в состав этих топливных композиций компоненты и добавки не обеспечивают требуемого сочетания антидетонационных, испарительных и других важных свойств, предъявляемых к топливам для спортивных автомобилей.

Наиболее близким к заявляемому является бензин для гоночных автомобилей, содержащий до 40 мас.% алкилата, 2-45 мас.% изомеризата, 5-45 мас.% ароматических углеводородов С79 , до 30 мас.% оксигенатов, 0-25 мас.% N-метиланилина, 0-100 мг/кг ферроценовой присадки (в расчете на железо) и бензин каталитического риформинга.

(Патент РФ №2259387, C10L 1/4, 2005 г.)

Недостатком этого бензина является невозможность достижения высоких значений октанового числа (>100 ИМ) без применения металлсодержащих присадок, наличие которых приводит к «отравлению» каталитических конвертеров выхлопных газов, которыми снабжены современные спортивные автомобили.

Задачей настоящего изобретения является разработка топлива для современных спортивных автомобилей, обладающего высокой детонационной стойкостью без применения металлсодержащих присадок.

Для решения поставленной задачи предлагается топливо для спортивных автомобилей, включающее бензин каталитического риформинга, высокооктановый оксигенат, ароматические углеводороды, которое отличается тем, что оно дополнительно содержит изооктан, масло моторное для двухтактных двигателей и при необходимости алкилат и изомеризат при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изооктан1-35
Масло моторное для двухтактных двигателей 0,05-0,5
Высокооктановый оксигенат10-30
Ароматические углеводороды10-45
Изомеризатдо 25
Алкилатдо 10
Бензин каталитического риформинга до 100

Причем в качестве высокооктанового оксигената топливо содержит диалкиловый эфир С 56 или его смесь с алифатическими спиртами С15, в качестве ароматических углеводородов фракцию ароматических углеводородов С79. Топливо также содержит масло моторное для двухтактных двигателей с вязкостью не более 11 мм2/с при 100°С. Топливо в отдельных случаях может содержать до 1,5 мас.% N-метиланилина.

При выработке топлива для спортивных автомобилей с октановым числом не выше 100 ИМ целесообразно использовать в его составе алкилат и изомеризат, снижая при этом содержание дорогостоящих высокооктановых добавок, например метил-трет-бутилового эфира.

В таблице 1 приведены характеристики компонентов, используемых для приготовления образцов предлагаемого топлива. Все компоненты являются товарными продуктами.

Высокооктановый оксигенат - диалкиловый эфир, выбранный из числа метил-трет-бутилового, этил-трет-бутилового, метил-трет-амилового или диизопропилового эфиров, или его смесь с алифатическими спиртами С 15. Использование других высокооктановых оксигенатов в составе топлива позволяет получить аналогичные результаты.

В качестве масла моторного для двухтактных двигателей используют масло типа «Спектрол Байкер» по ТУ 025305206913380-2005 или другое масло с вязкостью не более 11 мм2 /с при 100°С.

Алкилат представляет собой продукт алкилирования изобутана бутан-бутиленовой и пропан-пропиленовой фракциями каталитического и термического крекинга, содержащий насыщенные углеводороды изостроения, в том числе 2,2,3-триметилбутан, 2,2,3-триметилпентан, 2,2,4-триметилпентан (изооктан) и другие изомеры гептана, октана и более высокомолекулярных гомологов.

Изомеризат - продукт каталитической изомеризации н-пентана и н-гексана.

Предлагаемое топливо для спортивных автомобилей готовят путем смешения компонентов в указанных выше соотношениях при комнатной температуре в емкости с перемешивающим устройством. Состав приготовленных образцов предлагаемого топлива и их характеристики приведены в таблице 2.

Приведенные примеры подтверждают, что предлагаемый состав топлива обладает требуемым сочетанием физико-химических и эксплуатационных свойств: высокой антидетонационной стойкостью, требуемой упругостью паров и плотностью, что позволяет использовать его в качестве топлива для современных спортивных автомобилей без применения металлсодержащих присадок.

Топливо, обладающее такими характеристиками, обеспечивает быстрый запуск двигателя и максимально эффективное использование мощности работающего в форсированном режиме двигателя спортивного автомобиля.

Таблица 1
Характеристика компонентов предлагаемого топлива
Компоненты топлива для спортивных автомобилейПоказатели
Плотность при 20°С, кг/м 3Температурный диапазон выкипания, °СОктановое число по исследовательскому методуОктановое число по моторному методу
Изооктан692 90100 100
Масло моторное для двухтактных двигателей с вязкостью при 100°С не более 11 мм 2не выше 900 ---
Метил-трет-бутиловый эфир 75454-55114-116 101
Изопропиловый спирт78582 11795
Фракция ароматических углеводородов С7 9не выше 880 110-180115-12098-103
Изомеризатне ниже 65030-8583-86 81-84
Алкилат не ниже 69030-190 91-9690-94
Бензин каталитического риформинга не выше 77030-215 96-9984-90

Таблица 2
Состав образцов предлагаемого топлива для спортивных автомобилей и их характеристики
Компоненты топлива и показателиСостав образцов предлагаемого топлива, мас.%, и значения показателей
Образец 1Образец 2 Образец 3Образец 4 Образец 5Образец 6
Изооктан1 81817 2632,5
Масло моторное0,050,15 0,40,3 0,50,5
Метил-трет-бутиловый эфир1519 202020 29
Изопропиловый спирт 3,5-- ---
Толуол10 283038 4525
Изомеризат 2210 852,5 -
Алкилат7 5,52 2--
N-метиланилин1,0 --- 1,0-
Бензин каталитического риформингаОстальное ОстальноеОстальное ОстальноеОстальное Остальное
Плотность при 15°С, кг/м3 758768766 774777772
Октановое число по исследовательскому методу 100,3101,5 102103106 109
Октановое число по моторному методу88,788,9 8989,2 9495
Фракционный состав: объем выкипания, %        
- при 70°С31 252222 2030
- при 100°С5340 4846 4560
конец кипения, °С211 210210212 212110
Давление насыщенных паров по Рейду, кПа70,8 57,054,5 52,05050
Концентрация фактических смол, мг/см 31,21,4 1,31,6 1,01,0
Массовая доля кислорода, мас.%3,7 3,43,63,6 3,65,3

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/16 углеводороды 

способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
химический маркер и способ его получения -  патент 2489476 (10.08.2013)
бензиновые композиции -  патент 2487922 (20.07.2013)
топливо для импульсного детонационного двигателя -  патент 2484123 (10.06.2013)
применение моющих присадок для улучшения характеристик хладотекучести минеральных масел и средних дистиллятов -  патент 2475519 (20.02.2013)
применение минеральных масел, содержащих моющую присадку для улучшения характеристик хладотекучести, и средний дистиллят -  патент 2475516 (20.02.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/223 содержащие по крайней мере одну аминогруппу, связанную с ароматическим атомом углерода

многофункциональная добавка к углеводородсодержащему топливу и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2524955 (10.08.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
n-монометилзамещенные анилины в качестве компонентов, повышающих стойкость бензинов к окислению -  патент 2491324 (27.08.2013)
комплексная добавка к автомобильным бензинам -  патент 2473670 (27.01.2013)
способ стабилизации углеводородных топлив от окислительной деструкции -  патент 2443668 (27.02.2012)
антиокислительная присадка для биодизельного топлива -  патент 2434934 (27.11.2011)
дифениламин, алкилированный олефиновыми смесями, содержащими фракции с различной степенью активности -  патент 2369596 (10.10.2009)
присадка к моторному топливу -  патент 2320708 (27.03.2008)
присадка к моторному топливу -  патент 2314334 (10.01.2008)
производные ортометоксианилинов, повышающие стойкость углеводородных топлив к детонации, и топливные композиции -  патент 2314287 (10.01.2008)
Наверх