способ подъема затонувшего объекта

Классы МПК:B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой
B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова (технический университет)" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-05-11
публикация патента:

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов. Способ подъема затонувшего объекта включает в себя закрепление на траверсе с грузозахватным приспособлением блока из вертикально ориентированных ракетных движителей с регулируемой силой тяги, опускание этой траверсы с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма со стальным проволочным канатом и соединение ее с затонувшим объектом. После этого включают ракетные движители с силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта от дна водоема. После отрыва затонувшего объекта от дна водоема переводят ракетные движители в режим работы с суммарной силой тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта в воде. Одновременно с отрывом затонувшего объекта от дна водоема выбирают подъемным механизмом слабину стального проволочного каната. После подъема затонувшего объекта и фиксации его на базовом судне работающие ракетные движители выключают. Реализация данного способа обеспечит быстрый подъем затонувшего объекта значительного веса с большой глубины при минимальной трудоемкости и минимальной продолжительности спасательной операции. 2 ил. способ подъема затонувшего объекта, патент № 2335427

способ подъема затонувшего объекта, патент № 2335427 способ подъема затонувшего объекта, патент № 2335427

Формула изобретения

Способ подъема затонувшего объекта, включающий опускание с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма со стальным проволочным канатом траверсы с грузозахватным приспособлением, соединение грузозахватного приспособления с затонувшим объектом, подъем затонувшего объекта и фиксацию поднятого на поверхность водоема затонувшего объекта на базовом судне, отличающийся тем, что сначала на траверсе с грузозахватным приспособлением закрепляют симметрично продольной оси траверсы блок из вертикально ориентированных ракетных движителей с регулируемой силой тяги с возможностью размещения ракетных движителей по обе стороны от бортов затонувшего объекта, после чего траверсу вместе с ними опускают на дно водоема, соединяют грузозахватное приспособление с затонувшим объектом, затем включают ракетные движители с силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта от дна водоема, а после отрыва затонувшего объекта от дна водоема переводят ракетные движители в режим работы с суммарной силой тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта в воде, одновременно с отрывом затонувшего объекта от дна водоема с реверсом включают подъемный механизм, выбирая слабину стального проволочного каната и корректируя направление движения затонувшего объекта при его подъеме, а после подъема затонувшего объекта и фиксации поднятого затонувшего объекта на базовом судне работающие ракетные движители выключают.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов.

Известен способ подъема затонувшего объекта (прототип), включающий в себя опускание с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма секционной последовательно наращиваемой штанги нулевой плавучести, снабженной траверсой с грузозахватным приспособлением, с фиксацией штанги на базовом судне при монтаже очередной секции, соединение секционной штанги с затонувшим объектом посредством захвата, посекционный подъем штанги с фиксацией ее на базовом судне при демонтаже очередной верхней секции и фиксацию поднятого на поверхность водоема затонувшего объекта на базовом судне (SU №885101, кл. В63С 7/02, 1977 г.).

Однако известный способ характеризуется значительными нагрузками на подъемный механизм, что ограничивает возможности его использования подъемом затонувших объектов небольшого веса, значительной продолжительностью во времени операции подъема, что вызвано малой рабочей скоростью подъема, связанной с необходимостью проведения достаточно трудоемких многоэтапных монтажных работ по наращиванию штанги. Последнее обстоятельство исключает возможность использования способа для быстрого подъема затонувшего объекта со дна моря, например, при необходимости спасения экипажа затонувшей подводной лодки.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности быстрого подъема затонувшего объекта большого веса при значительной глубине водоема при минимальной трудоемкости и продолжительности спасательной операции.

Технический результат достигается тем, что в способе подъема затонувшего объекта, включающем опускание с находящегося над затонувшим объектом базового судна посредством подъемного механизма со стальным проволочным канатом траверсы с грузозахватным приспособлением, соединение грузозахватного приспособления с затонувшим объектом, подъем затонувшего объекта и фиксацию поднятого на поверхность водоема затонувшего объекта на базовом судне, согласно изобретению сначала на траверсе с грузозахватным приспособлением закрепляют симметрично продольной оси траверсы блок из вертикально ориентированных ракетных движителей с регулируемой силой тяги с возможностью размещения ракетных движителей по обе стороны от бортов затонувшего объекта, после чего траверсу вместе с ними опускают на дно водоема, соединяют грузозахватное приспособление с затонувшим объектом, затем включают ракетные движители с силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта от дна водоема, а после отрыва затонувшего объекта от дна водоема переводят ракетные движители в режим работы с суммарной силой тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта в воде, одновременно с отрывом затонувшего объекта от дна водоема с реверсом включают подъемный механизм, выбирая слабину стального проволочного каната и корректируя направление движения затонувшего объекта при его подъеме, а после подъема затонувшего объекта и фиксации поднятого затонувшего объекта на базовом судне работающие ракетные движители выключают.

Способ подъема затонувшего объекта поясняется на примере работы реализующего этот способ комплекса, представленного на чертеже, где на фиг.1 показан поперечный разрез по базовому судну, на фиг.2 - вид А-А по фиг.1.

Комплекс для подъема затонувшего объекта содержит базовое судно-катамаран, состоящее из двух корпусов 1 и 2, грузоподъемный механизм 3, выполненный, например, в виде мостового крана и кинематически связанный с помощью стальных проволочных канатов 4 с траверсой 5, которая снабжена грузозахватным приспособлением 6. На траверсе 5 закрепляется симметрично продольной оси 7 траверсы 5 блок из вертикально ориентированных ракетных движителей 8 с регулируемой силой тяги. При этом максимальное значение силы тяги, развиваемой всеми ракетными движителями 8, принято не меньше максимально возможного усилия отрыва затонувшего объекта 9 от дна 10 водоема 11. 12 - поверхность водоема 11.

Комплекс для подъема затонувшего объекта действует следующим образом. На траверсе 5 закрепляют блок из вертикально ориентированных ракетных движителей 8. После размещения базового судна 1, 2 над затонувшим объектом 9 с помощью грузоподъемного механизма 3 траверсу 5 с грузозахватным приспособлением 6 и блоком из ракетных движителей 8 опускают на дно 10 водоема 11 до затонувшего объекта 9 с размещением ракетных движителей 8 по обе стороны от бортов затонувшего объекта 9. После соединения грузозахватного приспособления 6 с затонувшим объектом 9 одновременно включают все ракетные движители 8 в режиме их работы с максимальной силой тяги, рассчитанной на отрыв затонувшего объекта 9 от дна 10 водоема 11. Затонувший объект 9, соединенный с траверсой 5 посредством грузозахватного приспособления 6, за счет развиваемой ракетными движителями 8 максимальной силы тяги отрывается от дна 10. После отрыва затонувшего объекта 9 от дна 10 ракетные движители 8 переводят в режим работы с обеспечением ими суммарной силы тяги, рассчитанной на преодоление веса затонувшего объекта 9 в воде. При работе ракетных движителей 8 в этом режиме затонувший объект 9 поднимается вместе с траверсой 5, грузозахватным приспособлением 6 и блоком ракетных движителей 8 к поверхности 12 водоема 11. Одновременно с отрывом затонувшего объекта 9 от дна 10 водоема 11 включают с реверсом грузоподъемный механизм 3, обеспечивающий выбор слабины стального проволочного каната 4 и корректировку направления движения на подъем траверсы 5 с затонувшим объектом 9. После достижения затонувшим объектом 9 поверхности 12 водоема 11 и выхода верхней части корпуса затонувшего объекта 9 из воды при продолжающейся работе ракетных движителей 8 в том же режиме подъем затонувшего объекта 9 автоматически прекращается из-за уменьшения влияния архимедовой силы. Поднятый на поверхность 12 водоема 11 затонувший объект 9 фиксируют на базовом судне 1, 2. Во время выполнения этой операции продолжающие работать ракетные движители 8 вместе с подъемным механизмом 3 поддерживают на плаву затонувший объект 9. После того как затонувший объект 9 зафиксируют на базовом судне 1, 2, ракетные движители 8 выключают. На этом процесс подъема затонувшего объекта 9 завершается.

Отличительные признаки изобретения обеспечивают быстрый подъем затонувшего объекта значительного веса с большой глубины при минимальной трудоемкости и минимальной продолжительности спасательной операции.

Класс B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой

система обеспечения плавучести -  патент 2525248 (10.08.2014)
надводная платформа для поднятия и обработки грузов со дна акватории, в том числе опасных -  патент 2521070 (27.06.2014)
способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора и устройство для его осуществления -  патент 2520985 (27.06.2014)
система для подъема затонувших судов -  патент 2518683 (10.06.2014)
система для подъема затонувших подводных лодок -  патент 2517387 (27.05.2014)
способ обследования затонувшего объекта необитаемым подводным аппаратом на течении -  патент 2510354 (27.03.2014)
способ подъема затонувшего объекта и устройство для его осуществления -  патент 2510352 (27.03.2014)
способ удержания спасательного судна над аварийной подводной лодкой и устройство для его осуществления -  патент 2510350 (27.03.2014)
способ транспортировки негабаритных подводных объектов и комплекс для его реализации -  патент 2500569 (10.12.2013)
спасательная система для судов -  патент 2494912 (10.10.2013)

Класс B63C7/02 спасение при помощи подъемных механизмов, расположенных на поверхности воды 

система для подъема затонувших подводных лодок -  патент 2517387 (27.05.2014)
способ подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне, и устройство для его осуществления -  патент 2424152 (20.07.2011)
способ подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других объектов -  патент 2417921 (10.05.2011)
гидросистема спуско-подъемного устройства водолазного колокола -  патент 2403170 (10.11.2010)
комплекс для подъема и транспортирования затонувших подводных лодок и других судов -  патент 2390460 (27.05.2010)
способ выполнения подводных подъемно-транспортных операций и устройство для его осуществления -  патент 2388648 (10.05.2010)
морское грузовое судно для подъема, погрузки-выгрузки и транспортировки затонувших объектов в пункт приема -  патент 2377155 (27.12.2009)
способ подъема затонувшего объекта -  патент 2366592 (10.09.2009)
комплекс для подъема затонувшего объекта -  патент 2366591 (10.09.2009)
способ подъема затонувшего объекта -  патент 2363613 (10.08.2009)
Наверх