способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного летательного аппарата

Классы МПК:G01M17/00 Испытание транспортных средств
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-13
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационной промышленности и может быть использовано при летных испытаниях для определения эксплуатационных напряжений (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 э) в органическом остеклении высокоскоростных летательных аппаратов в условиях полета с температурой воздуха по высоте, числом Мmax, продолжительностью полета с Мmax, отличающихся от условий полетов при лётных испытаниях для оценки напряженного состояния остекления на этапе проектирования и при формировании циклов ресурсных испытаний. В первых полетах измеряют на поверхностях остекления ЛА в полете температуру для уточнений условия теплообмена на поверхности деталей остекления. Определяют изменение температуры по толщине деталей и времени полета для любых заданных условий, включая максимальные режимы полета. Формируют математическую модель термонапряженного состояния для i-x слоев остекления и определяют с использованием упругопластических характеристик стекол и по полученному распределению температуры результирующие температурные значения напряжений, представляющие сумму термоупругих напряжений при повышенных температурах, релаксировавшие напряжения в процессе полета, остаточные температурные напряжения, накопившиеся в предыдущих полетах, с учетом их релаксации при стоянке между полетами, в i-м слое в k-й момент N-го полета. Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении точности определения результирующих напряжений в остеклении. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

Формула изобретения

1. Способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного летательного аппарата (ЛА), заключающийся в оценке термоупругих напряжений при повышенных температурах, вызываемых неравномерным распределением температуры по толщине остекления, отличающийся тем, что дополнительно определяют релаксировавшие напряжения в процессе полета и остаточные температурные напряжения, накопившиеся в предыдущих полетах, с учетом их релаксации при стоянке между полетами, для чего определяют упругопластические характеристики стекла по диаграммам деформирования образца органического стекла, в первых полетах измеряют на поверхностях остекления ЛА температуру для уточнений условия теплообмена на поверхности деталей остекления, определяют изменение температуры по толщине деталей и времени полета для любых заданных условий, включая максимальные режимы полета, затем формируют математическую модель термонапряженного состояния для i-x слоев остекления и определяют по полученному распределению температуры с использованием упругопластических характеристик стекол результирующие значения температурных напряжений, представляющие сумму названных выше напряжений в i-ом слое, в k-й момент N-го полета:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

где способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - термоупругие напряжения и соответствующие им деформации в i-м слое в k-й момент N-го полета;

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - релаксировавшие напряжения в i-м слое к k-му моменту N-го полета и соответствующие им полные пластические (высокоэластические) деформации;

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - остаточные напряжения и соответствующие им остаточные деформации, накопившиеся в i-м слое в предыдущих полетах;

Ei,k - модуль упругости, соответствующий t° i-го слоя и полуциклу нагружения в k-й момент N-го полета;

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 (t) - коэффициент Пуассона, соответствующий температуре t° i-го слоя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на этапе проектирования органического остекления и выбора марки стекла предварительно оценивают напряженное состояние остекления при возможных заданных условиях эксплуатации ЛА.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что упругопластические характеристики стекла определяют с помощью экспериментальной установки путем моделирования характерных для полета циклических знакопеременных нагружений до трех различных значений начальной деформации в диапазоне их эксплуатационных величин, без пауз между полуциклами и с интервалом между циклами не менее 30 мин, при 4-5 значениях температуры t°<t°c, где t° c - температура перехода стекла из стеклообразного в высокоэластическое состояние, образцов стекла, нагрева до t°способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968c, при этом получают зависимости модулей упругости от температуры, зависимости мгновенных пластических деформаций от величины полных деформаций в полуциклах, семейства опорных кривых релаксации напряжения при различных температурах для первого и второго полуциклов нагружений.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной промышленности и может быть использовано при летных испытаниях для определения эксплуатационных напряжений (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 э) в органическом остеклении высокоскоростных летательных аппаратов самолетов при условиях полета с температурой воздуха по высоте, числом Мmax, продолжительностью полета с Мmax, и отличающихся от условий полетов при летных испытаниях, а также для оценки напряженного состояния остекления на этапе проектирования и при формировании циклов ресурсных испытаний.

Возникающие в сверхзвуковом полете эксплуатационные напряжения в органическом остеклении включают напряжения, создаваемые внешними по отношению к стеклу нагрузками (избыточным давлением и т.д.), температурные напряжения, вызываемые неравномерным распределением температуры (t°) по толщине остекления, и остаточные температурные напряжения, возникающие вследствие релаксации напряжений в процессе полета. Последние два вида напряжений на 80-90% определяют величины способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 эmax.

Известен способ определения ресурса работы деталей остекления летательных аппаратов, патент №1356684, 1985 г., в котором при испытаниях остекления на теплопрочностных стендах, в частности при использовании способа определения ресурса деталей остекления на основе органических стекол необходимо создавать тепловое и силовое нагружение деталей, которое создало бы в них напряжения, близкие к эксплуатационным и экстремальным напряжениям способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 э и способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 эmax, которые должны быть известны. При формировании циклов нагружения при экстремальных температурно-временных режимах, особенно, должны учитываться упоминавшиеся выше релаксационные процессы и возникновение остаточных напряжений, что в указанном способе отсутствует.

Считается, что наиболее достоверные значения способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 э определяются в летных испытаниях с помощью тензометрии. Но в этих испытаниях определяются только суммарные напряжения, включающие напряжения от внешних нагрузок и термоупругие напряжения. Релаксация напряжений в полете и остаточные напряжения, возникающие после полета, непосредственно не определяются.

Остаточные напряжения могут быть определены после завершения испытаний по методике, использующей способ узких прорезей (Давиденков Н.Н., Шевандин Е.М. Исследования остаточных напряжений, создаваемых изгибом. ЖТФ. 1939 г. T.IX, вып.12) и требующей разрушения остекления. Общим недостатком такого определения напряжений является то, что как термоупругие, так и остаточные напряжения будут соответствовать условиям выполнения полетов при испытаниях. Кроме того, остаточные напряжения кроме остаточных температурных напряжений, возникших при летных испытаниях, будут включать также исходные напряжения неизвестной величины, с которыми остекление поступило на испытания.

Известны способы расчетной оценки термонапряженного состояния органического остекления для заданных условий полета (В.В.Белов. Анализ термонапряженного состояния в остеклении фонаря маневренного самолета. Аэродинамика и прочность конструкций летательных аппаратов. Труды Всероссийской научной конференции. Новосибирск. 2005 г. стр.217-222).

В этих способах органическое стекло при повышенных температурах рассматривается как упругое тело, в котором возникают только термоупругие напряжения, а релаксационные процессы отсутствуют. Такие способы хоть и дополняют материалы летных испытаний, но могут существенно занижать определяемые напряжения.

Упругопластическое поведение органических стекол при нагружении по сравнению, например, с металлами имеет существенные особенности, в том числе:

- при нагружении в стеклах возникают упругие и высокоэластические (ВЭ) деформации, которые при разгрузке частично восстанавливаются. Восстановление продолжается и после снятия нагрузки, в том числе весьма медленно, и при t°способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 20°, из-за чего эти деформации можно условно называть пластическими: упомянутые ВЭ деформации состоят из мгновенных, способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 'p - возникающих в процессе нагружения, и т.н. временных, способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ''p - развивающихся при способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 (0)=const, пластических деформаций

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 p=способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 'p+способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ''p,

которые в диапазоне эксплуатационных значений деформаций соизмеримы;

- знакопеременное циклическое нагружение, характерное дня полета, в случае возникновения в 1-м полуцикле ВЭ деформаций, оказывает существенное влияние на упругопластические характеристики во 2-м полуцикле, в результате чего модули упругости в полуциклах E1>E 2, величины пластических, определенных по диаграммам способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 -способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , и остаточных (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ост - деформация оставшаяся после разгрузки) деформаций в полуциклах

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 p1>способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ост1, способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 р2способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ост2.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении точности определения результирующих напряжений в остеклении, за счет

- учета в температурных напряжениях релаксации напряжений в полете, накопления остаточных температурных напряжений при повторении полетов, релаксации напряжений за время стоянки самолета и учета указанных особенностей при знакопеременном нагружении остекления в условиях нагрева до t°способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968с (t° с - температура перехода стекла из стеклообразного в высокоэластическое состояние),

- учета восстановления ВЭ деформации при разгрузке, накопления остаточных деформаций в слоях при повторении полетов, определения по диаграммам деформирования образца стекла мгновенных и временных пластических деформаций, возникающих при нагружении остекления в полете.

Для достижения технического результата в способе оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного летательного аппарата, заключающемся в оценке термоупругих напряжений при повышенных температурах, вызываемых неравномерным распределением температуры по толщине остекления, воздействующих на остекление в условиях полета, согласно изобретения дополнительно определяют релаксировавшие напряжения в процессе полета, остаточные температурные напряжения, накопившиеся в предыдущих полетах, с учетом их релаксации при стоянке между полетами, для этого расчитывают упругопластические характеристики стекла по диаграммам деформирования образца органического стекла. В первых полетах измеряют на поверхностях остекления ЛА в полете температуру для уточнений условия теплообмена на поверхности деталей остекления. Определяют изменение температуры по толщине деталей и времени полета для любых заданных условий, включая максимальные режимы полета. Формируют математическую модель термонапряженного состояния для i-x слоев остекления и определяют с использованием упругопластических характеристик стекол и по полученному распределению температуры, результирующие температурные напряжения, представляющие собой сумму названных выше напряжений в i-м слое в k-й момент N-го полета:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 где

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - термоупругие напряжения и соответствующие им деформации в i-м слое в k-й момент N-го полета,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - релаксировавшие напряжения в i-м слое к k-му моменту N-го полета и соответствующие им полные пластические высокоэластические (ВЭ) деформации,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - остаточные напряжения и соответствующие им остаточные деформации, накопившиеся в i-м слое в предыдущих полетах,

Еi,к - модуль упругости, соответствующий t° i-го слоя и полуциклу нагружения в k-й момент N-го полета.

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 (t) - коэффициент Пуассона, соответствующий t° i-го слоя,

При этом на этапе проектирования органического остекления и выборе марки стекла предварительно оценивают напряженное состояние остекления при возможных заданных условиях эксплуатации ЛА.

Кроме того, определяют упругопластические характеристики стекла с помощью экспериментальной установки путем моделирования характерных для полета циклических знакопеременных нагружений до трех различных значений начальных деформаций в диапазоне их эксплуатационных величин, без пауз между полуциклами и с интервалом между циклами не менее 30 мин, при 4-5 значениях температуры t°<t° с образцов стекла, нагрева до t°способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968c - температура перехода стекла из стеклообразного в ВЭ состояние, при этом получают зависимости модулей упругости от температуры, зависимости мгновенных пластических деформаций от величины полных деформаций в полуциклах, семейства опорных кривых релаксации напряжения при различных температурах для первого и второго полуциклов нагружений.

Предложенный способ поясняется следующими чертежами.

На фиг.1 показана доработанная модель Максвелла, Алфрея, упругопластического поведения стекла, в которой элемент Eупр.i моделирует термоупругую деформацию, демпферы способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 'i и способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ''i - соответственно мгновенную и временную пластические деформации, а упругие элементы Е' вi и E''вi моделируют внутренние силы восстановления мгновенной и временной ВЭ деформаций при разгрузке.

На фиг.2 приведены распределения остаточных напряжений после восьми полетов по толщине лобового и бокового стекол козырька фонаря самолета Миг-25.

Способ осуществляется следующим образом.

Определяют упругопластические характеристики стекла с помощью экспериментальной установки путем моделирования циклических знакопеременных, характерных для полета нагружений до трех различных значений начальных деформаций в диапазоне их эксплуатационных величин, без пауз между полуциклами и с интервалом между циклами не менее 30 мин, при 4-5 значениях температуры t°<t°c образцов стекла, нагрева до t°способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968c - температура перехода стекла из стеклообразного в ВЭ состояние.

При этом получают зависимости модулей упругости от температуры, зависимости мгновенных пластических деформаций от величины полных деформаций в полуциклах, семейства опорных кривых релаксации напряжения при различных температурах для первого и второго полуциклов нагружений.

При знакопеременном циклическом нагружении, характерном для полета, возникшие в 1-м полуцикле ВЭ деформации оказывают существенное влияние на упругопластические характеристики во 2-м полуцикле, в результате чего модули упругости в полуциклах E1>E2 , величины пластических, определенных по диаграммам способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 -способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , и остаточных (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ост - деформация, оставшаяся после разгрузки) деформаций в полуциклах

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 p1>способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ост1, способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 p2>способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ост2.

Определение напряжений выполняется вдали от кромок остекления, при применяемом креплении, исключающем изгиб, и способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 .

Термоупругие напряжения определяют известными способами.

Остекление на ЛА по толщине разбивается на n элементарных слоев толщиной способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 у, 1-й и n-й слой толщиной 0,5способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 у, каждый из которых представляется в виде указанной выше модели (см. фиг.1). Формируют математическую модель термонапряженного состояния для i-x слоев остекления. Расчитывают величину пластической (ВЭ) деформации в i-м слое в k-й момент N-го полета после завершения в нем релаксации напряжений в 1-м полуцикле:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

где

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 -

- величина пластической (ВЭ) деформации в i-м слое, без учета влияния пластических деформаций в остальных слоях, является суммой мгновенной деформации, определяемой по зависимости (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 'p)l=f(способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 (0)l), и временной пластической деформации, определяемой по кривым релаксации способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 )l,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - поправочный коэффициент, учитывающий восстановление ВЭ деформаций при разгрузке, определяется по зависимости способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 p,i,o - момент начала определения временной деформации (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ''p,i)1 в i-м слое в 1-м полуцикле.

Определяют во 2-м полуцикле величину пластической деформации в i-м слое:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 'p,i,o - момент начала определения временной деформации (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ''p,i) во 2-м полуцикле.

Пластическая деформация в i-м слое в k-й момент 2-го полуцикле способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , с учетом влияния остальных слоев, определяется так же, как в 1-м полуцикле.

Полная пластическая (ВЭ) деформация в i-м слое в k-й момент N-го полета равна сумме:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

Определяют релаксировавшие напряжения в процессе полета. После завершения N-го полета и снижения температуры до исходной t0° (момент способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 0 пластические (ВЭ) деформации принимаются постоянными для данного полета:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ; способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ; способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 ,

которые определяют остаточные деформации и напряжения в i-м слое стекла в момент способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 0 после полета.

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

где

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

За время стоянки остаточные напряжения в i-м слое уменьшатся вследствие восстановления ВЭ деформаций на величину

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

и остаточные напряжения в i-м слое в момент способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 m после N-го полета составят

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968

В первых полетах измеряют на поверхностях остекления ЛА в полете температуру для уточнений условия теплообмена на поверхности деталей остекления. Определяют изменение температуры по толщине деталей и времени полета для любых заданных условий, включая максимальные режимы полета. По математической модели определяют термонапряженное состояние i-x слоев остекления. Определяют с использованием упругопластических характеристик стекол и по полученному распределению температуры, результирующие температурные напряжения, представляющие сумму названных выше напряжений в i-м слое в k-й момент N-го полета:

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 где

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - термоупругие напряжения и соответствующие им деформации в i-м слое в k-й момент N-го полета,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - релаксировавшие напряжения в i-м слое к k-му моменту N-го полета и соответствующие им полные пластические высокоэластические (ВЭ) деформации,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 - остаточные напряжения и соответствующие им остаточные деформации, накопившиеся в i-м слое в предыдущих полетах,

Ei,k - модуль упругости, соответствующий t° i-го слоя и полуциклу нагружения в k-й момент N-го полета,

способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 (t) - коэффициент Пуассона, соответствующий t° i-го слоя;

а термоупругие напряжения определяют известным способом.

Таким образом предложенный способ обеспечивает:

учет релаксации напряжений в полете, накопления остаточных температурных напряжений при повторении полетов, релаксации напряжений за время стоянки самолета.

Это позволяет повысить точность определения эксплуатационных напряжений в остеклении, сократить примерно на 30% количество полетов при испытаниях, более правильно формировать циклы нагружения при экстремальных температурно-временных режимах в ресурсных испытаниях.

Пример.

При проведении летных испытаний в первых полетах уточняются условия теплообмена на поверхностях остекления. Для любых заданных условий полета известными способами определяется изменение температуры по времени полета в каждом элементарном слое стекла. По полученному распределению температуры, с использованием имеющихся упругопластических характеристик данного стекла, в к-е моменты определяются термоупругие и релаксировавшие напряжения, и после полета остаточные напряжения способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 .

Для N-го полета начальными напряжениями в стекле будут напряжения способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 , для 1-го полета они равны нулю.

В качестве примера на фиг.2 приведено распределение остаточных напряжений способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 после восьмого полета (N=8) в момент способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 m по толщине лобового (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 =20 мм) и бокового (способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 =12 мм) стекол козырька фонаря самолета Миг-25, полученных экспериментально способом «узких прорезей» (крестики), после выполнения 8 полетов с нагревом стекол до t°способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968с, и предлагаемым способом (точки) для тех же условий полетов. Можно отметить, что совпадение удовлетворительное, а напряжения способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 2 остспособ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 m составляют более 30% от способ оценки и прогнозирования температурных напряжений в деталях   органического остекления при летных испытаниях высокоскоростного   летательного аппарата, патент № 2334968 эmax, причем после полетов, выполненных не на экстремальных режимах.

Класс G01M17/00 Испытание транспортных средств

стенд для исследования автомобильной шины -  патент 2529562 (27.09.2014)
способ повышения гамма-процентного ресурса изделия -  патент 2529096 (27.09.2014)
способ исследования автомобильной шины -  патент 2527617 (10.09.2014)
стенд для исследования и выбора параметров вибрационного конвейера с увеличенной производительностью -  патент 2524274 (27.07.2014)
стенд ударный маятниковый для испытания защитных устройств транспортного средства -  патент 2523728 (20.07.2014)
способ измерения шума производимого шинами автотранспортного средства находящегося в движении -  патент 2520701 (27.06.2014)
способ определения крутильной податливости гидромеханической трансмиссии -  патент 2520648 (27.06.2014)
способ автоматизированного магнитолюминесцентного контроля железнодорожных колес и устройство для его осуществления -  патент 2518954 (10.06.2014)
способ гидравлических или пневматических испытаний изделий, работающих под давлением, во время их эксплуатации -  патент 2518688 (10.06.2014)
способ оценки гамма-процентного ресурса изделия по результатам неразрушающего контроля -  патент 2518413 (10.06.2014)
Наверх