тягово-догрузочное устройство

Классы МПК:B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Белгородская государственная сельскохозяйственная академия" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-09
публикация патента:

Изобретение относится к составным транспортным и транспортно-технологическим средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств. Тягово-догрузочное устройство содержит сцепной элемент, соединенный с тягами, связанный с ответным элементом, который жестко закреплен на дышле полуприцепа. Тяги соединены с тягачом посредством шарниров Гука, причем вертикальные оси вращения шарниров Гука размещены на тягаче, а горизонтальные - на тягах. Шарниры Гука размещены таким образом, что их вертикальные оси вращения расположены на одной осевой линии. Шарниры Гука жестко закреплены на ползуне. Соединение ползуна и станины выполнено с возможностью перемещения ползуна в поперечной плоскости трактора. Изобретение обеспечивает устойчивость хода трактора при движении поперек склона за счет смещения передаваемой части веса полуприцепа на тягач в сторону от оси симметрии трактора и повышает надежность тягово-догрузочного устройства. 3 ил. тягово-догрузочное устройство, патент № 2332309

тягово-догрузочное устройство, патент № 2332309 тягово-догрузочное устройство, патент № 2332309 тягово-догрузочное устройство, патент № 2332309

Формула изобретения

Тягово-догрузочное устройство, содержащее шарнирно соединенный с тягами сцепной элемент, связанный с ответным элементом, установленным на дышле полуприцепа, верхняя и нижние тяги соединены с тягачом посредством шарниров Гука, закрепленных к станине, соединенной с тягачом, вертикальные оси вращения которых размещены на одной осевой линии на тягаче, а горизонтальные - на тягах, при этом верхняя тяга выполнена переменной длины и шарнирно соединена передним концом с горизонтальной осью шарнира Гука, нижние тяги передними концами соединены с горизонтальной осью шарнира Гука посредством сферических шарниров, при этом верхняя и нижние тяги своими задними концами соединены также с помощью сферических шарниров со сцепным элементом, отличающееся тем, что шарниры Гука закреплены к ползуну, соединенному со станиной с возможностью перемещения в поперечной плоскости трактора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составным транспортным и транспортно-технологическим средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств.

Известно опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства, обеспечивающее повышение эффективности работы и безопасности движения (SU 1650480 А1, В60D 1/00, 23.05.1991).

Устройство не позволяет использовать сочлененное транспортное средство с приводом машин от вала отбора мощности тягача из-за наличия тяги регулируемой длины, установленной на дышле полуприцепа и соединенной со сцепным элементом на тягаче. Кроме того, указанное устройство предполагает изменение конструкции трактора и дышла полуприцепа.

Известно тягово-догрузочное устройство (RU 2096190 С1, B60D 1/00, 20.11.1997), обеспечивающее повышение эффективности использования транспортного и транспортно-технологического агрегатов и безопасности движения.

Недостатком указанного устройства является то, что на поворотах конструкция устройства допускает самопроизвольное изменение положения тяг навески и дышла полуприцепа, при этом невозможно передать часть веса полуприцепа на тягач, а также привод рабочих органов от вала отбора мощности содержит четыре карданных шарнира, что снижает надежность устройства. Кроме того, наличие промежуточной опоры для карданной передачи привода рабочих органов усложняет конструкцию устройства.

Известно навесное устройство (US 4272098 C1, B60D 7/00, 09.06.1981), обеспечивающее передачу части веса полуприцепа на трактор. Устройство содержит вертикальную ось, на которой шарнирно закреплено дышло полуприцепной платформы, горизонтальную ось, поперечно-горизонтальную ось, размещенную внутри базы трактора, четыре стойки, закрепленные попарно на задних концах двух продольных тяг, которые своими передними концами соединены с поперечно-горизонтальной осью.

В отличие от конструкции RU 2096190 С1, B60D 1/00, 20.11.1997, рассматриваемое техническое решение не допускает самопроизвольного опускания продольных тяг, а угол поворота трактора относительно полуприцепа в горизонтальной плоскости ограничивается элементами конструкции трактора и длиной его продольных тяг.

Рассматриваемое техническое решение предполагает коренные изменения в конструкции навески трактора и не предусматривает использование стандартных элементов навески. При агрегатировании с каким-либо другим сельскохозяйственным орудием кроме полуприцепа необходимо отсоединять все устройство и заменять его соответствующим, что ухудшает условия агрегатирования трактора с разнообразными сельскохозяйственными машинами. В случае, когда полуприцеп находится на горизонтальной поверхности, а трактор на подъеме, нижние продольные тяги могут столкнуться с осью задних колес трактора, т.е. имеется ограничение по возможности преодоления подъема. Однако следует отметить, что конструкция позволяет как на прямолинейном участке дороги, так и на поворотах передавать вертикальную нагрузку на поперечно-горизонтальную ось, не создавая поперечный опрокидывающий момент. Вес будет перераспределяться с передней оси на заднюю, тем самым ухудшая управляемость, особенно при разгоне, так как установить ось ближе к опорной поверхности не позволяет конструкция трактора.

Известно сцепное устройство, относящееся к транспорту, а именно к сцепным устройствам сочлененных транспортных средств (SU 1414662 А1, В60D 1/00, 07.08.1988). Оно способствует повышению эффективности работы путем обеспечения рационального распределения нагрузки по осям тягача при увеличении его сцепного веса и повышению устойчивости.

Описанное техническое решение вызовет ряд трудностей в эксплуатации, в частности управление гидроцилиндрами, агрегатирование полуприцепа с трактором, преодоление препятствий (выезд с грунтовой дороги на дорогу с твердым покрытием, где имеет место расположение дорог на разной высоте). Осуществление поворота будет усложняться, ввиду особенности конструкции трактора с ломающейся рамой. Низкое расположение дышла полуприцепа под трактором уменьшает дорожный и агротехнический просвет, кроме того, данное сцепное устройство может быть эффективным только с полуприцепами.

Известно тягово-догрузочное устройство (RU 2148499 С1, В60D 1/00, 10.05.2000). Устройство содержит шарнирно соединенный с тягами сцепной элемент, связанный с ответным элементом, установленным на дышле полуприцепа. Верхняя и нижние тяги соединены с тягачом посредством шарниров Гука, вертикальные оси вращения которых размещены на одной осевой линии на тягаче, а горизонтальные - на тягах. При этом верхняя тяга выполнена переменной длины и шарнирно соединена передним концом с горизонтальной осью шарнира Гука. Нижние тяги передними концами соединены с горизонтальной осью шарнира Гука посредством сферических шарниров. При этом верхняя и нижние тяги своими задними концами соединены также с помощью сферических шарниров со сцепным элементом. Устройство обеспечивает устранение самопроизвольного изменения положения тяг и дышла полуприцепа при изменении направления движения, постоянную передачу части веса полуприцепа на тягач во всех режимах транспортных или транспортно-технологических операций, упрощение конструкции и повышение надежности тягово-догрузочного устройства.

Устройство создает дополнительное усилие на нагруженное колесо при движении трактора поперек склона, увеличивая при этом угол наклона трактора относительно горизонтали.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение перегрузки нагруженного колеса, минимизация изменения угла наклона трактора, повышение надежности тягово-догрузочного устройства.

Это достигается тем, что соединение кронштейна с тягачом выполнено в виде подвижного крепления с возможностью перемещения этого кронштейна по салазкам в поперечной плоскости трактора.

На фиг.1 изображено тягово-догрузочное устройство, вид сбоку; на фиг.2 - вид агрегата сверху при повороте; на фиг.3 - вид тягово-догрузочного устройства сзади (элементы автосцепки не показаны).

Тягово-догрузочное устройство содержит сцепной элемент 1 в виде равнобедренного треугольника, который шарнирно соединен в трех точках с тягами, ответный элемент 2, который жестко закреплен на дышле полуприцепа. Устройство содержит также верхнюю подпружиненную тягу 3 переменной длины. Тяга 3 оснащена элементом подпружиненного телескопического соединения, что позволяет взаимно подпружинить задний и передний концы как на сжатие, так и на растяжение. Тяга 3 переменной длины шарнирно соединена с горизонтальной осью шарнира Гука 4, а со сцепным элементом посредствам сферического шарнира 5. Кроме того, устройство содержит две нижние тяги 6. На обоих концах тяг 6 установлены сферические шарниры 5, посредством которых тяги 6 передними концами соединены с горизонтальной осью шарнира Гука 7, а задними со сцепным элементом 1. Шарниры Гука 4 и 7 жестко закреплены на ползуне 8 с возможностью вращения вокруг своих вертикальных осей. Подвижное соединение образовано ползуном 8 и станиной 9 с возможностью перемещения ползуна 8 в поперечной плоскости трактора с помощью гидроцилиндра 10. Для свободного перемещения ползуна 8 по станине 9 в нем выполнена прорезь для хвостовика ВОМ. Станина 9 неподвижно соединена с кронштейном 11. Кронштейн 11 жестко закреплен на тягаче 12. Сцепной элемент 1 оснащен запорным устройством 13. Телескопическими раскосами 14 нижние тяги 6 соединены с рычагами 15 поворотного вала 16. Для привода поворотного вала 16 предусмотрен гидроцилиндр 17 навески тягача. Карданный вал 18 установлен для привода рабочих органов орудия. Он оснащен подвижным шлицевым соединением 19.

Устройство работает следующим образом. Для присоединения орудия тягач подводят к орудию и сцепной элемент 1 вводят в ответный элемент 2 путем подъема нижних тяг 6 гидроцилиндром 17 навески тягача. Одновременно соединяют элементы подвижного шлицевого соединения 19 карданного вала 18. Соединяют сцепной элемент 1 с ответным элементом 2 и фиксируют запорным устройством 13.

При приведении тягово-догрузочного устройства в действие золотник гидрораспределителя гидроцилиндра 17 навески тягача включают в позицию "плавающее". При необходимости увеличивают длину верхней тяги 3 переменной длины до тех пор, пока кузов полуприцепа займет горизонтальное положение относительно поверхности площадки, на которой производят агрегатирование. При этом часть веса полуприцепа через ответный элемент 2, сцепной элемент 1, верхнюю тягу 3 переменной длины, нижние тяги 6, шарниры Гука 4 и 7, кронштейн 11, ползун 8, станину 9 передают на тягач 12.

Поворот тягача относительно полуприцепа в горизонтальной плоскости осуществляют вращением нижних тяг 6 и верхней тяги переменной длины 3 вокруг вертикальных осей шарниров Гука 7 и 4.

При переезде сочлененного транспортного средства через препятствие изменение положения тягача относительно полуприцепа в продольно-вертикальной плоскости осуществляют за счет вращения нижних тяг 6 в сферических шарнирах 5, а также тяги переменой длины 3 вокруг горизонтальной оси шарнира Гука 4 и в сферическом шарнире 5. Подпружиненной в обоих направлениях верхней тягой 3 переменной длины гасят колебания, возникающие при качании полуприцепа.

При изменении положения полуприцепа относительно тягача в поперечно-вертикальной плоскости поворот сцепного 1 и ответного 2 элементов относительно тягача осуществляют вращением нижних тяг 6 в сферических шарнирах 5, а тяги 3 переменной длины - вокруг вертикальной оси шарнира Гука 4 и в сферическом шарнире 5.

При отсоединении орудия размыкают запорное устройство 13 и переключают золотник гидрораспределителя гидроцилиндра 17 навески тягача в позицию "опускание", опускают тяги, при этом дышло полуприцепа опускают на подставку, а сцепной элемент 1 выводят из зацепления с ответным элементом 2.

Использование тягово-догрузочного устройства позволит исключить отрицательное действие вертикальной силы, передаваемой от полуприцепа на трактор, в отношении перегрузки колес, нагружаемых при движении трактора поперек склона. Кроме того, это позволит перераспределить нагрузку между колес в поперечной плоскости трактора и обеспечить передачу части веса полуприцепа на базу тягача, не ухудшая его управляемости. Технический результат - обеспечение устойчивости хода трактора при движении поперек склона за счет смещения передаваемой части веса полуприцепа на тягач в сторону от оси симметрии трактора и повышение надежности тягово-догрузочного устройства.

Класс B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом

модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)
моторизированное транспортное средство для перевозки пассажиров, способное двигаться самостоятельно, а также шарнирно соединяться с другими транспортными средствами для образования автопоезда -  патент 2492094 (10.09.2013)
разъемное шарнирное соединение между двумя следующими друг за другом модулями автопоезда -  патент 2489269 (10.08.2013)
система буксировки транспортного средства на автостраде -  патент 2480345 (27.04.2013)
тягово-сцепное устройство (варианты) -  патент 2436700 (20.12.2011)
устройство для повышения проходимости боевых машин (варианты) -  патент 2431109 (10.10.2011)
дышло автоприцепа -  патент 2420420 (10.06.2011)
тягово-сцепное устройство транспортного средства -  патент 2374087 (27.11.2009)
сцепное устройство тягача -  патент 2330764 (10.08.2008)
Наверх