жидкое топливо

Классы МПК:C10L1/32 в виде угольно-нефтяных суспензий или водных эмульсий 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "ЭКОМАШ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-06-06
публикация патента:

Изобретение относится к жидкому топливу на основе фусов коксования каменных углей, которое характеризуется тем, что в состав его дополнительно входят полимеры, кислая смолка, смола, масла биохимустановок, а также прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой при следующем соотношении компонентов, мас.%: фусы 25-40; полимеры 21-38; кислая смолка 10-18; смола 3-12; масла биохимустановок 4-8; прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой 5-16. Представленное топливо не расслаивается при длительном хранении, а также транспортировке, при этом отсутствуют дополнительные затраты на разбавители и дополнительный помол. Также данное топливо обладает низкой себестоимостью, повышенной калорийностью и имеет в своем составе отходы производства, что позволяет их эффективно утилизировать. 2 табл.

Формула изобретения

Жидкое топливо на основе фусов коксования каменных углей, отличающееся тем, что в состав его дополнительно входят полимеры, кислая смолка, смола, масла биохимустановок, а также прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Фусы25-40
Полимеры21-38
Кислая смолка10-18
Смола3-12
Масла биохимустановок4-8
Прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой5-16

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к жидкому топливу из коксохимических отходов.

Известен способ получения жидкого топлива на основе фусов коксования каменных углей путем измельчения и перемешивания их в присутствии разбавителя, отличающийся тем, что процесс ведут в присутствии нейтрализованной кислой смолки от производства коксохимического сульфата аммония, измельчение фусов ведут по крупности частиц не более 30 мкм, в качестве разбавителя используют антраценовое масло или кубовые остатки от производства этилбензола [1].

Существенным недостатком данного способа является способность расслаиваться на жидкую и твердую фазы, вследствие чего топливо не может подвергаться длительному хранению и транспортировке, кроме того, при производстве необходимы дополнительные затраты на разбавители и дополнительный помол.

Известен также состав топлива [2], выбранный в качестве прототипа, на основе фусов, отличающийся тем, что, с целью получения высококачественного топлива, в его состав введены сточные воды нефтеперерабатывающего производства и тяжелое жидкое топливо, например смола, что оно состоит из 49-61 вес.% фусов, 10-15 вес.% сточных вод и 41-24 вес.% тяжелого жидкого топлива.

Существенными недостатками данного способа являются:

- низкая калорийность топлива из-за повышенного количества воды и высокой зольности топлива;

- невозможность длительного хранения топлива вследствие расслоения топлива (топливо не расслаивается на жидкую и твердую фазы всего лишь в течении 3 часов) не позволяет использовать его в качестве топлива при выплавке стали, а следовательно, и успешно утилизировать его;

- повышенное содержание тяжелого жидкого топлива - смолы существенно увеличивает себестоимость полученного топлива.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются: возможность длительного хранения и транспортировки топлива без расслаивания, отсутствие дополнительных затрат на разбавители и дополнительный помол, снижение себестоимости топлива, повышение его калорийности, эффективная утилизация отходов производства.

Для этого предлагается жидкое топливо на основе фусов коксования каменных углей, отличающееся тем, что в состав его дополнительно входят полимеры, кислая смолка, смола, масла биохимустановок, а также прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Фусы25-40
Полимеры21-38
Кислая смолка10-18
Смола3-12
Масла биохимустановок4-8
Прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой5-16

Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем.

Фусы, представляющие собой тяжелые остатки каменноугольной смолы, содержащие 40-50% угольной и коксовой пыли, выносимой газом из коксовых печей, вводятся в состав топлива как основная неутилизируемая часть коксохимических отходов, причем при использовании менее 25% утилизация основных отходов коксохимического производства в полном объеме невозможна, а при увеличении более 40% невозможно получение топлива с требуемой его теплотой сгорания.

Полимеры - отходы установки регенерации поглотительного масла представляющие собой смесь углеводородов, получаемых при регенерации поглотительного масла, при 80-100°С - жидкий продукт, серы - 3,0-6,0%; нафталина - 5,0- 7,5%; нерастворимые в толуоле - 6,6-9,1%; влажность - 1-15%; зольность - 0,1-3,0%, вводятся в состав топлива как разбавитель, причем при использовании менее 21% невозможно получение топлива с требуемой его теплотой сгорания, а при увеличении более 38% невозможно получение топлива, способного не расслаиваться длительное время.

Масла биохимустановок - водная эмульсия каменноугольных масел с присутствием шламов, нафталина и каменноугольной смолы вводится в состав топлива как необходимая добавка для исключения сброса данного продукта в окружающую среду, причем при использовании менее 4% невозможно эффективно утилизировать данный продукт, а при увеличении более 8% невозможно получение топлива требуемых характеристик.

Смола - сложная смесь ароматических соединений: фенолов, нафталина, антрацена, карбазола, фенантрена, флуарена, пиридина и др. вводится в состав топлива как связующее, причем при использовании менее 3% невозможно получение топлива требуемой вязкости, а при увеличении более 12% эффективность его использования резко снижается.

Кислая смолка - остатки конденсации легкой смолы из коксового газа и продукты полимеризации непредельных соединений, присутствующих в коксовом газе, под действием серной кислоты в процессе очистки газа от аммиака также вводится в состав топлива как связующее, причем при использовании менее 10% невозможно получение топлива требуемой вязкости, а при увеличении более 18% возникает способность топлива к расслаиванию.

Прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой - неопределенные химические соединения в смеси с водой вводится в состав топлива как разбавитель, причем при использовании менее 5% эффект утилизации коксохимических отходов заметно снижается, а при увеличении более 16% способность топлива к расслаиванию резко возрастает.

Продукты отвала с маслами биохимустановок использовались для энергетических целей - в качестве топлива для мартеновских печей и ГРЭС. Отбор осуществляли по следующей схеме. Частично обезвоженный продукт, проходящий под сито 5 мм, представляющий собой смолистый продукт, перекачивали насосом. Далее в разогретом до 60-80°С состоянии жидкость фильтровали через сито 0,5 мм. Фракцию 5-0,5 мм принимали как «фусы», отфильтрованную под сито 0,5 мм жидкость принимали как «смола».

Далее фусы, смолу, прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой смешивали с полимерами, кислой смолкой, маслами биохимустановок собирали в цистерны и использовали в качестве топлива при выплавке стали в 420 тонных мартеновских печах и при топке котлов на ГРЭС.

В таблице 1 представлены составы жидкого топлива, использовавшиеся при выплавке стали и топке котлов.

Таблица 1
КомпонентыСостав жидкого топлива, %
№1№2 №3№4 №5№6№7
Фусы25 334027 313832
Полимеры37 352338 252130
Кислая смолка9 111410 161816
Смола9 61210 9310
Масла биохимустановок4 66 847 5
Прочие отходы коксохимического производства в смеси с водой16 957 15137

В таблице 2 представлены показатели жидкого топлива из представленных составов в таблице 1.

Таблица 2
№ состава жидкого топливаПоказатели
Время хранения, час Калорийность, ккал/кгСнижение себестоимости в мартеновских печах, %Снижение себестоимости на ГРЭС, %
1 7375006,0 8,1
278 74505,9 8,0
379 72005,5 7,6
472 73005,4 7,6
576 72505,7 7,8
672 72005,6 7,7
774 74005,8 7,8

Предлагаемое жидкое топливо позволило значительно уменьшить дополнительные затраты на разбавители и дополнительный помол, а также получить возможность подвергать данный вид топлива хранению не менее трех суток и транспортировке в связи с отсутствием способности к расслаиванию. Использование топлива при выплавке стали в мартеновских печах взамен мазута позволило снизить себестоимость на энергетические затраты на 5,7%, при использовании на ГРЭС на 7,8%, а также эффективно утилизировать отходы производства.

Источники информации

1. А.с. 514887, МПК7 С10L 1/32.

2. А.с. 345186, МПК7 С10L 1/00.

Класс C10L1/32 в виде угольно-нефтяных суспензий или водных эмульсий 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
способ растворения угля, биомассы и других твердых органических материалов в перегретой воде -  патент 2526254 (20.08.2014)
способ получения пневмо-угольного топлива (пут) -  патент 2517742 (27.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
устройство для переработки нефтеотходов -  патент 2497934 (10.11.2013)
мелкодисперсная эмульсия на основе воды и водонерастворимых веществ и способ ее получения -  патент 2489202 (10.08.2013)
способ получения топлива и устройство для его осуществления -  патент 2480513 (27.04.2013)
способ приготовления дисперсной водотопливной смеси и котельная установка с системами приготовления и сжигания указанной смеси -  патент 2468294 (27.11.2012)
способ получения топливной композиции для котельной -  патент 2461607 (20.09.2012)
топливная композиция для котельной -  патент 2461606 (20.09.2012)
Наверх