сцепное устройство тягача

Классы МПК:B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-02-12
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Охватывающий элемент соединен с дышлом прицепного звена. Открытая часть корпуса выполнена в виде усеченного конуса. Корпус имеет глухое цилиндрическое отверстие и жестко связан с охватывающим элементом. Наконечник дышла прицепного звена снабжен кольцевой проточкой и размещен в глухом цилиндрическом отверстии корпуса. На корпусе шарнирно установлены фиксаторы, взаимодействующие через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена. Поворотная рамка установлена шарнирно на оси фиксаторов. Пружины растяжения соединены одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой. На нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки. Стопор установлен на поворотной рамке и имеет подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт. Пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов. Кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов. Упорная скоба установлена на корпусе и ограничивает ход фиксаторов при их раскрытии. В корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом. Существенно облегчается соединение и рассоединение прицепа с тягачом и повышается надежность сцепки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. сцепное устройство тягача, патент № 2330764

сцепное устройство тягача, патент № 2330764 сцепное устройство тягача, патент № 2330764 сцепное устройство тягача, патент № 2330764 сцепное устройство тягача, патент № 2330764 сцепное устройство тягача, патент № 2330764

Формула изобретения

1. Сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, отличающееся тем, что оно снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, поворотной рамкой, установленной шарнирно на оси фиксаторов, пружинами растяжения, соединенными одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой, на нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки, стопором, установленным на поворотной рамке, имеющим подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт, причем пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов, а кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов, упорной скобой, установленной на корпусе и ограничивающей ход фиксаторов при их раскрытии, в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

3. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что корпус снабжен дренажными отверстиями.

4. Устройство по любому из пп.1 и 2 ,отличающееся тем, что стержень имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к устройствам для сцепления прицепа с тягачом.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее тяговый крюк и сцепную петлю. Сцепная петля укладывается в зев тягового крюка и удерживается в нем накидной защелкой. Последняя от проворачивания вокруг оси стопорится замком. Надежность сцепки обеспечивается шплинтом, соединяющим замок и накидную защелку в единое целое. Устойчивому положению защелки способствует пружина (см. Щукин М.М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Конструкция, теория и расчет - Л.: Машгиз, 1961, с.12-13, рис.4).

Недостатками данного тягово-сцепного устройства являются малая износостойкость вследствие больших зазоров в соединении тяговый крюк - сцепная петля, неудобство соединения и рассоединения тягача с прицепным звеном.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению (прототипом) является тягово-сцепное устройство тягача, содержащее прицепную скобу, связанную шарнирно цилиндрическими цапфами с задними шарнирами задних тяг, передние концы которых связаны с рамой тягача, охватывающий прицепную скобу элемент, жестко соединенный с дышлом прицепного звена и взаимодействующий своими поверхностями с упорами скобы. Упоры выполнены в виде сквозной выемки, образованной в скобе взаимно пересекающимися вертикальной плоскостью, перпендикулярной продольной оси симметрии скобы, и симметричными относительно продольной оси скобы цилиндрическими поверхностями с осями, проходящими через точки пересечения с вертикальной плоскостью, и радиусами радиальных сечений, равными длине вертикальной плоскости (см. патент РФ №2214925, М. кл. 7 В60D 1/00).

Основными недостатками тягово-сцепного устройства тягача являются неудобство соединения и рассоединения прицепа с тягачом из-за необходимости большой точности для соединения охватывающего элемента и дышла прицепного звена, недостаточная надежность сцепки за счет наличия разъемных соединений, работающих под несимметричной нагрузкой.

Задачей изобретения является облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом, повышение надежности сцепки.

Поставленная задача достигается тем, что сцепное устройство тягача, содержащее охватывающий элемент, соединенный с дышлом прицепного звена, снабжено корпусом, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса, имеющим глухое цилиндрическое отверстие и жестко связанным с охватывающим элементом, наконечником дышла прицепного звена, снабженным кольцевой проточкой и размещенным в глухом цилиндрическом отверстии корпуса, фиксаторами, шарнирно установленными на корпусе, взаимодействующими через поперечные прорези корпуса с кольцевой проточкой наконечника дышла прицепного звена, поворотной рамкой, установленной шарнирно на оси фиксаторов, пружинами растяжения, соединенными одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой, на нижнем фиксаторе выполнены упоры, ограничивающие угол поворота поворотной рамки, стопором, установленным на поворотной рамке, имеющим подвижный стержень, снабженный кольцом, пружину и штифт, причем пружина установлена с возможностью поджатия штифта к выемкам на торцах фиксаторов для исключения самопроизвольного раскрытия фиксаторов, а кольцо предназначено для передачи усилия для вывода штифта из выемки на торцах фиксаторов, упорной скобой, установленной на корпусе и ограничивающей ход фиксаторов при их раскрытии, при этом в корпусе выполнены сквозные отверстия для соединения с охватывающим элементом.

Кроме того, наконечник дышла прицепного звена и фиксаторы снабжены коническими направляющими частями.

Кроме того, корпус снабжен дренажными отверстиями.

Кроме того, стержень имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение.

Облегчение соединения и рассоединения прицепа с тягачом обеспечивается за счет того, что в корпусе сцепного устройства выполнено отверстие, в которое входит наконечник дышла прицепного звена с кольцевой проточкой, с возможностью удержания наконечника в корпусе при сведенных фиксаторах и свободного выхода из корпуса при разведении фиксаторов, повышенная надежность сцепки обеспечивается наличием стопора и выемки на торцах фиксаторов.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен главный вид на сцепное устройство тягача; на фиг.2 - вид сбоку фиг.1 с местными разрезами в вертикальной плоскости; на фиг.3 - вид сбоку фиг.1 с фиксаторами в раскрытом состоянии с местным разрезом в вертикальной плоскости; на фиг.4 - вид Б фиг.2 с местными разрезами в вертикальной плоскости; на фиг.5 - сечение А-А фиг.1.

Дополнительно на фиг.1 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов, на фиг.2 пунктирными линиями обозначены невидимые части корпуса, фиксаторов, стопора, поворотной рамки, кольца, стержня, пружины, штифта, наконечника дышла и глухого цилиндрического отверстия, на фиг.3 пунктирными линиями показаны невидимые части корпуса, стопора, поворотной рамки, кольца, стержня, пружины, штифта, на фиг.4 пунктирными линиями обозначены невидимые части фиксаторов, на фиг.5 пунктирными линиями показаны невидимые части наконечника дышла и глухого цилиндрического отверстия.

Сцепное устройство тягача содержит охватывающий элемент 1, соединенный с дышлом 2 прицепного звена, снабжено корпусом 3, открытая часть которого выполнена в виде усеченного конуса 4, имеющим глухое цилиндрическое отверстие 5 и жестко связанным с охватывающим элементом 1. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена снабжен кольцевой проточкой 7 и размещен в глухом цилиндрическом отверстии 5 корпуса 3. На корпусе 3 шарнирно установлены фиксаторы 8, взаимодействующие через поперечные прорези 9 корпуса 3 с кольцевой проточкой 7 наконечника 6 дышла прицепного звена. Поворотная рамка 10 установлена шарнирно на оси 11 фиксаторов 8. Пружины растяжения 12, соединенные одним концом с верхним фиксатором, а другим - с поворотной рамкой 10, на нижнем фиксаторе выполнены упоры 13, ограничивающие угол поворота поворотной рамки 10. Стопор 14 установлен на поворотной рамке 10 и имеет подвижный стержень 15, снабженный кольцом 16, пружину 17 и штифт 18. Пружина 17 поджимает штифт 18 к выемкам 19 на торцах фиксаторов 8, исключая самопроизвольное раскрытие фиксаторов 8, а кольцо 16 передает усилие для вывода штифта 18 из выемок 19 на торцах фиксаторов 8. На корпусе 3 установлена упорная скоба 20, ограничивающая ход фиксаторов 8 при их раскрытии. В корпусе 3 выполнены сквозные отверстия 21 для соединения с охватывающим элементом 1 и дренажные отверстия 22 для возможности очистки глухого цилиндрического отверстия 5 от загрязнений. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена и фиксаторы 8 снабжены коническими направляющими частями 23 и 24 соответственно, а стержень 15 имеет ступенчато изменяющееся по длине поперечное сечение для возможности его фиксации либо вдоль, либо поперек выемок 19 на торцах фиксаторов 8.

Сцепное устройство тягача работает следующим образом.

При движении тяговое усилие от тягача передается через отверстия 21 на корпус 3. Далее усилие передается через поперечные прорези 9 корпуса 3 и поверхности фиксаторов 8 на кольцевую проточку 7 наконечника 6 дышла прицепного звена и на дышло 2. При набегании прицепного звена на тягач усилие от прицепного звена передается на дышло 2, далее - на наконечник 6 дышла 2 прицепного звена. Наконечник 6 дышла 2 прицепного звена упирается стенками кольцевой проточки 7 в фиксаторы 8 и передает усилие от набегающего прицепного звена на корпус 3, который в свою очередь через отверстия 21 и охватывающий элемент 1 передает усилие на тягач.

При соединении сцепного устройства тягача с прицепным звеном наконечник 6 дышла прицепного звена направляется открытой частью корпуса 3 в виде усеченного конуса 4 в глухое цилиндрическое отверстие 5 корпуса 3. Наконечник 6 дышла прицепного звена проходит внутрь корпуса 3, взаимодействует своей конической направляющей частью 23 с конической направляющей частью 24 фиксаторов 8 и разжимает фиксаторы 8, стопор 14 предварительно открыт.Фиксаторы 8 под действием поворота поворотной рамки 10 сходятся, захватывают наконечник 6 дышла 2 прицепного звена и надежно удерживают его в этом положении при вхождении штифта 18 в выемки 19 на торцах фиксаторов 8, исключая самопроизвольное раскрытие фиксаторов 8.

Для рассоединения сцепного устройства тягача с прицепным звеном водитель воздействует на кольцо 16 стопора 14, выводит штифт 18 из выемок 19 на торцах фиксаторов 8, при этом поворачивая поворотную рамку 10, которая раздвигает фиксаторы 8, освобождая наконечник 6 дышла 2 прицепного звена.

Использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом обеспечивает облегчение соединения и рассоединения прицепного звена с тягачом, повышение надежности сцепки.

Класс B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом

модуль силового узла сцепного устройства и сцепное устройство с таким модулем (варианты) -  патент 2506173 (10.02.2014)
сцепное устройство тягача -  патент 2503552 (10.01.2014)
моторизированное транспортное средство для перевозки пассажиров, способное двигаться самостоятельно, а также шарнирно соединяться с другими транспортными средствами для образования автопоезда -  патент 2492094 (10.09.2013)
разъемное шарнирное соединение между двумя следующими друг за другом модулями автопоезда -  патент 2489269 (10.08.2013)
система буксировки транспортного средства на автостраде -  патент 2480345 (27.04.2013)
тягово-сцепное устройство (варианты) -  патент 2436700 (20.12.2011)
устройство для повышения проходимости боевых машин (варианты) -  патент 2431109 (10.10.2011)
дышло автоприцепа -  патент 2420420 (10.06.2011)
тягово-сцепное устройство транспортного средства -  патент 2374087 (27.11.2009)
тягово-догрузочное устройство -  патент 2332309 (27.08.2008)
Наверх