способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин
Классы МПК: | H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин H02G1/12 для удаления изоляции или брони с кабелей, например с их концов |
Автор(ы): | Мелешенко Виктор Николаевич (RU), Сорокина Лидия Ивановна (RU), Мирошниченко Артем Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Электротехнология" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-04-16 публикация патента:
20.07.2008 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к ремонту электрических машин, когда требуется удаление наружных слоев изоляции путем деполимеризации. Деполимеризацию термореактивного связующего изоляции электрических машин осуществляют обработкой изоляции в щелочном растворе, в который вводят димексид, при следующем соотношении компонентов, в вес.ч.: натр едкий технический - 10, димексид - 5, вода техническая - 85. Техническим результатом предложенного решения является сокращение длительности и трудоемкости технологического процесса, повышение уровня качества ремонтируемых электрических машин при снижении затрат на ремонт. 1 ил.
Формула изобретения
Способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин путем обработки ее в растворе натра едкого технического и воды технической, отличающийся тем, что в раствор натра едкого технического и воды технической вводят димексид при следующем соотношении компонентов, вес.ч.:
Натр едкий технический | 10 |
Димексид | 5 |
Вода техническая | 85 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии разрушения термореактивного связующего изоляции и может быть использовано при ремонте обмоток электрических машин.
Известен способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин, принятый за прототип (см. патент РФ № 2077104, Н02К 15/12, H02G 1/12, БИ № 10, 1977), основанный на обработке изоляции в щелочных растворах, которые содержат окислитель, например перманганат калия, при следующем соотношении вес.ч.: натр едкий 120, калия перманганат 30, вода 200.
Недостатки способа - длительность процесса, большие затраты на нагрев, отслоение только наружных слоев изоляции от поверхности железа, что в дальнейшем значительно увеличивает трудоемкость снятия изоляции, например с катушек электрических машин.
Задачей предлагаемого способа является сокращение длительности технологического процесса и его трудоемкости, повышение уровня качества ремонтируемых электрических машин, снижение затрат на ремонт машин.
Технический результат достигается тем, что способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин осуществляется путем обработки ее в растворе натра едкого технического и воды технической с введением в их раствор димексида при следующем соотношении компонентов, вес.ч.:
Натр едкий технический | 10 |
Димексид | 5 |
Вода техническая | 85. |
На чертеже представлена схема реализации способа деполимеризации.
Технологическая линия включает емкость 1 для приготовления рабочего раствора, емкость 2 для погружения в рабочий раствор узлов ремонтной электрической машины, емкость 3 для промывки узлов электрической машины в холодной воде со сливом в канализацию, насос 4 для перегонки рабочего раствора из емкости 1 в емкость 2 и наоборот.
Процесс деполимеризации изоляции и узлов электрических машин осуществляется следующим образом.
Статор 5 электрической машины устанавливают вертикально в емкость 2. Из емкости 1 рабочий раствор насосом 4 подают в емкость 2 в таком количестве, чтобы ремонтируемая обмотка электрической машины была покрыта рабочим раствором.
После окончания процесса деполимеризации статор 5 электрической машины вынимают из емкости 2 и устанавливают его в емкость 3, в которой он промывается холодной водой. После промывки статор вынимают из емкости 3 и извлекают обмотку, а вода из емкости 3 сливается в канализацию.
У извлеченных из статора электрической машины катушек снимают корпусную изоляцию, затем их повторно изолируют и укладывают в сердечник статора без дополнительного формообразования и замены витковой изоляции. После многократного использования рабочий раствор в емкости 2 нейтрализуется с замером рН и сливается в канализацию.
Скорость разрушения термореактивного связующего возрастает с повышением температуры. Наилучшие результаты получены при температуре рабочего раствора 85±5°С.
Димексид, обладая повышенной проникающей способностью, повышает проницаемость изоляции для щелочного раствора, позволяет сократить длительность технологического процесса разрушения изоляции в несколько раз. Длительность процесса подобрана таким образом, что происходит разрушение только корпусной изоляции катушек электрической машины, при этом витковая изоляция не разрушается, скрепление витков катушек остается прежним, что позволяет сохранить витковую изоляцию и форму катушек, не подвергая ее повторному изолированию и формообразованию.
Технологический процесс экологически чистый, рабочий раствор легко утилизируется, не вызывает разрушения изоляции пакета электротехнической стали, т.е. исключает ее распушение. Предложенный состав раствора не вызывает коррозии медного провода, стали, чугуна, алюминия.
Для приготовления рабочего раствора и промывки узлов электрической машины используется холодная вода, что позволяет снизить энергозатраты на проведение технологического процесса.
Проведено опробование предложенного способа при ремонте электрических машин с термореактивной изоляцией типа «Монолит-4».
Класс H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин
Класс H02G1/12 для удаления изоляции или брони с кабелей, например с их концов