способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин

Классы МПК:H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин
H02G1/12 для удаления изоляции или брони с кабелей, например с их концов
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Электротехнология" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-04-16
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к ремонту электрических машин, когда требуется удаление наружных слоев изоляции путем деполимеризации. Деполимеризацию термореактивного связующего изоляции электрических машин осуществляют обработкой изоляции в щелочном растворе, в который вводят димексид, при следующем соотношении компонентов, в вес.ч.: натр едкий технический - 10, димексид - 5, вода техническая - 85. Техническим результатом предложенного решения является сокращение длительности и трудоемкости технологического процесса, повышение уровня качества ремонтируемых электрических машин при снижении затрат на ремонт. 1 ил. способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических   машин, патент № 2329584

способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических   машин, патент № 2329584

Формула изобретения

Способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин путем обработки ее в растворе натра едкого технического и воды технической, отличающийся тем, что в раствор натра едкого технического и воды технической вводят димексид при следующем соотношении компонентов, вес.ч.:

Натр едкий технический 10
Димексид 5
Вода техническая 85

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии разрушения термореактивного связующего изоляции и может быть использовано при ремонте обмоток электрических машин.

Известен способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин, принятый за прототип (см. патент РФ № 2077104, Н02К 15/12, H02G 1/12, БИ № 10, 1977), основанный на обработке изоляции в щелочных растворах, которые содержат окислитель, например перманганат калия, при следующем соотношении вес.ч.: натр едкий 120, калия перманганат 30, вода 200.

Недостатки способа - длительность процесса, большие затраты на нагрев, отслоение только наружных слоев изоляции от поверхности железа, что в дальнейшем значительно увеличивает трудоемкость снятия изоляции, например с катушек электрических машин.

Задачей предлагаемого способа является сокращение длительности технологического процесса и его трудоемкости, повышение уровня качества ремонтируемых электрических машин, снижение затрат на ремонт машин.

Технический результат достигается тем, что способ деполимеризации термореактивного связующего изоляции электрических машин осуществляется путем обработки ее в растворе натра едкого технического и воды технической с введением в их раствор димексида при следующем соотношении компонентов, вес.ч.:

Натр едкий технический10
Димексид5
Вода техническая85.

На чертеже представлена схема реализации способа деполимеризации.

Технологическая линия включает емкость 1 для приготовления рабочего раствора, емкость 2 для погружения в рабочий раствор узлов ремонтной электрической машины, емкость 3 для промывки узлов электрической машины в холодной воде со сливом в канализацию, насос 4 для перегонки рабочего раствора из емкости 1 в емкость 2 и наоборот.

Процесс деполимеризации изоляции и узлов электрических машин осуществляется следующим образом.

Статор 5 электрической машины устанавливают вертикально в емкость 2. Из емкости 1 рабочий раствор насосом 4 подают в емкость 2 в таком количестве, чтобы ремонтируемая обмотка электрической машины была покрыта рабочим раствором.

После окончания процесса деполимеризации статор 5 электрической машины вынимают из емкости 2 и устанавливают его в емкость 3, в которой он промывается холодной водой. После промывки статор вынимают из емкости 3 и извлекают обмотку, а вода из емкости 3 сливается в канализацию.

У извлеченных из статора электрической машины катушек снимают корпусную изоляцию, затем их повторно изолируют и укладывают в сердечник статора без дополнительного формообразования и замены витковой изоляции. После многократного использования рабочий раствор в емкости 2 нейтрализуется с замером рН и сливается в канализацию.

Скорость разрушения термореактивного связующего возрастает с повышением температуры. Наилучшие результаты получены при температуре рабочего раствора 85±5°С.

Димексид, обладая повышенной проникающей способностью, повышает проницаемость изоляции для щелочного раствора, позволяет сократить длительность технологического процесса разрушения изоляции в несколько раз. Длительность процесса подобрана таким образом, что происходит разрушение только корпусной изоляции катушек электрической машины, при этом витковая изоляция не разрушается, скрепление витков катушек остается прежним, что позволяет сохранить витковую изоляцию и форму катушек, не подвергая ее повторному изолированию и формообразованию.

Технологический процесс экологически чистый, рабочий раствор легко утилизируется, не вызывает разрушения изоляции пакета электротехнической стали, т.е. исключает ее распушение. Предложенный состав раствора не вызывает коррозии медного провода, стали, чугуна, алюминия.

Для приготовления рабочего раствора и промывки узлов электрической машины используется холодная вода, что позволяет снизить энергозатраты на проведение технологического процесса.

Проведено опробование предложенного способа при ремонте электрических машин с термореактивной изоляцией типа «Монолит-4».

Класс H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин

способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора -  патент 2529012 (27.09.2014)
способ коррекции медленного раскачивания путем нагревания и быстрого охлаждения -  патент 2528620 (20.09.2014)
селективный способ сушки увлажненной или пропитанной изоляции обмоток якоря тяговых электрических машин инфракрасным излучением и устройство для его реализации -  патент 2525296 (10.08.2014)
способ определения коэффициента пропитки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин -  патент 2521439 (27.06.2014)
короткозамкнутый ротор -  патент 2518507 (10.06.2014)
способ контроля отверждения пропитанной изоляции обмоток электротехнических изделий -  патент 2516276 (20.05.2014)
способ изолировки пазов магнитных сердечников якорей электродвигателей -  патент 2516266 (20.05.2014)
способ струйной пропитки обмоток электрических машин -  патент 2516243 (20.05.2014)
постоянный магнит, способ его изготовления, и ротор и двигатель с внутренним постоянным магнитом(ipm) -  патент 2516005 (20.05.2014)
спектрально-осциллирующий способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин и устройство для его реализации -  патент 2515267 (10.05.2014)

Класс H02G1/12 для удаления изоляции или брони с кабелей, например с их концов

способ резки волоконно-оптического кабеля и устройство для реализации способа -  патент 2417495 (27.04.2011)
способ резки волоконно-оптического кабеля и устройство для реализации способа -  патент 2398332 (27.08.2010)
способ отделения изолирующей оболочки с проводов и жил силовых кабелей -  патент 2395144 (20.07.2010)
способ очистки проводов от изоляции и устройство для его осуществления -  патент 2389114 (10.05.2010)
устройство для разделки электрического кабеля в пластмассовой и/или металлической оболочке -  патент 2355568 (20.05.2009)
способ отделения металлической проволоки от полимерной оболочки -  патент 2348708 (10.03.2009)
устройство для разделки трехжильного круглого бронированного кабеля -  патент 2344530 (20.01.2009)
щипцы для снятия изоляции с автоматической подгонкой к различному сечению проводников -  патент 2337444 (27.10.2008)
инструмент для содействия отрезке проводников электрического кабеля точной длины -  патент 2334326 (20.09.2008)
автомат изготовления мотков провода -  патент 2280302 (20.07.2006)
Наверх