узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Классы МПК:F02C7/36 передача мощности между различными валами газотурбинной установки или между газотурбинной установкой и потребителем мощности
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-06-28
публикация патента:

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к соединению валов компрессора и турбины. Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит валы компрессора и турбины, соединенные между собой. В осевом направлении валы компрессора и турбины соединены через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца. На внутренних поверхностях валов компрессора и турбины выполнены бурты, ограничивающие осевое перемещение рессоры. Концевые участки последней выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра шлицев, а уплотнительные кольца размещены на этих концевых участках. Изобретение позволяет повысить точность изготовления рессоры и уменьшить дисбаланс узла соединения роторов компрессора и турбины в целом. 1 ил. узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного   двигателя, патент № 2328610

узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного   двигателя, патент № 2328610

Формула изобретения

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя, содержащий валы компрессора и турбины, соединенные между собой в осевом направлении через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца, отличающийся тем, что на внутренних поверхностях валов компрессора и турбины выполнены бурты, при этом осевое перемещение рессоры ограничено буртами валов компрессора и турбины, концевые участки рессоры выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра шлицев, а уплотнительные кольца размещены на этих концевых участках.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД), а именно к соединению валов компрессора и турбины.

Известен узел соединения роторов компрессора и турбины ГТД, содержащий валы компрессора и турбины, соединенные между собой в осевом направлении через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца (Ю.С.Елисеев и др. Технология эксплуатации, диагностики и ремонта ГТД, М., Высшая школа, 2002 г., стр.118, рис.3, 4).

Недостатком такой конструкции является расположение на цилиндрической поверхности рессоры двух поясков с канавками для уплотнительных колец и третьего цилиндрического пояска для упора гайки, фиксирующей осевое положение рессоры. Такое расположение поясков не дает возможности обрабатывать два ряда шлицев на концах рессоры с одного установа на станке, что вносит погрешности в изготовлении детали.

Задачей изобретения является повышение точности изготовления рессоры.

Указанная задача достигается тем, что в узле соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя, содержащем валы компрессора и турбины, соединенные между собой в осевом направлении через стяжную трубу, а в окружном направлении - через рессору, контактирующую с внутренними поверхностями валов компрессора и турбины через шлицевые соединения и уплотнительные кольца, на внутренних поверхностях валов компрессора и турбины выполнены бурты, при этом осевое перемещение рессоры ограничено буртами валов компрессора и турбины, концевые участки рессоры выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра шлицев, а уплотнительные кольца размещены на этих концевых участках.

Такое выполнение устройства позволяет при изготовлении рессоры производить обработку шлицев рессоры с одного установа на станке. Таким образом, повышается точность изготовления рессоры, что повышает надежность работы узла соединения роторов.

На чертеже показан продольный разрез узла соединения роторов компрессора и турбины ГТД.

Узел соединения роторов компрессора 1 и турбины 2 содержит вал компрессора 3, вал турбины 4, соединенные между собой в осевом направлении стяжной трубой 5. В окружном направлении вал компрессора 3 и вал турбины 4 соединены рессорой 6, контактирующей с внутренними поверхностями валов 3 и 4 через шлицевые соединения 7 и 8. Концевые участки рессоры 6 выполнены с диаметром, меньшим внутреннего диаметра 9 шлицев. На этих участках размещены уплотнительные кольца 10 и 11. На внутренних поверхностях валов компрессора 3 и турбины 4 выполнены бурты 12 и 13, ограничивающие осевое перемещение рессоры 6. При изготовлении рессоры появляется возможность обработки шлицев и концевых участков под уплотнительные кольца за один установ, что значительно повышает точность изготовления рессоры и уменьшает дисбаланс всего узла соединения.

Во время работы двигателя крутящий момент от ротора турбины 2 передается рессорой 6 к ротору компрессора 1 через шлицевые соединения 7 и 8. При этом осевое перемещение рессоры 6 ограничивается буртами 12 и 13.

Осуществление изобретения позволяет повысить точность изготовления рессоры, снизить уровень дисбаланса, вносимый рессорой, и повысить надежность узла соединения роторов компрессора и турбины и двигателя в целом.

Класс F02C7/36 передача мощности между различными валами газотурбинной установки или между газотурбинной установкой и потребителем мощности

планетарно-дифференциальный редуктор -  патент 2528236 (10.09.2014)
газотурбинный двигатель и способ разборки передней части конструкции газотурбинного двигателя -  патент 2522344 (10.07.2014)
узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя -  патент 2522233 (10.07.2014)
механизм привода пары воздушных винтов противоположного вращения посредством планетарной зубчатой передачи -  патент 2519531 (10.06.2014)
турбоблок -  патент 2518919 (10.06.2014)
газогенератор гтд -  патент 2487258 (10.07.2013)
газотурбинный двигатель со средствами приведения в движение зубчатых передач блока вспомогательного оборудования и способ монтажа такого двигателя -  патент 2476701 (27.02.2013)
устройство соединения двух вращающихся валов, в частности, в газотурбинном двигателе, и газотурбинный двигатель -  патент 2474709 (10.02.2013)
устройство содействия для переходных фаз разгона и торможения -  патент 2462607 (27.09.2012)
газотурбинная система, в которой в качестве топлива используют газ сталеплавильного завода -  патент 2446295 (27.03.2012)
Наверх