способ производства рельсовой стали
| Классы МПК: | C21C7/00 Обработка расплавленных ферросплавов, например стали, не отнесенная к группам 1/00 |
| Автор(ы): | Дерябин Анатолий Андреевич (RU), Могильный Виктор Васильевич (RU), Павлов Вячеслав Владимирович (RU), Годик Леонид Александрович (RU), Дементьев Валерий Петрович (RU), Горкавенко Виктор Васильевич (RU), Семенков Владислав Ефимович (RU), Берестов Евгений Юрьевич (RU) |
| Патентообладатель(и): | ОАО "Уральский институт металлов" (RU), ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU) |
| Приоритеты: |
подача заявки:
2006-08-24 публикация патента:
27.06.2008 |
Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству рельсовой стали. Способ включает выплавку стали в электропечи без раскисления металла и шлака, выпуск металла в ковш с отсечкой печного шлака. Металл продувают в ковше азотом и аргоном. Во время выпуска и продувки осуществляют присадку шлакообразующей смеси и ферросплавов, содержащих кремний и марганец. Затем производят микролегирование стали на установке «печь-ковш» ванадием. Далее сталь модифицируют ферросплавом, содержащим кремний, кальций, барий, в котором отношение бария к кальцию составляет 1,0-1,5, а их количество в составе ферросплава 150-300 г/т стали. Осуществляют продувку стали аргоном на установке «печь-ковш». Использование изобретения повышает пластические свойства рельсовой стали. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ производства рельсовой стали, включающий выплавку стали в электропечи без раскисления металла и шлака, выпуск металла в ковш с отсечкой печного шлака, продувку металла в ковше азотом и аргоном, присадку во время выпуска и продувки шлакообразующей смеси и ферросплавов, содержащих кремний и марганец, и микролегирование стали на установке "печь-ковш" ванадием, отличающийся тем, что после микролегирования стали на установке "печь-ковш" ванадием ее модифицируют ферросплавом, содержащим кремний, кальций, барий, в котором отношение бария к кальцию составляет 1,0-1,5, а их количество в составе ферросплава 150-300 г/т стали.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что на установке "печь-ковш" осуществляют продувку стали аргоном, при этом ванадий вводят в виде азотированного феррованадия для обеспечения необходимого содержания азота в стали.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к технологии производства стали, предназначенной для изготовления рельсов.
Известно, что эксплутационная стойкость железнодорожных рельсов зависит от физико-механических свойств металла и характера загрязненности их неметаллическими включениями.
Известен способ раскисления и модифицирования рельсовой стали ферросиликокальцием [1]. Этот способ позволяет получить в рельсах неметаллические включения силикатов сложного состава, которые менее вредны при их эксплуатации, чем строчки глинозема при раскислении стали алюминием. Недостатком способа является то, что его использование приводит к понижению ударной вязкости рельсов, что повышает их склонность к хрупкому разрушению, особенно при низких температурах.
Известно, что микролегирование рельсовой стали ванадием до 0,15% при содержании в ней 0,01-0,02% азота приводит к повышению ударной вязкости даже при -60°С [2], однако при этом снижаются пластические свойства металла.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому способу является способ производства рельсовой стали, включающий выплавку стали в электропечи без раскисления металла и шлака, выпуск металла в ковш с отсечкой печного шлака, продувку металла в ковше азотом и аргоном, присадку во время выпуска и продувки шлакообразующей смеси и ферросплавов, содержащих кремний и марганец, и микролегирование стали на установке «печь-ковш» ванадием [3]. Недостатком способа является то, что выплавляемая сталь имеет недостаточный уровень пластичности, что приводит к преждевременному образованию контактно-усталостных дефектов в период длительной эксплуатации рельсов.
Поставлена задача создать способ производства рельсовой стали, обеспечивающий повышение пластических свойств рельсов при сохранении требуемой прочности.
Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе производства рельсовой стали, включающем выплавку стали в электропечи без раскисления металла и шлака, выпуск металла в ковш с отсечкой печного шлака, продувку металла в ковше азотом и аргоном, присадку во время выпуска и продувки шлакообразующей смеси и ферросплавов, содержащих кремний и марганец, и микролегирование стали на установке «печь-ковш» ванадием, после микролегирования стали на установке «печь-ковш» ванадием ее модифицируют ферросплавом, содержащим кремний, кальций, барий, в котором отношение содержания бария к кальцию составляет 1,0-1,5, а их количество в составе ферросплава - 150-300 г/т стали. Для обеспечения необходимого содержания азота в стали при продувке ее аргоном на установке «печь-ковш» ванадий вводят в виде азотированного феррованадия.
Сущность заявляемого способа состоит в том, что повышение уровня пластичности рельсов, в частности значений относительного удлинения, относительного сужения и ударной вязкости, достигают за счет одновременного введения бария и кальция в сталь после микролегирования ее ванадием. При таких условиях обеспечивается высокий эффект модифицирования стали за счет изменения микростроения расплава и приближения его к равновесному состоянию. Именно такая последовательность введения ванадия, кальция и бария приводит к изменению условий кристаллизации стали, измельчению литой структуры и повышению пластических свойств твердого металла.
Сравнение физико-химических характеристик бария и кальция (атомный радиус, строение электронной оболочки, плотность, температуры плавления и испарения, давление насыщенных паров) позволяет предполагать, что барий должен проявлять себя при выплавке стали как более сильный модификатор. В то же время эквивалентный массовый расход бария на связывание и удаление кислорода и серы из стали, как следует из соотношения атомных масс бария и кальция, в 3,4 раза выше. Суммарное количество бария и кальция в пределах 150-300 г/т стали, вводимых на установке «печь-ковш», установлено экспериментально на основании результатов промышленных испытаний предложенного способа и определения физико-механических свойств полученных рельсов.
Нижний предел по количеству вводимого бария и кальция определяется началом заметного проявления эффекта повышения пластичности стали. Верхний предел по количеству вводимого бария и кальция обусловлен ограничениями по регламентации количества образующихся сульфидов кальция, осложняющих процесс разливки стали вследствие зарастания разливочного стакана, и глобулярных оксидов, недеформирующихся при прокатке и создающих локальное напряженное состояние в металлической матрице около этих включений.
При указанных ограничениях суммарного количества вводимого бария и кальция должно соблюдаться соотношение в вводимом ферросплаве бария к кальцию в пределах 1,0-1,5. Это обусловлено тем, что при соотношении менее 1,0 эффект повышения пластичности металла проявляется недостаточно, а при соотношении более 1,5 эффект дальнейшего повышения пластичности рельсов практически отсутствует и снижается степень обессеривания стали.
Опытные плавки проводили в 100-тонных дуговых электросталеплавильных печах ЭСПЦ-2 с основной футеровкой на Новокузнецком металлургическом комбинате. Рельсовую сталь выплавляли без предварительного осадочного и диффузионного раскисления в печи, выпускали в ковш с отсечкой печного шлака, осуществляли продувку металла в ковше азотом и аргоном, по ходу выпуска вводили шлакообразующую смесь и часть ферросплавов. Другую их часть присаживали на установке "печь-ковш" во время продувки аргоном. Ванадий на опытных плавках, продуваемых аргоном, вводили в виде 50%-ного феррованадия и азотированного феррованадия для обеспечения необходимого содержания азота. После введения феррованадия вводили проволоку с наполнителем из ферросплава, содержащего 8,0% Ва и 7,8% Са. Средний суммарный расход бария и кальция на опытных плавках составил 272 г/т стали. На сравнительных плавках вводили проволоку с наполнителем из FeSiCa из расчета введения кальция в среднем 230 г/т стали.
Средние значения механических свойств, твердости и ударной вязкости рельсов из стали, выплавленной по предлагаемому способу и по способу-прототипу, применяемому в настоящее время на ОАО "НКМК", представлены в таблице.
Приведенные в таблице сравнительные средние данные для 10 опытных плавок показывают, что при одновременном введении бария и кальция в сталь, содержащую 0,07-0,15% ванадия, достигается эффект повышения пластичности металла, в частности относительного удлинения и относительного сужения, а также ударной вязкости при +20°С и -60°С.
Предлагаемый способ производства рельсовой стали может быть использован для выплавки стали, предназначенной для массового производства рельсов различного назначения с целью повышения их пластичности и эксплутационной стойкости.
Источники информации
1. Способ раскисления и легирования рельсовой стали. А.С. СССР №632736, кл. С21С 7/06.
2. Оптимизация химического состава стали и технологии производства рельсов низкотемпературной надежности. Сталь. 2005. №6, с 134-136.
3. Способ получения рельсовой стали. Патент РФ №2254380, кл. 7 С21С 7/00.
| Таблица | |||||||||
| Сравнение средних значений механических свойств, твердости и ударной вязкости рельсов опытных и сравнительных плавок по результатам приемосдаточных испытаний | |||||||||
| Вариант микролегирования и модифицирования стали | Содержание ванадия в стали, % | Количество плавок, шт. | Среднее количество вводимого модификатора, г/т | НВ, пкг | |||||
| Предлагаемый способ | 0,07-0,15 | 10 | 272 Са и Ва | 1280 | 920 | 13,25 | 37,20 | 369,0 | |
| Способ-прототип | Среднее за 2004 г | 230 Са | 1280 | 920 | 11,48 | 36,63 | 368,8 | | |
Класс C21C7/00 Обработка расплавленных ферросплавов, например стали, не отнесенная к группам 1/00
