способ снижения момента сопротивления электродвигателя при пуске в условиях низких температур

Классы МПК:H02P1/00 Устройства для пуска электродвигателей или электромашинных преобразователей
H02K5/16 средства для крепления подшипников, например изолирующая опора, средства для установки подшипника в щите
F16C39/00 Разгрузка подшипников
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ГОУ ВПО "Вологодский технический университет" (ВоГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в горной, металлургической и обогатительной промышленности. Техническим результатом является создание способа, облегчающего пуск двигателей большой мощности в тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при низких температурах. В способе снижения момента сопротивления перед запуском электродвигателя к его валу подводится специальный электромагнит переменного тока. По обмоткам электромагнита протекает переменный ток разных фаз, который создает переменное электромагнитное поле, воздействующее на вал двигателя, что приводит к его вибрации. Кроме этого из-за монолитности вала в нем появляются индукционные токи. Под действием вибрации вала и протекающих в нем индукционных токов происходит нагрев смазки, которая проникает в зазор между подпятником и валом. В результате этого трение между валом и подпятником устраняется. Это позволяет выбрать двигатель с меньшим пусковым моментом и, соответственно, меньшей мощности. 1 ил. способ снижения момента сопротивления электродвигателя при пуске   в условиях низких температур, патент № 2327277

способ снижения момента сопротивления электродвигателя при пуске   в условиях низких температур, патент № 2327277

Формула изобретения

Способ снижения момента сопротивления электродвигателя при пуске в условиях низких температур, отличающийся тем, что перед запуском к валу электродвигателя подводят специальный электромагнит переменного тока в виде двух полуколец из шихтованной стали, выполняющих роль магнитопровода, и двух обмоток переменного тока, расположенных на полукольцах, по которым пропускают переменный ток, возникающие при этом вибрация и индукционные токи разогревают смазку, которая проникает в зазор между валом и подпятником.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, горной металлургии, обогатительной промышленности, где применяются электродвигатели большой мощности, часто работающие в тяжелых эксплуатационных условиях при низких температурах.

Существуют способы пуска с помощью специальных полупроводниковых устройств [1], однако для мощных двигателей большой массы необходимо применение сложной пусковой аппаратуры.

Известны способы пуска при пониженном напряжении (реостатный, автотрансформаторный и т.д.), недостатком которых является снижение пускового момента, что не позволяет осуществлять запуск двигателя при низких температурах, когда момент сопротивления двигателя повышен [1].

Наиболее близким решением является метод прямого пуска электродвигателей [2], который заключается в непосредственном включении электродвигателя на номинальное напряжение. В условиях низких температур смазка густеет, сопротивление увеличивается, и для преодоления повышенного сопротивления требуется завышение мощности двигателя.

Задачей изобретения является создание способа, облегчающего пуск двигателей большой мощности в тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при низких температурах.

Поставленная задача решается тем, что перед запуском к валу электродвигателя подводят специальный электромагнит переменного тока, под действием которого возникает вибрация вала и индукционные токи в нем, вследствие чего смазка нагревается и проникает в зазор между валом и подпятником.

Сущность изобретения пояснена чертежом, на нем изображена функциональная схема устройства.

Устройство содержит электродвигатель 1, полукольца из шихтованной стали 2, обмотки переменного тока 3, вал 4, подпятник 5, смазка 6.

Способ заключается в следующем. Перед запуском электродвигателя 1 к его валу подводят специальный электромагнит переменного тока, который конструктивно представляет собой два полукольца из шихтованной стали, выполняющие роль магнитопровода 2, и две обмотки переменного тока 3, расположенные на полукольцах. По обмоткам электромагнита пропускают переменный ток разных фаз питающей сети, который создает переменное электромагнитное поле, воздействующее на вал двигателя, что приводит к его вибрации. Кроме этого, из-за монолитности вала в нем появляются индукционные токи.

Под действием вибрации вала 4 и протекающих в нем индукционных токов происходит нагрев смазки 6, которая проникает в зазор между подпятником и валом. В результате этого трение между валом 4 и подпятником 5 устраняется.

Это позволяет выбрать двигатель с меньшим пусковым моментом, и, соответственно, меньшей мощности.

После запуска электродвигателя напряжение с обмоток 3 снимают, полукольца разводят, вибрация прекращается и двигатель находится в рабочем режиме. Такой способ может быть использован для пуска двигателей различных типов и марок, работающих в условиях низких температур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Промышленная энергетика, журнал, 2002 г., №12.

2. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: Учебник для втузов. - М.: Энергоиздат, 1981. - 576 с.

Класс H02P1/00 Устройства для пуска электродвигателей или электромашинных преобразователей

стартер-генератор газотурбинного двигателя и способ его управления -  патент 2528950 (20.09.2014)
способ пуска асинхронного двигателя -  патент 2516255 (20.05.2014)
устройство для управления пуском и остановом асинхронного электродвигателя -  патент 2510125 (20.03.2014)
регулятор трехфазного тока -  патент 2500063 (27.11.2013)
способ пуска и бесщеточного возбуждения бесконтактной синхронной машины -  патент 2498491 (10.11.2013)
способ плавного пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором -  патент 2497267 (27.10.2013)
способ управления частотно-разгоняемым электроприводом -  патент 2496219 (20.10.2013)
контроллер для системы запуска нагрузки -  патент 2496218 (20.10.2013)
взрывобезопасный бесконтактный пускатель -  патент 2489794 (10.08.2013)
способ распределения мощности в многоуровневом преобразователе частоты для питания синхронных и асинхронных двигателей -  патент 2489791 (10.08.2013)

Класс H02K5/16 средства для крепления подшипников, например изолирующая опора, средства для установки подшипника в щите

Класс F16C39/00 Разгрузка подшипников

способ управления компрессорным элементом в винтовом компрессоре -  патент 2529759 (27.09.2014)
шарикоподшипник радиальный -  патент 2519105 (10.06.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
подшипниковое устройство (варианты) и подшипниковый кронштейн с магнитным радиальным и поддерживающим подшипниками для вращающейся машины (варианты) -  патент 2499167 (20.11.2013)
улавливающий подшипник для улавливания роторного вала машины -  патент 2494292 (27.09.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
радиальный подшипник на магнитной подвеске -  патент 2446324 (27.03.2012)
устройство разгрузки подшипников в энергетических машинах -  патент 2423628 (10.07.2011)
магнитный подшипник на высокотемпературных сверхпроводниках (варианты) -  патент 2413882 (10.03.2011)
способ герметизации зазора между двумя поверхностями из магнитопроводящего и немагнитного материала с помощью магнитной жидкости -  патент 2397380 (20.08.2010)
Наверх