способ измерения тока ротора синхронных генераторов с бесщеточным возбуждением

Классы МПК:H02K29/08 с использованием приборов, основанных на магнитном принципе действия, например датчиков Холла, магниторезисторов
G01R19/25 с использованием цифровой измерительной техники
G01R31/34 испытание электрических машин
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Попов Игорь Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-05-03
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в датчиках тока ротора для регулирования режимом возбуждения генератора, а также для диагностики состояния роторной обмотки. Технический результат состоит в возможности измерения тока ротора с разрешением по времени менее одного оборота ротора, получения сигнала, пропорционального току ротора, не зависящего от скорости вращения ротора, а также осциллограммы тока ротора генератора для анализа его спектра и диагностики состояния электрической цепи роторов генератора и возбудителя. Технический результат достигается за счет того, что в изоляционную прокладку между полустержнями токоподводов по оси вала ротора вставляют магниточувствительный элемент, вектор чувствительности которого перпендикулярен оси ротора. По сформированному магниточувствительным элементом электрическому сигналу, пропорциональному току ротора, производят расчет тока ротора. 3 з.п. ф-лы, 1 ил. способ измерения тока ротора синхронных генераторов с бесщеточным   возбуждением, патент № 2327273

способ измерения тока ротора синхронных генераторов с бесщеточным   возбуждением, патент № 2327273

Формула изобретения

1. Способ измерения тока ротора синхронных генераторов с бесщеточным возбуждением с полустержнями токоподводов в центральном отверстии ротора, между которыми по оси ротора размещена изоляционная прокладка, в которой установлен магниточувствительный элемент, вектор чувствительности которого перпендикулярен оси так, что магниточувствительный элемент формирует электрический сигнал, пропорциональный току ротора с разрешением по времени, ограниченным частотной характеристикой аналого-цифрового преобразователя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что аналого-цифровой преобразователь располагают в центральном отверстии ротора.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что сигнал тока ротора в цифровом виде передают по скользящему контакту через щеточный аппарат или по бесконтактному оптическому или радиоканалу.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в качестве магниточувствительного элемента используют датчик Холла.

Описание изобретения к патенту

Область применения

Изобретение может быть использовано в датчиках тока ротора для регулирования режимом возбуждения генератора, также для диагностики состояния роторной обмотки [Н02К 13/00, Н02К 13/10].

Уровень техники

Бесщеточный возбудитель состоит из синхронного генератора обращенного типа и диодного вращающегося выпрямителя. Конструктивно якорь обращенного генератора размещен на одном валу с выпрямительным узлом, собранным по мостовой схеме. Электроды вентилей со стороны постоянного тока электрически соединены с токоподводом, расположенным в центральном отверстии вала.

Токоподвод состоит из двух медных полустержней (положительной и отрицательной полярности), изолированных друг от друга межстержневой стеклотекстолитовой прокладкой.

Для контроля напряжения возбуждения на валу ротора возбудителя установлены контактные кольца, электрически соединенные с полустержнями токоподвода в центральном отверстии вала ротора, и комплект щеток.

Особенности конструкции бесщеточного возбудителя усложняют задачу точного измерения тока ротора.

Известны способы расчета тока ротора из его зависимости от напряжения возбуждения, частоты вращения и других факторов [1, 2]. Основным недостатком данного способа, как и всякого косвенного метода, является зависимость от точности математической модели и точности коэффициентов, измеренных при специальных экспериментах.

На эксплуатируемых генераторах с бесщеточной системой возбуждения (БСВ) контроль тока ротора производится с помощью индукционных датчиков [3]. Датчик представляет собой индукционную катушку с разомкнутым сердечником, установленную с зазором в несколько миллиметров вблизи поверхности вала ротора, по которой проходят токонесущие шпильки выпрямленного тока от возбудителя.

Формирование сигнала во всех системах контроля тока ротора, основанных на неподвижных индукционных датчиках, основано на законе электромагнитной индукции.

Суть закона электромагнитной индукции заключается в том, что «ЭДС индукции в замкнутом контуре равна скорости изменения магнитного потока, пронизывающего контур», т.е.:

еi=-dФ/dt.

Напряжение в обмотке датчика зависит от скорости изменения магнитного потока в локальной зоне его чувствительности, ограниченной конструкцией его магнитопровода. Поэтому, при прохождении мимо датчика токоведущей шпильки с постоянным током, в датчике формируется синусообразный сигнал (два последовательных импульса противоположной полярности). Так как регистрируемый сигнал представляет собой производную магнитного потока по времени, получение информации о токе в конкретной токоведущей шпильке сводится к интегрированию данного сигнала. Корректное вычисление интеграла до получения достоверного значения тока в шпильке невозможно виду многофакторности проходящих процессов. На показания индукционной системы влияют намагниченность вала ротора, изменения геометрии зазора вследствие тепловых расширений ротора турбоагрегата, малейшие изменения скорости вращения ротора и другие причины. Точно отградуировать чувствительность датчика по току в шпильке также невозможно, учитывая тот факт, что, строго говоря, ток в контролируемой шпильке не абсолютно постоянный, а представляет собой часть выпрямленной синусоиды. По указанным причинам регистрируемые сигналы датчиков могут достоверно использоваться только с целью детектирования наличия или отсутствия тока в токоведущих шпильках. Поэтому основным применением данного способа контроля является обнаружение дефектов в вентилях вращающегося выпрямителя.

Параллельное применение нескольких датчиков не создает возможности получения сигнала тока ротора с достоверностью, достаточной для целей автоматического регулирования. Задача анализа формы тока ротора при таком типе источника сигнала абсолютно не имеет основ для практической реализации.

Преимуществом и отличием заявленного изобретения от данного аналога является то, что в заявленном изобретении обеспечивается прямое измерение магнитного поля, создаваемого токопроводящими шинами, расположенными в центральном отверстии ротора, при этом регистрируемый первичным датчиком сигнал не зависит от частоты вращения, вибрационного состояния ротора, намагниченности магнитопроводов.

Размещение магниточувствительного элемента непосредственно в роторе полностью исключает зависимость регистрируемого сигнала от внешних факторов: вибрации, скорости вращения ротора и пр., а зависит от его расположения и ориентации относительно элементов ротора. Чувствительность датчика и может быть отградуирована перед установкой в ротор в независимом источнике магнитного поля, после чего датчик может использоваться для контроля абсолютного значения тока ротора в любой момент времени, то есть для анализа формы тока.

Технический результат данного изобретения состоит в возможности измерения тока ротора с разрешением по времени менее одного оборота ротора, получения сигнала, пропорционального току ротора, не зависящего от скорости вращения ротора, а также осциллограммы тока ротора генератора для анализа его спектра и диагностики состояния электрической цепи роторов генератора и возбудителя.

Краткое описание чертежей

На чертеже показано конструктивное расположение и ориентация магниточувствительного элемента, где 1 - вал ротора, 2, 3 - медные полустержни токоподвода, 4 - цилиндрическая изоляция, 5 - изоляционная прокладка, 6 - магниточувствительный датчик.

Сущность устройства

Заявляемый технический результат достигается за счет того, что в изоляционную прокладку между полустержнями токоподводов на оси вала ротора размещают магниточувствительный элемент, вектор чувствительности которого перпендикулярен оси ротора и параллелен плоскости изоляционной прокладки; по сформированному магниточувствительным элементом электрическому сигналу, пропорциональному току ротора с разрешением по времени, производят измерение тока ротора.

Усиление и аналого-цифровое преобразование сигнала осуществляют в электронном блоке, который располагают в центральном отверстии ротора.

Сигнал тока ротора в цифровом виде передают по скользящему контакту через щеточный аппарат или по бесконтактному оптическому или радиоканалу.

В качестве магниточувствительного элемента используют датчик Холла.

В изоляционную прокладку (5) (см. чертеж) между полустержнями токоподвода (2) и (3) на оси вала (1) ротора вставляют магниточувствительный элемент (6), например датчик Холла, вектор чувствительности которого перпендикулярен оси ротора и параллелен плоскости изоляционной прокладки.

При данном расположении и ориентации магниточувствительного элемента (6) магнитные поля тока обоих полустержней (2, 3) направлены в одном направлении и складываются. Магниточувствительный элемент (6) формирует электрический сигнал, пропорциональный току ротора с разрешением по времени, ограниченным частотной характеристикой преобразователя. Данный сигнал не зависит от скорости вращения ротора и других внешних факторов.

Усиление и аналого-цифровое преобразование сигнала осуществляется в электронном блоке, который располагают в центральном отверстии ротора. Электрическое питание может осуществляться с помощью дополнительных контактных колец или встроенного генератора переменного тока, выполненного в виде катушек, расположенных на роторе и неподвижных постоянных магнитов, расположенных в плоскости катушек.

Сигнал тока ротора в цифровом виде может передаваться как по скользящему контакту через щеточный аппарат, так и по бесконтактному оптическому или радиоканалу. По данному сигналу производят прямое измерение магнитного поля, создаваемого токопроводящими шинами, расположенными в центральном отверстии ротора, при этом регистрируемый первичным датчиком сигнал не зависит от частоты вращения, вибрационного состояния ротора, намагниченности магнитопроводов.

Один оборот - это 20 мс (для электросети с частотой в 50 Гц). Поскольку датчик производит измерения непрерывно, ограничения по скорости начинаются с момента, когда начинается преобразование сигнала в цифру и организация передачи его наружу.

Например, при скорости оцифровки АЦП, с частотой 250 кГц, за один оборот можно сделать 50000 измерений.

Несколько сложнее с передачей этих данных наружу. В зависимости от способа передачи она может быть различна. В принципе, можно организовать передачу данных и с такой же дискретностью, но она совершенно не нужна. Передавать сигнал со скоростью дискретизации 25 кГц (500 измерений на оборот) достаточно просто, например, используя схемотехнические решения, используемые при передаче звукового стереосигнала в бесконтактных наушниках для компьютера (частота дискретизации сигнала стереозвука - 44,1 кГц).

В результате обеспечивается возможность измерения тока ротора с разрешением по времени менее одного оборота ротора, получения сигнала, пропорционального току ротора, не зависящего от скорости вращения ротора, а также осциллограммы тока ротора генератора для анализа его спектра и диагностики состояния электрической цепи роторов генератора и возбудителя.

Первичная обработка сигнала должна проводиться в электронном блоке, расположенном внутри центрального отверстия вала ротора. При этом для усиления сигнала можно использовать резистивно управляемые усилители, например AD620, и программно управляемые усилители, например AD526. Оцифровка сигнала может осуществляться аналогоцифровым преобразователем, например AD7895. Управление АЦП, а также формирование сигнала в цифровом виде может осуществляться микропроцессором, например РIС16с74.

Возможно несколько способов выведения сигнала во внешние цепи управления, например, выведение сигнала через отдельные контактные кольца и токосъемные сигнальные щетки, аналогичные кольцам, предназначенным для измерения напряжения на обмотке ротора.

Также возможно выведение усиленного аналогового сигнала через измерительные контактные кольца и выведение сигнала тока в цифровом виде через измерительные кольца.

Также возможно выведение сигнала через контактные кольца и измерительные щетки, предназначенные для измерения напряжения в обмотке ротора с использованием изолированных высокочастотных трансформаторов, расположенных на сигнальных проводниках по обе стороны скользящего контакта и использующих участок измерительной цепи для передачи сигнала тока с высокочастотной несущей.

Выведение усиленного аналогового сигнала тока ротора возможно с применением амплитудно-частотной модуляции, а выведение сигнала тока ротора в цифровом виде возможно за счет применения частотно-импульсной модуляции.

Также возможно выведение сигнала тока ротора в цифровом виде бесконтактным образом через элементы, расположенные в торцевой области центрального отверстия вала.

Выведение цифрового сигнала тока ротора возможно осуществить, например, по оптическому каналу с помощью одного или нескольких параллельно включенных светодиодов, расположенного в торце центрального отверстия вала и фотодиода (фотодиодов), расположенного неподвижно в области светового пятна светодиода (светодиодов).

Выведение цифрового сигнала тока ротора по радиоканалу возможно осуществить посредством расположения передающего устройства или его антенны в торце центрального отверстия вала.

Источники информации

1. Поляков В.И. Измерение тока ротора генератора с бесщеточным возбуждением. Электрические станции, 2001, №2, с.59-61.

2. Патент 2011203 (РФ) Способ измерения тока ротора генератора с бесщеточным возбуждением.

3. United States Patent 4164705 Brushless exciter fault indicator system.

Класс H02K29/08 с использованием приборов, основанных на магнитном принципе действия, например датчиков Холла, магниторезисторов

бесконтактный электродвигатель постоянного тока -  патент 2442272 (10.02.2012)

бесконтактный электродвигатель постоянного тока -  патент 2426213 (10.08.2011)
бесконтактный электродвигатель постоянного тока -  патент 2420851 (10.06.2011)
привод токоразъединителя контактной сети железной дороги -  патент 2419908 (27.05.2011)
бесконтактный электродвигатель постоянного тока -  патент 2408127 (27.12.2010)
генератор двойного тока с компенсационной обмоткой -  патент 2396682 (10.08.2010)
электрический привод для транспортного средства -  патент 2374090 (27.11.2009)
датчик положения ротора электрического двигателя -  патент 2357348 (27.05.2009)
синхронный самозапускающийся электродвигатель -  патент 2342764 (27.12.2008)
способ получения сигнала обратной связи в структурах систем управления электроприводов с поддержанием потокосцепления электродвигателя -  патент 2314546 (10.01.2008)

Класс G01R19/25 с использованием цифровой измерительной техники

Класс G01R31/34 испытание электрических машин

устройство контроля работоспособности электродвигателя постоянного тока -  патент 2526500 (20.08.2014)
способ обнаружения витковых замыканий в обмотке вращающегося якоря коллекторной электрической машины с уравнительными соединениями -  патент 2523730 (20.07.2014)
стенд для исследования и испытания электроприводов -  патент 2521788 (10.07.2014)
способ и система мониторинга сигналов от вала вращающейся машины -  патент 2518597 (10.06.2014)
устройство контроля продолжительности контактирования элементов качения подшипникового узла электрической машины -  патент 2510562 (27.03.2014)
способ контроля качества пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2503116 (27.12.2013)
способ определения параметров асинхронного электродвигателя -  патент 2502079 (20.12.2013)
устройство для испытаний частотно-управляемого гребного электропривода системы электродвижения в условиях стенда -  патент 2498334 (10.11.2013)
способ согласования магнитопроводов ротора и якоря в двухмерных электрических машинах-генераторах -  патент 2496211 (20.10.2013)
способ диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность -  патент 2496115 (20.10.2013)
Наверх