устройство для шунтирования рельсовых цепей

Классы МПК:B61L3/02 на отдельных участках пути, например прерывистое управление 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Метровагонмаш" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-28
публикация патента:

Изобретение относится к средствам безопасности на железнодорожном транспорте. Устройство для шунтирования рельсовых цепей содержит опорные элементы, прикрепленные к раме тележки транспортного средства, соединенные между собой электрическим проводом щеточные узлы со щетками и подпружиненные рычажные системы подвешивания щеточных узлов. Каждый из щеточных узлов снабжен П-образным держателем. Каждая система подвешивания щеточных узлов снабжена П-образным кронштейном, соединенным с опорным элементом. Техническим результатом является повышение надежности шунтирования рельсовых цепей и повышение безопасности на железнодорожном транспорте. 4 з.п. ф-лы, 5 ил. устройство для шунтирования рельсовых цепей, патент № 2326783

устройство для шунтирования рельсовых цепей, патент № 2326783 устройство для шунтирования рельсовых цепей, патент № 2326783 устройство для шунтирования рельсовых цепей, патент № 2326783 устройство для шунтирования рельсовых цепей, патент № 2326783 устройство для шунтирования рельсовых цепей, патент № 2326783

Формула изобретения

1. Устройство для шунтирования рельсовых цепей, содержащее опорные элементы для присоединения к раме тележки транспортного средства, соединенные между собой щеточные узлы, имеющие держатели для щеток, и подпружиненные рычажные системы подвешивания щеточных узлов, включающие рычаги, отличающееся тем, что каждая рычажная система снабжена кронштейном, жестко соединенным с опорным элементом, и дополнительным рычагом, установленным параллельно упомянутому рычагу, причем оба рычага расположены в плоскости, перпендикулярной направлению рельса, и шарнирно соединены своими концами соответственно с кронштейном и держателем, при этом каждый щеточный узел снабжен дополнительной щеткой, закрепленной на держателе для щеток.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что кронштейн выполнен П-образным.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что держатель для щеток выполнен П-образным.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что каждая щетка, выполненная из отрезков стального троса, закреплена на щеке П-образного держателя с возможностью регулирования зазора между щеткой и рельсом.

5. Устройство по п.1 или 4, отличающееся тем, что щетки установлены параллельно друг другу и одна за другой по направлению рельсов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для шунтирования рельсовых цепей, в частности при эксплуатации рельсовых автобусов на малодеятельных участках железных дорог пригородного и межобластного сообщения.

Известна система предотвращения столкновения подвижного состава на станции (патент RU 2288855, МПК 8 B61L 23/34, 10.12.2006), содержащая локомотивные устройства автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН) и кодированные рельсовые цепи, которые обеспечивают при движении поезда по перегону, при приеме тех или иных кодовых сигналов, включение на локомотивном светофоре соответствующих сигнальных огней, при этом рельсовые цепи шунтируются колесными парами.

Однако при остановке транспортного средства на перегоне или при остановке на главном пути станции, или при остановке с применением экстренного торможения, или при работе на малодеятельных железнодорожных путях, где поверхность рельсов подвержена налету ржавчины, возможно нарушение шунтирования рельсовых цепей, что приводит к пропаданию сигналов кодов АЛСН и, следовательно, к снижению безопасности движения.

Для обеспечения надежной работы автоматических систем безопасности движения было предложено оснастить подвижной состав системой дополнительного шунтирования рельсовых цепей.

Известно устройство для шунтирования рельсовых цепей, содержащее опорные элементы для присоединения к раме тележки транспортного средства, соединенные между собой щеточные узлы, имеющие держатели для щеток, и подпружиненные рычажные системы подвешивания щеточных узлов, включающие рычаги (Механизация работ в хозяйстве электрификации и электроснабжения железных дорог, Москва, Трансиздат, 2006, с.206-207, рис.10.6.1).

Данное техническое решение является наиболее близким к заявленному изобретению по назначению и совокупности существенных признаков.

Однако известное устройство не обеспечивает необходимую надежность шунтирования рельсовых цепей из-за нарушения постоянного контакта щеточного узла с рельсами, что приводит к пропаданию сигналов кодов АЛСН и снижает безопасность движения.

Кроме того, при движении транспортного средства по стрелочным переводам, при пересечении рельсовых стыков, при движении в сторону, противоположную направлению работы рычажной системы шунтирующего устройства, возможно механическое повреждение последнего.

Техническим результатом при использовании изобретения является повышение надежности шунтирования рельсовых цепей и повышение безопасности на железнодорожном транспорте.

Заявленный технический результат достигается тем, что в устройстве для шунтирования рельсовых цепей, содержащем опорные элементы для присоединения к раме тележки транспортного средства, соединенные между собой щеточные узлы, имеющие держатели для щеток, и подпружиненные рычажные системы подвешивания щеточных узлов, включающие рычаги, согласно изобретению каждая рычажная система снабжена кронштейном, жестко соединенным с опорным элементом, и дополнительным рычагом, установленным параллельно упомянутому рычагу, причем оба рычага расположены в плоскости, перпендикулярной направлению рельса, и шарнирно соединены своими концами соответственно с кронштейном и держателем, при этом каждый щеточный узел снабжен дополнительной щеткой, закрепленной на держателе для щеток.

Кроме того, кронштейн и держатель имеют П-образную форму; каждая щетка, выполненная из отрезков стального троса, закреплена на соответствующей щеке П-образного держателя с возможностью регулирования зазора между щеткой и рельсом; щетки установлены параллельно друг другу и одна за другой по направлению рельсов.

Заявленное изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 изображено устройство для шунтирования рельсовых цепей, общий вид;

на фиг.2 - то же, вид А на фиг.1;

на фиг.3 - то же, вид Б на фиг.2;

на фиг.4 - то же, разрез В-В на фиг.3;

на фиг.5 - то же, разрез Г-Г на фиг.3.

Устройство для шунтирования рельсовых цепей (фиг.1) содержит опорные элементы 1 для присоединения к раме тележки транспортного средства, прикрепленные с обеих сторон к раме 2 тележки транспортного средства, щеточные узлы 3, каждый из которых содержит щетку 4 и дополнительную щетку 5 из отрезков стального троса 6. Каждый щеточный узел 3 снабжен П-образным держателем 7, на щеках которого закреплены щетки 4 и 5, установленные параллельно друг другу и одна за другой по направлению рельсов 12.

Устройство содержит подпружиненные рычажные системы подвешивания щеточных узлов 3 (фиг.3), каждая из которых содержит рычаг 8, дополнительный рычаг 9 и упорный винт 10 для ограничения перемещения щеточного узла 3 вниз при износе щеток 4 и 5. Каждая упомянутая система снабжена также П-образным кронштейном 11 (фиг.5), жестко соединенным с опорным элементом 1. Рычаги 8 и 9 установлены параллельно друг другу, расположены в вертикальной плоскости, перпендикулярной направлению рельса 12, и шарнирно соединены своими концами со щеками П-образных держателя 7 и кронштейна 11 через запрессованные в них оси 13 и втулки 14, для смазки которых в осях 13 установлены масленки 15. Каждый упорный винт 10 установлен на рычаге 8 с возможностью взаимодействия своим концом с дополнительным рычагом 9.

Каждая щетка 4 и 5 включает в себя пять отрезков стального троса 6, например, диаметром 16 мм, и закреплена на соответствующей щеке П-образного держателя 7 с возможностью регулирования зазора между щеткой и рельсом 12. Отрезки стального троса 6 уложены между пластинами-зажимами 16, которые в свою очередь зажаты (фиг.4) болтами 17 между планками 18 и 19. Планка 19 приварена к соответствующей щеке П-образного держателя 7. Пластины-зажимы 16 ограничивают зону раскручивания и деформации рабочей части щеток 4 и 5. Рычажная система содержит пружину 20 и регулировочный винт 21 для регулирования натяжения пружины. Щеточные узлы 3 соединены между собой электрическим проводом 22.

На каждую тележку транспортного средства устанавливают по два устройства для шунтирования рельсовых цепей. Располагаются они за первой тележкой и перед второй, благодаря чему снимается проблема неприема кодов АЛСН.

Шунтирующее устройство работает следующим образом.

Устройство для шунтирования рельсовых цепей посредством опорных кронштейнов 1 присоединяют к раме 2 тележки рельсового автобуса, имеющего малую нагрузку на ось. Щетки 4 и 5 обоих щеточных узлов 3 вводят в контакт с рельсами 12, образуя тем самым замкнутый электрический контур. При движении транспортного средства щетки 4 и 5 входят в контакт с головками рельсов 12 под действием веса рычагов 8 и 9 рычажной системы и усилия пружины 20, натяжение которой регулируют регулировочным винтом 21, при этом сигналы кодов рельсовых цепей передают в собственные автоматические системы локомотивной сигнализации (АЛСН). При движении тележка транспортного средства совершает вертикальные колебания относительно головок рельсов 12, при этом щеточный узел 3 совместно с рычагами 8 и 9 подпружиненной рычажной системы отслеживают колебания тележки относительно рельсов 12 и обеспечивают постоянный контакт щеток 4 и 5 с головками рельсов 12.

Кроме того, данное устройство успешно работает и при движении, например, по стрелочным переводам, при пересечении рельсовых стыков, при движении в противоположную сторону, при движении на малодеятельных участках железных дорог, когда возможность потери сигналов кодов на перегоне возрастает.

По мере износа щеток 4 и 5 производят работу по устранению возникшего при этом недопустимого зазора между головками рельсов 12 и концами щеток 4 и 5, перемещая вниз отрезки стального троса 6, уложенные между пластинами-зажимами 16.

Заявленное устройство для шунтирования рельсовых цепей в настоящее время успешно применяется при эксплуатации дизель-поездов на железной дороге.

Наверх