воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава

Классы МПК:B60T15/18 трехходовые и прочие ускорительные клапаны, обеспечивающие ступенчатое увеличение и снятие тормозного усилия путем соединения тормозных цилиндров и тп с источником повышенного или пониженного давления или с атмосферой, приводимые в действие изменением давления в магистралях 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):ЗАО НПЦ "ТОРМОЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-24
публикация патента:

Изобретение относится к области пневматических тормозных систем железнодорожного подвижного состава, в частности к воздухораспределителям. Воздухораспределитель состоит из главной и магистральной частей с двухкамерным резервуаром, содержащим в корпусе магистральной части подвижную перегородку, разделяющую магистральную и золотниковую камеры, в которой расположен плунжер, седло, внутри отверстия которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями, сообщающими магистральную, золотниковую камеры и промежуточную полость рабочей камеры. На наружном выступе седла находится дроссельное отверстие, сообщающее промежуточную полость рабочей камеры с рабочей камерой двухкамерного резервуара посредством канала. В канале установлен дополнительный дроссель в виде нескольких шайб с промежуточными камерами, способствующими уменьшению засоряемости отверстий дополнительного дросселя и такой проводимости указанных отверстий, чтобы вместе с проводимостью дроссельного отверстия седла сохранялась величина расхода газа при всех режимах работы воздухораспределителя. Достигается повышение надежности и ремонтопригодности за счет увеличения диаметра отверстий и имеющихся промежуточных камер, что приводит к уменьшению засоряемости отверстий дросселя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778

воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778

Формула изобретения

1. Воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, состоящий из главной и магистральной частей с двухкамерным резервуаром, содержащим в корпусе магистральной части подвижную перегородку, разделяющую магистральную и золотниковую камеры, в которой расположен плунжер, седло, внутри отверстия которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями, сообщающими магистральную, золотниковую камеры и промежуточную полость рабочей камеры, а на наружном выступе указанного седла находится дроссельное отверстие, сообщающее промежуточную полость рабочей камеры с рабочей камерой двухкамерного резервуара посредством канала, отличающийся тем, что в канале установлен дополнительный дроссель в виде нескольких шайб с промежуточными камерами, способствующими уменьшению засоряемости отверстий дополнительного дросселя и такой проводимостью указанных отверстий, чтобы вместе с проводимостью дроссельного отверстия седла сохранялась величина расхода газа при всех режимах работы воздухораспределителя.

2. Воздухораспределитель по п.1, отличающийся тем, что дополнительный дроссель установлен в канале между двумя частями корпуса магистральной части таким образом, что стенки дросселя служат направляющими при сборке.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к воздухораспределителю пневматической тормозной системы железнодорожного подвижного состава и может найти применение в системах для дросселирования газа.

Как пневматический прибор воздухораспределитель содержит каналы, камеры, как с диафрагмами, так и без, при этом некоторые из них могут быть подпружиненными, поршни и дроссельные пневмосопротивления в виде отверстий диаметром около 0,3-2 мм. Эти отверстия задействованы в той и иной мере во всех режимах работы тормозной системы, способствуя или выравниванию давлений в полостях, или выполнению последовательности изменения давлений в камерах воздухораспределителя (В.Г.Иноземцев, И.В.Абашкин, Тормозное и пневматическое оборудование подвижного состава. - М., 1984, с.114-123).

Основной недостаток используемых в этом приборе тормозной системы дроссельных отверстий обуславливается именно их малыми диаметрами. Воздух чаще всего недостаточно очищен от посторонних частиц, которые, задерживаясь в узких местах, могут полностью перекрыть отверстия и нарушить режим работы воздухораспределителя. Прочистить такие места при ремонте также довольно затруднительно, так как некоторые каналы стыкуются под прямым углом.

Известно техническое решение, в котором входные дроссельные отверстия плунжера магистральной части, сообщающие в процессе отпуска рабочую камеру с золотниковой и ускорительную полость с рабочей камерой, выполнены на разных расстояниях от торца хвостовика плунжера (А.с. №1341084, В60Т 15/18, от 18.04.86). Дополнительное дроссельное отверстие сообщает ускорительную полость с магистральной камерой. Диаметр этих отверстий не изменяется. Поэтому данному техническому решению присущи вышеуказанные недостатки. Наиболее близким техническим решением является воздухораспределитель с увеличенными дроссельными отверстиями (Пат. RU №2031025, В60Т 13/24, В60Т 15/18, от 16.06.1992). Увеличение дроссельных отверстий выполнено в строгой взаимосвязи между собой и в зависимости от уклона железнодорожного пути. Необходимая величина (диаметр d) дроссельных отверстий определяется расчетным путем исходя из времени протекания процессов торможения и отпуска с использованием известных выражений, представленных в виде:

d=2(v/tттвоздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 t1/2)1/2×Ф i(Pвоздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 ,воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 ), где V - объем резервуара;

t - время перетекания воздуха из одного объема в другой;

воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 - коэффициент расхода воздуха; Т - абсолютная температура воздуха;

Фi - символы, обозначающие различные функции, зависящие от переменных величин Р воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 и Рвоздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 (давлений на входе и после дросселя). Максимальный темп изменения давления определяется по преобразованному выражению величиной допустимых продольно-динамических усилий, действующих в короткосоставном поезде: t=Авоздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 Крвоздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 крIп/воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 вR, где А - коэффициент, учитывающий состояние поезда; Кр - расчетная сила нажатия тормозных колодок; воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 кр - коэффициент трения тормозных колодок; Iп - длина поезда; воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 в - скорость тормозной волны; R - величина продольно-динамических усилий.

Утверждается, что рассчитанные таким образом диаметры определенных дроссельных отверстий не нарушают последовательности протекания отдельных процессов, в совокупности составляющих торможение или отпуск, а ускоряют их темп в соответствии с крутизной спуска. Недостатком такого подхода является ограниченность диапазона, в котором можно расширить диаметр дроссельных отверстий и области применимости: только короткосоставной промышленный подвижной состав. Кроме того, данное решение приводит к изменению режимов работы воздухораспределителя, что является совсем нежелательным в некоторых случаях работы тормозного прибора. А повышение надежности и ремонтопригодности достигается здесь для узкого круга каналов сообщения камер.

Целью изобретения является повышение надежности и ремонтопригодности при сохранении характеристик тормозного прибора.

Цель достигается тем, что в воздухораспределителе тормозной системы подвижного состава, состоящем из главной и магистральной частей с двухкамерном резервуаром, содержащем в корпусе магистральной части подвижную перегородку с шайбами, разделяющую магистральную и золотниковую камеры, в которой расположен плунжер, седло, внутри отверстия которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями, сообщающими магистральную и золотниковую камеры, а на наружном выступе указанного седла находится дроссельное отверстие, сообщающее рабочую камеру магистральной части с рабочей камерой двухкамерного резервуара посредством канала, имеет в канале дроссель в виде нескольких шайб с промежуточными камерами и такой проводимостью отверстий, чтобы вместе с проводимостью дроссельного отверстия седла сохранялась величина расхода газа при всех режимах торможения.

Кроме того, дополнительный дроссель установлен в канале между двумя частями корпуса магистральной части таким образом, что стенки дросселя служат направляющими при сборке.

Установка дополнительного дросселя в канале перед основным позволяет сохранить общий расход газа при увеличении диаметра отдельного отверстия путем увеличения количества установленных в канале модулей с отверстиями. Это объясняется тем, что, как известно, в пневматике дроссели с малым (воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 10) отношением диаметра отверстия к длине относятся к турбулентным и для них возможна замена одного на несколько других последовательно сообщаемых. При этом, так как расход газа (G=v/t) сохраняется, необходимо вытекает условие сохранения эффективной площади последовательно установленных пневмосопротивлений. Это вытекает из того, что общий перепад давлений всех сопротивлений равен сумме перепадов на каждом: Р0-Pn=G 2/2воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 2воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 Fi -2 (давлений на входе (Р0) первого дросселя и после n-го дросселя (Рn), воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 - плотность газа, Fi - площадь i-го дроссельного отверстия), а присутствующая здесь сумма обратных квадратов площадей может быть записана посредством выражения для эффективной площади Fэ=(воздухораспределитель тормозной системы подвижного состава, патент № 2326778 F-2)-1/2. При требовании сохранения эффективной площади возможно варьирование или числа дроссельных отверстий при некотором заданном диаметре, или диаметра при заданном количестве пневмосопротивлений. (Залмансон Л.А. Проточные элементы пневматических приборов контроля и управления. - М.: Акад. наук, 1961, 294 с.).

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по доступным источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволило выявить совокупность существенных по отношению к заявляемому техническому результату отличительных признаков в заявленном устройстве, изложенных в формуле изобретения. Таким образом, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна".

Для проверки соответствия заявляемого изобретения требованию изобретательского уровня был проведен дополнительный анализ известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными, результаты которого показывают, что заявленное изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники. То есть заявленное изобретение соответствует критерию "изобретательский уровень".

На чертеже представлена магистральная часть воздухораспределителя, продольный разрез.

Магистральная часть содержит в корпусе 1, подвижную перегородку 2 с шайбами 3 и 4, разделяющую магистральную 5 и золотниковую камеры 6, в которой расположен плунжер 7, седло 8, внутри отверстия 9 которого расположена часть плунжера с дроссельными отверстиями 10, 11 и 12, сообщающими магистральную и золотниковую камеры, а на наружном выступе указанного седла находится дроссельное отверстие 13, сообщающее промежуточную полость рабочей камеры 14 магистральной части с рабочей камерой двухкамерного резервуара(не показана) посредством канала 15, имеет в канале дополнительный дроссель 16 с двумя шайбами 17 и 18 с отверстиями и промежуточными камерами 19.

Диаметры дроссельных отверстие рассчитывались в соответствии с приведенными выше выражениями для заданного числа n=3 и составили около 0,8 мм для каждого отверстия. При этом из-за малости длины дроссельной вставки не принималось во внимание изменение общей длина канала.

Устройство работает следующим образом. Воздух по каналу 15 через дроссель 16 отверстия в шайбах 17 и 18 проходит в рабочую камеру 14 через еще одно дроссельное отверстие 13. После прохождения всех отверстий газ поступает в входные отверстия 10, 11 и 12, плунжера 7 и далее в магистральную камеру. Потеря напора в дросселе происходит при деформации потока газа и вихреобразовании при внезапном сжатии и последующем расширении потока. Площади отверстий в шайбах 17 и 18 и объемы расширительных камер 19 и канала 15 обеспечивают сохранение массового расхода дросселируемого газа постоянным, т.е. дроссель работает на докритическом режиме, обеспечивая равную нагрузку на каждое отверстие. Дроссели приведенной конструкции могут быть установлены и в других каналах.

Проведенный эксперимент подтвердил изложенные выше соображения о сохранении режимов торможения воздухораспределителя при увеличенном количестве пневмосопротивлений. Технико-экономическая эффективность по надежности достигается за счет увеличения диаметра отверстий и имеющихся промежуточных камер, что приводит к уменьшению засоряемости отверстий дросселя, кроме того, стенки дополнительного дросселя могут являться дополнительными направляющими при сборке тормозного прибора. Кроме того, предложенное техническое решение способствует и повышению ремонтопригодности, так как позволяет совершать очистку через отверстия подходящего диаметра.

На указанный воздухораспределитель разработана техническая документация для выпуска и проведения испытаний опытной партии приборов.

Класс B60T15/18 трехходовые и прочие ускорительные клапаны, обеспечивающие ступенчатое увеличение и снятие тормозного усилия путем соединения тормозных цилиндров и тп с источником повышенного или пониженного давления или с атмосферой, приводимые в действие изменением давления в магистралях 

тормозная система рельсового транспортного средства -  патент 2514986 (10.05.2014)
способ торможения единицы подвижного состава -  патент 2514979 (10.05.2014)
тормозная система вагона -  патент 2510345 (27.03.2014)
тормозная система железнодорожного транспортного средства -  патент 2493034 (20.09.2013)
система тормозного оборудования подвижного состава -  патент 2442710 (20.02.2012)

тормозная система железнодорожного транспортного средства -  патент 2415037 (27.03.2011)
главная часть воздухораспределителя тормоза железнодорожного транспортного средства -  патент 2395416 (27.07.2010)
тормозная система железнодорожного транспортного средства -  патент 2391235 (10.06.2010)
режимный узел главной части воздухораспределителя тормоза подвижного состава -  патент 2390442 (27.05.2010)
магистральная часть воздухораспределителя тормоза железнодорожного транспортного средства -  патент 2381928 (20.02.2010)
Наверх