топливная композиция

Классы МПК:C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):ЗАО "Каспийская нефтеперерабатывающая компания" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-21
публикация патента:

Использование: при получении высокооктановых бензинов. Сущность изобретения: композиция в качестве антидетонационной присадки содержит 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцен в количестве 0,032-0,12 мас.%, предпочтительно в количестве до 0,042 мас.%. Технический результат: улучшение антидетонационных свойств. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения

1. Топливная композиция на основе бензина с добавлением антидетонационной присадки, отличающаяся тем, что в качестве антидетонационной присадки содержит 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцен в количестве 0,032-0,12 мас.%.

2. Топливная композиция на основе бензина по п.1, отличающаяся тем, что содержит присадку в количестве до 0,042 мас.%.

Описание изобретения к патенту

Данное изобретение относится к топливным композициям на основе бензинов с добавлением антидетонационных присадок и может быть использовано при приготовлении высокооктановых бензинов.

Известна топливная композиция на основе бензина, содержащая в качестве антидетонационной присадки тио-бис-(алкилфенол-феноляты) переходных металлов, например кобальта, железа (US 4536192, 20.08.1985, C10L 1/30).

Недостатком известной композиции является незначительное увеличение октанового числа основы, т.е. всего на 0,4-2 пункта.

Более близкой к предлагаемой топливной композиции по сущности и достигаемому результату является композиция на основе бензина, содержащего в качестве антидетонационной присадки ферроцен (Fc) и его алкилпроизводные с добавлением карбоновых кислот и их сложных эфиров, а также нелетучих полярных соединений (US 4525174, 25.06.1985, а также US 4525174, 24.04.1985, C10L 1/18).

Недостатком этой композиции является сложность приготовления и сложный состав химических продуктов, использование в больших количествах экологически вредных продуктов, а также возможность использования только при достаточно высоких октановых числах бензина и невозможность использования в низкооктановых бензинах.

Целью заявленного изобретения является расширение ассортимента используемых в качестве основы бензинов, а также обеспечение экологической безопасности.

Поставленная цель достигается топливной композицией на основе бензина с добавлением в качестве антидетонационной присадки 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена (МЖФПФ) в количестве 0,032-0,12 мас.%, предпочтительно до 0,042 мас.%.

Использование МЖФПФ в качестве антидетонационной присадки эффективно тем, что введение изоструктурного заместителя, содержащего алкилароматические радикалы, в формулу ферроцена, с одной стороны, за счет увеличения молекулярной массы самого соединения (421 ед.), позволяет снизить содержание железа почти в 2,5 раза по сравнению с ферроценом. В частности, в МЖФПФ, так же как и в ферроцене, содержится 56 ед. железа, но молекулярная масса ферроцена равна 186 ед., т.е. в 2,5 раза меньше.

С другой стороны, это дает возможность увеличить общий расход самого соединения для достижения цели, т.е. для увеличения октанового числа топлива.

При использовании больших количеств ферроцена возникают серьезные проблемы, связанные с отложением металла и его оксидов в камере сгорания, на поверхностях клапанов и свечах зажигания при сгорании топлива, что тем самым приводит к нарушению их работы, перегрузке и коррозии, поверхностному воспламенению и, в конечном счете, к ухудшению мощностных и экономических характеристик двигателя, преждевременному выходу его из строя.

Таким образом, при допустимой норме железа 37 мг/л возможно увеличение концентрации 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена почти в 2,5 раза.

Кроме этого, предложенная присадка может быть использована в бензинах с различным октановым числом, равным от 65 до 92.

Предложенная присадка обладает также отличной растворимостью в различных органических растворителях.

Способ получения 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена. К смеси 1,76 г (0,1 ммоль) ферроцена и 2,16 г (0,1 ммоль) ди-альфа-метилстирола, охлажденной до минус 13-15°С, в течение 20 мин добавляют Н 2SO4. Затем температуру смеси медленно поднимают до 25°С и перемешивают в течение 1 часа. Затем реакционную смесь выливают в 10%-ный водный раствор NaHCO 3 и экстрагируют петролейным эфиром (3х40 мл). Экстракт упаривают и получают 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцен с выходом 70,8% (считая на ферроцен). Брутто-формула С28 Н30Fe. Молекулярный вес 422. Т.плавления 68-69°С. Результаты элементного анализа: вычислено С - 79,6, Н - 7,1, Fe - 13,3; найдено С - 79,1, Н - 7,3, Fe - 13,6. Структурная формула синтезированного соединения С5Н 5FeC5Н4ССН 3(Ph)СН2С(Pb)(СН3 )2

Антидетонационная способность (преемственность) 4-метил-2,4-дифенилпентилферроцена и ферроцена в различных марках бензинов отражена в табл.1.

В табл.2 приведены оптимальные концентрации использования МЖФПФ для получения стандартных бензинов.

В табл.3 приведены результаты испытаний МЖФПФ.

В табл.4 приведены сравнительные характеристики ферроцена и МЖФПФ в различных марках бензина и органических растворителях.

Как видно из представленных результатов, МЖФПФ превосходит ферроцен по антидетонационным свойствам, почти в 8-40 раз лучше растворяется в бензинах и в 2-50 раз в органических растворителях.

Таблица 1

Преемственность Fe и МДФПФ к различным маркам бензинов
Марки бензиновКонцентрации при нижнем пределе допустимости, мас.% Концентрации при верхней пределе допустимости, мас.% Преемственность в %
нижний пределверхний предел
FeМДФПФ FeМДФПФFe МДФПФFeМДФПФ
Прямогонная Фракция 35-180°С с ОЧ 650,01240,0320 0,01860,0421 100100100 100
Стабильный газобензин с ОЧ 64 0,01500,0380 0,02200,036580 8658 84
Бензин А-80 0,02500,03900,0310 0,037088 503486
Бензин АИ-820,0310 0,04000,03700,0390 3289 3188
Бензин АИ-830,05500,0420 0,6800,0480 249228 92

Таблица 2

Оптимальная концентрация МДФПФ, используемая для получения стандартных марок бензинов
Марки бензинов Количество МДФПФ, мас.% Марки бензинов после добавления МДФПФ
1Прямогонный бензин с ОЧ 65 0,0420А-80
2Стабильный газобензин с ОЧ 64 0,0380А-80
3Бензин с ОЧ А-80 (ИМ) 0,0320АИ-82
4Бензин с ОЧ АИ-82 (ИМ) 0,0420АИ-85

Таблица 3

Результаты испытаний топливных антидетонационных присадок на основе моноалкилзамещенного ферроцена - 4-метил-2.4-дифенилпентилферроцена
Наименование показателяПрямогонная фракция 35-180°СБензин А-76 Бензин АИ-92
Исходный0,032% образец-1 исходный0,043% образец-2 исходный0,12% образец-3
Детонационная стойкость        
Октановое число по моторному методы 65,2       
Октановое число по исследовательскому методу-- --   
Фракционный состав:         
Температура начала перегонки, °С3432 292934 34
10% бензина перегоняется при температуре, °С5252 555572 72
50% бензина перегоняется при температуре, °С9595 105108115 117
90% бензина перегоняется при температуре, °С140 140105168 180180
конец кипения, С170170 200200 204204
остаток в колбе, об.%11 0,90,9 0,80,8
остаток и потери, об.%2,5 2,52,52,5 2,22,2
Давление насыщенных паров бензина мм рт.ст.585 580620 620420420
Кислотность мг КОН на 100 см 3 бензина0,05 0,050,070,07 0,030,03
Содержание фактических смол, мг на 100 см 32,12,1 2,42,4 1,91,9
Индукционный период, минвыше 900выше 900выше 900выше 900 выше 900выше 900
Испытания на медной пластинке выдерж.выдерж.выдерж. выдерж.выдерж. выдерж.
Механические примеси и вода отсутствиеотсутствие отсутствиеотсутствиеотсутстви отсутствие

Таблица 4

Сравнительная растворимость ферроцена и МДФПФ в различных марках бензинов и других растворителях, мас.%
Марки бензинов, бензиновые фракции, органические растворители МДФПФ Температуры растворения
FeМДФПФ 20°С40°С 60°С80°С
minmax minmaxFe МДФПФ,FeМДФПФ FeМДФПФ FeМДФПФ
Стабильный газобензин                
с ОЧ 6427 42135160 2714030 14233155 42160
с ОЧ 692744 16619527 16629171 3018844 195
Фракция прямогон.                 
бензина1725 17220517 17220185 2319825 205
с ОЧ 54 1725175 21017175 1918924 19825210
Бензин с ОЧ 7022 30220 25022220 2623028 24230220
Базовый бензин с ОЧ 76 2638350 42026350 2937536 39538350
Бензин с ОЧ 8031 44550 78031550 3464040 71044780
Бензин с ОЧ 8333 55780 89033780 4087048 89555890
Ацетон55 12012501530 55120120 1250     
Этанол25 39780890 2578039 890     
Изопропанол + 86%29 42675855 2967540 855     
воды2038 67085020 67038670      

Класс C10L1/30 содержащие элементы, не упомянутые в подгруппах  1/16

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способ повышения антидетонационных величин моторных топлив для карбюраторных и инжекторных двигателей из прямогонного бензина -  патент 2486231 (27.06.2013)
антидымная присадка -  патент 2472847 (20.01.2013)
антидымная присадка -  патент 2472844 (20.01.2013)
композиции смазочного масла и топливные композиции -  патент 2431637 (20.10.2011)
многофункциональная присадка к бензину -  патент 2427614 (27.08.2011)
присадка к топливу и смазочным материалам, содержащая борные эфиры алкилгидроксикарбоновых кислот -  патент 2395513 (27.07.2010)
способ работы кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей и топливная композиция для них -  патент 2386845 (20.04.2010)
топливная композиция, содержащая железо и марганец, для уменьшения засорения свечи зажигания -  патент 2355737 (20.05.2009)
присадка к моторному топливу, топливная композиция -  патент 2355736 (20.05.2009)
Наверх