смазочное масло для силовых турбин

Классы МПК:C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением
C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод
C10M137/10 тиопроизводные
C10N30/08 сопротивление экстремальным температурам
C10N40/12 газовые турбины
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Кузнецова Мария Васильевна (RU),
Хурумова Аида Федоровна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-07-21
публикация патента:

Использование: для силовых турбин, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установок (ГТУ). Сущность: масло содержит, в мас.%: продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана 0,1-1,5, сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат 10-40, 2,6-дитрет-бутилпаракрезол 0,5-5,0, трикрезилфосфат 1-5, бензотриазол 0,001-0,5, полиальфаолефиновое масло ПАОМ - до 100. Технический результат - улучшение термоокислительной стабильности масла при 225°С и термической стабильности при 250°С. 2 табл.

Формула изобретения

Смазочное масло для силовых турбин, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана при следующем соотношении компонентов, мас.%:

продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана 0,1-1,5
сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной 
карбоновой кислоты или диизооктилсебацинат 10,0-40,0
2,6 дитретбутилпаракрезол 0,5-5,0
трикрезилфосфат 1,0-5,0
бензотриазол 0,001-0,5
базовое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4до 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составу синтетических масел для силовых турбин марки ИПМ-10 и марки Петрим, эксплуатируемых в газотурбинных двигателях (ГТД) авиационной техники, авиаприводах газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электрогенераторных установках (ГТУ).

Требования, предъявляемые к маслам для указанных узлов эксплуатации:

- стабильные смазывающие свойства при минимальных температурах (ниже минус 55°С) и максимальных (выше 200°С) при режиме форсажа (взлет-посадка) в течение требуемого ресурса с многочисленными остановками.

Известен состав смазочного масла для силовых турбин [RU 2125084 C1, 1999], широко эксплуатируемого в дозвуковой авиации и газоперекачивающих агрегатах с рабочими температурами до 120°С, имеющее торговое наименование «Авиационное масло Мс-8п» Ост.38.01163-78 (изм.1-10), состава, мас.%:

2,6-дитретбутил паракрезол 0,7-1,0
ариловые эфиры фосфорной кислоты1,0-3,0
аминопроизводные антиокислительные присадки 0,1-0,5
бензотриазол 0,005-0,015
базовое масло (минеральное) остальное

Недостатком известного масла является его неудовлетворительная термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°С, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя.

Известно смазочное масло для силовых турбин [RU 2109800 С1, 1998] следующего состава, мас.%:

2,6-дитретбутил паракрезол 0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин 0,2-0,5
трикрезил фосфат или дифенил паратретбутил 
фенил фосфат1,0-3,0
бензотриазол0,005-0,1
базовое масло (нефтяное или синтетическое) остальное

Недостатком масла является неудовлетворительная термоокислительная стабильность при температуре выше 200°С, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию ГТД и авиаприводов ГПА.

Наиболее близким по составу и достигаемому техническому результату к предлагаемому смазочному маслу является смазочное масло для силовых турбин [RU 2185423 С1, 2002] следующего состава, мас.%:

термостабильный диизооктилсебацинат 10,0-15,0
2,6-дитретбутил паракрезол 0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин или 
смесь бутил-и-октилдифениламинов0,2-0,5
трикрезил фосфат или 
дифенилпаратрет-бутилфенилфосфат 1,0-3,0
бензотриазол 0,005-0,1
базовое масло (синтетическое 
полиальфаолефиновое)остальное

Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные эксплуатационные свойства: стабильность к окислению при 210°С и термическая стабильность при 250°С, которые не обеспечивают эксплуатационные параметры теплонапряженных ГТД современной авиационной техники 4-го и 5-го поколений.

Техническим результатом, на реализацию которого направлено заявленное смазочное масло, является улучшение его термоокислительной стабильности при 225°С и термической стабильности при 250°С.

Для достижения указанного технического результата заявленное смазочное масло, содержащее базовое полиальфаолефиновое масло, 2,6-дитретбутилпаракрезол, трикрезилфосфат, бензотриазол, дополнительно содержит сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты или диизооктиловый эфир себациновой кислоты и продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана.

Могут быть использованы эфиры триметилолпропана и карбоновых кислот, содержащих от 5 до 18 атомов углерода. Компоненты взяты в следующем соотношении, мас.%:

продукты реакции N-фенилбензоламина и  
2,4,4 триметилпентана 0,1-1,5
2,6-дитретбутилпаракрезол 0,5-5,0
трикрезилфосфат 1,0-5,0
бензотриазол 0,001-0,5
сложные эфиры триметилолпропана и одноосновной 
карбоновой кислоты или диизооктиловый эфир 
себациновой кислоты10,0-40,0
полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4до 100%

Использование сложных эфиров и химического соединения, полученного по реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, при эксплуатации масла улучшает термоокислительную стабильность при температуре 230°С и термическую стабильность при 250°.

Для приготовления составов смазочного масла использованы следующие ингредиенты:

- продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана, представляющие собой прозрачную бесцветную жидкость или жидкость светло-желтого цвета, с содержанием азота 4,2%, с плотностью при 20°С, равной 0,98 г/см3, температурой воспламенения выше 500°С, температурой кипения выше 300°С (испытания по СТП №002-2005) (аналитический метод КВС-108),

- трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76 (изм.1-4) - желтоватая прозрачная жидкость с температурой вспышки 240-244°С,

- 2,6-дитретбутилпаракрезол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 - белое кристаллическое вещество с температурой плавления 69,5-69,7°С,

- эфир карбоновой кислоты триметилопропана (Nycobase 8317 фирмы Nyco, Франция) с вязкостью при 100°С, равной 3,9-4,4 сСт, плотностью при 20° - 0,947-0,949, температурой вспышки в открытом тигле - 240°С при испытании по ISO 11014,

- диизооктиловый эфир себациновой кислоты по ТУ 6-06-11-88, с кислотным числом не более 0,14 кон/г, температурой воспламенения 400°С,

- синтетическое базовое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4 по ТУ 38.401.4070-98, полученное олигоизомеризацией смазочное масло для силовых турбин, патент № 2325434 -олефинов с температурой вспышки 216°С и температурой застывания ниже минус 60°С.

Технология приготовления предлагаемого масла включает следующие стадии:

1) дозирование компонентов

- продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана,

- трикрезилфосфат,

- 2,6-дитретбутилпаракрезол,

- эфир одноосновной карбоновой кислоты и триметилопропана или диизооктиловый эфир себациновой кислоты,

2) перемешивание базового масла при температуре 70-80°С до полного растворения,

3) фильтрация готового масла.

Для испытания были приготовлены образцы масла (табл.1).

Сравнительные данные, полученные при исследовании образцов предлагаемого масла и масла для силовых турбин по прототипу, приведены в табл.2.

Как видно из результатов, использование сочетания присадок в предлагаемом масле позволяет улучшить термоокислительную стабильность при 235°С и термическую стабильность при 250°С.

Применение такого масла обеспечит работоспособность, надежность 4-го и 5-го поколения теплонапряженных ГТД сверхзвуковой авиации.

Таблица 1
КомпонентыКоличественный состав. Масло, %
Пример 1 Пример 2Пример 3Пример 4Пример 5Пример 6
Продукты реакции N-фенилбензоламина и 2,4,4-триметилпентана0,1 0,31,00,5 1,21,5
Сложный эфир триметилолпропана и одноосновной карбоновой кислоты 10,0- 2,0-40 -
Диизооктиловый эфир себациновой кислоты-10 -25- 40
2,6-Дитретбутилпаракрезол 1,00,5 2,53,04,2 5,0
Трикрезилфосфат 1,52,01,0 3,55,03,0
Бензотриазол0,001 0,10,4 0,0050,30,5
Базовое синтетическое полиальфаолефиновое масло ПАОМ-4До 100 До 100До 100До 100 До 100До 100

Таблица 2
Наименование показателейМасло. Пример.
№1 №2№3№4 №5№6Прототип
1. Вязкость кинематическая, при 100°С, мм23,9 3,94,03,95 4,14,33,5
2. Термоокислительная стабильность при 230°С (ГОСТ 23797) в течение 50 часов          
Показатели после окисления:          
- кинематическая вязкость, мм /с:         
при 100°С 4,34,454,5 4,724,84,95 15,2
при минус 40°С 410042904350 44004500 4800Обильное
- кислотное число, мг КОН/г4,1 3,953,854,0 4,24,38осадкообразование
- массовая доля осадка 0,020,0250,0      
- коррозия масла на пластинках          
сталь ШХ-15 ОТСОТС ОТСОТСОТС ОТС+2,5
медь М-1 или М-20,0020,001 ОТСОТС ОТСОТС+13,5
алюминиевый сплав АК-4 ОТСОТСОТР ОТСОТСОТС +19,1
3. Термическая стабильность по методу Папок при 250°С, мин (ГОСТ 4953) 41,341,541,1 43,012,0 47,011,6

Класс C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением

стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
композиция смазочного масла, содержащая эпоксидированный сложный эфир и производное аспарагиновой кислоты -  патент 2455347 (10.07.2012)
металлоплакирующая многофункциональная композиция для моторных, трансмиссионных и индустриальных масел -  патент 2398010 (27.08.2010)
композиция смазочных материалов -  патент 2394876 (20.07.2010)
композиция смазочного масла и способ смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2394069 (10.07.2010)
полиалкенаминовая композиция, предназначенная в качестве присадки для топлива или смазочного материала, способ ее получения, состав топлива, состав смазочного материала и набор присадок, содержащий композицию, и применение композиции в качестве присадки для топливных составов или составов смазочных материалов -  патент 2337116 (27.10.2008)
смазочное масло для редукторов летательных аппаратов -  патент 2322481 (20.04.2008)
металлоплакирующая смазка -  патент 2311447 (27.11.2007)
ингибитор коррозии металлов и консервационное масло, его содержащее -  патент 2303081 (20.07.2007)

Класс C10M129/10 имеющие оксигруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод

Класс C10M137/10 тиопроизводные

Класс C10N30/08 сопротивление экстремальным температурам

высокотемпературная смазочная композиция -  патент 2517175 (27.05.2014)
применение ионных жидкостей для улучшения свойств смазочной композиции -  патент 2516705 (20.05.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
композиция смазки для редукторов и способ ее получения -  патент 2502791 (27.12.2013)
смесевые продукты базовых масел -  патент 2489478 (10.08.2013)
стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пластичная смазка -  патент 2473673 (27.01.2013)
смазочный материал с повышенной термостойкостью, обладающий ремонтно-восстановительными свойствами -  патент 2454451 (27.06.2012)
смазочная композиция синтетического гидравлического масла с повышенной пожаробезопасностью для авиационной техники -  патент 2452768 (10.06.2012)

Класс C10N40/12 газовые турбины

Наверх