устройство для обеспечения самовыхода торпеды

Классы МПК:F41F3/08 для морских торпед 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт морской теплотехники" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к области устройств для обеспечения самовыхода торпеды. Устройство включает в себя корпусные и хвостовую направляющие наделки, выполненные каждая из двух половин и являющиеся частью поворотной дуги бандажа, на боковых и нижней сторонах которого установлены в державках роликовые опоры, а на дугах бандажа хвостовой наделки с возможностью разворота установлено поршневое кольцо. Изобретение обеспечивает самовыход торпед (включая тепловые) из серийных подводных торпедных аппаратов большего калибра без дополнительных доработок аппаратов и допускает возможность при необходимости аварийного выброса торпеды. 2 ил. устройство для обеспечения самовыхода торпеды, патент № 2324885

устройство для обеспечения самовыхода торпеды, патент № 2324885 устройство для обеспечения самовыхода торпеды, патент № 2324885

Формула изобретения

Устройство для обеспечения самовыхода торпеды, состоящее из корпусных и хвостовой направляющих наделок, отличающееся тем, что наделки выполнены из двух половин, каждая из которых является частью поворотной дуги бандажа, на боковых и нижней сторонах которого установлены в державках роликовые опоры, а на дугах бандажа хвостовой наделки с возможностью разворота установлены половины поршневого кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для повышения скрытности атакующей подводной лодки в момент выстреливания торпедой.

Работам по снижению шумности механизмов и пусковых установок подводных лодок всегда уделялось большое внимание (см. «Особенности акустической защиты атомных подводных лодок ВМС США», В.Пархоменко, Ю.Пелевин, Зарубежное военное обозрение, №7, 1988 г.). Известны также работы в России (патент №99111775, F41F, 2001 г.) и за рубежом (№6568330, F42В, 2003 г.) по совершенствованию ракетно-торпедных пусковых установок.

Известны публикации в иностранной и отечественной литературе о доработках торпед и торпедных аппаратов для обеспечения самовыхода торпед с целью повышения скрытности атакующей подводной лодки, путем снижения шума выстрела при пневматическом или гидравлическом выталкивании торпеды. При этом во всех публикациях рекомендуется использовать торпедные аппараты большего калибра, чем калибр торпеды. Так, например, в подводной лодке США «Морской волк» установлены 8 аппаратов калибра 660 мм для использования путем самовыхода, с запуском торпедного двигателя в аппарате, торпед калибра 53 мм (см. «Российское общество и гибель АПЛ «Курск», Общественная инициатива, 2004 г., СПб.).

Рассматриваются следующие устройства для обеспечения самовыхода торпед:

- размещение в торпедном аппарате специальной съемной решетки с дорожками и вырезами под направляющие наделки торпеды меньшего, чем торпедный аппарат ,калибра;

- переоборудование аппарата с установкой в нем специальных дорожек;

- оснащение торпед увеличенными по высоте направляющими наделками.

Последнее устройство принято авторами за прототип изобретения.

Переоборудование торпедных аппаратов путем установки специальных направляющих или размещение в аппаратах съемных решеток требует значительных доработок аппаратов подводных лодок, находящихся в строю.

Кроме того, все перечисленные устройства, включая прототип, исключают возможность аварийного выброса торпеды путем ее выстреливания, при обнаружении каких-либо отказов в процессе самовыхода, не решают проблемы самовыхода торпед с тепловым двигателем, в условиях выхлопа в полость аппарата значительного объема газов от сгорания топлива.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение самовыхода торпеды, в том числе с тепловым двигателем, из серийного торпедного аппарата большего калибра без его переоборудования и возможность при необходимости аварийного выброса торпеды.

Указанная цель обеспечивается тем, что в устройстве, состоящем из увеличенных по высоте корпусных и хвостовой направляющих наделок, последние выполнены из двух половин, каждая из которых является частью поворотной дуги бандажа, на боковых и нижней сторонах которого установлены в державках роликовые опоры, а на дугах бандажа хвостовой наделки с возможностью разворота установлены половины поршневого кольца.

Перечисленные признаки обеспечивают при самовыходе направляемое движение торпеды в трубе торпедного аппарата, исключают попадание отработанных газов в область движителя, а также обеспечивают возможность аварийного выброса торпеды.

Устройство схематически изображено на фиг.1 и 2.

На фиг.1 изображена дуга бандажа корпусной направляющей наделки, половина которой (1) является частью дуги (3) хомута, на которой размещены в державках (4) роликовые опоры. Половины наделок в исходном состоянии стопорятся зажимом (2), а поворотные дуги хомута установлены на оси 5.

На фиг.2 изображена дуга бандажа хвостовой наделки (1), на которой установлены половины поршневого кольца (2), открывающегося только в сторону хвостовой оконечности торпеды - на чертеже не показаны.

Устройство функционирует следующим образом.

Хомуты, надетые на подготовленную к самовыходу торпеду, удерживаются от осевого перемещения торпедными наделками, входящими в пазы хомутов, и в исходном положении удерживаются стопором.

После запуска торпедного двигателя отработанный парогаз выводится в заднюю часть торпедного аппарата, туда же через насадку работающего движителя поступает поток воды. Поршневое кольцо препятствует обратному перетеканию воды и газа, вызывая повышение давления в полости аппарата за кольцом и создавая дополнительное усилие, выталкивающее торпеду. Стопоры, снятые при заряжании, не препятствуют раскрытию дуг хомутов и хомуты сходят с корпуса торпеды. Хвостовой хомут может быть выполнен заодно с отделяемыми элементами хвостовой части, что упростит его конструкцию. Учитывая, что выстрелы «самовыходом» производятся на малой, малошумной скорости ПЛ, возможность попадания хомутов в аппарат исключается. Для полного контроля выхода навесных элементов хомутов из ТА стопоры наделок можно связать с системой других отделяемых элементов хвостовой части.

Класс F41F3/08 для морских торпед 

пусковая установка для оружия типа торпеды -  патент 2502935 (27.12.2013)
воздушная система турбонасосной установки гидравлического торпедного аппарата -  патент 2483269 (27.05.2013)
транспортно-пусковой контейнер преимущественно для оружия типа торпеды -  патент 2393412 (27.06.2010)
корабельная пусковая система для оружия типа торпеды -  патент 2353886 (27.04.2009)
торпедный аппарат -  патент 2319101 (10.03.2008)
пусковая установка для оружия типа торпеды -  патент 2318174 (27.02.2008)
транспортно-пусковой контейнер преимущественно для оружия типа торпеды -  патент 2294510 (27.02.2007)
торпедный аппарат подводной лодки -  патент 2190820 (10.10.2002)
ракетно-торпедная пусковая установка -  патент 2170904 (20.07.2001)
ракетно-торпедная пусковая установка -  патент 2148773 (10.05.2000)
Наверх