навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд

Классы МПК:G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 
F17D5/06 с применением электрических или акустических средств
E21B47/02 определение наклона или направления
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Дочернее открытое акционерное общество (ДОАО) "Оргэнергогаз" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-03-06
публикация патента:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для проверки пространственного положения магистральных трубопроводов большой протяженности и привязки их продольной оси к топографическим или географическим картам. Устройство состоит из герметичного контейнера, эластичных манжет в передней и задней частях контейнера и содержит датчики пути, приборные узлы, закрепленные внутри корпуса, бортовой компьютер, накопитель для регистрации сигналов датчиков, аккумуляторные батареи и измерительный модуль, содержащий три ортогонально расположенных волоконно-оптических гироскопа и три ортогонально расположенных акселерометра. Измерительный модуль содержит три интегрирующих узла, многоканальный аналого-цифровой преобразователь и микроконтроллер. Каждый интегрирующий узел состоит из операционного усилителя, конденсатора, первого и второго резисторов, быстродействующего электромагнитного реле, с нормально разомкнутыми контактами. Сигнальные выходы волоконно-оптических гироскопов соединены со входами соответствующих интегрирующих операционных усилителей, параллельно интегрирующим конденсаторам которых подключены нормально разомкнутые контакты быстродействующих электромагнитных реле, управляемых от микроконтроллера, в который через аналого-цифровой преобразователь вводятся выходные сигналы интеграторов. При достижении напряжением одного из интеграторов заранее заданного напряжения происходит включение соединенного с этим интегратором реле, контакты которого замыкают обкладки конденсатора, и напряжение на конденсаторе падает до нуля. При нулевом напряжении на обкладках конденсатора микроконтроллер отключает реле. Двоично-кодированные значения напряжений, действующих на выходах интеграторов, датчиков ускорений, накапливаются в памяти микроконтроллера, а затем переписываются в память бортового компьютера для упаковки информации и переписи ее в бортовой накопитель данных. Накопленная информация переписывается в стационарную ЭВМ для анализа в лабораторных условиях. Техническим результатом является высокая чувствительность к малым значениям угловых скоростей поворотов движущегося в трубопроводе топографического снаряда, широкий диапазон допустимых угловых скоростей, с которыми внутритрубный снаряд-топограф может проходить продольные изгибы трубопровода, а также низкая чувствительность топографической аппаратуры к угловым вибрациям. 3 ил. навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

Формула изобретения

Устройство внутритрубной диагностики, состоящее из герметичного контейнера, эластичных манжет в передней и задней частях контейнера с датчиками пути и приборными узлами, закрепленными внутри корпуса с бортовым компьютером и накопителем данных для регистрации сигналов датчиков, аккумуляторными батареями и измерительным модулем, содержащим три ортогонально расположенных волоконно-оптических гироскопа и три ортогонально расположенных акселерометра, отличающееся тем, что в измерительный модуль введены первый, второй и третий интегрирующие узлы, многоканальный аналого-цифровой преобразователь и микроконтроллер, причем каждый интегрирующий узел состоит из операционного усилителя, конденсатора, первого и второго резисторов, быстродействующего электромагнитного реле, содержащего катушку и нормально разомкнутые контакты, при этом сигнальный выход соответствующего волоконно-оптического гироскопа соединен с первым выводом первого резистора соответствующего интегрирующего узла, второй вывод первого резистора соединен с инвертирующим входом соответствующего операционного усилителя, к выходу которого подключен первый вывод конденсатора, второй вывод которого подключен к инвертирующему входу этого же операционного усилителя и подключен к неподвижному контакту электромагнитного реле, подвижный контакт которого соединен с выходом этого же операционного усилителя, первый вывод катушки электромагнитного реле соединен с положительным выводом источника электропитания, а второй вывод катушки электромагнитного реле соединен с соответствующим выходом микроконтроллера, интерфейсные входы ввода данных которого соединены с соответствующими выходами многоканального аналого-цифрового преобразователя, входы управления которого соединены с соответствующими выходами микроконтроллера, а соответствующие аналоговые входы многоканального аналого-цифрового преобразователя соединены с выходами соответствующих акселерометров и датчиков температуры и с выходами соответствующих операционных усилителей соответствующих интегрирующих узлов, а неинвертирующие входы операционных усилителей интегрирующих узлов соединены с первым выводом соответствующего второго резистора, второй вывод которого соединен с общим выводом соответствующего волоконно-оптического гироскопа, причем шины управления и шина данных микроконтроллера соединены с соответствующими шинами бортового компьютера.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области неразрушающего контроля, в частности к устройствам для внутритрубной диагностики состояния нефте-, газо-, продуктопроводов и может быть использовано при мониторинге действующих газопроводов.

Известно «Устройство для определения и регистрации геометрических параметров трубопроводов» (Патент РФ 2102704), состоящее из герметичного контейнера, эластичных манжет, датчика пути, блока вычислений и управления, регистратора, батареи электропитания, трехкомпонентного гироскопического измерителя угловой скорости, трехкомпонентного измерителя кажущихся ускорений, подключенных к информационным входам блока вычислений, ультразвуковых измерителей радиальных расстояний, подключенных к блоку вычислений, причем центр тяжести контейнера смещен относительно продольной оси к боковой поверхности.

Недостатком известного устройства является требование обеспечения маятниковости (смещение центра тяжести относительно геометрического центра гермоконтейнера) для устранения вращения дефектоскопа вокруг продольной оси. Смещение центра тяжести аппарата относительно продольной оси придает аппарату маятниковость, приводящую к неравномерному износу опорных манжет и увеличивает затраты на обслуживание аппарата.

Наиболее близким аналогом (прототипом) к предлагаемому является «Навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд» (Патент РФ 2207512), содержащий герметичный контейнер, эластичные манжеты в передней и задней частях контейнера, датчики пути, приборные узлы, закрепленные внутри корпуса, блок электроники для регистрации сигналов датчиков, аккумуляторные батареи и измерительный модуль, содержащий три ортогонально расположенных волоконно-оптических гироскопа и три ортогонально расположенных акселерометра, причем корпус измерительного модуля соединен с контейнером средствами крепления через упругодемпфирующие элементы для сокращения влияния угловых колебаний и вибраций аппарата во время движения на точность оценки углов ориентации.

Недостатком известного устройства является сложность реализации амортизаторов и недостаточная эффективность подавления влияния угловых вибраций на значения регистрируемых углов ориентации снаряда, движущегося в полости трубопровода, а также узость диапазона регистрируемых угловых скоростей, особенно при использовании дешевых волоконно-оптических гироскопов (ВОГ) малой чувствительности, имеющих большие верхние пределы регистрируемых угловых скоростей, а также высокочувствительных ВОГ, имеющих низкие значения верхних регистрируемых угловых скоростей. При использовании датчиков угловых скоростей с узким диапазоном регистрируемых угловых скоростей, но с высокой чувствительностью, ДУС не позволяет производить регистрацию углов поворота на высоких угловых скоростях. Например, волоконно-оптический гироскоп ВГ951 производства ООО «Физоптика» обладает высокой чувствительностью, но диапазон преобразуемых им угловых скоростей равен ±80 град/с. Волоконно-оптический гироскоп ВГ949 имеет диапазон преобразуемых угловых скоростей ±300 град/с, но более низкую чувствительность, по сравнению с ВГ951. При движении в полости газопровода дефектоскоп может проходить повороты трубы с угловой скоростью до 200 град/с, а плавные изменения курса или наклона местности могут преодолеваться с угловой скоростью около 0,01 и менее градусов в секунду. Обеспечить перекрытие такого диапазона использованием сигналов, непосредственно снимаемых с выходов названных датчиков угловых скоростей, невозможно. Это одна из технических проблем, требующих решения при наличии экономических ограничений.

Цель изобретения - расширение диапазона рабочих угловых скоростей и уменьшение влияния угловых вибраций на работу устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве, состоящем из герметичного контейнера, эластичных манжет в передней и задней частях контейнера, содержащем датчики пути, приборные узлы, закрепленные внутри корпуса, бортовой компьютер, накопитель для регистрации сигналов датчиков, аккумуляторные батареи и измерительный модуль, содержащий три ортогонально расположенных волоконно-оптических гироскопа и три ортогонально расположенных акселерометра, в измерительный модуль введены первый, второй и третий интегрирующие узлы, многоканальный аналого-цифровой преобразователь и микроконтроллер, причем каждый интегрирующий узел состоит из операционного усилителя, конденсатора, первого и второго резисторов, быстродействующего электромагнитного реле, содержащего катушку и нормально разомкнутые контакты при этом сигнальный выход соответствующего волоконно-оптического гироскопа соединен с первым выводом первого резистора соответствующего интегрирующего узла, второй вывод первого резистора соединен с инвертирующим входом соответствующего операционного усилителя, к выходу которого подключен первый вывод соответствующего конденсатора, второй вывод которого подключен к инвертирующему входу этого же операционного усилителя и подключен к неподвижному контакту соответствующего электромагнитного реле, подвижный контакт которого соединен с выходом этого же операционного усилителя; первый вывод катушки электромагнитного реле соединен с положительным выводом источника электропитания, а второй вывод катушки электромагнитного реле соединен с соответствующим выходом микроконтроллера, интерфейсные входы ввода данных которого соединены с соответствующими выходами многоканального аналого-цифрового преобразователя, входы управления которого соединены с соответствующими выходами микроконтроллера, а соответствующие аналоговые входы многоканального аналого-цифрового преобразователя соединены с выходами соответствующих акселерометров и с выходами соответствующих операционных усилителей, соответствующих интегрирующих узлов, а неинвертирующие входы операционных усилителей интегрирующих узлов соединены с первыми выводами соответствующих вторых резисторов, вторые выводы которых соединены с общим выводом соответствующего волоконно-оптического гироскопа, причем шины управления и шина данных микроконтроллера соединены с соответствующими шинами бортового компьютера.

Рассматриваемый «Навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд» вызван практической необходимостью обеспечения высокоточной привязки к топографическим координатам местности положения продольной оси трубопровода, что особенно важно для мониторинга за газо-, нефте-, продуктопроводами высокого давления, проложенными в болотистой местности, по дну водоемов и в оползневой зоне, где смещение оси трубопровода на некоторые критические расстояния могут привести к повреждению труб и явиться причиной экологической катастрофы и больших финансовых потерь из-за утечки транспортируемого продукта, а также из-за затрат на борьбу с последствиями загрязнения местности нефтепродуктами или с последствиями пожара от воспламенившегося газа.

Изобретение поясняется чертежами: На Фиг.1 показан общий вид устройства. Функциональная схема измерительного модуля показана на Фиг.2. Координатные трехгранники, поясняющие ориентацию угловых скоростей и ускорений в системе, связанной с диагностическим аппаратом и в сопровождающей невращающейся горизонтальной системе показаны на Фиг.3.

Устройство состоит из герметичного корпуса 1, передней 2 и задней 3 эластичных манжет, колесного датчика пути 4, источника электропитания 5, первого 6.1, второго 6.2 и третьего 6.3 датчиков угловой скорости, первого 7.1, второго 7.2 и третьего 7.3 акселерометров, первого 8.1, второго 8.2 и третьего 8.3 интегрирующих узлов, многоканального аналого-цифрового преобразователя 9, микроконтроллера 10, бортового компьютера 11, накопителя данных 12. Трубопровод обозначен цифрой 13, газ показан стрелками 14.

Измерительный модуль (Фиг.2) включает в себя три волоконно-оптических датчика угловых скоростей 6.1, 6.2, 6.3, три акселерометра 7.1, 7.2, 7.3, три одинаковых интегратора 8.1, 8.2, 8.3, многоканальный аналого-цифровой преобразователь 9 и микроконтроллер 10. Интегратор (на примере интегратора 8.1) состоит из первого 8.1.1. резистора, второго 8.1.2 резистора, операционного усилителя 8.1.3, конденсатора 8.1.4, электромеханического реле с нормально разомкнутыми контактами 8.1.5 и с катушкой 8.1.6.

Работает устройство следующим образом.

Снаряд-топограф вводится в шлюзовую камеру (камеру для запуска очистных поршней) газопровода (трубопровода), не показанную на рисунке. Закрывается крышка камеры и камера заполняется газом. При давлении в камере около 0.5 МПа специальным реле (не показано) включается электропитание бортовой аппаратуры. После уравнивания давления в камере и в трубопроводе специалисты, обслуживающие линейную часть газопровода, открывают кран, отсекающий камеру запуска от линейной части газопровода, и переключают направление потока газа из компрессорной станции от входа в линейную трубу на подачу его в камеру запуска. Давление газа в камере запуска возрастает, и газ 14 начинает давить на переднюю манжету 2 снаряда, проталкивая его в трубу 13. После того как снаряд войдет в трубу 13 полностью задняя манжета 3 перекрывает сечение трубы, и газ перетекает через отверстия в задней манжете 3, продолжая давить на переднюю манжету 2, чем обеспечивается устойчивое движение снаряда в трубе, устраняя его возможные перекосы. Колесо датчика пути 4 прижимается к стенке трубы и катится по ее поверхности благодаря трению. Сигналы датчика пути 4 вводятся через гермоввод (на рисунке не показан) в полость герметичного контейнера 1 и подаются на соответствующий вход микроконтроллера 10. Сигналы датчика пути представляют собой импульсы, следующие после прохождения колесом по трубе заданного отрезка пути (2, 5, 10 или другое количество миллиметров). Обнаружив поступление очередного импульса от датчика пути 4, микроконтроллер 10 вычисляет значение пути и инициализирует программу сбора данных от датчиков через аналого-цифровой преобразователь 9. Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 9 настраивается на опрос источника сигнала, подключенного к его первому аналоговому входу. После завершения преобразования аналогового сигнала в двоичный код АЦП 9 по соответствующему проводу выдает инициализирующий бит на соответствующий вход микроконтроллера 10 и микроконтроллер 10 по соответствующим шинам вводит код из АЦП 9 в собственную память. После этого микроконтроллер 10 опрашивает остальные каналы АЦП 9, и информация от всех датчиков накапливается в памяти микроконтроллера 10. Накопленную информацию микроконтроллер 10 передает по соответствующим интерфейсным шинам в бортовой компьютер 11. После накопления определенного объема данных бортовой компьютер 11 уплотняет информацию и переписывает ее из собственной памяти в бортовой накопитель данных 12.

Если движение снаряда по трубе равномерное, то не наблюдается изменений ускорений. Если отсутствуют повороты снаряда, то отсутствуют сигналы от датчиков угловых скоростей. Однако на выходах датчиков линейных ускорений всегда присутствуют электрические сигналы, возникающие из-за действия силы Земного притяжения при произвольном положении снаряда в полости трубы. Негоризонтальность продольной оси трубы приводит к наклону продольной строительной оси (OX1) снаряда относительно горизонтальной поверхности земли. Ось чувствительности акселерометра 7.1 оказывается неперпендикулярной к вектору ускорения силы тяжести. Вектор g ускорения силы тяжести дает проекцию на ось чувствительности акселерометра 7.1, и на его выводах появляется электрический сигнал, пропорциональный синусу угла навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 наклона оси трубопровода относительно горизонтальной плоскости в инерциальных координатах Земли:

U7.1 =K7.1·W1=K 7.1·(g·sinнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +V'1),

где К 7.1 - коэффициент преобразования датчика ускорения 7.1,

V'1 - производная по времени от скорости вдоль оси OX1,

W 1 - ускорение направленное вдоль оси OX 1.

Оцифрованное значение напряжения, пропорционального ускорению W1, регистрируется в накопителе и может использоваться для оценки угла наклона продольной оси трубопровода.

На Фиг.2 видно, что акселерометры 7.2 и 7.3 ориентированы осями чувствительности вдоль строительных осей OX2 и ОХ3 (связанной подвижной системы координат OX1Х 2Х3). При вращении аппарата вокруг оси OX1 на выходах акселерометров 7.2 и 7.3 будут формироваться сигналы, связанные с углом навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 поворота вокруг оси ОХ1 в соответствии с выражением:

U7.2=K 7.2·W2=K7.2 ·(g·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 X3·Vx1 )+Uш2;

U7.37.3·W3=K 7.3·(g·sinнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 X2·Vx1 )+Uш3

Сигналы акселерометров 7.2 и 7.3 содержат компоненты, пропорциональные линейным ускорениям, направленным вдоль осей OX2 и ОХ 3 связанной системы. Эти сигналы несут информацию об угле крена навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 аппарата и могут быть использованы для оценки крена при анализе зарегистрированных аппаратом данных.

В процессе движения по трубопроводу в сигналах акселерометров появляются составляющие Uш2 и Uш3 , порождаемые вибрациями и ударами, ориентированными в разных направлениях, и температурными смещениями нуля. Сигналы с выходов акселерометров 7.2 и 7.3 поступают на соответствующие входы 5 и 6 АЦП 9, кодируются им и считываются микроконтроллером 10. Считывание информации происходит всякий раз, как только колесо одометра пройдет путь навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 S, определяемый конструкцией одометра. Одометр формирует инициализирующий импульс, поступающий на соответствующий вход микроконтроллера 10. Микроконтроллер производит запуск АЦП 9 и поочередно считывает из АЦП 9 кодированные сигналы всех датчиков, подключенных к аналоговым входам АЦП.

Датчики угловых скоростей 6.1, 6.2, 6.3 ориентированы (Фиг.2) осями чувствительности вдоль осей связанной с объектом подвижной ортогональной системы OX 1, OX2, ОХ3 соответственно. При движении снаряда в трубе на выходах датчиков формируются электрические сигналы Uв1, Uв2, Uв3, порождаемые угловыми вибрациями корпуса снаряда, и сигналы, порождаемые вращениями снаряда в пространстве. Учитывая, что снаряд предназначен для восстановления углов ориентации продольной оси трубы в координатах невращающейся горизонтальной системы Oнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , следует отметить, что все повороты связанной со снарядом подвижной системы ОХ1Х2 Х3 должны быть использованы для восстановления углов курса навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 (или азимута) трубопровода и углов навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 изменения наклона местности в зоне прокладки трубопровода.

Конечные повороты на углы Эйлера-Крылова в последовательности навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 -навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 -навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 позволяют установить зависимость проекций угловых скоростей на координаты связанной с объектом системы ОХ 1Х2Х3 с абсолютными угловыми скоростями объекта в системе Онавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 (Фиг.3). [Пельпор Д.С. и др. Гироскопические приборы и системы. М.: Высш. шк. 1988 - 424 с. 6 ил.]. В соответствии с кинематическими уравнениями конечных поворотов можно выразить зависимости выходных сигналов U6.1, U 6.2, U6.3 датчиков угловых скоростей 6.1, 6.2, 6.3:

U6.1 6.1·навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 x16.1·(навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '+навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '·sinнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 пх1+навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в1);

U6.26.2·навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 x26.2· (навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '·sinнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 пх2+навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в2);

U6.36.3·навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 х36.3·(-навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·sinнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '·cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 +навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 пх3+навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в3),

где навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 - угол крена (поворота вокруг оси ОХ1) аппарата или вокруг оси Oнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , правой сопровождающей горизонтальной системы Онавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , (Фиг.3),

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ' - угловая скорость вращения аппарата вокруг продольной оси Oнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ,

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 - угол рысканья аппарата вокруг оси Онавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 (оси, ориентированной из центра Земли в зенит),

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ' - угловая скорость рысканья,

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 - угол тангажа аппарата (угол поворота аппарата вокруг оси Oнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , направленной в правую сторону правой сопровождающей аппарат горизонтальной невращающейся системы Oнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ),

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 пx1, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 пх2, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 пх3 - переносные угловые скорости,

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в1, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в2, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в3 - угловые скорости вибраций относительно соответствующих осей связанной системы ОХ1 Х2Х3.

Мешающими факторами в сигнале датчиков угловых скоростей являются угловые скорости навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в1, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в2, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в3 угловых колебаний снаряда (вибраций) вокруг соответствующих осей. Эти колебания благодаря установке контейнера снаряда на упругоэластичных полиуретановых манжетах имеют синусоидальный закон изменений и происходят с некоторой частотой, определяемой массогабаритными характеристиками снаряда, упругостью и размерами эластичных манжет, скоростью движения снаряда в трубе и видом транспортируемого по трубе продукта (жидкость или газ).

Положим, что колебания происходят с некоторой угловой частотой навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 . Закон изменения угловых колебаний во времени описывается выражением:

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 =навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 мах·sin( навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·t),

где навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 мах - наибольшее угловое отклонение (амплитуда).

Отсюда угловая скорость для этих колебаний найдется как первая производная по времени

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 в=навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 '(t)=навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 мах· навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·cos( навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·t)=навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 max·cos( навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 *t)

Обычно возникают сложные колебания и для их подавления прибегают к использованию различного вида амортизаторов [Варламов Р.Г. (ред.) Справочник конструктора РЭА. - М.: Сов. радио, 1980. - 480 с. ил]. Это усложняет металлоконструкцию аппаратного комплекса. Использование механических амортизаторов не позволяет подавить мешающие колебания до значений, позволяющих получить допустимую величину ошибки при оценке углов ориентации навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 .

Если сигналы с выходов датчиков угловой скорости (ДУС) подвергнуть интегрированию, то на выходе, например, интегратора 8.1 получим сигнал:

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

где Ui1 - выходное напряжение интегратора (индекс i) первого (индекс 1);

Ki - коэффициент интегрирования;

U61 - выходное напряжение первого ВОГ;

US61 - напряжение полезной составляющей в сигнале первого ВОГ;

Un61 - напряжение мешающей составляющей в сигнале первого ВОГ,

U0 - начальное напряжение на выходе интегратора.

В правой части уравнения первый интеграл отображает полезный сигнал, а второй - мешающую составляющую от угловых колебаний. Рассмотрим интеграл от аддитивной вибрационной помехи отдельно.

Из этого выражения видно, что на выходе интегратора сигнал от угловых колебаний будет ослаблен в Ki/ навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 =Ki/2навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 f раз (f - частота угловых колебаний).

Таким образом, с помощью интегрирования сигналов датчиков угловой скорости можно добиться усиления низкочастотной части сигнала и подавить высокочастотные помехи.

Предположим, что требуется повысить в 10 раз чувствительность (крутизну преобразования) датчика угловой скорости. Это часто необходимо при обследовании внутритрубными снарядами-топографами пространственного положения подводных трубопроводов и трубопроводов, проложенных в оползневой зоне, где искривление пространственного положения оси трубопровода зачастую незаметно при визуальном контроле. Смещение продольной оси трубы в пределах десятых долей градусов требует или применения дорогостоящей инерциальной аппаратуры, или использования усиления (в допустимых пределах) выходного сигнала датчика угловой скорости. Допустим, что мы прибегли к обычному усилителю с коэффициентом усиления 10. В этом случае вместе с полезным сигналом усиливается и сигнал помехи. Для подавления вибрационных помех в прототипе применяют механические амортизаторы. При использовании механических амортизаторов типа АП, АЧ, AM, АПН и др. мешающие вибрации на частоте, например, 10 Гц могут быть ослаблены не более чем в 5-10 раз [Афонин П.М. и др. Беспилотные летательные аппараты. М.: Машиностроение. 1967 г. с.337-338], [Фролов К.В. (ред.) Вибрации в технике. Справочник т.6, М: Машиностроение, 1995 г. стр.203-224].

Если использовать интегратор с коэффициентом передачи Ki=10, то усиленная помеха с частотой 10 Гц ослабится в 2навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 f=6,28·10=62,8 раз, то есть в 6 раз эффективнее по сравнению со случаем использования механических амортизаторов. Таким образом, применение интегрирования дает полезный технический эффект.

В процессе движения по трубопроводу диагностический снаряд преодолевает не только плавные, но и крутые изгибы, где угловая скорость может достигать десятков и сотен градусов в секунду. При выбранном усилении сигнал ДУС на верхней угловой скорости будет передаваться с сильными частотными и нелинейными искажениями. В большой степени погрешность определяется ограниченностью динамического диапазона усилителя, приводящей к ограничению верхнего уровня сигнала. Восстановить верхнее значение угловой скорости при наличии в усилителе амплитудных ограничений уже невозможно.

Сужение диапазона преобразуемых угловых скоростей - это второй недостаток повышения чувствительности системы измерения угловых скоростей путем простого усиления сигнала ДУС.

Использование интегратора позволяет получить наперед заданную чувствительность системы с одновременным ослаблением мешающих синусоидальных сигналов. Изменение угловых скоростей на поворотах - процесс более медленный, чем изменения составляющих угловой скорости, происходящие в процессе вибрационных колебаний.

Рассмотрим фиг.2, на ней представлена электрическая схема измерительного модуля. На схеме три одинаковых канала измерения углов ориентации. Коэффициент передачи интегратора, реализуемого с использованием операционного усилителя с емкостью в цепи отрицательной обратной связи и с резистором в прямой цепи, описывается выражением [Урмаев А.С. Основы моделирования на аналоговых вычислительных машинах. М.: Наука, 1974, 320 с.]:

Ki=1/RC.

Рассмотрим числовой пример.

Пусть требуется установить коэффициент передачи интегратора, равный 10.

Возьмем конденсатор емкостью 1 мкФ=10-6 Ф.

Величину сопротивления резистора в прямой связи найдем так:

R=1/(Ki·C)=10 6/10=105 Ом=100 кОм.

Допустим, что интегратор питается от источника с напряжением ±5 В. Предельное изменение напряжения на выходе интегратора не может превышать напряжения питания. Полный диапазон одностороннего изменения интегрируемой величины можно определить, используя выбранный коэффициент передачи интегратора и известный предел изменения выходной величины. Пусть производится интегрирование выходного сигнала волоконно-оптического гироскопа ВГ 949 с чувствительностью 6,8 мВ/(град/с), преобразующего вращение с постоянной угловой скоростью 300 град/с. Сигнал на выходе ВОГ будет 6,8·300=2,04 В. Время ti, пo истечении которого интеграл достигнет напряжения 5 В, будет равно:

t i=5/(Ki·2,04)=0,245 с.

Выходное напряжение на выходе интегратора будет соответствовать углу поворота:

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 =навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·ti=300·0,245=73,5 град.

Если вращение будет происходить с угловой скоростью 0,004 град/с (угловая скорость, близкая к угловой скорости вращения Земли), то выходной сигнал ВОГ будет равен 6,8·0,004=0.0272·10 -3 В.

Время интегрирования, по истечении которого будет достигнуто предельное напряжение на выходе интегратора, равно:

ti=5·10 3/(Ki·0,0272)=18348 с.

Выходное напряжение на выходе интегратора будет соответствовать углу поворота:

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 =навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ·ti =0,004·18348=73,5 град.

Из примера видно, что использование интегратора позволяет обеспечить формирование значений углов поворота при изменении угловых скоростей поворотов в широком диапазоне (диапазон изменения скоростей в приведенном примере 300/0.004=75000). Экспериментальная проверка, проведенная с волоконно-оптическим гироскопом ВГ949, подтверждает чувствительность предлагаемого решения к угловой скорости суточного вращения Земли.

Продолжим рассмотрение работы устройства на примере интегратора 8.1.

Если вращение ДУС будет продолжаться дольше времени, допустимого до достижения режима насыщения интегратора, то интегратор войдет в режим насыщения и будут сильно искажены результаты интегрирования. Чтобы избежать насыщения интегратора, напряжение с выхода операционного усилителя 8.1.3 преобразуется в двоичный код с помощью АЦП 9 и вводится с определенной периодичностью в микроконтроллер 10. Программно в микроконтроллере 10 происходит сравнение напряжения, введенного из интегратора 8.1, с заданным наперед числом, соответствующим напряжению, при котором интегратор продолжает работать в линейном режиме, например ±4 В. Если напряжение на выходе интегратора 8.1 достигло этого предела, то программа микроконтроллера 10 формирует команду, по которой на катушку 8.1.6 соответствующего электромагнитного реле подключается напряжение, при котором электромагнитное реле замыкает свои контакты 8.1.5. Конденсатор 8.1.4 интегратора начинает разряжаться через замкнутые контакты реле. Напряжение с выхода интегратора 8.1 через АЦП 9 вводится в микроконтроллер 10 и контролируется его программой. В тот момент, когда напряжение на выходе интегратора 8.1 достигнет нулевого значения, микроконтроллер 10 отключает катушку 8.1.6 реле от источника электропитания и контакты реле 8.1.5 размыкаются. Теперь интегрирование продолжится с нулевыми начальными условиями. Значение интеграла перед срабатыванием реле сохраняется в памяти микроконтроллера 10.

Таким образом, осуществляется защита интегратора от выхода в режим насыщения. Использование быстродействующего реле позволяет производить обнуление интегратора в течение коротких временных интервалов, что незначительно искажает значение суммарного угла, формируемого суммированием на стационарной ЭВМ интегральных «кусков» при обработке записанных аппаратурой снаряда данных. В память бортового компьютера записывается интегрируемая величина, представленная отдельными «кусочными» таблично заданными функциями, которые должны быть склеены (конец одной функции с началом другой) в вычислителе для восстановления истинного значения интеграла за все время движения диагностического аппарата в трубопроводе.

Предлагаемое решение позволяет повысить чувствительность измерительного модуля и сохранить его работоспособность в широком диапазоне угловых скоростей, а также подавить в значительной степени мешающее воздействие угловых вибраций.

Для определения курса навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , тангажа навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 и крена навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 внутритрубного снаряда-топографа обычно используются формулы, связывающие угловые скорости навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 1, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 2, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 3, измеряемые датчиками угловых скоростей, ориентированными по осям ОХ1Х2Х 3 связанной с аппаратом ортогональной правой системы, и угловые скорости навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ', навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ', навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 ', наблюдаемые в сопровождающей аппарат невращающейся горизонтальной системе. [Афонин П.М. и др. Беспилотные летательные аппараты. М.: Машиностроение, 1967 г. 439 с., ил. С.139], [Пельпор Д.С. и др. Гироскопические приборы и системы. М. Высш. шк. 1988 - 424 с. 6 ил. с 319]:

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

Если подвергнуть уравнения (1)-(3) интегрированию на коротком временном интервале навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 Т, то с достаточной для практического использования точностью можно считать постоянными значения углов навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 и навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 и вынести из под знака интеграла sinнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , tanнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 и cosнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 . После интегрирования вместо значений угловых скоростей в уравнениях появятся приращения углов навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 1, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 2, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 3. Так как запоминание значений интегралов ведется с определенным шагом, в пространстве равным шагу навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 S одометра, а по времени навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 Т шагу одометра, деленному на скорость движения, то в память микроконтроллера оказываются вводимыми дискретные значения интегралов, считанные в i-й момент.

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

где

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i - приращение угла рыскания в i-й момент;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i - приращение угла тангажа в i-й момент;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i - приращение угла крена в i-й момент;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i - угол курса в i-й момент;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i-1 - угол тангажа в i-й момент;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i-1 - угол крена в i-й момент;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 1i, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 2i, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 3i - углы, полученные на выходе интеграторов 8.1, 8.2, 8.3 в i-й момент дискретизации времени (пути).

Так как запись данных в память бортового компьютера производится в дискретные моменты времени, однозначно привязанные к изменениям навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 S проходимого снарядом пути, и время для каждого дискретного момента запоминается вместе со значениями углов, получаемых на выходах интеграторов, то все вычисления по формулам (4), (5), (6) легко производятся при анализе записи, полученной во время движения по трубе. Запись представляет собой таблицу, каждая строка которой представляет собой значения ускорений и угловых скоростей, наблюдавшиеся в точке траектории, соответствующей рассматриваемой строке. Строки таблицы следуют с интервалом, равным шагу одометра навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 S. Для анализа такой таблично заданной функции используется стационарная ЭВМ, в которую собранные снарядом данные перегружаются из бортового накопителя 12. Благодаря использованию интеграторов на выходе ДУС данные, относящиеся к угловой информации, свободны от большинства шумов и содержат информацию об изменениях угла, как на больших, так и на малых угловых скоростях поворотов диагностического снаряда в трубопроводе. Табличная форма представления зарегистрированной информации позволяет простым способом находить изменения углов навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 1i, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 2i, навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 3i, вычитая из параметра навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 iJ соответствующего столбца J текущей строки i значение параметра навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 (i-1)J из того же столбца J предыдущей строки (i-1).

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

где

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i-1 - угол, накопленный на (i-1)-м шаге одометра;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i - приращение угла для i-го шага;

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 i - текущий угол на выходе интегратора в i-й момент;

i - номер шага одометра

Jнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 {1,2,3} - индекс, соответствующий номеру оси координат связанной с объектом системы.

По найденным в (4), (5), (6) значениям приращений углов навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 , навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 находятся текущие значения углов ориентации в координатах невращающейся горизонтальной системы Oнавигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

Текущие координаты трубопровода, с началом координат в камере запуска, вычисляются для каждого шага одометра с использованием текущих значений углов ориентации, вычисленных по уравнениям (8)-(10), и известного шага навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828 S одометра:

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд, патент № 2321828

Класс G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 

способ повышения точности бесплатформенной инерциальной системы ориентации на основе трехосных волоконно-оптических гироскопов с одним общим источником излучения -  патент 2502048 (20.12.2013)
бесплатформенная инерциальная курсовертикаль на чувствительных элементах средней точности -  патент 2487318 (10.07.2013)
блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса -  патент 2467288 (20.11.2012)
способ определения местоположения наземных подвижных объектов -  патент 2445576 (20.03.2012)
способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира -  патент 2367909 (20.09.2009)
способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем спутниковых радионавигационных систем -  патент 2361231 (10.07.2009)
гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии в океане на подвижном объекте -  патент 2348009 (27.02.2009)
способ выставки осей подвижного объекта -  патент 2320963 (27.03.2008)
способ определения навигационных параметров летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2313067 (20.12.2007)
бесплатформенная система ориентации -  патент 2282199 (20.08.2006)

Класс F17D5/06 с применением электрических или акустических средств

способ мониторинга внутренних коррозийных изменений магистрального трубопровода и устройство для его осуществления -  патент 2514822 (10.05.2014)
способ определения расстояния до места течи подземного трубопровода и устройство для его реализации -  патент 2503937 (10.01.2014)
способ обнаружения слабоинтенсивных утечек из подводных нефтепроводов мобильным подводным измерительным комплексом -  патент 2499951 (27.11.2013)
устройство и блок датчиков для контроля трубопровода с использованием ультразвуковых волн двух разных типов -  патент 2485388 (20.06.2013)
способ определения мест порывов трубопроводов с помощью акустико-корреляционной диагностики -  патент 2484362 (10.06.2013)
устройство для обнаружения течи в подземной теплотрассе -  патент 2482382 (20.05.2013)
способ получения и предварительной обработки сигнала шума порыва трубопровода для проведения акустико-корреляционной диагностики -  патент 2481525 (10.05.2013)
способ дистанционного контроля и диагностики напряженно-деформированного состояния конструкции трубопроводов -  патент 2474754 (10.02.2013)
система контроля герметичности газонаполненных электрических устройств с токонесущими частями -  патент 2464487 (20.10.2012)
система вибрационного контроля, защиты и диагностики технического состояния технологического оборудования -  патент 2464486 (20.10.2012)

Класс E21B47/02 определение наклона или направления

гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра -  патент 2528105 (10.09.2014)
забойная телеметрическая система -  патент 2509210 (10.03.2014)
способ начальной азимутальной ориентации непрерывного гироскопического инклинометра и устройство для его осуществления -  патент 2504651 (20.01.2014)
устройство для определения параметров заложения нисходящих наклонных шпуров и скважин -  патент 2503809 (10.01.2014)
способ начальной азимутальной выставки скважинного прибора гироскопического инклинометра и азимутальный модуль -  патент 2501946 (20.12.2013)
гироинерциальный модуль гироскопического инклинометра -  патент 2499224 (20.11.2013)
способ контроля искривления ствола скважины -  патент 2476668 (27.02.2013)
электрогенератор станка-качалки скважины -  патент 2472278 (10.01.2013)
способ строительства многозабойной скважины -  патент 2451150 (20.05.2012)
устройство для определения положения инструмента для формирования наклонных и горизонтальных скважин (варианты) -  патент 2410537 (27.01.2011)
Наверх